|
Установка на риск, являясь психологическим содержанием взаимоотношения потребности и ситуации, отражает потенциальную готовность спортсмена к абсолютному выявлению своих творческих сил, задатков, способностей. Если рядовой гимнаст действует «не испытывая судьбу» (т. е. преимущественно под влиянием двигательной ситуации), то спортсмен, способный к риску, умеющий использовать малейший шанс на успех, может мобилизовать «резервные аварийные программы» и реализовать свои потенциальные возможности в наиболее полной мере. Есть основания полагать, что готовность к риску является одним из важнейших факторов, ориентирующих гимнаста на достижение максимальных результатов.
5. Нормативные требования. Нормативные требования, выработанные или усвоенные (признанные) спортсменом, оказываются его субъективной ценностной системой, в которой могут учитываться (или не учитываться) требования норм этики, эстетики, биомеханики.
Можно различать три класса нормативных требований к двигательной деятельности гимнастов:
1) нормы общения и поведения на учебно-тренировочном занятии и соревнованиях (этикет, традиции, нравственные стандарты и пр.);
2) нормы-каноны, регламентирующие деятельность при оценке двигательных действий (правила соревнований, эстетические эталоны, критерий «РОВ» — риск, оригинальность, виртуозность) ;
3) нормы-предписания, регулирующие процесс построения двигательных действий (технологические рецепты).
Анализ показывает, что регулятивная функция нормативных требований бывает стимулирующей (побуждающей к определенной деятельности) и лимитирующей (ограничивающей ее). Требований, не содержащих никаких ограничений, как правило, не бывает. Поэтому частная двигательная задача может формулироваться не только на основе позитивных предписаний (например, во время
|
|
приземления быстро согнуться при угрозе падения вперед), но и в терминах запретов (не расслаблять мышцы спины и ног). Возможны нормативные предписания и третьего типа, определяющие границы свободно выбираемого поведения («разрешено все, что прямо не запрещено»).
Педагогическая практика свидетельствует, что воздействию извне и рациональному контролю с помощью нормативных структур поддаются отнюдь не все компоненты смыслового решения двигательной задачи.
Творческий процесс, как известно, есть движение к искомому результату в условиях отсутствия алгоритма поиска.
6. Целевые средства (в строгом смысле). О «проектировании» двигательного действия можно говорить тогда, когда тренеру удалось «спроектировать» у спортсмена мотивы деятельности и возникающие на их основе эмоции и ценности, смыслы и значения, цели и установки.
Смысловое моделирование двигательной задачи является одним из важнейших этапов в творческом процессе. В ходе смыслового моделирования гимнаст мысленно последовательно решает задачу в определенном порядке: от изучения условий задачной ситуации переходит к анализу целей и установок, а затем в соответствии с требованиями к системе движений разрабатывает средства решения. Для достижения конечной цели смыслового моделирования — выработки целевых средств — важное значение имеют такие факторы, как значимость исходного мотива и величина связанного с ним уровня притязаний, вероятность достижения цели, зависящая от оценки возможностей человека и условий обстановки, степень совпадения нормативной цели и принятой спортсменом субъективной цели деятельности.
Конечно, выработка продуктивных целевых средств решения двигательных задач в спортивной гимнастике весьма сложный и трудоемкий педагогический процесс. Но это наша профессия, наше любимое дело! |
|
Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (табл. 1), то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели мы разделили на 2 группы: основные (общие для видов спорта
|
|
со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной |