Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИИ ТРЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

   
Мазурова З., к. п. н., Карлов университет, Прага
 

Разработка проблемы индивидуализации воздействий тренера в процессе обучения гимнастическим упражнениям имеет большое значение в изучении возможностей дальнейшего роста спортивных достижений.

Индивидуальный подход в связи с возрастными, половыми и физическими особенностями занимающихся в настоящее время уже достаточно разработан и внедрен в практику. Но учет индивидуальных психических особенностей занимающихся в связи с применением методов обучения, организацией и планированием тренировки осуществляется на практике во многом стихийно.

Б спортивной тренировке применение дидактического принципа индивидуализации и доступности имеет огромное значение в связи с индивидуальным характером спортивной деятельности и разнообразными интенсивными влияниями тренировочной и соревновательной нагрузок на организм спортсмена. Многие авторы обосновывают с точки зрения педагогики, психологии или физиологии важность и необходимость применения индивидуального подхода в обучении физическим упражнениям.

Исходя из известных закономерностей, можно утверждать, что необходимость индивидуализации обучения физическим упражнениям основана на различной скорости формирования динамического стереотипа у разных людей. Это обусловлено типологическими особенностями нервной системы и темпераментом. Особенности нервной системы генетически детерминированы. Особенности темперамента составляют динамическую основу поведения человека. В практической деятельности наиболее значимы особенности поведения, в основе которых различные варианты психических проявлений темперамента.

Эти особенности можно определить наблюдением за деятельностью спортсменов. Первый шаг в этом направлении — установление профессионально значимых особенностей, свойств наших спортсменов, т. е. таких, от которых непосредственно зависит успех в конкретной спортивной деятельности (быстрота освоения спортивного действия или реализация этого действия в условиях соревнований и т. д.). Следующий шаг — использование определенных способов изучения этих особенностей в связи с показателями эффективности деятельности спортсмена. На практике это означает, что педагог-тренер на основе тщательного изучения своих воспитанников должен подобрать такую систему педагогических воздействий, которая в наибольшей степени способствовала бы,

 

с одной стороны, усилению положительных и компенсации отрицательных влияний природных особенностей (свойств нервной системы и темперамента) на эффективность обучения, а с другой — всестороннему развитию и совершенствованию специальных способностей спортсмена, в частности личностных свойств, важных для достижения успеха в данном виде спорта. Такая система педагогических воздействий должна включать в себя определенный подбор взаимосвязанных средств и методов обучения и воспитания, а также форм организации учебно-воспитательной работы.

В полной мере это относится к спортивной гимнастике, где высокая техническая сложность упражнений, их неисчерпаемое многообразие существенно повышают роль тренера в учебно-тренировочном процессе и ответственность. за применение им методов обучения и воспитания. Ранняя специализация в этом виде спорта, непосредственный контакт тренера с обучающимися, возможность и необходимость индивидуальной работы с каждым гимнастом и гимнасткой даже в условиях групповых занятий — все эти особенности убедительно доказывают центральную роль тренера в управлении тренировочным процессом в спортивной гимнастике. Организация спортивной деятельности с учетом этих особенностей в общем плане достаточно разработана. Однако пока неразрешенным остается вопрос педагогического воздействия (вербального и невербального) с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей спортсмена.

Обобщая данные разных исследователей, можно выделить две основные функции вербальных воздействий, объединяющих в себе остальные, более частные: информативную (заключающуюся в передаче знаний, информации 6 содержании и особенностях изучаемого упражнения) и регуляторную (выражающуюся в побуждении к выполнению упражнений, регуляции неблагоприятных психических состояний гимнасток). Эти функции проявляются взаимосвязанно и реализуются всем арсеналом вербальных методов и методических приемов.

Однако очевидна большая роль и невербальных влияний, являющихся неотделимой частью процессов коммуникации в единстве с ее вербальными компонентами. Этим определяется необходимость разработки невербальных влияний тренера, особенно в контексте проблемы индивидуализации тренировки.

К средствам невербальной коммуникации относятся главным образом деятельность тренера: мимика, пантомимика и манипуляция.

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

На первом этапе обучения новому упражнению при создании двигательного представления большое значение приобретает пантомимика и манипуляция. С помощью этих средств тренер демонстрирует гимнастке кинемато-динамические особенности упражнения. Пример: при обучении сальто вперед тренер с помощью жестов показывает направление движения таза, головы, направление сгибания ног, имитирует усилия во время толчка и т. д. На первом этапе обучения пантомимика вместе со словесными воздействиями направлена на формирование общего представления об упражнении и на создание представления об его пространственных характеристиках.

Для следующего этапа обучения физическим упражнениям (углубление и уточнение двигательного представления) характерна «проводка» гимнастки по движению. Тогда тренер за счет манипуляций помогает гимнастке (в большинстве случаев в замедленном темпе) точно проходить отдельные положения изучаемого упражнения. Можно утверждать, что эти средства относятся к группе невербальных воздействий на гимнастку. С их помощью можно воспроизводить проприоцептивную картину, формировать двигательное представление, которое во многих случаях более точно, чем общее представление, сформированное только на основе визуального восприятия и вербальных (абстрактных) инструкций. Пример: во время обучения опорному прыжку «цукахара» в группировке тренер помогает найти правильное положение в пространстве во время группировки после толчка руками — гимнастка в стойке на руках, тренер ее придерживает за ноги и показывает, в каком направлении надо сгибать ноги. И таким образом одновременно со словесными воздействиями уточняет кинематические параметры упражнения.

В процессе обучения упражнениям пантомимика часто сочетается со словесными воздействиями и имеет следующие функции:

1. Информативную, которая непосредственно связана со словесными воздействиями и представляется как сообщение об ошибках и трудностях при выполнении гимнастических упражнений. Например, тренер сопровождает описание техники жестами, которые сами уже носят в себе определенную информацию и помогают создать более точное двигательное представление.

2. Регулирующую: тренер с помощью жестов оценивает (похвала, неодобрение) и стимулирует (в случае плохого настроения и т. д.) деятельность гимнастки.

3. Экспрессивную: тренер или гимнастка бессознательно выражают свои эмоциональные переживания (реакции на самые различные ситуации в тренировке) с помощью определенных жестов. Пантомимические проявления, несущие экспрессивную функцию, часто лежат вне контекста тренировки, они не связаны со

 

словесными воздействиями. Иногда даже противоположны содержанию словесных воздействий.

Практика показывает, что коммуникация (вербальная и невербальная) не вызывает трудностей на первых этапах обучения. Они возникают обыкновенно на этапе совершенствования и закрепления навыка. Здесь используются средства пантомимики с широкой шкалой разных значений, подчеркивающих, вуалирующих, уточняющих смысл произносимых слов. На этих этапах обучения упражнениям кроме проблем техники выполнения все чаще приходится решать проблемы оптимизации психических состояний гимнасток с целью выполнения задач тренировки; во взаимодействии гимнастки и тренера усиливаются нюансы, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями и решающим образом влияющие на взаимный контакт.

С целью проверки эффективности применения индивидуализированных словесных воздействий в процессе обучения опорному прыжку «цукахара» был проведен педагогический эксперимент. Группа из 17 гимнасток (I разряд и кмс в возрасте 10 — 15 лет) была разделена на основе изучения индивидуальных психологических особенностей отдельных спортсменов на подгруппы. Различные характеристики отдельных подгрупп гимнасток экспериментальной группы послужили основанием для разработки общих требований к словесным высказываниям тренера, к динамике речи и тона. Эти общие требования затем были конкретизированы в типовых словесных предписаниях, учитывающих, с одной стороны, индивидуальные особенности гимнасток, а с другой — своеобразие каждого из этапов обучения гимнастическим упражнениям. Типовые словесные формулы (в нескольких вариантах) были проверены в педагогическом эксперименте в течение 8 месяцев. Словесные формулы использовали 5 тренеров, ведущих тренировки гимнасток, вошедших в экспериментальную группу. Эффективность словесных влияний тренеров проверялась на основе сравнения успешности освоения прыжка «цукахара». Оценка успешности проводилась как на основе сравнения результатов в начале и в конце экспериментального периода, так и по общему количеству подводящих упражнений, т. е. использовалась абсолютная (в баллах) и относительная оценка по формуле:

Баллы в конце эксп. — баллы в начале эксп.
            ————————————————————
1000
Количество подводящих упражнений

Результаты сравнивались с показателями контрольной группы. Было установлено, что экспериментальная группа (в отличие от контрольной) обнаруживает статистически значимый прирост абсолютной оценки, а по относительной оценке превосходит в конце экспериментального периода контрольную группу.

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

Индивидуальный подход можно, очевидно, осуществлять двумя способами и их взаимными комбинациями: во-первых, формированием групп гимнасток (комплексированием) таким образом, чтобы их индивидуально-психологические особенности соответствовали («подхо-

 

дили») особенностям определенного тренера: во-вторых, разработкой конкретных способов педагогических воздействий, которыми бы пользовался тренер в зависимости от индивидуальных психологических особенностей гимнасток и от их психического состояния.

 

 

О ЕДИНСТВЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОВ

   
Терехина Р. Н., аспирант, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Советская школа гимнастики ставит перед преподавателями-тренерами цель воспитать всесторонне развитого, физически крепкого, волевого человека, в совершенстве владеющего техникой выполнения упражнений. Как отметила заслуженный мастер спорта Л.С.Латынина, в «большой гимнастике» груд нацелен на достижение высоких результатов, но этот результат должен показать человек всесторонне развитый.

В спортивной гимнастике преподаватели  тренеры работают с детьми разных возрастных групп. И от того, кто находится с ребенком в эти годы, зависит, каким человеком он станет. Но, к сожалению, многие тренеры забывают, что они должны быть прежде всего педагогами. Воздействия преподавателя-тренера особенно эффективны тогда, когда достигнуто единство обучения и воспитания. Наиболее приемлемы для решения поставленных задач такие общие методы воспитания, как пример, убеждение, упражнение, соревнование, поощрение, принуждение.

В таблице представлено ранжированное распределение общих методов воспитания в учебно-тренировочном процессе, характерное как для опытных преподавателей-тренеров, заслуженных тренеров СССР и союзных республик, так и для молодых специалистов.

Таблица

Ранговое место

Опытные тренеры, заслуженные тренеры СССР и союзных республик

Молодые специалисты

1

2

3

4

5

6

Пример

Убеждение

Соревнование

Поощрение

Упражнение

Принуждение

Убеждение

Принуждение

Упражнение

Поощрение

Пример

Соревнование

Рассмотрим эти методы воспитания в той последовательности, как их оценивают опытные тренеры.

 

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что у опытных преподавателей-тренеров метод примера занимает ведущее место в учебно-воспитательном процессе. С их точки зрения, огромное воспитывающее воздействие на учеников оказывают спортсмены, прославившие нашу Родину, выдающиеся

 

76720-10.jpg

 

Шпагат выполнен точно. И. Гусев

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало