|
||||
— вторая схема: разгиб — изгиб влево — сгиб — разгиб — изгиб влево — сгиб. Последующий педагогический эксперимент позволил установить, что первая схема выполнения управляющих движений более перспективна в плане разучивания упражнений с многократными поворотами вокруг продольной оси тела в безопорном состоянии. Анализ биомеханических показателей двойных сальто с поворотом на 360° смешанным и безопорным способами показал, что в обоих случаях максимум скорости вращения вокруг продольной оси достигается во второй половине поворота на 360°. Скорость пируэтного поворота постепенно нарастает к моменту завершения полутора сальто и затем (через 0,1 — 0,2 с) резко уменьшается до нуля. Анализ многоплоскостных кинограмм также показывает, что при повороте на 360" как без опорным, так и смешанным способами действия спортсменов сводятся в основном к выполнению конусообразных движений туловищем одним из описанных выше способов в сочетании с асимметричной работой руками. Основные отличия в выполнении главных управляющих движений в безопорном и смешанном способах поворота заключаются лишь в различной степени их интенсивности. При выполнении пируэтного поворота смешанным способом времени на по- |
ворот больше (0,65 — 0,9 с), и поэтому он выполняется с меньшей средней и максимальной скоростями (7 — 10 и 10,5 — 11 рад/с соответветственно). При безопорном способе поворота время, отводимое на его выполнение, меньше (0,54 — 0,6 с), что требует и увеличения средней и максимальной скорости поворота (10,5 — 11,5 и 17 — 18,2 рад/с соответственно). Выявленные особенности техники исследуемых упражнений были положены в основу экспериментальных программ обучения* с применением ряда известных, а также сконструированных нами тренажеров. Экспериментально обоснованные материалы о технике исследуемой группы упражнений позволили расширить представления об особенностях выполнения перспективных одноструктурных прыжков, но со стилизованной формой динамической осанки — прогнувшись. Созданные программы обучения сложным одноструктурным элементам в различных видах многоборья позволяют осуществлять целенаправленное обучение этим упражнениям с обеспечением достаточной стабильности их последующего выполнения в соревновательных условиях. * Сб. «Гимнастика», вып. 2, М., ФиС, 1978, с. 34 — 36. |
|||
СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ НУЖНО ЛИ ГИМНАСТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ АЭРОБНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
|
||||
Баранцев С. А., к. п. н. |
||||
Известно, что энергообеспечение гимнастических упражнений осуществляется главным образом за счет анаэробных механизмов. Это становится причиной того, что целенаправленному воспитанию аэробных возможностей гимнастов не уделяется должного внимания. Между тем наши исследования подтвердили взаимосвязь между анаэробной и аэробной работоспособностью гимнастов. Отмечена достоверная взаимосвязь между показателями объема нагрузок, выполненных гимнастами на тренировках, и их аэробной работоспособностью. Аэробные возможности гимнастов оценивали в лабораторных условиях — на велоэргометре при ступенчато возрастающей нагрузке по показателям максимального потребления кислорода (МПК) и параметрам его составляющим, а анаэробные — в период восстановления по максимальному кислородному долгу, его алактатной и лактатной фракциям. В табл. 1 представлены показатели специальной аэробной работоспособности и объема |
тренировочных нагрузок гимнастов 17 — 25-летнего возраста. Объем тренировочных нагрузок изучали по количеству комбинаций и элементов, выполненных в тренировку (КК/тр, КЭ/тр) и количеству элементов, выполненных в одном подходе (КЭ/п). Специальную тренировочную работоспособность (СР) гимнастов 17 — 25-летнего возраста оценивали по разработанному нами тесту. Следует иметь в виду, что комбинации на снарядах выполнялись в соответствии с квалификацией гимнастов (кмс и мс). Результаты, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что гимнасты с более высоким уровнем специальной тренировочной и аэробной работоспособности выполняют больший объем тренировочных нагрузок. Корреляционный анализ указал на наличие достоверной взаимосвязи СР с МПК и МПК/кг. Анализируя перечисленные факты, можно сделать вывод, что для выполнения больших объемов нагрузок и повышения специальной |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |