Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

АКРОБАТИКА


ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКИ

   
Михеев Б. В., старший тренер сборной команды СССР, к. п. н.; Болобан В. Н., к. п. н., КГИФК
 

Советская школа спортивной акробатики одна из ведущих в мире. Однако с каждым новым международным стартом конкуренция национальных сборных команд обостряется. Становится все труднее отстаивать завоеванные позиции.

Расширяется «география» акробатики и растет ее популярность. Вовлечение все большего количества людей в занятия акробатикой дает новые импульсы к появлению новинок, методических подходов, стилей, школ. Широкое развитие акробатики в различных регионах привносит национальный колорит, дает новое, современное толкование композиций, спортивной техники движений. МФСА 23-м членом приняла Федерацию акробатики Австралии. В СССР появились новые акробатические центры в Виннице (УССР); в Снечкусе (ЛитССР); Волгодонске (РСФСР) и др. Расширение календаря соревнований и спортивных контактов, публикации материалов приводят к интенсивному обмену информацией, унификации обучения и тренировки, к профессиональной грамотности тренеров и спортсменов. Отчетливо проявляются признаки, присущие национальным школам акробатики.

Последний, шестой, чемпионат мира по спортивной акробатике (1984), последующие чемпионат Европы, тбилисский чемпионат СССР, мемориал памяти летчика-космонавта СССР В. Н. Волкова (1985) особенно остро поставили перед специалистами и спортсменами ряд проблем, решить которые необходимо в ближайшее время.

За два последних десятилетия процесс усложнения соревновательных программ был ознаменован рекордными достижениями. В 1972 году впервые в мире Людмила Гуляева и Надежда Маслобойщикова в Тбилиси на чемпионате СССР выполнили двойное сальто назад в группировке. Тбилисский помост-85 оказался счастливым еще для одной нашей спортсменки — Елены Бугаевой. Воспитанница тренера Таисия Скакун выполнила рекордный для женщин прыжок — тройное сальто (рондат — фляк — тройное сальто назад в группировке) и получила высшую оценку — 10 баллов. Напомним, что родоначальником тройных сальто стал белорусский акробат Вадим Биндлер, который своим прыжком рондат — фляк — тройное сальто назад в группировке в 1974 году пригласил акробатов в «клуб тройников». Были на тбилисском чемпионате и другие сенсационные достижения.

 

Так, абсолютный чемпион мира Игорь Брикман выполнил акробатическую комбинацию, равной которой, на наш взгляд, по красоте и сложности еще не было: рондат — фляк — двойное сальто назад прогнувшись с полпируэтом во втором — двойное сальто вперед в группировке с поворотом на 180°. Значительно усложнились композиции пар и групп. Акробаты демонстрируют: «мексиканку» и «ивушку» на одной руке, на прямой руке нижнего, другие фигурные стойки на правой и левой руке; силовые положения и стойки с прямым телом; равновесия, требующие резервных балансовых возможностей акробатов; каскады полетов, сальто с многократными вращениями в различных плоскостях; мини-связки акробатических

76720-19.jpg

Навстречу друг другу С. и А. Михаличевы

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

прыжковых элементов верхнего (верхней) на руках нижнего (переворот — сальто вперед — переворот) и др. Недалеко время представления еще более сложных элементов, таких, как тройное сальто боком, тройное сальто с пируэтом, тройное сальто прогнувшись, четверное сальто; фиксация колонны вчетвером, когда все спортсмены, кроме нижнего, будут в стойках на руках и др.

Рост сложности в спортивной акробатике — процесс необратимый. Важно научиться управлять этим процессом.

Необходимо совершенствовать творческие способности акробатов в соревновательных программах. Известны соревновательные программы акробатов, которые сверхсложными не назовешь, однако исполнительское мастерство, эмоциональный подъем, оригинальность элементов и новизна соединений создают запоминающиеся спортивно-художественные композиции (в этой связи следует вспомнить выступление китайской четверки акробатов на международных соревнованиях памяти летчика-космонавта В. Н. Волкова). Проблема совершенствования упражнений и исполнительского мастерства наиболее важна. Без преувеличения можно сказать, что демонстрация на соревнованиях сложных элементов, оригинальных, редких по замыслу композиций произвольных упражнений при высоком уровне исполнительского мастерства будет определять лидеров национальных сборных команд в борьбе за мировое первенство.

Омоложение состава команд обычно в спорте. Не обошла эта всеобщая тенденция и спортивную акробатику. Свои рекордные прыжки Вадим Биндлер и Елена Бугаева выполнили в 16 лет. В связи с этим возникают и новые проблемы. Необходимы глубокие знания особенностей детского и подросткового организма, двигательных способностей юных акробатов, качеств личности, свойств нервной системы, изменений, происходящих под влиянием занятий акробатикой. Проблемой номер один следует назвать комплектование пар и групп спортсменов. Распознать амплуа акробата — значит на многие годы вперед определить его спортивное будущее, создать предпосылки для эффективного управления ростом спортивного мастерства. Однако часто этот процесс осуществляется на уровне интуиции, опыта тренера. Чем больше опыт тренерской деятельности и обостреннее интуиция, тем меньше ошибок. Естественно, что в этом случае неизбежны расхождения прогноза с реальными показателями развития и совершенствования. Поучителен пример мужской акробатической пары в составе Юрия Тишлера (верхний) и Сергея Петрова (нижний).

...1976 год. Ю. Т. — подросток 12 лет. С 1971 года занимается акробатикой. Здоров. Красивые линии тела. Любит акробатику. В 1974 году начал специализацию в парных

 

мужских акробатических упражнениях. Для Ю. Т. характерен высокий уровень координационных способностей, пространственно-временной точности движений и относительной силы, отличная регуляция позы как в ортоградном, так и в перевернутом положении, в том числе и в стойке на одной руке. Формирование двигательного навыка осуществляется быстро .и стабильно. Ю. Т. выполняет незнакомые элементы после объяснения тренера с первой попытки, при этом делает осмысленно и высокоточно, в соответствии с канонами техники. В условиях соревнований выполняет упражнения лучше, чем на тренировках. Любит соревноваться. Отец — заслуженный мастер спорта, мать — мастер спорта по акробатике. Здесь налицо взаимосвязь двигательных способностей родителей и подростка. В семье Тишлер четыре брата, все они стали выдающимися мастерами акробатики. На выбор специализации Ю. Т. оказало влияние родителей, а также наследственные признаки. Тренер прогнозирует достижения на уровне мастера спорта международного класса. Соматометрические характеристики (длинные и объемные параметры) позволяют считать, что Ю. Т. будет невысокого роста, что является важным требованием к верхнему.

С. П. — юноша 18 лет. Здоров. Красивые линии тела. Любит акробатику. Рост 174 см. Отличная ловкость. Тонкое чувство баланса. Не подвержен эмоциональным влияниям. Спокоен в ситуации ожидания. На соревнованиях выполняет упражнения лучше, чем на тренировках. Имеет отличную пространственно-временную ориентировку, рациональное двигательное взаимодействие с верхним. Мать и старший брат занимались гимнастикой. Достигли результатов кандидата в мастера спорта. Отец — второразрядник по легкой атлетике. Вся совокупность рассмотренных параметров позволяет тренеру рассчитывать на достижение С. П. высоких спортивных результатов с Ю. Т.

Совместные действия. Отличительной чертой является быстрый рост исполнительского мастерства и сложности соревновательных программ, их стабильность и надежность. Проявилось высокое чувство узлов связи и тонкий взаимный баланс, психологическая совместимость и сотрудничество. Характерен творческий поиск варианта техники упражнения, способа выполнения движения; конструирование новых элементов.

...1981 год. Мужская акробатическая пара Юрий Тишлер и Сергей Петров — победители Кубка мира, в 1982 году — абсолютные чемпионы мира.

Фактически по всем Двигательным и психологическим параметрам прогноз совпал с реальными достижениями акробатов. Не совпал он по главному показателю — росту. В 1984 году рост Ю. Т. составил 170 см, и продолжать работу в паре с С. П. стало труд-

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

но. Осуществлена замена С. П. на нижнего более высокого роста.

Объективизация судейства и совершенствование правил соревнований еще одна проблема, заявившая о себе в полный голос. Соревнование — это составная часть учебно-тренировочного процесса, одна из главных движущих сил акробатики как вида спорта и личных спортивных достижений. В правилах соревнований нам следует предусмотреть поощрение творчества, новизны, оригинальности, сложности. Хорошо, что акробатам-прыгунам на данном этапе развития акробатических прыжков предоставлена вторая попытка при выполнении рискованных, трюковых элементов. Тбилисский чемпионат СССР это подтвердил. Следует продумать логическую систему поощрения парно-групповой и индивидуальной работы. Ведь не секрет, что первое произвольное упражнение в женских тройках (пирамида на выпаде с незначительным изменением поз верхних) специалисты в шутку называют обязательным упражнением.

В акробатических прыжках на дорожке ощутима тенденция к сближению уровня мастерства советских, болгарских, польских, китайских и других спортсменов. В этой связи важно заботиться о продуманной, построенной на научных рекомендациях подготовке ближнего и отдаленного резерва сборной команды страны. Перспектива развития вида — в стабильной демонстрации рекордной сложности. Необходимо стремиться к таким акробатическим прыжковым упражнениям, которые бы содержали сложное стремительное начало, захватывающую зрелищностью, динамизмом, новизной середину упражнения, трюковое завершение в доскок (устойчивое приземление). В самом обозримом будущем одно из упражнений победителя будет примерно таким: двойное сальто вперед в группировке в переход — рондат — фляк — двойной твист в переход — рондат — фляк — тройное сальто боком. Сложная задача. Но решаемая. В этой связи необходима радикальная перестройка методики обучения и тренировки.

В стране немало тренеров-новаторов, идущих нетрадиционными путями при обучении упражнениям спортивной акробатики. Правда, их опыт еще недостаточно анализируется, обобщается и распространяется. В основном методика обучения основана на общих принципах освоения учебного материала. Не отрицая важности такого Подхода, особенно на начальном этапе, отметим, что формальное следование общедидактическим положениям (а нередко и просто «педагогическим штампам») не концентрирует физические силы, мысль, волю, не создает необходимой напряженности процесса обучения. В итоге удлиняются сроки освоения программного материала, медленно растет исполнительское мастерство, что входит в противоречие с задачами, выдвигаемыми на перед-

 

нем крае спортивной акробатики, требующими для решения околопредельного напряжения физических сил и психики.

Имеются недостатки и неиспользованные значительные резервы в работе над физической подготовленностью акробатов. В технической подготовке еще доминирует анализ спортивной техники единичного элемента (даже сложного) без учета его связей с другими элементами в прыжковом упражнении. Многие спортсмены недостаточно полно владеют вариантами курбетов. С ошибками выполняются переходы после двойных сальто назад на перевороты и сальто. Творческим лабораториям тренеров, научным работникам необходимо обосновать технику переходов после выполнения двойного твиста, двойного сальто вперед, двойного сальто боком, двойного сальто прогнувшись с поворотом во втором на 180 или 540°, разработать методику обучения этим сложным прыжкам. Особое внимание следует уделить разработке методики обучения устойчивости приземлений. Исследования следует провести по нескольким направлениям. Прежде всего необходимо определить, какую работу должен выполнить акробат-прыгун, перемещаясь по восходящему отрезку траектории полета, чтобы произошло естественное погашение скоростей и ускорений, затем провести глубокий анализ факторов, определяющих устойчивость при приземлениях, определить их долевое участие, обосновать средства и методы управления устойчивостью.

Значительное внимание должно быть уделено совершенствованию тренажеров, созданию парка технических средств обучения и тренировки. Образцом может служить ставропольская школа акробатики, руководимая талантливым тренером и педагогом Василием Александровичем Скакуном.

Прошедшая в феврале 1985 года Всесоюзная научно-практическая конференция помогла унифицировать взгляды специалистов на спортивную технику акробатических элементов, уточнить методику обучения базовым акробатическим прыжкам, определить направление научного поиска.

В парных акробатических упражнениях самый трудоемкий вид акробатики мужские пары. В этом виде, как ни в каком другом, наиболее трудно подготовить мастера спорта международного класса. 8 — 10 лет — вот срок напряженной подготовки спортсменов. Акробатическая элита мужских пар все еще мало пополняется способной молодежью. Тбилисский чемпионат СССР показал, что подрастает резерв. Важно предусмотреть перспективные направления развития парной акробатики. Какой она видится? Элегантной, зрелищной, легкой, воздушной даже при выполнении сверхсложных сило балансовых и темповых элементов. С большим разнообразием узлов связи между партнерами, рабочих поз как верхнего, так и нижнего, особенно нижнего. С разносторонней ра-

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

ботой как на правой, так и на левой руке; устойчивостью фиксированных поз и устойчивостью движений при переходах от динамики к статике и наоборот. Должен быть взят курс на повышение сложности и качества индивидуальной работы, на дальнейшее более оригинальное представление такой структурной группы элементов, как акробатические прыжки с ковра на партнера и сразу же на ковер.

Повышая мастерство мужских пар, следует помнить, что наши соперники серьезное внимание уделяют совершенствованию музыкально-акробатических композиций.

В женских парных акробатических упражнениях есть свои проблемы. Многие годы женские пары комплектовались из гимнасток, хорошо физически подготовленных, координированных, имеющих высокий уровень индивидуальной акробатической и хореографической подготовленности, с верно поставленными стойками. Это весомые показатели. С развитием вида стало очевидно, что у гимнасток не сформирован специальный баланс (в гимнастике он проявляется по-другому), отсюда трудно формируются узлы двигательного взаимодействия (кисти — кисти, кисть — кисть, кисть — бедро и др.); техника отталкиваний — толчком (с рук, плеч, бедер и др.). Недостаточно отработана методика подготовки верхней и нижней спортсменок с учетом особенностей их функций. Комплектование пар в детском и подростковом возрасте в специализированных ДЮСШ и направленная, программированная работа по достижению ими норматива мастера спорта международного класса — это задача сегодняшнего дня. Необходимо наряду с повышением сложности искать декоративные средства обрамления этой сложности оригинальными позами, телодвижениями, пластикой, жестами, пантомимой. Сложность не должна быть «прямолинейной», такой, как, скажем, в мужских парах. Сальто, выполненное верхней с плеч нижней с приземлением на ее же плечи, не может быть сравнимо с этим же элементом, выполненным мужской парой по высоте полета, приземлению на плечи. Поощряется введение в программы женских пар модифицированных элементов из репертуара мужских пар.

Новизна и оригинальность, высокий уровень исполнительского мастерства как в парной, так и в индивидуальной работе должны стать главными условиями роста мастерства женских пар.

По различным причинам пока еще недолог спортивный путь смешанных пар. Вместе с тем яркие выступления советских акробатов на международной арене позволяют говорить о том, что музыкально-акробатические композиции советских спортсменов исключительно полно и точно отражают вид акробатики. Абсолютные чемпионы мира 1984 года Светлана и Евгений Михаличевы демонстрируют соревновательные программы разнообразной ориги-

 

нальной сложности, в полном соответствии со специальными требованиями, значительно превышая основную трудность упражнений, предусмотренную правилами соревнований.

Необходимо дальнейшее развитие зтюдности упражнений. За счет пластики в фиксированных позах и равновесиях, выразительности и хореографичности, образности движений следует активизировать активную роль верхней как в балансировании, так и в акробатической прыжковой подготовке, индивидуально на ковре и в руках партнера (например, толчком нижнего — переворот боком — сальто боком — равновесие боком). Ждем высоких результатов от подающего надежды ближайшего резерва.

В групповых акробатических упражнениях советские акробаты законодатели тенденций и мод в мире. И это не слова. В разные годы и практически всегда тренеры сборной располагали «длинной скамейкой» мужских четверок и чуточку меньшей, но тоже не короткой женских троек. Вместе с тем исключительную спортивную конкуренцию оказывают акробатические группы КНР, НРБ, ПНР и др. В их программах есть все, что определяет высокий класс четверки или тройки: сложность, оригинальность, новизна, стабильность. Несколько хуже дело обстоит с подбором партнеров (например, в китайской четверке верхний маленького роста) и с качеством выполнения в основном индивидуальных и частично совместных упражнений. Но это ведь легко устранимые недостатки.

Что в этой связи нам необходимо противопоставить? Прежде всего хороший резерв, способный выйти на международную арену с яркими соревновательными программами. Разработать шкалу поощрений разумного риска, стимулировать творчество, поиск нетрадиционных решений пирамид и музыкально-акробатических композиций, новизну, индивидуальный стиль спортивной техники. Повысить роль и расширить функциональные обязанности каждого акробата группы, достичь отличного взаимодействия между спортсменами, даже при экстремальных сменах точек баланса, наращивать сложность как за счет активной работы верхнего (верхней), так и всех других акробатов группы, включая нижних.

Вот как представляется развитие пирамиды колонна вчетвером с позиций «работы» всех акробатов. Построение. Нижний выполняет стойку на одной руке на ковре, принимает ор тоградное положение — средний выполняет стойку на одной руке на теменной части головы нижнего, становится ногами на плечи нижнего — второй средний выполняет стойку на одной руке на теменной части головы среднего, становится ногами на плечи среднего — верхний выжимает стойку на одной руке на теменной части головы второго среднего, соединяет ноги, прижимает свободную руку к туловищу. Фиксация равновесного положения

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

пирамиды колонна вчетвером со стойкой верхнего на одной руке при условии, что нижний, средний и второй средний держат руки в стороны. Соскоки одновременно трех акробатов вперед (назад).

На повестке дня работа по конструированию большого количества комбинированных пирамид, где переходы от одной пирамиды к другой — это тоже процесс вовлечения в «работу» всех акробатов группы.

Особую ответственность должны испытывать тренеры женских троек. Женские группы на соревнованиях демонстрируют две, от силы три пирамиды. От такого однообразия один шаг к застою и, конечно, к поражению. Претендовать на победы в чемпионатах мира — это значит расширить и усложнить силобалансовый репертуар упражнения.

В групповой акробатике музыкально-акробатические композиции занимают особое место. Отдельные группы демонстрируют зрелищные композиции. Вместе с тем у большинства акробатов недостает хореографичности, индивидуальной «малой» и «большой» акробатики, чистоты исполнения, эмоциональности; редки еще некратные вращения, оригинальные позы, равновесия; формально используется площадь

 

ковра; нет «лица» у композиции в целом. Необходимы дальнейшие поиски энергетически экономных, биомеханически целесообразных хватов, бросков, ловли, перелетов, подлетов, прыжков с плеч на плечи, упоров о различные части тела. Следует развивать новые структурные группы темповых упражнений, углублять и совершенствовать имеющиеся (например, такую структурную группу, как выпрыгивания).

Развитие музыкально-акробатических композиций должно идти по пути раскрытия музыкальной темы богатыми средствами акробатики, с использованием опыта танца, хореографии, гимнастики, фигурного катания, прыжков в воду и на батуте и др. Следует помнить, что природа создала миллиарды лиц и почти не повторилась. Это ли не пример для творчества! «Четверка» — это исконно русский вид акробатики. Он сродни былинным сказаниям о доброте и силе человека, его красоте и основательности.

Словом, необходим поиск новых форм упражнений групповых акробатов.

Передний край спортивной акробатики устремлен в реальное будущее. Задача специалистов — всячески способствовать этому важному процессу.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


РЕШЕНИЯ ПАРТИИ — РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

   
Авсенев Е. В. м. с.
 

С первых дней Советской власти партия уделяла большое внимание воспитанию нового советского человека, его гармоничному физическому развитию важной составной частью которого была и остается гимнастика.

Так сложилась судьба нашего вида спорта, что, став поначалу основой Всевобуча, введенного по инициативе В. И. Ленина в апреле 1918 г., с отменой военного обучения в 1923 г. гимнастика была подвергнута, мягко говоря, дискриминации. Произошло это потому, что основу гимнастики продолжала составлять дореволюционная сокольская система, а для создающегося советского физкультурного движения нужна была основа демократическая. Так гимнастика была объявлена «буржуазным пережитком».

Конец несправедливому отношению к одному из наиболее древних видов физического воспитания был положен решением Оргбюро ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры». Так что в этом году гимнасты отмечают шестидесятилетие своего второго рождения.

После решения Оргбюро ЦК РКП(б) в

 

 

Москве и Ленинграде, во многих городах Российской Федерации, на Украине, Северном Кавказе и Закавказье стали организовываться секции и кружки, проводиться соревнования.

Активным катализатором для развития гимнастики и других видов спорта стало решение Советского правительства о проведении летом 1928 г. в Москве Всесоюзной спартакиады.

11 — 13 августа 1928 г. на стадионе Государственного центрального института физкультуры, тогда на Гороховской (позднее — улице Казакова), прошли соревнования гимнастов-мужчин по программе Спартакиады, ставшие первым чемпионатом СССР по многоборью.

В следующем году прошла научно-методическая конференция по гимнастике, где была установлена классификация видов гимнастики.

Возросло число занимающихся спортивной гимнастикой. Встал вопрос о необходимости проведения ежегодных чемпионатов страны.

II чемпионат СССР состоялся в августе 1932 г. В нем приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой СССР стала харьковчанка Татьяна Вощинина. Чемпионаты стали ежегодными.

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало