|
продолжить комбинацию в любом варианте.
Методика обучения. Составив правильное представление об изучаемом элементе с использованием представленной контурограммы, можно приступить к обучению, применяя следующие подводящие упражнения: 1 — круги двумя с высоким положением прямого тела над опорой, 2 — из упора сзади на ручках перемахом двумя назад переход вправо прыжком на ручку и тело, 3 — на полу из упора лежа толчком левой поворот на 360° вокруг про-
|
|
дольной оси туловища в упор лежа, 4 — на тренажере или низком коне проводка элемента полностью. По мере приобретения устойчивого навыка целостного выполнения элемента приступить к выполнению на стандартном коне.
Нам представляется, что динамическое развитие композиций на коне приведет не только к освоению описанного элемента, но и к развитию открываемой им новой структурной группы. |
|
В настоящее время одна из основных тенденций развития спортивной гимнастики — постоянно растущая сложность соревновательных упражнений, особенно акробатических элементов. Отмеченная тенденция постоянно обостряет проблему совершенствования методики обучения, поиска путей для быстрого и прочного овладения сложными упражнениями.
Известно, что поворот вокруг продольной оси тела спортсмена можно выполнить двумя основными способами: опорным и безопорным. Однако в последнее время гимнасты высокого класса все чаще используют смешанный способ с элементами техники как опорного, так и безопорного способов поворота. Как справедливо указывают ряд авторов (Ю. К. Гавердовский, С. Д. Устинов, 1972; Н. Г. Сучилин, 1978, и др.), названные способы поворота открывают спортсменам широкие возможности в освоении большой группы сложных элементов.
Нами была предпринята попытка биомеханического исследования техники профилирующих гимнастических упражнений со сложными вращениями в безопорном положении с последующей разработкой и экспериментальным обоснованием рациональной методики обучения упражнениям.
В исследованиях в качестве испытуемых принимали участие ведущие советские спортсмены, члены сборных команд СССР по гимнастике и акробатике (А. Дитятин, А. Ткачёв, В. Тихонов, В. Скакун, А. Расолин и др.). В ходе изучения биомеханической структуры движений исследовались следующие параметры упражнений: скорости и ускорения в главных управляющих движениях во вращениях спортсменов вокруг поперечных и продольных осей его тела; векторы стартовой скорости ОЦМ; кинетические моменты тела относительно поперечных осей, проходящих через ОЦМ и через точку опоры в момент потери связи с ней, и некоторые другие.
|
|
Исследование техники профилирующих упражнений со сложными вращениями в безопорном положении проводилось на примере двойных сальто назад в полугруппировке без поворота и с поворотом вокруг продольной оси тела спортсмена на 360° безопорным и смешанным способами. Выбор двойного сальто назад в полугруппировке .без поворота и с поворотом на 360° в безопорном состоянии был обусловлен тем, что эти профилирующие (для группы двойных сальто назад) элементы не только широко распространены в настоящее время в гимнастике и акробатике, но и являются этапными на пути овладения двойным сальто с прямым телом,, а также создают предпосылки разучивания большой группы двойных сальто вперед или боком с поворотами вокруг продольной оси.
Полученные количественные характеристики исследуемых упражнений предоставили возможность биомеханического обоснования рациональной последовательности овладения ими в различных видах гимнастического многоборья.
Так, при выполнении соскока двойное сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° безопорным способом с перекладины и колец гимнасты переходят в безопорное положение со стартовой скоростью ОЦМ тела 5,0±0,07 м/с на перекладине и 2,6±0,04 м/с на кольцах. Кинетический момент тела относительно поперечной оси, проходящей через точку опоры, равен на этих снарядах 41,9±0,8 и 17,2±0,2 кГм2/с соответственно. Время нахождения в безопорном состоянии также различное: на перекладине — 1,17±0,01 с, на кольцах — 0,90±0,01 с.
Дело в том, что конструктивные особенности перекладины позволяют спортсменам максимально использовать кинетическую энергию, приобретенную телом в стадии аккумуляции (при опускании гимнаста из стойки на руках в |