Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

продолжить комбинацию в любом варианте.

Методика обучения. Составив правильное представление об изучаемом элементе с использованием представленной контурограммы, можно приступить к обучению, применяя следующие подводящие упражнения: 1 — круги двумя с высоким положением прямого тела над опорой, 2 — из упора сзади на ручках перемахом двумя назад переход вправо прыжком на ручку и тело, 3 — на полу из упора лежа толчком левой поворот на 360° вокруг про-

 

дольной оси туловища в упор лежа, 4 — на тренажере или низком коне проводка элемента полностью. По мере приобретения устойчивого навыка целостного выполнения элемента приступить к выполнению на стандартном коне.

Нам представляется, что динамическое развитие композиций на коне приведет не только к освоению описанного элемента, но и к развитию открываемой им новой структурной группы.

 

 

О МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛИРУЮЩИМ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ СО СЛОЖНЫМИ ВРАЩЕНИЯМИ В БЕЗОПОРНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 

   
Курысь В. Я., доцент,
Городецкий Г. Н., к. п. н., Ставрополь
 

В настоящее время одна из основных тенденций развития спортивной гимнастики — постоянно растущая сложность соревновательных упражнений, особенно акробатических элементов. Отмеченная тенденция постоянно обостряет проблему совершенствования методики обучения, поиска путей для быстрого и прочного овладения сложными упражнениями.

Известно, что поворот вокруг продольной оси тела спортсмена можно выполнить двумя основными способами: опорным и безопорным. Однако в последнее время гимнасты высокого класса все чаще используют смешанный способ с элементами техники как опорного, так и безопорного способов поворота. Как справедливо указывают ряд авторов (Ю. К. Гавердовский, С. Д. Устинов, 1972; Н. Г. Сучилин, 1978, и др.), названные способы поворота открывают спортсменам широкие возможности в освоении большой группы сложных элементов.

Нами была предпринята попытка биомеханического исследования техники профилирующих гимнастических упражнений со сложными вращениями в безопорном положении с последующей разработкой и экспериментальным обоснованием рациональной методики обучения упражнениям.

В исследованиях в качестве испытуемых принимали участие ведущие советские спортсмены, члены сборных команд СССР по гимнастике и акробатике (А. Дитятин, А. Ткачёв, В. Тихонов, В. Скакун, А. Расолин и др.). В ходе изучения биомеханической структуры движений исследовались следующие параметры упражнений: скорости и ускорения в главных управляющих движениях во вращениях спортсменов вокруг поперечных и продольных осей его тела; векторы стартовой скорости ОЦМ; кинетические моменты тела относительно поперечных осей, проходящих через ОЦМ и через точку опоры в момент потери связи с ней, и некоторые другие.

 

Исследование техники профилирующих упражнений со сложными вращениями в безопорном положении проводилось на примере двойных сальто назад в полугруппировке без поворота и с поворотом вокруг продольной оси тела спортсмена на 360° безопорным и смешанным способами. Выбор двойного сальто назад в полугруппировке .без поворота и с поворотом на 360° в безопорном состоянии был обусловлен тем, что эти профилирующие (для группы двойных сальто назад) элементы не только широко распространены в настоящее время в гимнастике и акробатике, но и являются этапными на пути овладения двойным сальто с прямым телом,, а также создают предпосылки разучивания большой группы двойных сальто вперед или боком с поворотами вокруг продольной оси.

Полученные количественные характеристики исследуемых упражнений предоставили возможность биомеханического обоснования рациональной последовательности овладения ими в различных видах гимнастического многоборья.

Так, при выполнении соскока двойное сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° безопорным способом с перекладины и колец гимнасты переходят в безопорное положение со стартовой скоростью ОЦМ тела 5,0±0,07 м/с на перекладине и 2,6±0,04 м/с на кольцах. Кинетический момент тела относительно поперечной оси, проходящей через точку опоры, равен на этих снарядах 41,9±0,8 и 17,2±0,2 кГм2/с соответственно. Время нахождения в безопорном состоянии также различное: на перекладине — 1,17±0,01 с, на кольцах — 0,90±0,01 с.

Дело в том, что конструктивные особенности перекладины позволяют спортсменам максимально использовать кинетическую энергию, приобретенную телом в стадии аккумуляции (при опускании гимнаста из стойки на руках в

Library   12   Up


Contents

 

Home
 

вис), для последующих фаз движения при подъеме из виса до момента отпускания снаряда. На кольцах же, несмотря на то, что движение может выполняться из того же исходного положения, что и на перекладине, и с примерно равной исходной линейной скоростью ОЦМ, значительная часть набранной кинетической энергии вследствие подвижности опоры теряется на границе между стадиями аккумуляции и рабочей*. Рассеиванию большого количества кинетической энергии в момент перехода гимнаста в вис способствует явление так называемого динамического удара. Вследствие этого гимнасту для успешного выполнения безопорных действий и создания необходимых для этого условий приходится затрачивать значительно больше усилий в рабочей стадии соскока при исполнении его с колец.

Кроме этого, для успешного выполнения соскока с двумя оборотами назад вокруг поперечной оси тела с достаточно прямым телом на кольцах гимнастам приходится компенсировать потерю кинетической энергии увеличением скорости вращения тела назад и приобретением большего, чем на перекладине, кинетического момента тела относительно ОЦМ. Применяемый некоторыми гимнастами способ позднего отпускания колец (почти в конце первой половины первого сальто) помогает достичь большой скорости на сальто и высоты полета, однако пользоваться этим способом выполнения соскока нецелесообразно, так как в этом случае уменьшается время для выполнения многократных пируэтных поворотов в полете.

В связи с вышеизложенным овладение соскоком типа двойное сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° безопорным способом следует начать на перекладине, а затем на кольцах.

Сравнение средних величин основных параметров двойных сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° безопорным способом в других видах позволило определить следующую последовательность овладения этими упражнениями: на батуте, перекладине, кольцах, в вольных упражнениях.

Установленная последовательность овладения двойным сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° безопорным способом в трех видах многоборья позволяет использовать эффект положительного переноса навыков в условиях постепенного их усложнения за счет увеличения дефицита времени выполнения безопорных действий.

Исследования средних значений основных параметров двойных сальто в полугруппировке без поворота и с поворотом на 360° безопорным способом в различных видах позволили выяснить, что между ними нет достоверных различий в достигаемых основных биомехани-

 


* Евсеев С. П. В сб. «Гимнастика», вып. 1. М., ФиС, 1977, с. 56-62.

 

ческих параметрах. Причем различия недостоверны в том случае, когда при исполнении двойного сальто назад в полугруппировке без поворота спортсмен успевает в полете перед приземлением почти полностью разогнуться а коленных и тазобедренных суставах (до 175 — 180 и 165 — 170° соответственно), что говорит о достаточной скорости вращения.

Это означает, что, приступая к разучиванию двойного сальто назад с поворотом безопорным способом, необходимо предварительно улучшить исполнение двойного сальто в полу-группировке без поворота, добиться его выполнения с положением тела, близким к прямому, и с полным разгруппированием перед приземлением. Умение выполнять этот соскок или прыжок без поворота с полным разгибанием в суставах в полете может служить тренеру и спортсмену удобным и, что очень важно, объективным критерием перехода к овладению этим упражнением, но с поворотом вокруг продольной оси.

Исследованиями установлено, что главными управляющими движениями в безопорном положении в двойных сальто назад в полугруппировке являются сгибания — разгибания в тазобедренных суставах — действия, в наибольшей мере увеличивающие или уменьшающие момент инерции тела относительно ОЦМ спортсмена и способствующие максимальному росту или уменьшению скорости вращения спортсмена вокруг поперечной оси его тела. Корректирующими управляющими движениями с этой точки зрения являются сгибания — разгибания в коленных и плечевых суставах. Главными управляющими движениями в двойных сальто назад в полугруппировке с поворотом на 360° являются конусообразные движения в позвоночнике (В. Назаров, 1971) и асимметричные движения руками; корректирующими — сгибания — разгибания в тазобедренных к коленных суставах.

Выяснилось, что выполнение конусообразных движений, являющихся основой механизма поворота вокруг продольной оси тела в безопорном состоянии, имеет в исследуемых упражнениях некоторые особенности. Так, если при выполнении безопорных пируэтов в упражнениях с прямыми ногами изгибания туловища в ходе конусообразных движений производятся в поясничном отделе позвоночника, то при выполнении поворотов в позе полугруппировки изгибания выполняются в поясничном и грудном отделах (вследствие смещения ОЦМ спортсмена кверху).

В ходе исследований установлено, что поворот на 360° вокруг продольной оси тела можно выполнить двумя способами (по двум схемам управляющих движений в поясничном и грудном отделах позвоночника):

— первая схема (для поворота налево): разгиб — изгиб влево — сгиб;

— изгиб вправо — разгиб;

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

— вторая схема: разгиб — изгиб влево — сгиб — разгиб — изгиб влево — сгиб.

Последующий педагогический эксперимент позволил установить, что первая схема выполнения управляющих движений более перспективна в плане разучивания упражнений с многократными поворотами вокруг продольной оси тела в безопорном состоянии.

Анализ биомеханических показателей двойных сальто с поворотом на 360° смешанным и безопорным способами показал, что в обоих случаях максимум скорости вращения вокруг продольной оси достигается во второй половине поворота на 360°. Скорость пируэтного поворота постепенно нарастает к моменту завершения полутора сальто и затем (через 0,1 — 0,2 с) резко уменьшается до нуля. Анализ многоплоскостных кинограмм также показывает, что при повороте на 360" как без опорным, так и смешанным способами действия спортсменов сводятся в основном к выполнению конусообразных движений туловищем одним из описанных выше способов в сочетании с асимметричной работой руками. Основные отличия в выполнении главных управляющих движений в безопорном и смешанном способах поворота заключаются лишь в различной степени их интенсивности. При выполнении пируэтного поворота смешанным способом времени на по-

 

ворот больше (0,65 — 0,9 с), и поэтому он выполняется с меньшей средней и максимальной скоростями (7 — 10 и 10,5 — 11 рад/с соответветственно). При безопорном способе поворота время, отводимое на его выполнение, меньше (0,54 — 0,6 с), что требует и увеличения средней и максимальной скорости поворота (10,5 — 11,5 и 17 — 18,2 рад/с соответственно).

Выявленные особенности техники исследуемых упражнений были положены в основу экспериментальных программ обучения* с применением ряда известных, а также сконструированных нами тренажеров. Экспериментально обоснованные материалы о технике исследуемой группы упражнений позволили расширить представления об особенностях выполнения перспективных одноструктурных прыжков, но со стилизованной формой динамической осанки — прогнувшись.

Созданные программы обучения сложным одноструктурным элементам в различных видах многоборья позволяют осуществлять целенаправленное обучение этим упражнениям с обеспечением достаточной стабильности их последующего выполнения в соревновательных условиях.


* Сб. «Гимнастика», вып. 2, М., ФиС, 1978, с. 34 — 36.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


НУЖНО ЛИ ГИМНАСТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ АЭРОБНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

 

   
Баранцев С. А., к. п. н.
 

Известно, что энергообеспечение гимнастических упражнений осуществляется главным образом за счет анаэробных механизмов. Это становится причиной того, что целенаправленному воспитанию аэробных возможностей гимнастов не уделяется должного внимания. Между тем наши исследования подтвердили взаимосвязь между анаэробной и аэробной работоспособностью гимнастов. Отмечена достоверная взаимосвязь между показателями объема нагрузок, выполненных гимнастами на тренировках, и их аэробной работоспособностью. Аэробные возможности гимнастов оценивали в лабораторных условиях — на велоэргометре при ступенчато возрастающей нагрузке по показателям максимального потребления кислорода (МПК) и параметрам его составляющим, а анаэробные — в период восстановления по максимальному кислородному долгу, его алактатной и лактатной фракциям. В табл. 1 представлены показатели специальной аэробной работоспособности и объема

 

тренировочных нагрузок гимнастов 17 — 25-летнего возраста.

Объем тренировочных нагрузок изучали по количеству комбинаций и элементов, выполненных в тренировку (КК/тр, КЭ/тр) и количеству элементов, выполненных в одном подходе (КЭ/п). Специальную тренировочную работоспособность (СР) гимнастов 17 — 25-летнего возраста оценивали по разработанному нами тесту. Следует иметь в виду, что комбинации на снарядах выполнялись в соответствии с квалификацией гимнастов (кмс и мс).

Результаты, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что гимнасты с более высоким уровнем специальной тренировочной и аэробной работоспособности выполняют больший объем тренировочных нагрузок. Корреляционный анализ указал на наличие достоверной взаимосвязи СР с МПК и МПК/кг.

Анализируя перечисленные факты, можно сделать вывод, что для выполнения больших объемов нагрузок и повышения специальной

Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало