Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
   

 

 

 

 

 

     

 

ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА


ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

   
Морозов В., ГЦОЛИФК
 

Большинство рекомендаций по управлению тренировочным процессом гимнасток относятся к соревновательному периоду, где условия занятий относительно стабильны и приближены к модели соревновательной деятельности. Здесь оценка технического уровня подготовленности гимнастов и исполнительского мастерства в упражнениях на отдельных видах многоборья позволяет достаточно точно спланировать подготовку гимнаста и подвести его к соревновательной деятельности.

Что же касается подготовительного периода подготовки гимнастов, где закладывается база будущих спортивных достижений, то условия для управления тренировочной работой гимнастов здесь гораздо сложнее. Это определяется большей изменчивостью структурных элементов подготовки, решением значительного круга разнообразных задач на тренировочном занятии (изучение новых упражнений и совершенствование освоенных, составление новых связок и соединений, развитие физических и специальных двигательных качеств и т. п.). Решение каждой задачи требует оптимальных условий, и чтобы их определить, необходимо учесть значительное число параметров. Особую роль в этом случае будет играть функциональное состояние

 

спортсмена, которое может меняться в каждый конкретный момент тренировочной работы. При этом большинство гимнастических упражнений отличаются одно от другого физической и психологической напряженностью, координационной сложностью, условиями выполнения. Поэтому оперативное состояние гимнаста довольно изменчиво. В связи с этим необходимо найти существенные и закономерные взаимосвязи различных параметров тренировочного процесса, указывающие оптимальный путь в решении конкретной задачи подготовки гимнаста.

Наблюдение тренировочной работы мастеров спорта по гимнастике в подготовительном периоде подготовки дает возможность определить основные параметры «типичного» учебно-тренировочного занятия. Следует отметить, что такое занятие характерно для подготовительного периода первого годичного цикла подготовки гимнасток, когда помимо традиционных задач решаются вопросы освоения новой обязательной программы (табл. 1).

Для такой тренировочной работы характерно значительное число подходов, во время каждого из которых выполняется от 2 до 6 элементов при относительно коротком рабочем времени — не более 10 — 15 с. Данная ус-

Library   4   Up


Contents

 

Home
 

ловная модель тренировочного занятия учитывает допустимые границы колебания средних значений, которые зависят от технической подготовленности гимнасток, уровня физической подготовленности, функционального состояния, а также целевой направленности конкретного этапа подготовки.

Учебные и учебно-тренировочные занятия а подготовительном периоде подготовки гимнасток могут значительно отличаться друг от друга содержанием и числом включаемых элементов. При значительном варьировании средних величин отдельных показателей тренировочной работы гимнасток переход от выполнения отдельных элементов к выполнению целых комбинаций должен происходить последовательно:
а) выполнение только элементов — до 500;
б) выполнение элементов — 500, в том числе и связок (соединений) — 4 — 10; в) выполнение элементов — 400, в том числе соединений — 15 — 20 и комбинаций — 1 — 3; г) выполнение в основном соединений — 8 — 14 и комбинаций — 3 — 15, что составляет около 350 элементов.

Изменения в соотношении объема и интенсивности выполнения элементов на занятии отражаются и на режиме тренировочной работы, который, в свою очередь, определяет напряженность каждой попытки выполнения двигательного задания и их суммарное воздействие на каждом снаряде.

Влияние на организм гимнастки однократного выполнения отдельного двигательного задания условно можно назвать «информационным». Даже если требуется максимальное проявление какого-либо физического качества в данных условиях, то обычного перерыва между подходами (1 — 2 мин) достаточно для восстановления до исходного уровня. Поэто-

 

Таблица 1

Средние показатели ежедневной тренировочной работы гимнасток

Занятия
Занятия
Время занятия,
Время занятия,
мин
мин
Общее число
Общее число
элементов
элементов
Число подходов
Число подходов
Время выполнения
Время выполнения
упражнений, %
упражнений, %
Время разучивания
Время разучивания
новых упражнений, %
новых упражнений, %

1-е

180—210

350—500

50—80

10—25

50—80

2-е

90—150

200—300

30—50

 

му роль энергообеспечивающих функций оказывается второстепенной. Существенным может быть психическое напряжение, если упражнение требует риска. В связи с этим более важной представляется оценка изменения состояния анализаторных систем после многократного повторения упражнения, отдельного соединения и целостной комбинации. При этом существенным окажется и учет условий выполнения упражнений на каждом виде гимнастического многоборья. В связи с этим был проведен сравнительный анализ средних параметров, характеризующих выполнение произвольных упражнений на четырех видах женского многоборья (табл. 2).

Упражнения на бревне и вольные упражнения характеризуются наиболее близкими величинами параметров как по общей продолжительности, так и по количеству основных — акробатических элементов. Поэтому главным отличием оказываются условия выполнения

 
 

Таблица 2

Отдельные параметры выполнения произвольных комбинаций гимнастками
на разных снарядах
(Кубок СССР, 1983 г.)

Снаряды

Параметры

Брусья

Вольные упражнения

Бревно

Опорный прыжок

Среднее время выполнения комбинации (с)

27,5±5,5

81,7±6,0

84,7±4,3

6,3±0,8

Число элементов в комбинации

16,5±4,0

15,0±5,0
(акр. эл.)

13,0±6,0
(акр. эл.)

6,0
(части прыжка)

Число простейших элементов (группа А) в комбинации

6,0±2,0

4,0±2,0

4,5±3,0

16,0±2,0
(шаг. разб.)

Статические элементы и отдельные паузы (с)

1—0

3—2
2—0

Среднее время выполнения элемента (с)

1,72

1,1

0,98

0,55

 

Library   5   Up


Contents

 

Home
  76720-3.jpg

 

Арабеск «пo-гимнастически». О. Мостепанова

 

 

данных упражнений. Самая трудоемкая работа, связанная с выполнением акробатических прыжков, занимает лишь 18 — 20% общего времени. Остальную работу можно считать фоновой или оформительной. Правда, упражнения на бревне отличаются наличием статических элементов (силовых или простых равновесий). Данная специфика существенна при сравнительном анализе упражнений.

Упражнения на брусьях по продолжительности занимают среднее место. И хотя здесь нет ни пауз, ни остановок, средняя интенсивность несколько меньше, чем при выполнении акробатических прыжков на ковре и бревне.

 

Конечно, по координационной сложности и физическим затратам элементы, включаемые в комбинацию на брусьях, различны. Поэтому определение времени выполнения раздельно простых (группы «А») и сложных (групп «В» и «С») упражнений даст более точный анализ нагрузочности тренировочной работы на брусьях.

Что касается опорного прыжка, то его параметры довольно стабильны. Наиболее вариативная его часть — это разбег. Поэтому при точной количественной оценке каждой части прыжка следует учитывать продолжительность перерывов между попытками и количество прыжков в тренировочном занятии.

Кроме того, нами была предпринята попытка исследовать влияние работы в каждом из видов женского гимнастического многоборья на изменение психофизиологических показателей, характеризующих оперативное состояние организма после выполненной работы, а следовательно, и способность в дальнейшем выполнять работу того или иного плана.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: а) выполнение упражнений небольшой интенсивности на всех видах гимнастического многоборья не вызывает значительных сдвигов в организме, и через 1 — 1,5 мин после окончания работы все исследуемые параметры возвращаются к исходному уровню; б) после выполнения упражнений большой интенсивности на брусьях разной высоты и вольных упражнений наблюдалось значительное и стойкое ухудшение психофизиологических показателей организма гимнасток. Упражнения на бревне и опорный прыжок не вызывали значительных сдвигов, и 1,5 — 2 мин перерыва было достаточно для восстановления исходного уровня функционального состояния организма гимнасток.

Таким образом, для планирования и управления тренировочной работой гимнасток в подготовительном периоде важно учитывать не только традиционные параметры, характеризующие объем и интенсивность тренировочного занятия, но и такие, как интенсивность работы на каждом виде многоборья; влияние каждого вида на изменение психофизиологических показателей гимнасток, а следовательно, и на их способность выполнять работу той или иной направленности; число простых и сложных упражнений, предлагаемых гимнасткам для выполнения, характер трудностей, испытываемых гимнасткой на тренировке; число новых упражнений, предлагаемых для разучивания; соотношение между новым материалом и уже известным; продолжительность перерывов между подходами и т. д. Такой дифференцированный подход в оценке тренировочной работы позволит точнее планировать занятия и эффективнее управлять учебным процессом при решении конкретных задач, типичных для подготовительного периода.

 
Library   6   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало