Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

учебных соревнований: по физической, технической подготовке и ритмической гимнастике, акробатике и прыжкам на батуте, соревнования по гимнастике среди специализирующихся в других видах спорта.

И, наконец, еще один мощный фактор повышения профессионального уровня будущего педагога-тренера — улучшение на занятиях по СПС теоретической подготовки. Педагогическое мастерство специалиста с высшим образованием характеризует и умение общаться с аудиторией, проводить всевозможные беседы, читать лекции и т. п. Очевидно, есть смысл использовать СПС с этой целью. В нашей

 

практике был такой опыт. Студенткам заранее давались темы для сообщений без «шпаргалки». Тематика докладов самая разнообразная: от вопросов по истории гимнастики до анализа техники сложных гимнастических упражнений.

Таким образом, можно сказать, что введение нового курса СПС требует и нового подхода к традиционно сложившимся формам факультативных занятий. При тщательной, детальной разработке требований к курсу СПС можно значительно повысить качество подготовки специалистов по гимнастике.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГИМНАСТИКЕ

   
Комлев А. Ю., Казахский ИФК
 

Практика работы школ, вузов, техникумов и других учебных заведений подтверждает, что проблемное обучение (ПО) наиболее успешно решает задачи современного образования. Его успехи основаны на том, что ПО наряду с формированием знаний главной своей задачей считает развитие творческого мышления. Последнее реально в связи с тем, что процесс решения проблемных ситуаций принципиально совпадает с процессом мышления человека. Предлагаемая публикация не ставит цели познакомить читателя с основными вопросами общей теории и методики ПО, однако, для правильного понимания излагаемых вопросов напомним, что основная идея ПО заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации (ПС).

В настоящей статье сделана попытка показать, что ПО способно поднять на качественно новый уровень не только процесс овладения теоретическими знаниями, но и процесс физического воспитания. Однако вопросы использования ПО в физическом воспитании, и в частности при освоении двигательных действий, ставятся впервые, поэтому излагаются лишь в самом общем виде.

Какая же связь существует между знаниями и физическими упражнениями, интеллектуальной и моторной деятельностью, между ПО и физическим воспитанием? Постараемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего, понятно, что физкультуру и спорт нельзя отождествлять лишь с выполнением физических упражнений. На это указы-

 

вает содержание подготовки спортсменов (техническая, физическая, психологическая, теоретическая — интеллектуальная, тактическая подготовка). Рассматривая названные виды подготовки, можно выделить три последних, как виды, имеющие прямое отношение к теоретическим знаниям. Отсюда следует, что ПО может иметь место при решении указанных вопросов и в обычном понимании, как обучение теоретическим знаниям. Приведем несколько ПС, которые можно создать, например, при анализе техники гимнастических упражнений.

Из общей теории ПО известно, что ПС могут возникать на основе противоречия между знаниями на более высоком и на более низком уровне, т. е. осознается недостаток прежних знаний для объяснения новых фактов. Так, типичной является ситуация, когда начинающие гимнасты связывают вращение тела назад с его перемещением назад при выполнении сальто в вольных упражнениях или в аналогичных условиях. Противоречие возникает, когда они впервые видят сальто «ауэрбах», где вращение назад связано с перемещением вперед, что на первый взгляд кажется несколько противоестественным.

ПС возникают при столкновении с необходимостью использовать усвоенные знания в новых практических условиях. Например, студентам, знающим закономерности сохранения статического равновесия, предлагается смоделировать деятельность гимнаста, которая обеспечит устойчивость в приземлениях после соскоков (последнее, как известно, требует обязательного учета движения по инерции).

ПС можно создать, например, при обучении безопорным поворотам. В традиционной методике для этого рекомендуется выполнить кру-

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

говые движения ногами в висе на одном кольце (выполняя это задание, гимнаст поворачивается вокруг продольной оси тела в сторону, противоположную направлению кружения ног). Данный пример часто используется в специальной литературе и в практике для подтверждения справедливости закона сохранения кинетического момента. Причем в указанном случае закон предварительно изучается — преподается репродуктивно. При ПО то же задание дается не для иллюстрации закона сохранения, а для создания ПС, которая обусловлена возникающим во время исполнения противоречием между наблюдаемым явлением и невозможностью верно объяснить происходящее. В процессе решения ПС педагог помогает ученику как бы самостоятельно сделать «открытие». Этот процесс и дает более высокий уровень знаний.

Подобным образом учебные ПС могут быть созданы практически по любым вопросам подготовки, обучения, воспитания и т. д., т. е. везде, где необходимо формирование новых знаний.

Далее, справедливо будет предположить, что высокий уровень теоретических знаний педагога или тренера, полученный путем ПО в ИФК, не будет реализован, если обучение двигательным действиям (упражнениям) будет опираться на традиционную методику. Следовательно, для более успешного решения задач физического воспитания и спорта переход на новый, более высокий уровень должен обязательно произойти и в этом звене — в обучении двигательным действиям. Каким же должно быть это обучение?

Известно, что любое двигательное действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную часть. В общем виде ориентировочная часть является знанием о движении, и вполне очевидно, что при прочих равных условиях чем совершеннее будет знание, тем лучше может быть выполнено движение. Если знания гораздо эффективнее формируются в процессе ПО, значит, оно должно найти место при формировании ориентировочной части двигательного действия, т. е. ПС должны ставиться и решаться на этапе создания представления о движении, при его уточнении, исправлении ошибок и т. п.

Попытаемся показать пример проблемного формирования представления о движении, характерный для уточнения или исправления уже сложившегося представления. Воспользуемся для этого проблемным изложением, напомнив, что ПО проходит по определенной схеме — от создания проблемной ситуации к формулировке проблемы, выдвижению, обоснованию и доказательству гипотез, и далее — к применению новых знаний на практике.

Гимнаст выполняет сальто назад в группировке с места. Для этого он подпрыгивает вверх, делает взмах руками и берет группировку (используется упрощенный анализ). В дру-

 

гом случае при выполнении, казалось бы, тех же действий получается прыжок с группировкой. В чем же дело? Почему вроде бы одинаковые действия приводят к разным результатам? Используя это «противоречие», тренер создает ПС. Далее он помогает сформулировать проблему или делает это сам. Какие силы придают телу гимнаста вращение? Ученики могут выдвинуть различные гипотезы, объясняющие возникновение вращательного движения при выполнении сальто назад, например о ведущей роли маховых звеньев (рук, головы), о значении «свала» туловища. Все данные предположения несостоятельны, и тренер может легко доказать это, например, рассмотрев вариант исполнения сальто с зафиксированными руками на поясе или подбородком на груди или вариант сальто назад с «уходом» вперед и т. д. При проблемном изложении тренер может сам выдвинуть и обосновать верную гипотезу, основанную на том, что вращение при выполнении данного упражнения возникает в основном за счет момента сил реакции опоры относительно ЦМТ гимнаста (вращательная составляющая опорной реакции). Для доказательства гипотезы могут потребоваться дополнительные знания: момент силы, направление реакции опоры и др. Их можно актуализировать с помощью постановки простых вопросов (например, в каком направлении должна действовать сила на колесо, с тем чтобы оно закрутилось?). Значит, при выполнении сальто назад направление действия реакции опоры не должно проходить через ЦМТ гимнаста. Дальнейший ход рассуждений может быть показан графически. Проверку правильности решения проблемы и обобщение новых знании удобно провести с помощью анализа кинограмм исполнения различных упражнений. После такого анализа становится очевидным, что опорная реакция, имеющая плечо относительно оси вращения, всегда будет иметь переместительную и вращательную составляющие, независимо от характера опоры, вида упражнений, снаряда, ориентации гимнаста, направления перемещения и т. д., что является общей закономерностью.

Может показаться, что данная методика слишком сложна и громоздка. Однако не трудно убедиться и в том, что на одном таком примере решаются любые вопросы, связанные с вращением «от опоры». К тому же решать их не обязательно на одной тренировке. Подобный вопрос может быть сквозной проблемой целого этапа подготовки гимнастов.

Далее нужно остановиться еще на одном важном положении. В области двигательной деятельности развитие субъекта выражается в его способности успешно формировать в себе новые возможности самостоятельного решения усложняющихся проблем. Однако при подготовке спортсменов чаще всего представления (знания) о движении формируются на основе

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

традиционного (репродуктивного) обучения, которое даже не ставит задачи развития творчества и самостоятельности, в связи с чем у спортсмена такая способность часто остается неразвитой. ПО призвано снять это противоречие. Глубокое понимание закономерностей исполнения двигательного действия позволит гимнасту более успешно проектировать и исполнять его, вносить при необходимости коррективы. Кроме того, формирующиеся в процессе ПО активность и самостоятельность позволяют не только более успешно осваивать новые движения, но и решать двигательные задачи в нестандартных ситуациях.

Вполне очевидно, что для достижения успеха в спорте одних теоретических знаний тренера и ученика, даже при творческом подходе, явно недостаточно. Нужна практика.

В рамках рассматриваемой проблемы такой практикой может стать система заданий, развивающих самостоятельность и творчество, проявляющиеся в двигательных действиях. Здесь возможно применение нескольких видов двигательных проблемных заданий (ДПЗ). Наиболее доступный из них представляет собой решение известной двигательной задачи, но в изменившихся условиях, где гимнаст умышленно ставится перед необходимостью самостоятельно формулировать новую (видоизмененную) задачу. Более сложный вид ДПЗ предполагает развитие способности самостоятельно формулировать и решать двигательную задачу в резко меняющейся обстановке (последнее возможно лишь как результат ПО, поскольку только через него целенаправленно формируется опыт творческой деятельности). В качестве примера такого задания можно привести следующий.

Гимнаст выполняет опорный прыжок (любой) с заданием на приземление по ориентиру, который становится известным спортсмену лишь в момент отталкивания от мостика (варьируют высотой места приземления и его расстоянием от снаряда). В такой ситуации гимнасту приходится самостоятельно формулировать и решать двигательную задачу в экстремальных условиях. Создать подобные условия в данном случае можно, если «замаскировать» место приземления (горку поролоновых матов), изменяющееся от попытки к попытке, «ширмой» (поролоновым матом, поставленным на ребро за снарядом).

В качестве ДПЗ можно использовать также соревнования «с листа», игры с «заказом» упражнений и многие другие двигательные задания, направленные на формирование вариатив-

 

ности, гибкости двигательного навыка.

Следует, однако, иметь в виду, что ПС могут быть использованы (в случае организации проблемного учебно-тренировочного процесса) лишь в качестве открывающих, а ДПЗ — завершающих процесс овладения гимнастическими упражнениями. Решающую же роль в формировании двигательного навыка (в процессе становления техники) играет программа обучения (последовательность и методика освоения). Успех обучения во многом зависит от того, насколько удачно эта программа составлена. Последнее же зависит от тренера.

По-видимому, нет необходимости говорить о творческом характере работы тренера, между тем подготовка студентов в ИФК, проводимая на основе традиционной методики, не учитывает указанного фактора. ПО способно снять и это противоречие. Опыт организации ПО в условиях ИФК уже имеется. Оно позволяет более целенаправленно, упорядоченно и эффективно решать вопросы формирования профессиональных способностей, особенно творческих. Кроме того, в ИФК уже сейчас реально самое широкое внедрение ПО не только на очном, но и на заочном факультете, ФПК, ФУС. Для этого в первую очередь необходимо использовать проблемное изложение на лекциях, закладывая фундамент формирования творческого стиля мышления, после чего следует знакомить студентов и слушателей с преимуществами и перспективами ПО, с необходимостью его внедрения в практику, с его теорией и методикой. Последнее особенно важно, поскольку позволяет решать вопросы подготовки специалистов, владеющих методикой ПО.

Важно помнить, что максимальный эффект ПО принесет в случае, если его применение будет комплексным (системным). При подготовке тренера (в ИФК) это предполагает: 1 — утверждение принципа проблемности как основополагающего при проведении занятий по отдельным дисциплинам; 2 — внедрение ПО по всем предметам учебного плана.

При подготовке спортсмена системное использование ПО предполагает: 1 — применение ПО при решении вопросов, связанных с формированием новых знаний; 2 — применение системы ДПЗ.

В заключение нужно подчеркнуть: проблемное обучение указывает новые пути совершенствования процесса физического воспитания, давая возможность эффективно решать многие, в том числе ранее не ставившиеся, вопросы физической культуры и спорта.

 
Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало