Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
  76720-17.jpg  

Рис.

1 — разрез, 2 — металлокордное кольцо, 3 — протек­ тор, 4 — боковина, 5 — крепежный элемент, 6 — основание, 7 — вырезы, 8 — трос, 9 — часть боковины, 10 — металлокордное кольцо, 11 — стойка, 12 — рукоятка

 

рукоятку натянута резиновая трубка, которая снижает давление на неукрепленную кожу рук малоподготовленных занимающихся и уменьшает теплоотдачу при упражнениях в прохладную погоду.

Половинку следует закреплять на стойке, чтобы рукоятка была на высоте около 120 см, что позволяет выполнять упражнения стоя на грунте, оказывая давление на эспандер вверх, вперед, вниз или растягивать его на себя.

На рис. г показана половинка покрышки, вкопанная в землю вертикально. Рукоятка покрышки находится на высоте около 45 см, что обеспечивает выполнение упражнений в положении наклона.

На рис. в показан эспандер, представляющий собой подвешенное на тросе металлокордное кольцо, вырезанное с частью боковины из покрышки от легкового автомобиля. Такое кольцо доступно для растяжения и сжатия занимающимися.

На рис. ж показаны две половинки покрышек, вкопанные напротив друг друга на расстоянии около 80 см. Такой снаряд обеспечивает выполнение упражнений стоя между покрышками, руки в стороны. С учетом контингента занимающихся и величины упругости металлокордного кольца, зависящей от размеров покрышек, расстояние между половинками, величина их заглубления и наклон могут быть рационально изменены.

На рис. з показаны две половинки покрышек, вкопанные вплотную и обращенные друг к другу протекторами. Этот снаряд позволяет выполнять упражнения в положении наклона, руки давят на половинки вниз, а также — стоя сверху на покрышках, раздвигать их ногами в стороны.

Таким образом, в нашем распоряжении имеется прекрасный материал, который можно с успехом использовать для нужд массовой физической культуры.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


ОТ НЕВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН

   
Найпак В. Д.
 

Конец 30-х годов — время накопления практического опыта в художественной гимнастике, определения ее задач, уточнения мето-

 

дики, расширения «географии» влияния вида спорта. В Москве создает секции Мария Лисициан, работают Людмила Алексеева, Эрна

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

Соколовская, Вера Белокриницкая, Анна Шаповалова, Валентина Ястребцева, Клавдия Абрамова. Александра Семенова-Найпак, уехав из Ленинграда в Харьков, начала преподавать художественную гимнастику в Государственном институте физической культуры Украины. Ее ученица Валентина Зинченко организует первую группу «художниц» в Киевском техникуме физкультуры. В их работе было еще немало спорного, неясного, нерешенного, экспериментального. Многие преподаватели недостаточно четко отличали задачи художественной гимнастики от задач искусства. Но успехи были налицо. Новый вид гимнастики привлекал все более пристальное внимание широких кругов общественности.

Центром методической и организационной работы по художественной гимнастике оставался Ленинград. Особенно оживилась здесь работа с приходом выпускников института им. П. Ф. Лесгафта 1938/39 г., первого и второго набора Высшей школы художественного движения. Именно они провели в 1939 году в Ленинграде первые личные соревнования, посвященные Международному женскому дню. В них участвовали спортсменки института им. Лесгафта и спортобществ «Буревестник», «Пламя», «Каучук», «Строитель». По заданию Ленинградского комитета по делам физической культуры и спорта преподаватели и выпускники института им. Лесгафта Роза Варшавская, Анна Ларионова, Юлия Шишкарева, Татьяна Варакина, Лидия Кудряшова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева и Антонина Чепкаленко разработали разрядную классификацию и нормативы. Для обязательных упражнений было подобрано музыкальное сопровождение, а для произвольных композиций дан перечень рекомендуемых музыкальных произведений. Ленгорспорткомитет, согласно утвержденным положению о соревнованиях и разрядной классификации, провел в марте 1941 года лично-командное первенство города.

По сути, это была первая попытка упорядочения системы подготовки гимнасток и проведения соревнований. Положением о разрядной классификации по художественной гимнастике Ленинграда 1941 года устанавливались I, II, III и IV разряды. Они присваивались физкультурницам, принявшим участие в соревнованиях и набравшим 75% максимально возможной суммы баллов. Классификационная программа состояла из двух частей: обязательной и произвольной (по одному упражнению).

Обязательная программа представляла собой композиции без предмета. Ее выполнение давало возможность судить о технической подготовке, наличии специальных навыков музыкальности и выразительности. Норматив составлялся из элементов ведущих упражнений подготовительного раздела с учетом основных методических принципов использования музыки, динамичности и целостности движения.

  76720-18.jpg

Народная артистка СССР Э. А. Быстрицкая — председатель Федерации художественной гимнастики СССР

Произвольная часть состояла из танцевальных композиций с любым предметом, составляемых с учетом подготовленности групп: IV разряд — несложная массовая пляска, составленная преподавателем; III разряд — коллективная пляска, поставленная преподавателем совместно с гимнастками; II разряд — групповой этюд, составленный самостоятельно на предложенную музыкальную тему. Участницы могли выполнять этюд парами, тройками, четверками; I разряд — самостоятельно составленный индивидуальный этюд на выбранную музыку.

Интересен был метод определения победительниц. Максимальная оценка за выполнение обязательной комбинации (технический уровень, выразительность и музыкальность исполнения) — 10 баллов. В произвольном упражнении помимо качества исполнения (максимальная — 10 баллов) оценивалось также составление самой комбинации:

— составление пляски, этюда (замысел, композиция, разнообразие форм движений) — максимальная оценка 5 баллов;

— соответствие выбранного музыкального произведения характеру упражнения и сред-

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ствам выразительности (максимальная оценка — 5 баллов).

Таким образом, оценка участницы за произвольную комбинацию определялась суммой баллов, полученной за исполнение и составление упражнения. Все сбавки производились согласно специальным правилам, составленным на основе правил судейства вольных упражнений спортивной гимнастики.

У тех, кто выступал по I разряду, оценочная комиссия за 5 дней до начала соревнований просматривала произвольную комбинацию и определяла коэффициент трудности. Наивысший коэффициент — 2 — присуждался при наличии, выражаясь современной терминологией, спецтребований: а) трудность упражнения должна быть не ниже обязательной комбинации; б) музыкальное произведение должно соответствовать замыслу, тематике комбинации; в) в упражнении должны быть новые, оригинальные движения, могут быть использованы новые предметы... Остается добавить, что к соревнованиям в личном первенстве допускались девушки не моложе 18 лет.

Успешнее всех выступила в том году по высшему — I — разряду старший преподаватель Института им. Лесгафта Ю. Шишкарева. Особенно удалось ей упражнение без предмета, которое судьи единодушно оценили «десяткой». Из 51 участницы первенства 40 сдали разрядные нормативы и получили право на присвоение соответствующих разрядов ленинградской классификации. Это были первые «художницы»-разрядницы у нас в стране.

Первый официальный турнир по художественной гимнастике имел широкий общественный резонанс, привлек много зрителей, получил положительную оценку прессы. В этом большая заслуга организаторов соревнований — председателя Ленинградской секции художественной гимнастики Елены Горловой и главного судьи соревнований Анны Ларионовой. Дебют был удачным.

Однако энтузиасты не успокоились на достигнутом. Отчет о первенстве, положение о соревнованиях, разрядная классификация, нормативы вместе с проектом единой учебной типовой программы для коллективов физкультуры, разработанным Ларионовой и Шишкаревой в 1939 — 1941 годах и обосновавшим цели, задачи, содержание и место художественной гимнастики в советской системе физического воспитания, были направлены во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта. Ленинградки настойчиво добивались признания художественной гимнастики.

«Удивительное то было время, — вспоминает заслуженный тренер СССР Юлия Николаевна Шишкарева. — Все положительное, что было накоплено в области художественного движения за предыдущие десятилетия, молодые специалисты старались поскорей поставить на службу советской системе физвоспитания,

 

должным образом использовать возможности, открывшиеся перед женщиной в нашей стране. Мы были полны энтузиазма, и это помогало преодолевать любые трудности».

В апреле 1941 года на расширенном совещании пленума научно-методического совета Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта впервые был рассмотрен вопрос «О задачах, содержании и значении художественной гимнастики в физическом воспитании». Содержательный доклад Ларионовой, ярко проиллюстрированный выступлением чемпионки Ленинграда Шишкаревой, убедил участников совещания. Доклад был одобрен... Многоточие в этом динамичном повествовании поставила Великая Отечественная война.

Но вынужденная пауза длилась недолго. Да и была ли та пауза? Даже во время блокады в Ленинградском Дворце пионеров вела привычные занятия Роза Варшавская. Здесь же можно было встретить Татьяну Варакину, Лидию Кудряшову. Во Фрунзе в эвакуации работали Анна Ларионова, Зинаида Вербова, Юлия Шишкарева; в Красноярске — Мария Лисициан; в Усть-Каменогорске — Александра Семенова-Найпак; в Чимкенте — Валентина Зинченко. Сразу после войны они возвращаются в свои города и вновь начинают тренерскую и преподавательскую деятельность. Во Львове первую секцию «художниц» открывает лесгафтовка Алла Софроненко. С 1945 года возобновляются занятия художественной гимнастикой в ленинградских вузах, техникумах, педучилищах, начинают работать секции детских спортивных школ и ДСО. Трудное было время. Подчас не хватало самого необходимого, бывало и холодно, и голодно. Но тяга людей к прекрасному была огромной. О появлении секций художественной гимнастики стали поступать сведения из Эстонии, Латвии, Грузии.

Важнейшим событием для художественной гимнастики в 1945 году стала первая Всесоюзная конференция, прошедшая в декабре в Москве. На ней в соответствии с решением научно-методического совета 1941 года и с целью установления единого понимания содержания и методики работы по художественной гимнастике были просмотрены и обсуждены различные системы, существовавшие в то время в Ленинграде, Эстонии и Москве. Столичные коллективы были представлены тремя школами: Людмилы Алексеевой, Веры Белокриницкой и Анны Шаповаловой. Ленинградскую школу вновь представляла Анна Ларионова.

Решением конференции система художественной гимнастики, разработанная коллективом преподавателей Ленинграда, была признана единой для всей страны. На конференции обсуждался вопрос о введении соревнований по данному виду гимнастики. Считая их проведение преждевременным, конференция приняла решение об организации конкурсов.

 
Library   49   Up


Contents

 

Home
 

В 1946 году президиум научно-методического совета констатирует «отсутствие общепризнанного и введенного в систему специфического вида гимнастики, соответствующего по своей направленности содержанию и методике анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женщин, хотя советская физическая культура уже располагает в достаточной мере полноценной художественной гимнастикой».

В связи с этим президиум НМС решил признать художественную гимнастику как самостоятельный вид гимнастики, отвечающий основным требованиям физической культуры женщин, и установить указанные в решении президиума принципиальные положения в отношении ее задач, содержания и методики.

22 октября 1946 года приказом № 595 Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта утвердил решение президиума НМС. Художественная гимнастика стала самостоятельным видом гимнастики.

Комитетам по делам физической культуры и спорта, добровольным спортивным обществам было дано указание создать необходимые условия для массового развития художественной гимнастики, организации секций, обеспечения материальной базой и преподавательскими кадрами. В Московском, Ленинградском и Киевском институтах физкультуры было решено организовать доцентуры, а в существовавших школах тренеров открыть отделения художественной гимнастики. Была поставлена задача в короткий срок разработать типовые программы для коллективов физкультуры.

При Всесоюзной гимнастической секции была создана первая постоянная комиссия по художественной гимнастике, в состав которой вошли: А. Н. Ларионова, Ю. Н. Шишкарева (Ленинград), И. И. Шнейдер, М. Т. Окунев, Л. Н. Алексеева, А. И. Шаповалова (Москва), А. М. Семенова-Найпак (Харьков) и X. X. Ниирта (Эстония).

Вместе с тем Всесоюзный комитет в своем приказе подчеркнул, что «география» художественной гимнастики очень ограниченна, секции малочисленны, нет единой системы в содержании и методике занятий. Все эти задачи предстояло решать в ближайшее время.

И здесь просто незаменимыми оказались довоенные разработки ленинградских тренеров. Проект учебной программы Ларионовой и Шишкаревой, разрядная классификация, нормативы, по которым проходили соревнования в 1941 году, были еще раз проанализированы специалистами Института им. П. Ф. Лесгафта, и в 1947 году Всесоюзный комитет утвердил ее как единую типовую учебную программу для коллективов физкультуры. Через год эта программа была издана Российским спорткомитетом в сборнике материалов по художественной гимнастике и сразу стала «библиографической редкостью» — столь велик был на нее спрос. В сборник пошли терминология, про-

 

граммный материал, обязательные упражнения, классификационный материал подготовительного и музыкально-двигательного разделов и проект правил соревнований.

Но вернемся к 1946 году, столь богатому примечательными событиями для художественной гимнастики. Именно тогда в Ленинграде состоялась первая защита диссертации в этой области знаний — «Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания». Звание кандидата педагогических наук получила руководитель доцентуры по художественной гимнастике Института им. П. Ф. Лесгафта Р. А. Варшавская.

Расскажем еще об одном событии, которым завершился столь знаменательный для художественной гимнастики год. 3 декабря в Москве в Центральном Доме работников искусств состоялся вечер, посвященный 25-летию со дня основания в Москве школы Айседоры Дункан и 20-летию студии им. А. Дункан. Да! Это был юбилей той самой школы, которую в декабре 1921 года открыла в Москве на Пречистенке знаменитая американская артистка...

Официальное признание художественной гимнастики стало мощным стимулом ее дальнейшего развития. Начали проводиться сборы и семинары тренеров по повышению квалификации, в которых участвовали специалисты Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Тбилиси, Таллина, Львова. Это позволило улучшить обмен опытом, повысить качество работы по художественной гимнастике.

В 1947 году в Таллине состоялся первый всесоюзный конкурс. Он был командным и привлек около 70 гимнасток из Грузии, Армении, Латвии, Литвы, Эстонии, городов Москвы и Ленинграда. В числе участниц конкурса оказалась и группа танцовщиц студии им. А. Дункан. Это было очень симптоматично для того периода. Хотя программа конкурса для всех была единой, само ее содержание, стилевое решение композиций еще не было четко определено. Это вызвало серьезные разночтения в выступлениях гимнасток. Некоторые делали акцент на хореографическое искусство, другие увлекались драматическими сценами, пантомимой; третьи отдавали дань чрезмерной мягкости, расслабленности... Стало ясно, что во многих коллективах не решаются задачи, направленные на физическое воспитание средствами художественной гимнастики, отсутствуют критерии в выборе музыки, упражнения часто не соответствуют характеру и содержанию музыкальных произведений.

По всей программе с полным составом команд выступили коллективы лишь двух республик и городов Москвы и Ленинграда. Они и оказались в числе сильнейших. По решению жюри в тройку лучших команд вошли гимнастки Эстонии, Ленинграда и Латвии.

Следующий, 1948 год подарил поклонникам новой спортивной дисциплины еще больше

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

интересного. В Ленинграде состоялись первые всероссийские соревнования. Они принесли и первую «сенсацию». Второе место неожиданно для всех заняли астраханки. К этому успеху их привела московский тренер Надежда Кругликова (ныне заслуженный тренер РСФСР), приехавшая в Астрахань в порядке оказания шефской помощи. После соревнований она передала тренерский «штурвал» одной из воспитанниц — Людмиле Васильевой (Тихомировой), будущей создательнице знаменитой ныне на всю страну астраханской школы. Ну а первенство в тот год выиграли спортсменки Московской области. Впервые титул чемпионки России завоевала представительница Подмосковья Людмила Зотова. Интересно заявили о себе в том сезоне девушки Свердловска, где начала успешно работать Елизавета Облыгина. Секции «художниц» появились в Башкирии, Татарии, Тамбовской, Калужской, Смоленской областях, Краснодарском крае.

Впервые прошли республиканские соревнования и на Украине. Здесь победили киевлянки. В личном первенстве лучший результат показала воспитанница киевского тренера Татьяны Волиной Лидия Сильченко. Если же говорить о «новых адресах» украинской художественной гимнастики, то в Одессе начали работать Дмитрий Мавромати, Берта Калиник, в Запорожье — Лидия Жилина, в Киеве — Наталья Сележинская. Добавьте к этому Александру Семенову-Найпак и Людмилу Тайполе в Харькове, Валентину Зинченко в Киеве, Аллу Софроненко во Львове, и станет ясно, сколь солидной становилась украинская школа художественной гимнастики.

В Москве в 1947 году старший преподаватель ГЦОЛИФКа Михаил Окунев набрал первую группу «художниц». На конкурсе в Таллине они были наблюдательницами, а спустя год многие его воспитанницы вошли в сборные команды Москвы, которые двумя составами готовились к участию во II Всесоюзном конкурсе. В столице в то время уже работают Мария и Тамара Лисициан, Дмитрий Осипов, Надежда Кругликова, Борис Собинов.

Самобытную школу создает в Риге ведущий специалист Латвии Велта Красовская.

Ну а что же ленинградцы? Они по-прежнему остаются лидерами отечественной художественной гимнастики. Это лишний раз подтвердил II Всесоюзный, на этот раз лично-командный, конкурс 1948 года, прошедший в Тбилиси. Здесь ленинградки одержали убедительные победы и в командном зачете, и в личном первенстве.

В программу «были включены одно обязательное упражнение и два произвольных. Обязательная комбинация состояла из основных элементов подготовительного раздела художественной гимнастики соответствующей разрядной трудности. В произвольную программу вошли: 1) танцевальная комбинация,

 

пляска или этюд без предмета; 2) танцевальная комбинация, пляска или этюд с использованием различных предметов.

Претендовавшие на личное первенство выступали дополнительно с одним произвольным упражнением. В конкурсе участвовало около 130 человек из РСФСР, Украины, Азербайджана, Латвии, Грузии, Эстонии и городов Москвы и Ленинграда. По I разряду выступало 5 коллективов, по II — 4, по III — 3. По всей программе полным составом выступили четыре команды»*.

Лучший результат, как уже упоминалось, показали ленинградки. Серебряным призером конкурса стала вторая команда Москвы, 3-е место было присуждено первой команде столицы. Это был большой успех студенток ГЦОЛИФКа и их тренера Михаила Тимофеевича Окунева — первого председателя Московской федерации художественной гимнастики, впоследствии заслуженного тренера РСФСР. Из «окуневской» плеяды гимнасток вышли затем арбитры международной категории — заслуженный тренер РСФСР Мария Новик, заслуженный тренер СССР Вален­ тина Батаен, судьи всесоюзной категории — Ирина Изгаршева, Дина Сивакова, Регина Макоева.

Звание победительницы завоевала воспитанница Е. Горловой ленинградка Ариадна Башнина.

Значительно расширилась «география» художественной гимнастики, вдвое выросло число участниц состязаний, улучшилась техническая подготовленность гимнасток. Появление в программе конкурса обязательного упражнения, введение правил соревнований, оценка выступлений спортсменок по десятибалльной системе сделали новый вид гимнастики, несомненно, более спортивным. Однако конкурс еще раз подтвердил: программа соревнований еще несовершенна, не подчинена в достаточной степени задачам физического воспитания, существующие правила соревнований не дают возможности четко и правильно оценить выступления гимнасток.

...В каком направлении развиваться новому виду гимнастики, какова должна быть программа соревнований, какое начало — танцевальное или спортивное — возьмет верх — таковы были темы многих жарких дискуссий в послевоенное время. Не случайно поэтому в эти годы было немало специалистов, скептически относившихся к появлению нового вида гимнастики. Близость ее к искусству, различные точки зрения на цели и задачи художественной гимнастики вызывали недоверие оппонентов, ставивших под сомнение специфичность и своеобразие методов и принципов художественной гимнастики.

 


* Художественная гимнастика. М.: ФиС, 1954, с. 19.

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Даже после выхода в 1946 году приказа Спорткомитета СССР «О развитии художественной гимнастики для женщин», о котором уже говорилось, дебаты — быть или не быть художественной гимнастике самостоятельным видом спорта — не прекращались. На Всесоюзной гимнастической конференции в конце 1948 года прения разгорелись с новой силой. И здесь вновь твердую, принципиальную позицию заняли ленинградские специалисты. С обстоятельным, аргументированным докладом «Художественная гимнастика как самостоятельный вид гимнастики для женщин»* выступила Анна Николаевна Ларионова. В нем были четко изложены спортивные принципы нового вида гимнастики. Конференция приняла решение, определившее дальнейшее направление нового вида спорта. Было решено ввести в практику проведение соревнований. Был утвержден проект правил соревнований. Состоявшийся вслед за этим пленум Всесоюзной гимнастической секции предложил разработать Единую всесоюзную классификационную программу.

Первый официальный чемпионат СССР no-художественной гимнастике состоялся в декабре 1949 года в Киеве. Специально утвержденная программа предусматривала выполнение обязательного упражнения без предмета (музыка Шумана «Порыв»), произвольного упражнения с обязательными элементами с предметом, произвольного акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка через планку. Командное первенство определялось по четырехборью. Тем, кто боролся за личное первенство (а таких в Киеве оказалось 11 человек), предстояло дополнительно выступить с двумя произвольными комбинациями — без предмета и с


* Вопросы гимнастики. М.: ФиС, 1949, с. 34 — 37.

 

предметом. Так впервые появилось шестиборье.

Среди команд (их было 9, дебютировали гимнастки Казахстана) наиболее уверенно выступили москвички, на 2-й месте оказались ленинградки. Третье место впервые завоевали гимнастки Российской Федерации. Соревнования в личном первенстве завершились полным триумфом ленинградок. Они стали «хозяйками» всего пьедестала почета. Звание абсолютной чемпионки Советского Союза завоевала Любовь Денисова, поразившая всех лиризмом, выразительностью и мастерским исполнением всех композиций.

Серебряную медаль получила воспитанница А. Башниной Зинаида Третьякова. Третье место было присуждено еще одной воспитаннице Шишкаревой — Валентине Сивохиной. Прошедший чемпионат свидетельствовал о значительном улучшении работы тренеров, повышении уровня технической подготовленности участниц. Упражнения стали более спортивными, существенно уменьшилась тяга к театрализации. Более тщательно стал подбираться музыкальный материал, улучшилось стилевое оформление композиций. Так завершились 40-е годы в истории отечественной школы художественной гимнастики.

Победительницами первых чемпионатов страны неизменно становились представительницы Ленинграда — колыбели советской художественной гимнастики. С каждым годом все четче вырисовывалась спортивная направленность нового вида спорта, формировалась программа многоборья. Художественная гимнастика стала самостоятельным видом спорта. Это оказалось возможным благодаря большой теоретической и организационной работе специалистов Ленинграда, в тяжелейшие годы истории нашей страны сохранивших, отстоявших и развивших основополагающие принципы и методы художественной гимнастики.

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

   
Артамонова И. Е., мс, МОГИФК
 

Перед выполнением соревновательного действия поведение спортсменов нередко бывает весьма характерно.

В период непосредственной подготовки гимнасток визуально наблюдались и фиксировались элементы подготовки к выполнению соревновательного действия. Учитывались характерные движения гимнасток до и после вызова (особенно в момент принятия исходного положения), четкость выполнения подготовительных упражнений, их характер, степень сосредоточенности и т.д. Далее оценивалась стереотипность поведения во всех видах многоборья:

 

5 баллов — стереотипность поведения проявляется во всех видах многоборья; 4 балла — стереотипность поведения проявляется в 4 видах многоборья; 3 балла — стереотипность поведения проявляется в 3 видах многоборья; 2 балла — стереотипность поведения проявляется в 2 видах многоборья; 1 балл — стереотипность не проявляется (в каждом виде многоборья своеобразные поведенческие реакции гимнасток).

Полученные баллы ранжировались. В результате проведенного корреляционного анализа выявлено наличие взаимосвязи между стереотипностью проявления внешних поведенческих

Library   52   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало