|
произвольной программы часто происходит следующее. Спортсмен, неправильно оценив свое состояние, планирует «качественный» вид ориентировки, но поскольку это влечет за собой различные виды ошибок, он «бросается» контролировать все подряд, т. е. переходит на осуществление «детального» вида ориентировки, который не приводит к улучшению качества выполнения упражнений. Отсюда следует вывод, что если спортсмену по какой-либо причине не удается безошибочное выполнение с использованием «качественного» вида ориентировки (а чаще это бывает из-за плохого состояния), то он должен переходить не на «детальный» вид ориентировки, а на «целостный». Это еще один из конкретных путей реализации основной гипотезы исследования.
Таким образом, результаты констатирующего исследования подтверждают правильность основной гипотезы исследования: эффективным методом совершенствования технического мастерства у высококвалифицированных гимнастов на предсоревновательном этапе подготовки будет «метод упражнения при соответствии способа выполнения текущему состоянию гимнаста».
Констатирующее исследование позволило наметить конкретные пути процесса совершенствования технического мастерства: организацию структуры занятий, планирование видов ориентировки.
Основой работы с гимнастами экспериментальной группы было проведение тренировочных занятий по следующей схеме:
— регистрация показателей текущего психофизиологического состояния за 15 — 20 мин до занятия; методики: самооценка состояния по тесту «ФСАН»* (Р. Матезиус, 1972), корректурная проба «Бурдон»**, измерение электрокожного сопротивления (ЭКС), частоты сердечных сокращений (ЧСС);
— качественная оценка («хорошее», «удовлетворительное», «плохое») текущего психофизиологического состояния;
— оценка освоенности упражнения и его частей (один раз в начале каждого микроцикла тренировки) по 10-балльной шкале;
— принятие мер по поддержанию оптимального текущего состояния; варианты специальных разминок (Е. Г. Козлов, 1983) и психотехнические приемы (аутогенная, психорегулирующая и психомышечная тренировки);
— экспресс-контроль текущего психофизиологического состояния перед каждым снарядом: самооценка самочувствия по 10-балльной шкале и ЭКС;
— планирование видов ориентировки совместно с гимнастом перед каждым подходом;
— обеспечение совпадения планируемых и
* Самооценка физического состояния, активности, настроения.
** Таблица включает в себя фигуры-знаки, изображающие статистические положения гимнастов.
|
|
реально осуществляемых видов ориентировки (проговаривание тренеру и «про себя» видов ориентировки, идеомоторное выполнение упражнения с акцентом на моментах, подлежащих контролю);
— фиксация ошибок и оценка тренером выполнения упражнения;
— опрос гимнаста о соответствии осуществленных видов ориентировки запланированным и оценка удовлетворенности выполненным упражнением по 10-балльной шкале;
— анализ тренером и спортсменом ошибок и причин отклонения от запланированных видов ориентировки;
— коррекция видов ориентировки перед следующим подходом.
Результаты контрольных соревнований до и после педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что в контрольной группе за период занятий с использованием различных методов технической подготовки, среди которых центральным был «метод упражнения при различных состояниях организма спортсмена», в обязательной программе средний результат в пяти видах увеличился на 0,31 балла, а в произвольной программе — на 0,39 балла, различие недостоверно (Р > 0,05). В экспериментальной группе за период занятий по «методу упражнения при соответствии способа выполнения текущему состоянию» в обязательной программе средний результат по сумме 5 видов увеличился на 1,31 балла, в произвольной — на 1,51 балла, различие достоверно (Р < 0,05).
Повышение технического потенциала происходит потому, что гимнаст получает максимальную пользу от каждого подхода, так как в каждом из них решает посильные для себя задачи (контролировать только то, что может контролировать в данном состоянии). Видимо, это позволяет отшлифовывать исполнительные механизмы действий. Кроме этого, косвенно положительно влияет удовлетворение от выполнения запланированных заданий (поскольку метод направлен на обеспечение совпадения планируемых видов ориентировки с реально осуществляемыми), а также то, что психическое напряжение, связанное с необходимостью решать недоступные задачи по контролю за действиями, не возникает.
Максимальная степень реализации технического потенциала достигается потому, что гимнаст в ходе совместной работы с экспериментатором и тренером на тренировочных занятиях приучается учитывать основные лимитирующие условия, в качестве которых выступает собственное состояние спортсмена. Используя эти навыки в соревновании, он гарантирует себя от явных срывов при плохом состоянии и от излишней перестраховки при оптимальном состоянии.
Предлагаемый «метод упражнения при соответствии способа выполнения текущему состоянию» значительно эффективнее «метода уп- |
|