Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

О ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СМЫСЛОВОГО РЕШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
С. В. Дмитриев, кандидат педагогических наук, мастер спорта, г. Горький
 

Вместо введения

Мы с легкостью оперируем в разговоре и в печати словами «двигательная задача». Но всегда ли мы достаточно четко уясняем себе их смысл, да и всегда ли имеем в виду одно и то же? Можем ли в течение всего обсуждения удерживать без существенного изменения принятый нами в начале разговора смысл понятия, не подменяя его (незаметно для себя)?

Как соотносятся понятия «двигательная задача» и «двигательное действие», «принятие решения» и «решение задачи»? Как решаются спортивные двигательные задачи, в частности в гимнастике? Все эти и ряд других вопросов заслуживают серьезного внимания: ведь гимнаст или гимнастка не просто выполняют двигательные действия, а всякий раз решают спортивные двигательные задачи.

В настоящее время решение двигательных задач становится центральной проблемой дидактической биомеханики. От изучения «входных» и «выходных» характеристик человека, от анализа отдельных биомеханических параметров и свойств системы движений, от разработки рекомендаций по тому или иному поводу биомеханика начинает переходить к выработке принципов и методов решения двигательных задач в целом. Говорить об этих принципах, пожалуй, еще рано, но хотя бы бегло обрисовать тот фундамент, на котором базируется их создание, необходимо. Важнейшие аспекты данной проблемы — нахождение алгоритма двигательного действия (фаза смыслового решения задачи) и реализация найденного алгоритма (фаза моторного решения задачи). В данной статье рассматривается логическая структура процесса смыслового решения двигательной задачи*.

Анализ обсуждаемых вопросов осуществляется в русле психологической теории деятельности, развиваемой в научных школах Н. А. Бернштейна, А. Н. Леонтьева, О. К. Тихомирова, В. П. Зинченко. В работах Н. А. Бернштейна, посвященных физиологическим механизмам регуляции и построения движений, двигательное действие рассматривается не как реакция (ответ на внешнее воздействие), а как акция, как процесс решения задачи. Последний наряду с моторными (операционны-

 


* Под логической структурой смыслового решения двигательной задачи здесь понимается формирование в сознании гимнаста понятийно-логической схемы действия с заданными свойствами (биомеханическими, эстетическими и др.).

 

ми) актами включает мотивационные, смысловые, оценочные и другие познавательные образования.

С нашей точки зрения, в процессе смыслового решения двигательной задачи гимнаст должен найти определенные средства (логический аппарат мышления, смысловые программы и т. п.), регулирующие процесс моторного (двигательного) решения в соответствии с условиями, целями и требованиями задачи. Анализ предметно-смыслового содержания, выделяемого в процессе моделирования задачи и представленного в сознании гимнаста, позволяет выделить шесть основных компонентов.

1. Задачная ситуация. Данная ситуация характеризуется осознанием и переживанием гимнастом «состояния озадаченности». В психологической литературе это состояние рассматривается в связи с наличием потребности и некоторой преграды («барьеров») на пути к ее удовлетворению. «Барьеры» у гимнаста могут быть самой различной природы: пробелы в технической подготовке и перцептивной тренированности, состояние психической напряженности, наличие конкурирующих целей и неоднозначность отношения спортсмена к двигательной ситуации. Последнее связано с противоречивостью системы ценностей спортсмена.

Любой, даже высококвалифицированный, . гимнаст, моделируя решение задачи, испытывает некоторый недостаток информации. Задачная ситуация в спортивной гимнастике непостоянна и зависит от случайностей, содержит непредвиденные, часто связанные с риском, обстоятельства. Анализ и оценка задачной ситуации, «смысловое взвешивание» ее отдельных факторов предполагает изменение, если это необходимо, относящейся к ней шкалы ценностей*. Весьма важным при этом являются умения гимнаста извлекать полезную информацию, давать ей правильную оценку и действовать в соответствии с этой оценкой, а не вопреки ей.

2. Условия задачи. Задачная ситуация тесно связана с совокупностью условий, в которых приходится действовать гимнасту. Условия двигательной задачи представляют собой систему физических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на спортсмена. Представляется необходимым выделить три группы факторов, определяющих деятельность гимнаста.


* Восприятие человека избирательно. Мы придаем значение только тому, что имеет вес в системе наших личных ценностей.

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

I группа факторов связана с «логикой» объекта — структурой моделируемого двигательного действия. Например, биомеханические условия полета при выполнении соскоков разных структурных групп различны. В частности, при выполнении одинарного, двойного или тройного сальто на перекладине центральная (т. е. проходящая через ОЦМ тела спортсмена) ось вращения остается параллельной грифу. При этом движения правых и левых частей тела в полете симметричны. При выполнении пируэтов гимнаст в полете вращается сразу вокруг трех осей (продольной, поперечной и переднезадней) и «вынужден» совершать высококоординированные асимметричные движения. Последние значительно усложняют процесс смыслового моделирования пируэтов.

II группа факторов связана с «логикой» среды (в том числе социальной), в которой гимнаст осуществляет свою деятельность. Например, в условиях соревнований на смысловое программирование двигательной деятельности спортсмена в той или иной степени влияют физические параметры внешней среды (освещенность, температура, шум, особенности инвентаря, стартовый номер, поведение и реакции товарищей по команде, зрителей, противников и т. п.). В том случае, когда у гимнаста нет заранее обдуманного и четкого плана, его поведение зависит, как правило, от внешних факторов. Если спортсмен сформировал четкую, но негибкую смысловую программу, то в условиях непредвиденной ситуации программа рушится. Анализ соревновательной деятельности показывает, что целесообразно планировать общую, без излишней детализации, стратегию, позволяющую гимнасту в зависимости от обстоятельств менять характер и последовательность действий. Образно говоря, генеральный план построения действия определяется смысловой программой решения двигательной задачи, но в этой программе должны быть заложены лишь ведущие конструкции, т. е. архитектоника, а множество разных деталей — его архитектура — формируется под воздействием условий заданной ситуации.

III группа факторов (так называемый человеческий фактор) представляет собой совокупность морфофункциональных качеств спортсмена и неформализуемых свойств личности. Вполне понятно, что недостаточная тренированность анализаторов, недостаточно развитые способность к ориентации и умение предвосхищать события, невысокий уровень притязаний чрезвычайно затрудняют процесс эффективного решения сложных двигательных задач в спортивной гимнастике*.

 


* На наш взгляд, следует различать понятия «сложность» и «трудность» задачи двигательного действия. Сложность двигательной задачи отличается от трудности тем, что она не имеет субъективного компонента: гимнаст не может испытать сложность саму по себе, но воспринимает ее как трудность. Можно было бы определить сложность как объектив-

 

3. Цели действия. В определенных условиях конкретной задачной ситуации у гимнаста развертывается процесс целеполагания (формирования целей). Известно, что цель, представляющая собой образ желаемого результата, может быть представлена на перцептивном уровне (например, восприятие при копировании двигательного действия), в форме представления или в виде «вербальной модели» (словесного описания с помощью понятий разной степени конкретности или абстрактности).

Смысловое решение двигательной задачи формируется применительно к определенной цели: гимнаст, отражая задачу адекватно, может формировать разные цели. С другой стороны, цель одной и той же задачи по-разному осознается не только различными спортсменами, но и одним и тем же гимнастом в зависимости от мотива, установки, уровня притязаний.

Двигательную задачу невозможно представить лишь одной главной, генеральной целью — необходима целая иерархия целей и подцелей, которые будут различаться по уровню отображаемых явлений.

Например, генеральная цель «хорошо выполнить данный опорный прыжок» без системы промежуточных целей (например, быстро разбежаться, правильно оттолкнуться ногами) становится, по сути дела, «неопределенным лозунгом». Формулировка цели в виде «лозунга», «заявленной позиции» должна предусматривать развертку ее в систему целей, достижение которых обеспечивается нужными алгоритмами.

Структуру целей двигательной задачи правомерно рассматривать в двух плоскостях: «горизонтальной», где соотносятся промежуточные цели однопорядковой степени общности, и «вертикальной», где определяются взаимосвязи подцелей различной степени общности. Весь комплекс целей реализуется наиболее эффективно, если спортсмен при достижении подцелей ориентируется на общий критерий. Таким образом достигается непротиворечивость функционирования сложной системы движений.

4. Целевая установка. Актуальные потребности гимнаста, решающего двигательную задачу, находят отражение в его установках, выражающих состояние «операциональной готовности». Целевая установка рассматривается нами как готовность действовать в конкретных условиях задачной ситуации в соответствии с целями двигательной задачи и отношением спортсмена к этим целям. Одной из важнейших установок в соревновательной деятельности гимнастов является, на наш взгляд, готовность к риску*.


ный компонент трудности. Степень трудности двигательной задачи нельзя оценить вообще. Она всегда относительна и должна рассматриваться в связи с возможностями спортсмена.

* Здесь имеются в виду двигательные решения, в которых решительность и риск сочетаются с предусмотрительностью — своего рода «осторожная смелость».

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

Установка на риск, являясь психологическим содержанием взаимоотношения потребности и ситуации, отражает потенциальную готовность спортсмена к абсолютному выявлению своих творческих сил, задатков, способностей. Если рядовой гимнаст действует «не испытывая судьбу» (т. е. преимущественно под влиянием двигательной ситуации), то спортсмен, способный к риску, умеющий использовать малейший шанс на успех, может мобилизовать «резервные аварийные программы» и реализовать свои потенциальные возможности в наиболее полной мере. Есть основания полагать, что готовность к риску является одним из важнейших факторов, ориентирующих гимнаста на достижение максимальных результатов.

5. Нормативные требования. Нормативные требования, выработанные или усвоенные (признанные) спортсменом, оказываются его субъективной ценностной системой, в которой могут учитываться (или не учитываться) требования норм этики, эстетики, биомеханики.

Можно различать три класса нормативных требований к двигательной деятельности гимнастов:

1) нормы общения и поведения на учебно-тренировочном занятии и соревнованиях (этикет, традиции, нравственные стандарты и пр.);

2) нормы-каноны, регламентирующие деятельность при оценке двигательных действий (правила соревнований, эстетические эталоны, критерий «РОВ» — риск, оригинальность, виртуозность) ;

3) нормы-предписания, регулирующие процесс построения двигательных действий (технологические рецепты).

Анализ показывает, что регулятивная функция нормативных требований бывает стимулирующей (побуждающей к определенной деятельности) и лимитирующей (ограничивающей ее). Требований, не содержащих никаких ограничений, как правило, не бывает. Поэтому частная двигательная задача может формулироваться не только на основе позитивных предписаний (например, во время

 

приземления быстро согнуться при угрозе падения вперед), но и в терминах запретов (не расслаблять мышцы спины и ног). Возможны нормативные предписания и третьего типа, определяющие границы свободно выбираемого поведения («разрешено все, что прямо не запрещено»).

Педагогическая практика свидетельствует, что воздействию извне и рациональному контролю с помощью нормативных структур поддаются отнюдь не все компоненты смыслового решения двигательной задачи.

Творческий процесс, как известно, есть движение к искомому результату в условиях отсутствия алгоритма поиска.

6. Целевые средства (в строгом смысле). О «проектировании» двигательного действия можно говорить тогда, когда тренеру удалось «спроектировать» у спортсмена мотивы деятельности и возникающие на их основе эмоции и ценности, смыслы и значения, цели и установки.

Смысловое моделирование двигательной задачи является одним из важнейших этапов в творческом процессе. В ходе смыслового моделирования гимнаст мысленно последовательно решает задачу в определенном порядке: от изучения условий задачной ситуации переходит к анализу целей и установок, а затем в соответствии с требованиями к системе движений разрабатывает средства решения. Для достижения конечной цели смыслового моделирования — выработки целевых средств — важное значение имеют такие факторы, как значимость исходного мотива и величина связанного с ним уровня притязаний, вероятность достижения цели, зависящая от оценки возможностей человека и условий обстановки, степень совпадения нормативной цели и принятой спортсменом субъективной цели деятельности.

Конечно, выработка продуктивных целевых средств решения двигательных задач в спортивной гимнастике весьма сложный и трудоемкий педагогический процесс. Но это наша профессия, наше любимое дело!

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

   
Смирнов Ю. И., МОГИФК, Шарабарова И. Н., ВНИИФК
 

Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (табл. 1), то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели мы разделили на 2 группы: основные (общие для видов спорта

 

со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало