Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


ТРЕНАЖЕРЫ В ТРЕНИРОВКЕ ГИМНАСТОВ

   
Ф. П. Мамедов, к. п. н, Азерб.
педагогический институт
им. В. И. Ленина
 

Современная подготовка высококвалифицированных гимнастов немыслима без разнообразных, технически совершенных устройств. Систематизация технических средств обучения (ТСО) позволит не только упорядочить представления об уже существующих ТСО, но и планировать создание других приспособлений и механизмов.

Предпринимая попытку систематизировать ТСО, предназначенные для подготовки гимнастов и гимнасток, необходимо прежде всего учесть ряд факторов, определяющих предназначение ТСО. На рисунке дается упрощенная схема, позволяющая составить представление о комплексе признаков, свойственных достаточно полному семейству ТСО, а также о направленности действия отдельных средств, входящих в такое семейство и имеющих локальное предназначение. На рисунке условно выделены две основные группы ТСО. Одна из них связана преимущественно с программной организацией движения (используется терминология программного движения, предложенная Г. В. Кореневым и В. Т. Назаровым). Другая — с решением задач энергорегуляции, возникающих при выполнении двигательного действия. В том и другом случаях возможна дополнительная дифференциация ТСО, которую здесь предлагается делать по признакам снижения запроса и дотации (по Ю. К. Гавердовскому). Под снижением запроса понимается метод работы, предполагающий сокращение программного содержания упражнения, а также по необходимости снижение требований к точности управления двигательным действием, его энергообеспечению, волевой мобилизации и пр. Соответственно под дотацией понимается метод работы, предполагающий достаточно полную мобилизацию возможностей исполни-

 

теля при условии оказания ему помощи, необходимой для выполнения программного движения. Очевидно, что часто границы между тем и другим подходами к организации работы бывают стертыми, однако упомянутая дифференциация методов работы и соответственно ТСО представляется полезной для осмысления методов, приемов и средств обучения в гимнастике*.

На основе предложенной схемы выделим наиболее характерные типы ТСО (исключение составят средства, предназначенные для формирования предварительных представлений о движении).

Средства обкрутки по программам положения и ориентации (см. рис., фиг. 1). ТСО такого типа одними из первых появились в экспериментальных исследованиях и практике. Таков первый оборотовый тренажер для освоения упражнений на перекладине, выполненный в 1961 г. Ю. К. Гавердовским, тренажер А. Цомая, аналогичные приспособления А. Ф. Гринштейна и др.**. Существуют ТСО, предназначаемые для обкрутки с целью освоения безопорных вращений (тренажер Н. Г. Сучилина и др.), махов на коне (тренажер Э. В. Польского и др.). Часто в этих случаях гимнаст выполняет не только движение по программе ориентации, но и по программе места, то есть воспроизводит всю программу положения, тогда как активные позные действия здесь обычно ограничиваются или вовсе исключаются.

Средства «протяжки» по программе места (фиг. 1) также хорошо из-


* См. статью Ю. К. Гавердовского и Ф. П. Мамедова в сб. «Гимнастика». вып. 1. М., 1984. с. 26.

** Здесь и далее мы не ставим своей целью давать полные перечни соответствующих ТСО, а лишь приводим характерные примеры.

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

14067-3.jpg

 

вестны. Их прототипом являются различные вспомогательные пояса, лонжи, поддерживающие поступательное движение тела при акробатических прыжках, перелетах и аналогичных движениях. В настоящее время известны, например, скользящие лонжи А. Д. Тулупова, В. Н. Курыся и др. В 1970 г. была использована первая спецлонжа на перекладине с активной тягой по вертикали и горизонтали (авторы — И. Д. Скляров, М. Н. Питомцев, Ю. К. Гавердовский), с помощью которой был впервые показан будущий перелет Ткачева. В свое время нами была также предложена спецлонжа для мужских брусьев, позволяющая контролировать движения как над жердями, так и под ними (практически осуществлена В. А. Оглотковым). Возможны и другие, весьма разнообразные конструкции этого типа, предназначенные для многих видов упражнений.

Средства проводки (фиг. 1, 3) предполагают выполнение с помощью ТСО всех основных управляющих функций, включая (что является главным) изменение позы, соответствующее управляющим действиям. Прототипом такого тотального внешнего управления движениями гимнаста являются проводки — движения гимнаста в руках тренера. Что касается ТСО, которые решали бы те же задачи, то опыт их конструиро-

 

вания пока что минимален*. В последние годы в биомеханике все активнее обсуждается проблема экзоскелетонов — императивных           уст-

ройств, действующих по программе, задаваемой ЭВМ.

Устройства трех упомянутых типов действуют по принципу императивного управления движениями гимнаста, который более или менее пассивно подчиняется внешнему воздействию. Между тем программное движение может осуществляться преимущественно усилиями самого гимнаста, которому оказывается содействие. ТСО такого типа также хорошо известны и могут быть весьма несложными.

Пространственные ориентиры давно используются в практике и являются средством регуляции движений. Простейшие из них апеллируют к зрению, в том числе периферическому. Нередко используются и регуляторы, рассчитанные на подачу тактильных сигналов (легкие маты, ограничивающие движение, веревочка для перемахов ногами и т. п.). Иногда они сочетают в себе свойства визуальных ориентиров и ограничителей движения. Таким образом, подобные ТСО содействуют программной орга-


* См. статью С. П. Евсеева и Ю. Н. Рыкунова в сб. «Гимнастика», вып. 2. М., 1984, с. 17.

Library   6   Up


Contents

 

Home
 

низации движения по принципу дотации (фиг. 2, 4).

Временные ориентиры также играют роль регуляторов движения, организуют его темпоритмически. Известен ряд работ, показывающих важность и эффективность такого подхода к работе над гимнастическим движением (С. Д. Устинов, О. Б. Корсеев, Г. Христов, Р. Галстян и др.). При современной технологии возможны и более совершенные ТСО, решающие принципиально те же задачи. Наиболее показательна в этом отношении серия работ И. П. Ратова, предложившего использовать для освоения двигательных действий устройства, позволяющие контролировать и направлять программное движение с использованием систем обратной связи и разнообразных сенсорных каналов обучающегося (светомиофоническая установка и др.). Сходные задачи решаются и в предложенной Э. В. Гостевым установке для адаптивного обучения упражнениям на кольцах.

Средства для замедления движения и фиксации ключевых положений тела представляют собой частный случай упомянутых ТСО для обкрутки, проводки и т. п. Чаще всего устройства, обеспечивающие такую работу, дают возможность воспроизведения двигательного действия в замедленном темпе вплоть до фиксации отдельных граничных положений, важных для понимания характера управления движением. Однако ТСО, позволяющие варьировать темп двигательного действия или выделять в процессе работы ключевые положения тела (при сохранении возможности целостного воспроизведения движения), особенно ценны в практике (см. ниже).

Средства моделирования экстремальных условий. Исполнение многих гимнастических упражнений связано с необходимостью действий в спорадически возникающих экстремальных условиях. Таковы, например, безопорные движения (в невесомости), действия при значительных перегрузках и т. п. Обычно освоение двигательных действий, связанных с такими условиями, вызывает наибольшие затруднения и требует очень организованного обучения. В гимнастике, а также в других видах спорта предпринимаются попытки создания ТСО, моделирующих данные условия. Таковы, например, различные подвески,

 

позволяющие в условиях тяготения имитировать безопорное движение (например, подвеска С. Д. Устинова), тренажеры для освоения сложных вращений с поворотами в полете (конструкция Н. Г. Сучилина), толчковые тренажеры, позволяющие многократно повторять прыжково-толчковые действия на опоре (ногами, руками) с воспроизведением близких к реальности условий, включая силовое поле (качельные устройства, предложенные В. В. Кузнецовым и т. п.).

Практическое применение данных ТСО облегчает спортсмену знакомство с новыми для него условиями работы и соответственно снижает запрос к обеспечению двигательного действия (фиг. 1, 3).

Энергонасыщающие снаряды широко используются в современной гимнастической практике. Наиболее характерное средство этого типа — батут, применяющийся как многоцелевой подкидной снаряд. В настоящее время известны и разнообразные упругие модификации снарядов гимнастического многоборья (бревно, конь для прыжков и др.). Весьма показательно применение для акробатической подготовки упругой спецдорожки (Курысь В. Н., Скакун В.Н.), упругих снарядов с меняющейся упругостью (Ю. А. Ипполитов), а также наклонной дорожки и тянущих скользящих лонж для поддержания достаточно высокой скорости поступательного движения (А. Д. Тулупов).

Разгрузочные устройства в отличие от энергонасыщающих действуют не по принципу дотации, а по принципу снижения запроса (сравните на рисунке фиг. 5 и 6). Технически решение этой задачи сложнее, и поэтому ТСО такого типа редки. Однако в тех случаях, когда существует приемлемое техническое решение данной задачи, педагогический эффект бывает весьма ощутимым. Известны кольца с «автопротивовесом» (тросы колеи перебрасываются через блоки и возвращаются к лонже, в которой рабо­ тает гимнаст); такое устройство позволяет более чем вдвое снизить нагрузку на гимнаста (и требования к его силовым качествам), полностью сохранив структуру управляющих действий и программу движения. Высокий эффект таких ТСО показан в исследованиях В. И. Говердовского.

Демпфирующие устройства игра-

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

ют существенную роль в обучении гимнастическим упражнениям, снижая запрос к физической и нервно-психической мобилизации гимнаста при исполнении упражнений, содержащих фазы достаточно жесткого взаимодействия с опорой. Простейший случай этого рода — применение поролоновых ям, матов, насадок на снаряд и пр.

Сложнее обеспечение того же эффекта работы на снаряде. В ряде случаев это требует специальных конструкций, подобных, например, амортизирующим кольцам Е. М. Аксенова и С. П. Евсеева.

Страховочные устройства необходимы при обучении сложным упражнениям. Помимо общеизвестных средств, в том числе элементарных, возможно применение более сложных ТСО этого типа, например сеток-ловушек, подъемных площадок с матами (А. Ф. Гринштейн, Е. Г. Соколов) и др. Вместе с тем следует отметить, что роль страховочных устройств часто играют и ТСО, которые имеют другое основное предназначение; таковы различные ТСО для обкруток, протяжек, проводок, спецпояса и пр.

Перечисленные типы ТСО условно-локальны, чаще всего они выполняют некоторые комплексные функции адаптации обучения. Типичны случаи, когда тренажеры одновременно обеспечивают проводку по программе положения, дают возможность управлять темпом движения, фиксировать ключевые положения тела, позволяя гимнасту выполнять относительно свободные действия в суставах, гарантируют физическую помощь и страховку. Другой типичный случай комплексного действия ТСО — энергообеспечение, энергорегуляция движения при наличии выраженной свободы действий гимнаста и гарантиях безопасности. Применение ТСО двух данных направлений создает широкие возможности для обучения, опирающегося на методы целенаправленного снижения трудности целевого упражнения, включая трудности, связанные с технической, физической, психологической, а также теоретической подготовкой гимнаста (Ю. К. Гавердовский).

В настоящем сообщении приводятся результаты серии из пяти педагогических экспериментов, в каждом из которых проверялась эффективность применения ТСО того или

 

иного типа. Кратко опишем результаты этих исследований*.

Эксперимент 1. Исследовалась возможность и эффективность разучивания сложных оборотовых упражнений на перекладине посредством тренажера, допускающего принудительное вращение по программе положения. Принципиальная идея данного тренажера проста и в общих чертах повторяет известную схему оборотовых тренажеров. Оригинальным элементом данной конструкции являлась возможность принудительного вращения спортсмена по схеме разучиваемого движения, при этом несущая ферма тренажера приводилась в движение электродвигателем, меняющим скорость вращения и допускающим любые промежуточные остановки конструкции в избранном положении. Гимнаст, работающий в тренажере, мог привычным образом захватывать гриф перекладины (кисти по необходимости крепятся лямками), а его поясница фиксировалась вращающейся лонжей на резиновых амортизаторах. Конструкция защищена авторским свидетельством за № 619194.

Описанный тренажер мог использоваться как многоцелевой. Его конструкция позволяла разучивать разнообразные оборотовые упражнения, обороты на одной руке, движения типа сальто в вис и др. В эксперименте тренажер испытывался как средство обучения большому обороту вперед в обратном хвате. Были сопоставлены две методики обучения названному упражнению: традиционная и с использованием тренажера. Первая предполагала обучение по схеме, известной из литературы и опирающейся на обучение посредством расчленения движения. Вторая предполагала преимущественно целостное обучение, возможности которого существенно расширялись благодаря тренажеру.

Итоги эксперимента показали преимущества использования ТСО. Упомянем в этой связи лишь некоторые характерные результаты. Испытуемые двух статистически однородных групп (гимнасты — кандидаты в мастера, по 10 человек в каждой группе) начинали и в дальнейшем работали в равных условиях, исключая собственно методику разучивания движения. Но при

 


* В соавторстве с Ю. К. Гавердовским.

 
Library   8   Up


Contents

 

Home
 

этом гимнасты контрольной группы постепенно все более отставали практически во всех показателях освоения целевого упражнения. Так, первые самостоятельные попытки исполнения оборотов в обратном хвате в экспериментальной группе падают на 5-е занятие, в контрольной — на 11-е; гимнасты, использовавшие тренажер, уже к 17-му занятию освоили целевое упражнение на оценку 4,60 балла (среднегрупповой показатель по принятой в эксперименте пятибалльной шкале), гимнасты контрольной группы имели к этому моменту оценку лишь в 2,24 балла. Занятия в контрольной группе были продолжены (сверх 17) до 34-й тренировки, но и к этому моменту среднегрупповая оценка за оборот составляла лишь 3,13 балла. Показательно, таким образом, превосходство методики работы на основе ТСО, которая не только ускоряет обучение, но и повышает его качество.

Эксперимент 2. Исследовалась возможность обучения целостным методом опорному прыжку переворот — сальто вперед в группировке. Здесь использовалось элементарное энергонасыщающее устройство — подкидная пневматическая подушка, укрепленная на прыжковом коне. Высота снаряда, положение опорной площадки для отталкивания руками соответствовали принятым стандартам для коня в длину. Конь был установлен перед поролоновой ямой. Упругость снаряда по ходу эксперимента могла меняться, постепенно приближаясь к показателям «нормального» коня. В эксперименте вновь сопоставлялись традиционная методика обучения с использованием элементов расчленения и методика целостного обучения с использованием ТСО. В исследованиях также были заняты две однородные группы гимнастов-мужчип, готовых, по данным тестирования, к освоению экспериментального упражнения, но еще не владеющих им.

Итоги данного эксперимента также весьма показательны. Было показано, что испытуемым контрольной группы пришлось выполнить до момента получения минимально удовлетворительных результатов гораздо больший объем работы (по грубой оценке — вдвое больший по каждому учебному упражнению). Весьма характерно при этом, что преобладающая часть подходов в экспериментальной группе

 

была, по экспертным оценкам, удачной (обычно более 80%), тогда как удачные подходы (то есть дающие ожидаемый обучающий эффект) в контрольной группе всегда составляли меньшую часть от всех подходов. Существенно отстала контрольная группа и по показателям темпов и качества обучения.

Эксперимент 3. Исследовалась эффективность обучения сложным упражнениям на кольцах с использованием разгрузочного устройства. В экспериментальной группе гимнастов для разучивания большого оборота назад применялись упоминавшиеся выше кольца с «автопротивовесом», позволявшие гимнастам резко снизить физическую напряженность действий, лучше чувствовать тонкие элементы управления движением, не опасаться обрывов в висе и др. Гимнасты контрольной группы действовали традиционно, широко применяя расчленение оборота, помощь и другие приемы. Как и в предыдущих экспериментах, выявилось, что применение ТСО, позволяющих шире пользоваться целостными методами работы и адаптировать задания, дает достоверно лучшие результаты. Так, гимнасты экспериментальной группы гораздо быстрее повышали качество исполнения большого оборота назад, достигнув к 11-й тренировке оценки в 4,4 балла, тогда как испытуемые контрольной группы затратили 22 тренировки, чтобы приблизиться к уровню 3-балльной оценки. Вновь характерным образом различалось здесь и соотношение между удачными и неудачными подходами: благодаря более совершенной методике гимнасты экспериментальной группы преобладающую часть подходов делали при полном соответствии двигательной структуры упражнения целевому движению, тогда как в контрольной группе процент удачных подходов при исполнении наиболее ответственных заданий был всегда невысоким (не более 30%).

Эксперимент 4. Данный эксперимент по основной идее и средствам был близок к эксперименту 1: в двух группах гимнасток осваивался большой оборот назад на брусьях разной высоты, для чего в экспериментальной группе применялся спецтренажер. Тренажер представлял собой легкую сварную ферму, вращающуюся вокруг оси верхней жерди брусьев и приводимую на этот раз в

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

движение с помощью самого тренера вручную. Тренажер позволял работать над большим оборотом целостно, сохраняя при этом возможность свободного управления темпом движения, включая фиксации ключевых положений. Не комментируя результаты эксперимента в подробностях, отметим, что применение ТСО и здесь дало существенные преимущества в сравнении с обычными подходами к обучению данным движениям.

Эксперимент 5. Данный эксперимент представлял собой опыт применения ТСО для обучения безопорным поворотам. Был использован предложенный Ю. К. Гавердовским тренажер «Тор», позволяющий воспроизводить в целостной форме движения, «запускающие» в полете поворот безынерционного типа (Ю. К. Гавердовский, С. Д. Устинов, В. Т. Назаров, Н. Г. Сучилин). Тренажер представляет собой укрепленные на меняющихся по высоте стойках тороидальные направляющие, по которым гимнаст может без проскальзывания «прокатываться» поясницей, воспроизводя тем самым все основные элементы безынерционного поворота, включая вращение системы вокруг общей продольной оси, собственные повороты звеньев и их обращение. При этом гимнаст действует, стоя на вращающейся подставке типа скамейки Жуковского. Аналогичным образом можно работать на «Торе», занимая положение стойки на руках (хватом за вращающиеся стоялки).

Тренажер, используемый в комплексе с унифилярной подвеской и батутом, применялся для освоения безынерционного поворота на 360° при

 

прыжках на батуте и составлял собой основной вариант экспериментальной методики. В контрольной группе прыжок с поворотом на батуте осваивался традиционно.

Результаты эксперимента вновь показали, что целенаправленное применение ТСО дает достоверно более высокий эффект, чем обычные подходы к обучению. Так, успешное исполнение поворота на батуте в экспериментальной группе началось уже с 4-го занятия, а высших оценок за исполнение контрольных заданий испытуемые достигли к 12-й тренировке. Гимнасты же контрольной группы начали самостоятельно исполнять целевое упражнение лишь с 9-го занятия, но и к 28-му занятию (когда эксперимент пришлось прекратить) достигли лишь оценки в 3 балла (по 5-балль-кой шкале). Таким образом, и здесь верно выбранные ТСО позволили существенно повысить темпы и качество учебно-тренировочной работы.

В описанных экспериментах применялись ТСО разных типов: тренажеры для обкрутки и проводки, энергонасыщающие и демпфирующие устройства, разгружающие конструкции, средства, дающие эффекты моделирования двигательного действия, страховки-помощи; при этом названные свойства ТСО комбинировались. Не вызывает сомнения, что дальнейшее развитие технологии обучения гимнастическим упражнениям с помощью ТСО должно дать ощутимый эффект в деле подготовки спортсменов высокой квалификации, равно как может быть использовано и для внедрения элементов спортивной гимнастики в массовый физкультурный обиход.

 

 

РАСТЕТ «СЕМЕЙСТВО ДИОМИДОВЫХ»

   
С. А. Алекперов, к. п. н.,
Ф. А. Аллахвердиев,
ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта
 

Заслуженный мастер спорта СССР, победитель чемпионата мира 1966 года (г. Дортмунд) в упражнениях на брусьях Сергей Диомидов прославился исполнением своей знаменитой вертушки. Необычность элемента для многих специалистов объяснялась тем, что в их сознании не укладывалось представление о возможности полного {на 360°) поворо-

 

та на одной руке без перехвата кисти.

Развитие сложности соревновательных программ привело к тому, что за прошедшие 20 лет у вертушки Диомидова появились братья — подъем махом вперед с поворотом на 360° в стойку на руках и переворот махом назад через стойку на руках с поворотом на 360° (обратный «дио-

Library   10   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало