Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Установка на риск, являясь психологическим содержанием взаимоотношения потребности и ситуации, отражает потенциальную готовность спортсмена к абсолютному выявлению своих творческих сил, задатков, способностей. Если рядовой гимнаст действует «не испытывая судьбу» (т. е. преимущественно под влиянием двигательной ситуации), то спортсмен, способный к риску, умеющий использовать малейший шанс на успех, может мобилизовать «резервные аварийные программы» и реализовать свои потенциальные возможности в наиболее полной мере. Есть основания полагать, что готовность к риску является одним из важнейших факторов, ориентирующих гимнаста на достижение максимальных результатов.

5. Нормативные требования. Нормативные требования, выработанные или усвоенные (признанные) спортсменом, оказываются его субъективной ценностной системой, в которой могут учитываться (или не учитываться) требования норм этики, эстетики, биомеханики.

Можно различать три класса нормативных требований к двигательной деятельности гимнастов:

1) нормы общения и поведения на учебно-тренировочном занятии и соревнованиях (этикет, традиции, нравственные стандарты и пр.);

2) нормы-каноны, регламентирующие деятельность при оценке двигательных действий (правила соревнований, эстетические эталоны, критерий «РОВ» — риск, оригинальность, виртуозность) ;

3) нормы-предписания, регулирующие процесс построения двигательных действий (технологические рецепты).

Анализ показывает, что регулятивная функция нормативных требований бывает стимулирующей (побуждающей к определенной деятельности) и лимитирующей (ограничивающей ее). Требований, не содержащих никаких ограничений, как правило, не бывает. Поэтому частная двигательная задача может формулироваться не только на основе позитивных предписаний (например, во время

 

приземления быстро согнуться при угрозе падения вперед), но и в терминах запретов (не расслаблять мышцы спины и ног). Возможны нормативные предписания и третьего типа, определяющие границы свободно выбираемого поведения («разрешено все, что прямо не запрещено»).

Педагогическая практика свидетельствует, что воздействию извне и рациональному контролю с помощью нормативных структур поддаются отнюдь не все компоненты смыслового решения двигательной задачи.

Творческий процесс, как известно, есть движение к искомому результату в условиях отсутствия алгоритма поиска.

6. Целевые средства (в строгом смысле). О «проектировании» двигательного действия можно говорить тогда, когда тренеру удалось «спроектировать» у спортсмена мотивы деятельности и возникающие на их основе эмоции и ценности, смыслы и значения, цели и установки.

Смысловое моделирование двигательной задачи является одним из важнейших этапов в творческом процессе. В ходе смыслового моделирования гимнаст мысленно последовательно решает задачу в определенном порядке: от изучения условий задачной ситуации переходит к анализу целей и установок, а затем в соответствии с требованиями к системе движений разрабатывает средства решения. Для достижения конечной цели смыслового моделирования — выработки целевых средств — важное значение имеют такие факторы, как значимость исходного мотива и величина связанного с ним уровня притязаний, вероятность достижения цели, зависящая от оценки возможностей человека и условий обстановки, степень совпадения нормативной цели и принятой спортсменом субъективной цели деятельности.

Конечно, выработка продуктивных целевых средств решения двигательных задач в спортивной гимнастике весьма сложный и трудоемкий педагогический процесс. Но это наша профессия, наше любимое дело!

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

   
Смирнов Ю. И., МОГИФК, Шарабарова И. Н., ВНИИФК
 

Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (табл. 1), то обнаружится различие подходов к их выбору. Для большей наглядности все сопоставимые показатели мы разделили на 2 группы: основные (общие для видов спорта

 

со сложной координацией движений) и особо выделяемые. К основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной

Library   28   Up


Contents

 

Home
  76720-12.jpg  

группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показатель, как виртуозность исполнения упражнений, попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных членится на ряд составляющих и т. п., заполняя почти все строки таблицы.

Во всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и художественной гимнастике, 17 в фигурном катании.

По-видимому, ни один из представленных в общем-то достаточно содержательных перечней не может быть признан оптимальным без детального анализа его обоснований.

Из сказанного следует, что эстетические показатели спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведении в отдельные группы не могут составить целостной системы, если не будет установлена их четкая внутренняя связь.

Детальный анализ существующих сегодня разнообразных взглядов на эстетические показатели исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта и существующих в литературе определений понятий «эс-

 

Окрыленная успехом. С. Омельянчик

 

тетика спортивно-технического мастерства» был проведен сотрудниками отдела метрологии ВНИИФКа *. Анализу было подвергнуто около 100 публикаций 108 авторов из 6 стран, представляющих различные спортивные дисциплины. В методических рекомендациях отмечалось, что все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как состав элементов соединений, соподчиненность элементов и их целостность, динамичность исполнения и художественное оформление композиции.

В табл. 2 для каждой из перечисленных выше характеристик подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей.

Оценка эстетических показателей проводится в два этапа:

 

 


* Смирнов Ю. И., Шарабарова И. Н., Дудкина О. А. Квалиметрия исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта, Методические рекомендации. — М.: ВНИИФК, 1979. — 52 с.

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Эстетические требования, регламентированные правилами соревнований в видах спорта со сложной координацией движений


п/п

Требования

Виды спорта

с/г

ф/к

х/г

акр.

п/в

бат.

1

Легко

+

+

+

+

   

2

Выразительно

+

+

+

+

   

3

В соответствии с музыкой

+

+

+

+

   

4

С хорошей осанкой

+

+

+

   

+

5

Четко

+

+

+

   

+

6

Уверенно

+

+

+

     

7

С большой амплитудой движений

+

 

+

   

+

8

Грациозно

+

+

       

9

Безукоризненно

+

 

+

     

10

С высоким полетом (в прыжках)

 

+

   

+

 

11

Виртуозно

+

         

12

Чисто

 

+

       

13

На большой скорости

 

+

       

14

Ритмично

 

+

     

+

15

Точно

 

+

     

+

16

Плавно

 

+

       

17

В соответствии с индивидуальными особенностями

 

+

       

18

Слаженно, синхронно

 

+

     

+

19

Мягко

 

+

       

20

Артистично

 

+

       

21

С высокой степенью владения телом

   

+

     

22

Элегантно

   

+

     

23

Непринужденно

       

+

 

24

Естественно

       

+

 

25

Изящно

       

+

 

26

Свободно

       

+

+

 

Примечание: с/г — спортивная гимнастика; ф/к — фигурное катание; х/г — художественная гимнастика; акр. — акробатика; п/в — прыжки в воду, бат. — батут.

 

1) сравнительный .анализ групповых и единичных показателей;

2) их оценка.

 

За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.

Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемого спортсмена и определение численных значений эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов.

В заключение отметим два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений.

1. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т. е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме собственно эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются в конечном счете и эстетически неполноценными.

2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внешним носителем эстетических свойств является гармонизированная форма, которая уже сама по себе может заключать известное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т. д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться «показным блеском» (вычурностью), а само исполнение упражнений (композиции), следовательно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей (см. табл. 2), соответствующих целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины группы сложнокоординационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Эстетические показатели спортивно-технического мастерства

Подгруппы показателей

Единичные показатели

Состав элементов соединений (каскадов)

Сложность — отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психомоторным возможностям спортсмена

Оригинальность — характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений

Ценность — представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности

Соподчиненность элементов и целостности

Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом

Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции

Рассредоточение в композиции главных, кульминационных («ударных») элементов

Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)

Динамичность исполнения композиции

Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений

Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов

Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов)

Организация ритмической структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в соединениях)

Использование подскоков в качестве композиционных элементов

Художественное оформление композиции

Экспрессия движений — умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей

Соответствие композиции современной моде и стилю исполнения

Артистизм — выполнение движений с «подтекстом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы)

Применение художественных приемов (повторы, «игра мотивов», контраст и нюанс, элементы неожиданности)

 

 

ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ «КАСАТЕЛЬНЫХ» ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ЭСКИЗНЫЙ АНАЛИЗ)

   
Коренберг В. Б., доцент, МОГИФК
 

Вращательные движения тела очень широко представлены в спортивной гимнастике, важную роль они играют и в других видах спорта. Их изучению посвящено немало иссле-

 

дований чисто теоретического и экспериментального характера. Тем не менее целый ряд вопросов до настоящего времени остался без удовлетворительного ответа. В том числе и

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало