|
ют существенную роль в обучении гимнастическим упражнениям, снижая запрос к физической и нервно-психической мобилизации гимнаста при исполнении упражнений, содержащих фазы достаточно жесткого взаимодействия с опорой. Простейший случай этого рода — применение поролоновых ям, матов, насадок на снаряд и пр.
Сложнее обеспечение того же эффекта работы на снаряде. В ряде случаев это требует специальных конструкций, подобных, например, амортизирующим кольцам Е. М. Аксенова и С. П. Евсеева.
Страховочные устройства необходимы при обучении сложным упражнениям. Помимо общеизвестных средств, в том числе элементарных, возможно применение более сложных ТСО этого типа, например сеток-ловушек, подъемных площадок с матами (А. Ф. Гринштейн, Е. Г. Соколов) и др. Вместе с тем следует отметить, что роль страховочных устройств часто играют и ТСО, которые имеют другое основное предназначение; таковы различные ТСО для обкруток, протяжек, проводок, спецпояса и пр.
Перечисленные типы ТСО условно-локальны, чаще всего они выполняют некоторые комплексные функции адаптации обучения. Типичны случаи, когда тренажеры одновременно обеспечивают проводку по программе положения, дают возможность управлять темпом движения, фиксировать ключевые положения тела, позволяя гимнасту выполнять относительно свободные действия в суставах, гарантируют физическую помощь и страховку. Другой типичный случай комплексного действия ТСО — энергообеспечение, энергорегуляция движения при наличии выраженной свободы действий гимнаста и гарантиях безопасности. Применение ТСО двух данных направлений создает широкие возможности для обучения, опирающегося на методы целенаправленного снижения трудности целевого упражнения, включая трудности, связанные с технической, физической, психологической, а также теоретической подготовкой гимнаста (Ю. К. Гавердовский).
В настоящем сообщении приводятся результаты серии из пяти педагогических экспериментов, в каждом из которых проверялась эффективность применения ТСО того или
|
|
иного типа. Кратко опишем результаты этих исследований*.
Эксперимент 1. Исследовалась возможность и эффективность разучивания сложных оборотовых упражнений на перекладине посредством тренажера, допускающего принудительное вращение по программе положения. Принципиальная идея данного тренажера проста и в общих чертах повторяет известную схему оборотовых тренажеров. Оригинальным элементом данной конструкции являлась возможность принудительного вращения спортсмена по схеме разучиваемого движения, при этом несущая ферма тренажера приводилась в движение электродвигателем, меняющим скорость вращения и допускающим любые промежуточные остановки конструкции в избранном положении. Гимнаст, работающий в тренажере, мог привычным образом захватывать гриф перекладины (кисти по необходимости крепятся лямками), а его поясница фиксировалась вращающейся лонжей на резиновых амортизаторах. Конструкция защищена авторским свидетельством за № 619194.
Описанный тренажер мог использоваться как многоцелевой. Его конструкция позволяла разучивать разнообразные оборотовые упражнения, обороты на одной руке, движения типа сальто в вис и др. В эксперименте тренажер испытывался как средство обучения большому обороту вперед в обратном хвате. Были сопоставлены две методики обучения названному упражнению: традиционная и с использованием тренажера. Первая предполагала обучение по схеме, известной из литературы и опирающейся на обучение посредством расчленения движения. Вторая предполагала преимущественно целостное обучение, возможности которого существенно расширялись благодаря тренажеру.
Итоги эксперимента показали преимущества использования ТСО. Упомянем в этой связи лишь некоторые характерные результаты. Испытуемые двух статистически однородных групп (гимнасты — кандидаты в мастера, по 10 человек в каждой группе) начинали и в дальнейшем работали в равных условиях, исключая собственно методику разучивания движения. Но при
* В соавторстве с Ю. К. Гавердовским. |
|