|
I группа факторов связана с «логикой» объекта — структурой моделируемого двигательного действия. Например, биомеханические условия полета при выполнении соскоков разных структурных групп различны. В частности, при выполнении одинарного, двойного или тройного сальто на перекладине центральная (т. е. проходящая через ОЦМ тела спортсмена) ось вращения остается параллельной грифу. При этом движения правых и левых частей тела в полете симметричны. При выполнении пируэтов гимнаст в полете вращается сразу вокруг трех осей (продольной, поперечной и переднезадней) и «вынужден» совершать высококоординированные асимметричные движения. Последние значительно усложняют процесс смыслового моделирования пируэтов.
II группа факторов связана с «логикой» среды (в том числе социальной), в которой гимнаст осуществляет свою деятельность. Например, в условиях соревнований на смысловое программирование двигательной деятельности спортсмена в той или иной степени влияют физические параметры внешней среды (освещенность, температура, шум, особенности инвентаря, стартовый номер, поведение и реакции товарищей по команде, зрителей, противников и т. п.). В том случае, когда у гимнаста нет заранее обдуманного и четкого плана, его поведение зависит, как правило, от внешних факторов. Если спортсмен сформировал четкую, но негибкую смысловую программу, то в условиях непредвиденной ситуации программа рушится. Анализ соревновательной деятельности показывает, что целесообразно планировать общую, без излишней детализации, стратегию, позволяющую гимнасту в зависимости от обстоятельств менять характер и последовательность действий. Образно говоря, генеральный план построения действия определяется смысловой программой решения двигательной задачи, но в этой программе должны быть заложены лишь ведущие конструкции, т. е. архитектоника, а множество разных деталей — его архитектура — формируется под воздействием условий заданной ситуации.
III группа факторов (так называемый человеческий фактор) представляет собой совокупность морфофункциональных качеств спортсмена и неформализуемых свойств личности. Вполне понятно, что недостаточная тренированность анализаторов, недостаточно развитые способность к ориентации и умение предвосхищать события, невысокий уровень притязаний чрезвычайно затрудняют процесс эффективного решения сложных двигательных задач в спортивной гимнастике*.
* На наш взгляд, следует различать понятия «сложность» и «трудность» задачи двигательного действия. Сложность двигательной задачи отличается от трудности тем, что она не имеет субъективного компонента: гимнаст не может испытать сложность саму по себе, но воспринимает ее как трудность. Можно было бы определить сложность как объектив-
|
|
3. Цели действия. В определенных условиях конкретной задачной ситуации у гимнаста развертывается процесс целеполагания (формирования целей). Известно, что цель, представляющая собой образ желаемого результата, может быть представлена на перцептивном уровне (например, восприятие при копировании двигательного действия), в форме представления или в виде «вербальной модели» (словесного описания с помощью понятий разной степени конкретности или абстрактности).
Смысловое решение двигательной задачи формируется применительно к определенной цели: гимнаст, отражая задачу адекватно, может формировать разные цели. С другой стороны, цель одной и той же задачи по-разному осознается не только различными спортсменами, но и одним и тем же гимнастом в зависимости от мотива, установки, уровня притязаний.
Двигательную задачу невозможно представить лишь одной главной, генеральной целью — необходима целая иерархия целей и подцелей, которые будут различаться по уровню отображаемых явлений.
Например, генеральная цель «хорошо выполнить данный опорный прыжок» без системы промежуточных целей (например, быстро разбежаться, правильно оттолкнуться ногами) становится, по сути дела, «неопределенным лозунгом». Формулировка цели в виде «лозунга», «заявленной позиции» должна предусматривать развертку ее в систему целей, достижение которых обеспечивается нужными алгоритмами.
Структуру целей двигательной задачи правомерно рассматривать в двух плоскостях: «горизонтальной», где соотносятся промежуточные цели однопорядковой степени общности, и «вертикальной», где определяются взаимосвязи подцелей различной степени общности. Весь комплекс целей реализуется наиболее эффективно, если спортсмен при достижении подцелей ориентируется на общий критерий. Таким образом достигается непротиворечивость функционирования сложной системы движений.
4. Целевая установка. Актуальные потребности гимнаста, решающего двигательную задачу, находят отражение в его установках, выражающих состояние «операциональной готовности». Целевая установка рассматривается нами как готовность действовать в конкретных условиях задачной ситуации в соответствии с целями двигательной задачи и отношением спортсмена к этим целям. Одной из важнейших установок в соревновательной деятельности гимнастов является, на наш взгляд, готовность к риску*.
ный компонент трудности. Степень трудности двигательной задачи нельзя оценить вообще. Она всегда относительна и должна рассматриваться в связи с возможностями спортсмена.
* Здесь имеются в виду двигательные решения, в которых решительность и риск сочетаются с предусмотрительностью — своего рода «осторожная смелость». |
|