Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Даже после выхода в 1946 году приказа Спорткомитета СССР «О развитии художественной гимнастики для женщин», о котором уже говорилось, дебаты — быть или не быть художественной гимнастике самостоятельным видом спорта — не прекращались. На Всесоюзной гимнастической конференции в конце 1948 года прения разгорелись с новой силой. И здесь вновь твердую, принципиальную позицию заняли ленинградские специалисты. С обстоятельным, аргументированным докладом «Художественная гимнастика как самостоятельный вид гимнастики для женщин»* выступила Анна Николаевна Ларионова. В нем были четко изложены спортивные принципы нового вида гимнастики. Конференция приняла решение, определившее дальнейшее направление нового вида спорта. Было решено ввести в практику проведение соревнований. Был утвержден проект правил соревнований. Состоявшийся вслед за этим пленум Всесоюзной гимнастической секции предложил разработать Единую всесоюзную классификационную программу.

Первый официальный чемпионат СССР no-художественной гимнастике состоялся в декабре 1949 года в Киеве. Специально утвержденная программа предусматривала выполнение обязательного упражнения без предмета (музыка Шумана «Порыв»), произвольного упражнения с обязательными элементами с предметом, произвольного акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка через планку. Командное первенство определялось по четырехборью. Тем, кто боролся за личное первенство (а таких в Киеве оказалось 11 человек), предстояло дополнительно выступить с двумя произвольными комбинациями — без предмета и с


* Вопросы гимнастики. М.: ФиС, 1949, с. 34 — 37.

 

предметом. Так впервые появилось шестиборье.

Среди команд (их было 9, дебютировали гимнастки Казахстана) наиболее уверенно выступили москвички, на 2-й месте оказались ленинградки. Третье место впервые завоевали гимнастки Российской Федерации. Соревнования в личном первенстве завершились полным триумфом ленинградок. Они стали «хозяйками» всего пьедестала почета. Звание абсолютной чемпионки Советского Союза завоевала Любовь Денисова, поразившая всех лиризмом, выразительностью и мастерским исполнением всех композиций.

Серебряную медаль получила воспитанница А. Башниной Зинаида Третьякова. Третье место было присуждено еще одной воспитаннице Шишкаревой — Валентине Сивохиной. Прошедший чемпионат свидетельствовал о значительном улучшении работы тренеров, повышении уровня технической подготовленности участниц. Упражнения стали более спортивными, существенно уменьшилась тяга к театрализации. Более тщательно стал подбираться музыкальный материал, улучшилось стилевое оформление композиций. Так завершились 40-е годы в истории отечественной школы художественной гимнастики.

Победительницами первых чемпионатов страны неизменно становились представительницы Ленинграда — колыбели советской художественной гимнастики. С каждым годом все четче вырисовывалась спортивная направленность нового вида спорта, формировалась программа многоборья. Художественная гимнастика стала самостоятельным видом спорта. Это оказалось возможным благодаря большой теоретической и организационной работе специалистов Ленинграда, в тяжелейшие годы истории нашей страны сохранивших, отстоявших и развивших основополагающие принципы и методы художественной гимнастики.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

   
Артамонова И. Е., мс, МОГИФК
 

Перед выполнением соревновательного действия поведение спортсменов нередко бывает весьма характерно.

В период непосредственной подготовки гимнасток визуально наблюдались и фиксировались элементы подготовки к выполнению соревновательного действия. Учитывались характерные движения гимнасток до и после вызова (особенно в момент принятия исходного положения), четкость выполнения подготовительных упражнений, их характер, степень сосредоточенности и т.д. Далее оценивалась стереотипность поведения во всех видах многоборья:

 

5 баллов — стереотипность поведения проявляется во всех видах многоборья; 4 балла — стереотипность поведения проявляется в 4 видах многоборья; 3 балла — стереотипность поведения проявляется в 3 видах многоборья; 2 балла — стереотипность поведения проявляется в 2 видах многоборья; 1 балл — стереотипность не проявляется (в каждом виде многоборья своеобразные поведенческие реакции гимнасток).

Полученные баллы ранжировались. В результате проведенного корреляционного анализа выявлено наличие взаимосвязи между стереотипностью проявления внешних поведенческих

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

реакций гимнасток в. .непосредственной подготовке к выполнению соревновательного действия и их эффективной соревновательной деятельностью (занятым местом в многоборье). Это дает основание полагать, что формирование определенных, характерных для конкретной гимнастки приемов непосредственной подготовки к выполнению соревновательного действия способствует успешной соревновательной деятельности гимнасток.

Полученный вывод дает возможность говорить о том, что стереотипность поведения спортсменов (в нашем случае гимнасток-«художниц») делает их психически устойчивыми при выполнении соревновательного действия что, в свою очередь, повышает их соревновательную надежность. Предположение, выдвинутое нами, было подтверждено следующим исследованием. По результатам выступлений гимнасток в многоборье на том же соревновании (VIII Спартакиада народов СССР) был определен коэффициент надёжности (вероятность безотказной успешной работы) по методике А. Д. Ганюшкина. Так как в данном соревновании принимали участие члены сборных команд республик и СССР, степень ненадежности оценивается по специальной шкале ошибок (табл. 1).

Таблица 1

Оценка
(баллы)

9,15—
8,95

8,9—
8,7

8,65—
8,45

8,4—
8,2

8,15
и ниже

Коэффи-
циент

1,0

1,2

1,5

1,7

2,0

 

Таким образом, оценка от 9,15 до 8.95 считается неудачной с коэффициентом 1,0; оценка от 8,9 до 8,7 — неудачной с коэффициентом 1,2 и т. д. в каждом из пяти видов гимнастического многоборья. По уточненной формуле ненадежности:

 qm
P = ———, где n — общее количество
           n
выполненных упражнений, а qm — сумма неудачных выполнений упражнении с коэффициентами, выражающими степень неудачи, определена общая надежность исполнения в целом за всю программу (многоборье). Полученные коэффициенты надежности гимнасток были проранжированы.

 

Определение корреляции рангового показателя надежности спортсменок с ранговым показателем эффективности . соревновательной Деятельности и ранговым показателем стереотипности поведения гимнасток в непосредственной подготовке относительно тех же пяти соревновательных действий дало результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Показатели (n=52)

1

2

3

Эффективность соревно-
вательной деятельности

Стереотипность поведения

0,638

0,972

0,538

 

Корреляционный анализ показывает помимо выявленной взаимосвязи между эффективной соревновательной деятельностью гимнасток и стереотипностью проявления внешних поведенческих реакций в непосредственной подготовке к выполнению соревновательного действия (r = 0,638 при Р > 0,99) наличие также взаимосвязи между стереотипностью поведения гимнасток и их соревновательной надежностью (r = 0,538 при  > 0,99).

Стереотипность внешних поведенческих реакций гимнасток является проявлением их индивидуального стиля соревновательной деятельности, который подразумевает систему приемов и способов успешного выполнения конкретной (в нашем случае соревновательной) деятельности. И именно индивидуальный стиль деятельности является одним из факторов соревновательной надежности спортсменов. Следовательно, можно говорить об определенной взаимосвязи_между выработанным гимнасткой стереотипом поведения. входящим в систему непосредственной подготовки спортсменки, и ее надежными выступлениями на соревнованиях.

Основной вывод данного исследования важен для практики подготовки к соревнованиям: гимнастки, у которых выработана определенная система. непосредственной подготовки к выполнению соревновательного действия, как правило, показывают высокий спортивный результат в соревнованиях и обладают высокой соревновательной надежностью.

 
Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало