|
На первом этапе обучения новому упражнению при создании двигательного представления большое значение приобретает пантомимика и манипуляция. С помощью этих средств тренер демонстрирует гимнастке кинемато-динамические особенности упражнения. Пример: при обучении сальто вперед тренер с помощью жестов показывает направление движения таза, головы, направление сгибания ног, имитирует усилия во время толчка и т. д. На первом этапе обучения пантомимика вместе со словесными воздействиями направлена на формирование общего представления об упражнении и на создание представления об его пространственных характеристиках.
Для следующего этапа обучения физическим упражнениям (углубление и уточнение двигательного представления) характерна «проводка» гимнастки по движению. Тогда тренер за счет манипуляций помогает гимнастке (в большинстве случаев в замедленном темпе) точно проходить отдельные положения изучаемого упражнения. Можно утверждать, что эти средства относятся к группе невербальных воздействий на гимнастку. С их помощью можно воспроизводить проприоцептивную картину, формировать двигательное представление, которое во многих случаях более точно, чем общее представление, сформированное только на основе визуального восприятия и вербальных (абстрактных) инструкций. Пример: во время обучения опорному прыжку «цукахара» в группировке тренер помогает найти правильное положение в пространстве во время группировки после толчка руками — гимнастка в стойке на руках, тренер ее придерживает за ноги и показывает, в каком направлении надо сгибать ноги. И таким образом одновременно со словесными воздействиями уточняет кинематические параметры упражнения.
В процессе обучения упражнениям пантомимика часто сочетается со словесными воздействиями и имеет следующие функции:
1. Информативную, которая непосредственно связана со словесными воздействиями и представляется как сообщение об ошибках и трудностях при выполнении гимнастических упражнений. Например, тренер сопровождает описание техники жестами, которые сами уже носят в себе определенную информацию и помогают создать более точное двигательное представление.
2. Регулирующую: тренер с помощью жестов оценивает (похвала, неодобрение) и стимулирует (в случае плохого настроения и т. д.) деятельность гимнастки.
3. Экспрессивную: тренер или гимнастка бессознательно выражают свои эмоциональные переживания (реакции на самые различные ситуации в тренировке) с помощью определенных жестов. Пантомимические проявления, несущие экспрессивную функцию, часто лежат вне контекста тренировки, они не связаны со
|
|
словесными воздействиями. Иногда даже противоположны содержанию словесных воздействий.
Практика показывает, что коммуникация (вербальная и невербальная) не вызывает трудностей на первых этапах обучения. Они возникают обыкновенно на этапе совершенствования и закрепления навыка. Здесь используются средства пантомимики с широкой шкалой разных значений, подчеркивающих, вуалирующих, уточняющих смысл произносимых слов. На этих этапах обучения упражнениям кроме проблем техники выполнения все чаще приходится решать проблемы оптимизации психических состояний гимнасток с целью выполнения задач тренировки; во взаимодействии гимнастки и тренера усиливаются нюансы, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями и решающим образом влияющие на взаимный контакт.
С целью проверки эффективности применения индивидуализированных словесных воздействий в процессе обучения опорному прыжку «цукахара» был проведен педагогический эксперимент. Группа из 17 гимнасток (I разряд и кмс в возрасте 10 — 15 лет) была разделена на основе изучения индивидуальных психологических особенностей отдельных спортсменов на подгруппы. Различные характеристики отдельных подгрупп гимнасток экспериментальной группы послужили основанием для разработки общих требований к словесным высказываниям тренера, к динамике речи и тона. Эти общие требования затем были конкретизированы в типовых словесных предписаниях, учитывающих, с одной стороны, индивидуальные особенности гимнасток, а с другой — своеобразие каждого из этапов обучения гимнастическим упражнениям. Типовые словесные формулы (в нескольких вариантах) были проверены в педагогическом эксперименте в течение 8 месяцев. Словесные формулы использовали 5 тренеров, ведущих тренировки гимнасток, вошедших в экспериментальную группу. Эффективность словесных влияний тренеров проверялась на основе сравнения успешности освоения прыжка «цукахара». Оценка успешности проводилась как на основе сравнения результатов в начале и в конце экспериментального периода, так и по общему количеству подводящих упражнений, т. е. использовалась абсолютная (в баллах) и относительная оценка по формуле:
Баллы в конце эксп. — баллы в начале эксп.
———————————————————— ∙ 1000
Количество подводящих упражнений
Результаты сравнивались с показателями контрольной группы. Было установлено, что экспериментальная группа (в отличие от контрольной) обнаруживает статистически значимый прирост абсолютной оценки, а по относительной оценке превосходит в конце экспериментального периода контрольную группу.
|
|