Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

— вторая схема: разгиб — изгиб влево — сгиб — разгиб — изгиб влево — сгиб.

Последующий педагогический эксперимент позволил установить, что первая схема выполнения управляющих движений более перспективна в плане разучивания упражнений с многократными поворотами вокруг продольной оси тела в безопорном состоянии.

Анализ биомеханических показателей двойных сальто с поворотом на 360° смешанным и безопорным способами показал, что в обоих случаях максимум скорости вращения вокруг продольной оси достигается во второй половине поворота на 360°. Скорость пируэтного поворота постепенно нарастает к моменту завершения полутора сальто и затем (через 0,1 — 0,2 с) резко уменьшается до нуля. Анализ многоплоскостных кинограмм также показывает, что при повороте на 360" как без опорным, так и смешанным способами действия спортсменов сводятся в основном к выполнению конусообразных движений туловищем одним из описанных выше способов в сочетании с асимметричной работой руками. Основные отличия в выполнении главных управляющих движений в безопорном и смешанном способах поворота заключаются лишь в различной степени их интенсивности. При выполнении пируэтного поворота смешанным способом времени на по-

 

ворот больше (0,65 — 0,9 с), и поэтому он выполняется с меньшей средней и максимальной скоростями (7 — 10 и 10,5 — 11 рад/с соответветственно). При безопорном способе поворота время, отводимое на его выполнение, меньше (0,54 — 0,6 с), что требует и увеличения средней и максимальной скорости поворота (10,5 — 11,5 и 17 — 18,2 рад/с соответственно).

Выявленные особенности техники исследуемых упражнений были положены в основу экспериментальных программ обучения* с применением ряда известных, а также сконструированных нами тренажеров. Экспериментально обоснованные материалы о технике исследуемой группы упражнений позволили расширить представления об особенностях выполнения перспективных одноструктурных прыжков, но со стилизованной формой динамической осанки — прогнувшись.

Созданные программы обучения сложным одноструктурным элементам в различных видах многоборья позволяют осуществлять целенаправленное обучение этим упражнениям с обеспечением достаточной стабильности их последующего выполнения в соревновательных условиях.


* Сб. «Гимнастика», вып. 2, М., ФиС, 1978, с. 34 — 36.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


НУЖНО ЛИ ГИМНАСТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ АЭРОБНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

 

   
Баранцев С. А., к. п. н.
 

Известно, что энергообеспечение гимнастических упражнений осуществляется главным образом за счет анаэробных механизмов. Это становится причиной того, что целенаправленному воспитанию аэробных возможностей гимнастов не уделяется должного внимания. Между тем наши исследования подтвердили взаимосвязь между анаэробной и аэробной работоспособностью гимнастов. Отмечена достоверная взаимосвязь между показателями объема нагрузок, выполненных гимнастами на тренировках, и их аэробной работоспособностью. Аэробные возможности гимнастов оценивали в лабораторных условиях — на велоэргометре при ступенчато возрастающей нагрузке по показателям максимального потребления кислорода (МПК) и параметрам его составляющим, а анаэробные — в период восстановления по максимальному кислородному долгу, его алактатной и лактатной фракциям. В табл. 1 представлены показатели специальной аэробной работоспособности и объема

 

тренировочных нагрузок гимнастов 17 — 25-летнего возраста.

Объем тренировочных нагрузок изучали по количеству комбинаций и элементов, выполненных в тренировку (КК/тр, КЭ/тр) и количеству элементов, выполненных в одном подходе (КЭ/п). Специальную тренировочную работоспособность (СР) гимнастов 17 — 25-летнего возраста оценивали по разработанному нами тесту. Следует иметь в виду, что комбинации на снарядах выполнялись в соответствии с квалификацией гимнастов (кмс и мс).

Результаты, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что гимнасты с более высоким уровнем специальной тренировочной и аэробной работоспособности выполняют больший объем тренировочных нагрузок. Корреляционный анализ указал на наличие достоверной взаимосвязи СР с МПК и МПК/кг.

Анализируя перечисленные факты, можно сделать вывод, что для выполнения больших объемов нагрузок и повышения специальной

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Испытуемые

Показатели

МПК/кг, мл/кг

СР, усл. ед.

КЭ/п

КЭ/тр

КК/тр

Гимнасты ГЦОЛИФКа и общества «Труд»

n

47,2

6,7

27

4,8

1,1

14

4,2

1,4

9

183

26

9

3,2

1,2

9

Гимнасты сборной команды Кубы

n

54,2

6,5

6

6,2

1,6

6

5,9

0,6

6

449

92

6

8,3

2,6

6

Достоверность отличий по t-критерию Стьюдента

 

2,33

P<0,05

2,28

P<0,05

2,78

Р<0,05

8,33

Р<0,001

5,18

Р<0,001

 

 

тренировочной работоспособности гимнастам необходимо совершенствовать аэробные возможности.

Возрастная динамика МПК/кг (МПК, рассчитанного относительно массы тела) свидетельствует о значительном снижении (Р<0,01) его у гимнастов 14 — 15- и 17 — 25-летнего возраста по сравнению с 10 — 11-летними (табл. 2).

Таблица 2

Возраст (лет).

МПК/кг (мл/кг)

По данным
А. Ф. Родионовой

Наша данные

10 — 11

12 — 13

14 — 15

17 — 25

56,3±5,1

53,0±5,8

 

53,2±6,3

50,9±6,2

47,2±6,7

 

Причин снижения МПК/кг, по нашему мнению, как минимум две. Первая связана с возрастной динамикой аэробных возможностей гимнастов. Вторая, осиновая причина заключатся в специфике такого вида спорта, как_гимнастика, где функциональные возможности внешнего дыхания при выполнении вольных упражнений используются лишь на 42%, а при работе на снарядах — на 20% (В. М. Миронов, 1967). Следовательно, посредством только гимнастических упражнений невозможно совершенствовать аэробные возможности. В связи с этим возникает необходимость поиска неспецифических средств повышения МПК гимнастов.

Наиболее популярным и эффективным средством повышения аэробной работоспособности является равномерный бег, который следует применять в утренней гимнастике или после тренировок. Частота пульса при беге должна быть в пределах 150 — 160 уд/мин, а его продолжительность — 10 — 15 мин. Повышению

 

аэробной производительности способствуют занятия спортивными играми: футболом, хоккеем, баскетболом и т. п.

Закономерно возникает вопрос: какой уровень МПК/кг у гимнастов может быть минимально допустимым?

Из результатов динамики МПК/кг видно (табл. 2), что достоверное снижение изучаемого показателя отмечено у гимнастов к 14 — 15-н 17 — 25-летнему возрасту. Учитывая возрастные особенности развития функциональных возможностей спортсменов данного вида спорта и неспортсменов, желательно, чтобы МПК/кг у гимнастов было не ниже среднего уровня 10 — 13-летних спортсменов (табл. 3), т. е. не ниже 50 — 55 мл/кг. Дальнейшее снижение МПК/кг будет лимитировать специальную тренировочную работоспособность и объем выполняемой нагрузки.

Существующие в научной практике методы определения МПК неприемлемы для тренеров, так как требуют специальных условий и оборудования. Исследования А. А. Гуминского с соавт. (1984) свидетельствуют о возможности предсказания МПК в степ-тесте с последующим расчетом по формуле Добельна (1967):

76720-6.jpg,

где W — мощность выполняемой работы (кГм/мин), Н — частота пульса при данной мощности работы (уд/мин), 1,29 и 60 — коэффициенты, изменяющиеся до возраста 16 — 18 лет:

76720-7.jpg

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

 

Нормативы оценок относительных величин МПК гимнастов

 

Возраст, лет

Уровень
МПК/кг

10 — 11

12 — 13

14 — 15

17 — 25

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

от 67,4

59,8 — 67,3

52,9 — 59,7

45,3 — 52,8

до 45,2

от 65,7

57,0 — 65,0

49,1 — 56,9

40,4 — 49,0

до 40,3

от 64,5

55,2 — 64,4

46,7 — 55,1

37,4 — 46,6

до 37,3

от 61,9

51,7 — 61,8

42,7 — 51,6

32,7 — 42,6

до 32,6

 

76720-9.jpg

К — возрастной коэффициент: 10 лет — 0,914 11 — 0,907; 12 — 0,900; 13 — 0,891; 14 — 0,883 15 — 0,878; 16 — 0,868; 17 — 862; 18 — 0,853 19 — 0,846; 20 — 0,839; 21 — 0,831; 22 — 0,823 23 — 0,817; 24 — 0,809; 25 — 0,799.

Формула Добельна достаточно информативна для взрослых гимнастов. Проведенная на для взрослых гимнастов. Проведенная А. А. Гуминским с соавт. работа по ее усовершенствованию дала возможность использовать формулу для предсказания МПК у юных гимнастов.

Для этого испытуемый под метроном (или под счет) выполняет восхождения на гимнастическую скамейку. Высота от пола до верхнего края скамейки равна 35 см. Подъем на скамейку и спуск с нее соответствуют одному циклу и выполняются на четыре счета: 1 — поставить ногу на скамейку, 2 — встать на нее двумя ногами (ноги выпрямить), 3 — поставить

 

ногу на пол, 4 — приставить другую. Количество циклов в минуту должно быть равно 20, они выполняются в течение 5 мин под метроном. По окончании этой работы подсчитывается количество ударов пульса в первые 10 с восстановления, которое умножается на шесть. Например, в течение 10 с подсчитано 24 удара, тогда H = 24x6 = 144 уд/мин.

Мощность работы рассчитывается по формуле: W = Phn∙1,5 (для взрослых), где Р — вес тела (кг), h — высота скамейки (0,35), n — количество циклов (в данном случае рекомендуется 20), 1,5 — коэффициент, меняющийся в зависимости от возраста:

Мальчики

 8 — 12 лет W = Phn∙1,2

13 — 14 лет W = Phn∙1,3

15 — 16 лет W = Phn∙1,4

Девочки

 8 — 12 лет W = Phn∙1,2

13 — 16 лет W = Phn∙l,3

Например, возраст гимнаста 12 лет, вес тела — 33 кг. W = 33∙0,35∙20∙1,2 = 272,2 (кГм/мин).

После выполнения степ-теста частота пульса равна: H = 26∙6 = 156 (уд/мин).

По формуле Добельна определяем МПК:

76720-8.jpg

МПК/кг =МПК : масса тела = 1731 : 33 = 52,4 (мл/кг).

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало