Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА СПС

   
Биндусов Е. Е., к. п. н., зав. кафедрой гимнастики, МОГИФК
 

Вот уже третий год физкультурные вузы страны работают по новому учебному плану. Изменения коснулись и одной из основных спортивных дисциплин в инфизкульте — гимнастики. Сократилось количество часов на общем курсе, значительные перемены появились и в прохождении курса специализации. Не вдаваясь в подробности изменений в учебном материале, хочется поговорить о спортивно-педагогическом совершенствовании (СПС). В предыдущей программе соответствующий факультатив именовался повышением спортивного мастерства (ПСМ). Название, цели и задачи программы не вызывали вопросов. Все было предельно ясно. Студенты, специализирующиеся по гимнастике (как, впрочем, и студенты других специализаций), должны были после академических занятий приходить в зал и тренироваться. Такой порядок на спортивно-педагогических кафедрах инфизкультов существовал не один десяток лет. Поэтому, естественно, у многих возникает вопрос: чем вызвано изменение в названии этой части программы по специализации? Не есть ли это реформа ради реформы? Дескать, старая «вывеска» надоела, примелькалась, нужна новая? Тем более что, как показывает опыт общения с коллегами из других вузов, суть занятий на СПС осталась прежней, т. е. обычное тренировочное занятие.

Думается, однако, что новое название и предполагаемое содержание факультатива соответствуют нынешнему положению дел в гимнастике. Какова спортивная квалификация студентов, поступивших на I курс? Минимум I разряд. Современная гимнастика такова, что, не покажи ребенок в 10 — 12 лет необходимого результата, его отчислят из ДСШ. Поэтому гимнастов II или III разряда среди нынешних абитуриентов практически нет. Спрашивается, зачем повышать спортивное мастерство гимнастке-перворазряднице, если, во-первых, для окончания института ей нужно показать результат только I разряда; во-вторых, и таких случаев много, девушки после окончания ДЮСШ уже 2, а то и 3 года активно не тренируются и ни кандидатами в мастера спорта, ни мастерами спорта они не станут; в-третьих, при отсутствии желания совершенствоваться в гимнастике посещение тренировочных занятий под нажимом преподавателей кафедры не приносит ничего, кроме формального отношения к своим обязанностям на курсе ПСМ.

Теперь же от студентов потребуют повышения не спортивного, а педагогического мастерства. И проводиться эти занятия будут в

 

объеме гораздо большем, чем это предусмотрено программным материалом по специализации. Проблема, на наш взгляд, состоит в том, чтобы организовать занятия по курсу СПС так, чтобы они соответствовали этому названию.

Если раньше на ПСМ преподаватель выступал в роли тренера, которого больше интересовала чисто спортивная подготовка студента, то сейчас на занятиях по СПС преподаватель должен выступать в той же роли, что и на академических занятиях по специализации. Правда, можно возразить: что же, раньше студенты тренерских навыков не получали? Получали, но только в период практики и эпизодически на ПСМ. На курсе же СПС все студенты обязаны систематически быть в роли тренера. Трудность этой специфической практики в том, что не всегда для студентов есть с кем практиковаться. В основном в этой роли выступают товарищи по учебе. В лучшем случае это гимнасты из ДСШ, базирующейся в институте. Но, к сожалению, не все кафедры гимнастики страны имеют такие возможности. Между тем, как показывает наш опыт, студенты, выступающие в роли помощников тренеров (на общественных началах), по окончании института показывают куда более высокие результаты в работе с юными гимнастами, чем их товарищи по учебе, не прошедшие такой школы.

Однако СПС включает в себя не только повышение тренерского мастерства. За время учебы в институте студенты обязаны научиться воспитывать молодежь, овладеть всеми навыками работы воспитателя, советского педагога. Как показывает практика, зачастую в погоне за результатами тренер упускает это из виду. Поэтому существенно, что в курсе СПС возможности для воспитательной работы со студентами гораздо больше, чем было в курсе ПСМ.

Рассмотрим еще один аспект курса СПС. Как известно, кроме таких педагогических умений, как умение страховать, объяснять технику упражнений и т. д., выпускнику института физкультуры необходимо владеть знаниями и умениями в области планирования и контроля учебно-тренировочного процесса, учета тренировочных нагрузок, ведения дневника и т. д. Считаем, что углубленное изучение этого материала по специализации очень удобно проводить при СПС. Следует, на наш взгляд, поручить студентам проведение некоторых соревнований на кафедре, и такой опыт уже имеется. К примеру, кафедра гимнастики МОГИФКа ежегодно проводит 6 — 7

Library   21   Up


Contents

 

Home
   

76720-11.jpg

 

Фляк, сальто назад на одну. Н. Ильенко

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

учебных соревнований: по физической, технической подготовке и ритмической гимнастике, акробатике и прыжкам на батуте, соревнования по гимнастике среди специализирующихся в других видах спорта.

И, наконец, еще один мощный фактор повышения профессионального уровня будущего педагога-тренера — улучшение на занятиях по СПС теоретической подготовки. Педагогическое мастерство специалиста с высшим образованием характеризует и умение общаться с аудиторией, проводить всевозможные беседы, читать лекции и т. п. Очевидно, есть смысл использовать СПС с этой целью. В нашей

 

практике был такой опыт. Студенткам заранее давались темы для сообщений без «шпаргалки». Тематика докладов самая разнообразная: от вопросов по истории гимнастики до анализа техники сложных гимнастических упражнений.

Таким образом, можно сказать, что введение нового курса СПС требует и нового подхода к традиционно сложившимся формам факультативных занятий. При тщательной, детальной разработке требований к курсу СПС можно значительно повысить качество подготовки специалистов по гимнастике.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГИМНАСТИКЕ

   
Комлев А. Ю., Казахский ИФК
 

Практика работы школ, вузов, техникумов и других учебных заведений подтверждает, что проблемное обучение (ПО) наиболее успешно решает задачи современного образования. Его успехи основаны на том, что ПО наряду с формированием знаний главной своей задачей считает развитие творческого мышления. Последнее реально в связи с тем, что процесс решения проблемных ситуаций принципиально совпадает с процессом мышления человека. Предлагаемая публикация не ставит цели познакомить читателя с основными вопросами общей теории и методики ПО, однако, для правильного понимания излагаемых вопросов напомним, что основная идея ПО заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации (ПС).

В настоящей статье сделана попытка показать, что ПО способно поднять на качественно новый уровень не только процесс овладения теоретическими знаниями, но и процесс физического воспитания. Однако вопросы использования ПО в физическом воспитании, и в частности при освоении двигательных действий, ставятся впервые, поэтому излагаются лишь в самом общем виде.

Какая же связь существует между знаниями и физическими упражнениями, интеллектуальной и моторной деятельностью, между ПО и физическим воспитанием? Постараемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего, понятно, что физкультуру и спорт нельзя отождествлять лишь с выполнением физических упражнений. На это указы-

 

вает содержание подготовки спортсменов (техническая, физическая, психологическая, теоретическая — интеллектуальная, тактическая подготовка). Рассматривая названные виды подготовки, можно выделить три последних, как виды, имеющие прямое отношение к теоретическим знаниям. Отсюда следует, что ПО может иметь место при решении указанных вопросов и в обычном понимании, как обучение теоретическим знаниям. Приведем несколько ПС, которые можно создать, например, при анализе техники гимнастических упражнений.

Из общей теории ПО известно, что ПС могут возникать на основе противоречия между знаниями на более высоком и на более низком уровне, т. е. осознается недостаток прежних знаний для объяснения новых фактов. Так, типичной является ситуация, когда начинающие гимнасты связывают вращение тела назад с его перемещением назад при выполнении сальто в вольных упражнениях или в аналогичных условиях. Противоречие возникает, когда они впервые видят сальто «ауэрбах», где вращение назад связано с перемещением вперед, что на первый взгляд кажется несколько противоестественным.

ПС возникают при столкновении с необходимостью использовать усвоенные знания в новых практических условиях. Например, студентам, знающим закономерности сохранения статического равновесия, предлагается смоделировать деятельность гимнаста, которая обеспечит устойчивость в приземлениях после соскоков (последнее, как известно, требует обязательного учета движения по инерции).

ПС можно создать, например, при обучении безопорным поворотам. В традиционной методике для этого рекомендуется выполнить кру-

Library   23   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало