Вот уже третий год физкультурные вузы страны работают по новому учебному плану. Изменения коснулись и одной из основных спортивных дисциплин в инфизкульте — гимнастики. Сократилось количество часов на общем курсе, значительные перемены появились и в прохождении курса специализации. Не вдаваясь в подробности изменений в учебном материале, хочется поговорить о спортивно-педагогическом совершенствовании (СПС). В предыдущей программе соответствующий факультатив именовался повышением спортивного мастерства (ПСМ). Название, цели и задачи программы не вызывали вопросов. Все было предельно ясно. Студенты, специализирующиеся по гимнастике (как, впрочем, и студенты других специализаций), должны были после академических занятий приходить в зал и тренироваться. Такой порядок на спортивно-педагогических кафедрах инфизкультов существовал не один десяток лет. Поэтому, естественно, у многих возникает вопрос: чем вызвано изменение в названии этой части программы по специализации? Не есть ли это реформа ради реформы? Дескать, старая «вывеска» надоела, примелькалась, нужна новая? Тем более что, как показывает опыт общения с коллегами из других вузов, суть занятий на СПС осталась прежней, т. е. обычное тренировочное занятие.
Думается, однако, что новое название и предполагаемое содержание факультатива соответствуют нынешнему положению дел в гимнастике. Какова спортивная квалификация студентов, поступивших на I курс? Минимум I разряд. Современная гимнастика такова, что, не покажи ребенок в 10 — 12 лет необходимого результата, его отчислят из ДСШ. Поэтому гимнастов II или III разряда среди нынешних абитуриентов практически нет. Спрашивается, зачем повышать спортивное мастерство гимнастке-перворазряднице, если, во-первых, для окончания института ей нужно показать результат только I разряда; во-вторых, и таких случаев много, девушки после окончания ДЮСШ уже 2, а то и 3 года активно не тренируются и ни кандидатами в мастера спорта, ни мастерами спорта они не станут; в-третьих, при отсутствии желания совершенствоваться в гимнастике посещение тренировочных занятий под нажимом преподавателей кафедры не приносит ничего, кроме формального отношения к своим обязанностям на курсе ПСМ.
Теперь же от студентов потребуют повышения не спортивного, а педагогического мастерства. И проводиться эти занятия будут в
|
|
объеме гораздо
большем, чем это предусмотрено программным материалом по специализации.
Проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы организовать занятия по курсу СПС
так, чтобы они соответствовали этому названию.
Если раньше на ПСМ преподаватель выступал в роли тренера, которого больше
интересовала чисто спортивная подготовка студента, то сейчас на занятиях по СПС
преподаватель должен выступать в той же роли, что и на академических занятиях по
специализации. Правда, можно возразить: что же, раньше студенты тренерских
навыков не получали? Получали, но только в период практики и эпизодически на
ПСМ. На курсе же СПС все студенты обязаны систематически быть в роли тренера.
Трудность этой специфической практики в том, что не всегда для студентов есть с
кем практиковаться. В основном в этой роли выступают товарищи по учебе. В лучшем
случае это гимнасты из ДСШ, базирующейся в институте. Но, к сожалению, не все
кафедры гимнастики страны имеют такие возможности. Между тем, как показывает наш
опыт, студенты, выступающие в роли помощников тренеров (на общественных
началах), по окончании института показывают куда более высокие результаты в
работе с юными гимнастами, чем их товарищи по учебе, не прошедшие такой школы.
Однако СПС включает в себя не только повышение тренерского мастерства. За время
учебы в институте студенты обязаны научиться воспитывать молодежь, овладеть
всеми навыками работы воспитателя, советского педагога. Как показывает практика,
зачастую в погоне за результатами тренер упускает это из виду. Поэтому
существенно, что в курсе СПС возможности для воспитательной работы со студентами
гораздо больше, чем было в курсе ПСМ.
Рассмотрим еще один аспект курса СПС. Как известно, кроме таких педагогических
умений, как умение страховать, объяснять технику упражнений и т. д., выпускнику
института физкультуры необходимо владеть знаниями и умениями в области
планирования и контроля учебно-тренировочного процесса, учета тренировочных
нагрузок, ведения дневника и т. д. Считаем, что углубленное изучение этого
материала по специализации очень удобно проводить при СПС. Следует, на наш
взгляд, поручить студентам проведение некоторых соревнований на кафедре, и такой
опыт уже имеется. К примеру, кафедра гимнастики МОГИФКа ежегодно проводит 6 — 7
|