Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Индивидуальный подход можно, очевидно, осуществлять двумя способами и их взаимными комбинациями: во-первых, формированием групп гимнасток (комплексированием) таким образом, чтобы их индивидуально-психологические особенности соответствовали («подхо-

 

дили») особенностям определенного тренера: во-вторых, разработкой конкретных способов педагогических воздействий, которыми бы пользовался тренер в зависимости от индивидуальных психологических особенностей гимнасток и от их психического состояния.

 

 

О ЕДИНСТВЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОВ

   
Терехина Р. Н., аспирант, ГДОИФК
им. П. Ф. Лесгафта
 

Советская школа гимнастики ставит перед преподавателями-тренерами цель воспитать всесторонне развитого, физически крепкого, волевого человека, в совершенстве владеющего техникой выполнения упражнений. Как отметила заслуженный мастер спорта Л.С.Латынина, в «большой гимнастике» груд нацелен на достижение высоких результатов, но этот результат должен показать человек всесторонне развитый.

В спортивной гимнастике преподаватели  тренеры работают с детьми разных возрастных групп. И от того, кто находится с ребенком в эти годы, зависит, каким человеком он станет. Но, к сожалению, многие тренеры забывают, что они должны быть прежде всего педагогами. Воздействия преподавателя-тренера особенно эффективны тогда, когда достигнуто единство обучения и воспитания. Наиболее приемлемы для решения поставленных задач такие общие методы воспитания, как пример, убеждение, упражнение, соревнование, поощрение, принуждение.

В таблице представлено ранжированное распределение общих методов воспитания в учебно-тренировочном процессе, характерное как для опытных преподавателей-тренеров, заслуженных тренеров СССР и союзных республик, так и для молодых специалистов.

Таблица

Ранговое место

Опытные тренеры, заслуженные тренеры СССР и союзных республик

Молодые специалисты

1

2

3

4

5

6

Пример

Убеждение

Соревнование

Поощрение

Упражнение

Принуждение

Убеждение

Принуждение

Упражнение

Поощрение

Пример

Соревнование

Рассмотрим эти методы воспитания в той последовательности, как их оценивают опытные тренеры.

 

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что у опытных преподавателей-тренеров метод примера занимает ведущее место в учебно-воспитательном процессе. С их точки зрения, огромное воспитывающее воздействие на учеников оказывают спортсмены, прославившие нашу Родину, выдающиеся

 

76720-10.jpg

 

Шпагат выполнен точно. И. Гусев

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

люди нашего общества. В пример можно ставить хороших учеников. В данном случае следует помнить о том, чтобы подобная ситуация не вредила тем ученикам, которым подражают. Важнейшим условием действенности метода примера является высокий моральный облик. Однако не все это осознают. Педагоги-тренеры сами порой оказывают негативное влияние на своих учеников. Так, на одном из молодежных первенств страны имел место следующий факт. Тренер, недовольная оценкой, подвела к арбитру свою ученицу и попросила ее запомнить этого, с ее точки зрения, необъективного судью. Надо ли говорить, насколько антипедагогичен такой поступок! Во-первых, тренер в подобной ситуации воспитывает недоверие к знаниям и опыту судей; во-вторых, дает повод детям неадекватно оценивать свои достижения, считая, что оценка занижена. К сожалению, подобный случай не единичен.

Важность метода убеждения признается как опытными преподавателя ми-тренерам и, так и молодыми специалистами. Однако молодые преподаватели-тренеры зачастую неграмотно используют этот метод воспитания, сочетая его с методом принуждения.

Практика показывает, что использование метода соревнования приносит очевидную пользу в случае грамотного его применения. Соревнование может использоваться в процессе учебно-тренировочных занятий как с индивидуальным зачетом (кто лучше выполнит элемент), так и с коллективным (победа команды на соревнованиях). Нельзя забывать, что при неправильном применении этого метода могут формироваться и отрицательные качества. Например, высокомерие, зазнайство. Допуск к соревнованиям может являться одним из видов поощрения или наказания.

Способом выражения положительной оценки поступков и действий является метод поощрения, который должен заключать в себе не только оценку результата, но и мотив. По мнению ведущих преподавателей-тренеров, надо приучить своих воспитанников ценить сам факт одобрения. Наблюдая за деятельностью молодых тренеров, мы пришли к заключению, что многие при использовании этого метода не соблюдают чувства меры, в связи с чем он перестает быть стимулом к дальнейшему совершенствованию.

Метод упражнения предусматривает постоянно повторяющиеся действия спортсменов с целью накопления ими опыта правильного поведения, развития морально-волевых качеств и формирования спортивных умений.

Нет большей ошибки, чем та, которую совершают тренеры, считая, что их дело заниматься только физическим совершенствованием, стремиться к достижению высоких результатов. В таком случае метод упражнения используется преподавателями-тренерями толь-

 

ко с целью формирования двигательных умений. К сожалению, наблюдаются такие случаи, когда тренеры пытаются нарушить единство обучения и воспитания, отмечая, что за три часа тренировочных занятий некогда заниматься воспитанием, надо успеть выучить массу сложных элементов, иначе не успеешь идти в ногу с сегодняшней гимнастикой. Подобное рассуждение чрезвычайно вредно, оно влечет за собой ряд негативных последствий. Метод упражнения в педагогике имеет образовательное и воспитательное значение. Он направлен на формирование разнообразных умений и навыков, в систему которых включаются умения и навыки поведенческого характера. Широко используется метод упражнения в тренировочном процессе. Если тренер применяет метод упражнений в целях формирования личностных качеств (трудолюбия, настойчивости, целеустремленности), он придает ему соответствующую педагогическую инструментовку: использует постановку цели, мотивацию действий, стимулирует к преодолению трудностей примером, разъяснением и т. д. Если метод упражнений используется только для выработки тех или других умений и навыков, то он может потерять свое воспитывающее значение и принести вред воспитаннику.

Метод принуждения опытные преподаватели-тренеры ставят на последнее ранговое место. Одна из форм принуждения — наказание — требует от преподавателя определенного мастерства. Ведущие тренеры по спортивной гимнастике отмечают, что нельзя злоупотреблять наказанием. Этот метод должен применяться весьма осторожно. При правильном его использовании можно разрешить конфликтную ситуацию, при неверном — приобрести новую. Наказание должно применяться только в сочетании с другими методами, иначе оно теряет воспитательное значение. Важно анализировать конкретно сложившуюся ситуацию. Наблюдения за деятельностью ряда преподавателей-тренеров позволили говорить о неверном понимании роли общего метода воспитания — принуждения. И главная ошибка заключается еще не в том, что они выдвигают этот метод на второе место, а в неумении его использовать. Зачастую мы видим, как тренеры, не в силах найти выход из сложившейся ситуации, кричат на учеников, выгоняют из зала, применяют другие жесткие меры. Такие тренеры злоупотребляют методом наказания,

Для правильного использования общих методов воспитания в учебно-тренировочном процессе необходимо в каждом конкретном случае учитывать индивидуальные и возрастные особенности гимнастов, сложившуюся ситуацию, значимость цели, которая должна быть достигнута.

Успех учебно-воспитательного процесса зависит от выбора и гибкого применения всех общих методов воспитания в комплексе.

 
Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало