|
говые движения ногами в висе на одном кольце (выполняя это задание, гимнаст поворачивается вокруг продольной оси тела в сторону, противоположную направлению кружения ног). Данный пример часто используется в специальной литературе и в практике для подтверждения справедливости закона сохранения кинетического момента. Причем в указанном случае закон предварительно изучается — преподается репродуктивно. При ПО то же задание дается не для иллюстрации закона сохранения, а для создания ПС, которая обусловлена возникающим во время исполнения противоречием между наблюдаемым явлением и невозможностью верно объяснить происходящее. В процессе решения ПС педагог помогает ученику как бы самостоятельно сделать «открытие». Этот процесс и дает более высокий уровень знаний.
Подобным образом учебные ПС могут быть созданы практически по любым вопросам подготовки, обучения, воспитания и т. д., т. е. везде, где необходимо формирование новых знаний.
Далее, справедливо будет предположить, что высокий уровень теоретических знаний педагога или тренера, полученный путем ПО в ИФК, не будет реализован, если обучение двигательным действиям (упражнениям) будет опираться на традиционную методику. Следовательно, для более успешного решения задач физического воспитания и спорта переход на новый, более высокий уровень должен обязательно произойти и в этом звене — в обучении двигательным действиям. Каким же должно быть это обучение?
Известно, что любое двигательное действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную часть. В общем виде ориентировочная часть является знанием о движении, и вполне очевидно, что при прочих равных условиях чем совершеннее будет знание, тем лучше может быть выполнено движение. Если знания гораздо эффективнее формируются в процессе ПО, значит, оно должно найти место при формировании ориентировочной части двигательного действия, т. е. ПС должны ставиться и решаться на этапе создания представления о движении, при его уточнении, исправлении ошибок и т. п.
Попытаемся показать пример проблемного формирования представления о движении, характерный для уточнения или исправления уже сложившегося представления. Воспользуемся для этого проблемным изложением, напомнив, что ПО проходит по определенной схеме — от создания проблемной ситуации к формулировке проблемы, выдвижению, обоснованию и доказательству гипотез, и далее — к применению новых знаний на практике.
Гимнаст выполняет сальто назад в группировке с места. Для этого он подпрыгивает вверх, делает взмах руками и берет группировку (используется упрощенный анализ). В дру-
|
|
гом случае при выполнении, казалось бы, тех же действий получается прыжок с группировкой. В чем же дело? Почему вроде бы одинаковые действия приводят к разным результатам? Используя это «противоречие», тренер создает ПС. Далее он помогает сформулировать проблему или делает это сам. Какие силы придают телу гимнаста вращение? Ученики могут выдвинуть различные гипотезы, объясняющие возникновение вращательного движения при выполнении сальто назад, например о ведущей роли маховых звеньев (рук, головы), о значении «свала» туловища. Все данные предположения несостоятельны, и тренер может легко доказать это, например, рассмотрев вариант исполнения сальто с зафиксированными руками на поясе или подбородком на груди или вариант сальто назад с «уходом» вперед и т. д. При проблемном изложении тренер может сам выдвинуть и обосновать верную гипотезу, основанную на том, что вращение при выполнении данного упражнения возникает в основном за счет момента сил реакции опоры относительно ЦМТ гимнаста (вращательная составляющая опорной реакции). Для доказательства гипотезы могут потребоваться дополнительные знания: момент силы, направление реакции опоры и др. Их можно актуализировать с помощью постановки простых вопросов (например, в каком направлении должна действовать сила на колесо, с тем чтобы оно закрутилось?). Значит, при выполнении сальто назад направление действия реакции опоры не должно проходить через ЦМТ гимнаста. Дальнейший ход рассуждений может быть показан графически. Проверку правильности решения проблемы и обобщение новых знании удобно провести с помощью анализа кинограмм исполнения различных упражнений. После такого анализа становится очевидным, что опорная реакция, имеющая плечо относительно оси вращения, всегда будет иметь переместительную и вращательную составляющие, независимо от характера опоры, вида упражнений, снаряда, ориентации гимнаста, направления перемещения и т. д., что является общей закономерностью.
Может показаться, что данная методика слишком сложна и громоздка. Однако не трудно убедиться и в том, что на одном таком примере решаются любые вопросы, связанные с вращением «от опоры». К тому же решать их не обязательно на одной тренировке. Подобный вопрос может быть сквозной проблемой целого этапа подготовки гимнастов.
Далее нужно остановиться еще на одном важном положении. В области двигательной деятельности развитие субъекта выражается в его способности успешно формировать в себе новые возможности самостоятельного решения усложняющихся проблем. Однако при подготовке спортсменов чаще всего представления (знания) о движении формируются на основе |
|