|
ботой как на правой, так и на левой руке; устойчивостью фиксированных поз и устойчивостью движений при переходах от динамики к статике и наоборот. Должен быть взят курс на повышение сложности и качества индивидуальной работы, на дальнейшее более оригинальное представление такой структурной группы элементов, как акробатические прыжки с ковра на партнера и сразу же на ковер.
Повышая мастерство мужских пар, следует помнить, что наши соперники серьезное внимание уделяют совершенствованию музыкально-акробатических композиций.
В женских парных акробатических упражнениях есть свои проблемы. Многие годы женские пары комплектовались из гимнасток, хорошо физически подготовленных, координированных, имеющих высокий уровень индивидуальной акробатической и хореографической подготовленности, с верно поставленными стойками. Это весомые показатели. С развитием вида стало очевидно, что у гимнасток не сформирован специальный баланс (в гимнастике он проявляется по-другому), отсюда трудно формируются узлы двигательного взаимодействия (кисти — кисти, кисть — кисть, кисть — бедро и др.); техника отталкиваний — толчком (с рук, плеч, бедер и др.). Недостаточно отработана методика подготовки верхней и нижней спортсменок с учетом особенностей их функций. Комплектование пар в детском и подростковом возрасте в специализированных ДЮСШ и направленная, программированная работа по достижению ими норматива мастера спорта международного класса — это задача сегодняшнего дня. Необходимо наряду с повышением сложности искать декоративные средства обрамления этой сложности оригинальными позами, телодвижениями, пластикой, жестами, пантомимой. Сложность не должна быть «прямолинейной», такой, как, скажем, в мужских парах. Сальто, выполненное верхней с плеч нижней с приземлением на ее же плечи, не может быть сравнимо с этим же элементом, выполненным мужской парой по высоте полета, приземлению на плечи. Поощряется введение в программы женских пар модифицированных элементов из репертуара мужских пар.
Новизна и оригинальность, высокий уровень исполнительского мастерства как в парной, так и в индивидуальной работе должны стать главными условиями роста мастерства женских пар.
По различным причинам пока еще недолог спортивный путь смешанных пар. Вместе с тем яркие выступления советских акробатов на международной арене позволяют говорить о том, что музыкально-акробатические композиции советских спортсменов исключительно полно и точно отражают вид акробатики. Абсолютные чемпионы мира 1984 года Светлана и Евгений Михаличевы демонстрируют соревновательные программы разнообразной ориги-
|
|
нальной сложности, в полном соответствии со специальными требованиями, значительно превышая основную трудность упражнений, предусмотренную правилами соревнований.
Необходимо дальнейшее развитие зтюдности упражнений. За счет пластики в фиксированных позах и равновесиях, выразительности и хореографичности, образности движений следует активизировать активную роль верхней как в балансировании, так и в акробатической прыжковой подготовке, индивидуально на ковре и в руках партнера (например, толчком нижнего — переворот боком — сальто боком — равновесие боком). Ждем высоких результатов от подающего надежды ближайшего резерва.
В групповых акробатических упражнениях советские акробаты законодатели тенденций и мод в мире. И это не слова. В разные годы и практически всегда тренеры сборной располагали «длинной скамейкой» мужских четверок и чуточку меньшей, но тоже не короткой женских троек. Вместе с тем исключительную спортивную конкуренцию оказывают акробатические группы КНР, НРБ, ПНР и др. В их программах есть все, что определяет высокий класс четверки или тройки: сложность, оригинальность, новизна, стабильность. Несколько хуже дело обстоит с подбором партнеров (например, в китайской четверке верхний маленького роста) и с качеством выполнения в основном индивидуальных и частично совместных упражнений. Но это ведь легко устранимые недостатки.
Что в этой связи нам необходимо противопоставить? Прежде всего хороший резерв, способный выйти на международную арену с яркими соревновательными программами. Разработать шкалу поощрений разумного риска, стимулировать творчество, поиск нетрадиционных решений пирамид и музыкально-акробатических композиций, новизну, индивидуальный стиль спортивной техники. Повысить роль и расширить функциональные обязанности каждого акробата группы, достичь отличного взаимодействия между спортсменами, даже при экстремальных сменах точек баланса, наращивать сложность как за счет активной работы верхнего (верхней), так и всех других акробатов группы, включая нижних.
Вот как представляется развитие пирамиды колонна вчетвером с позиций «работы» всех акробатов. Построение. Нижний выполняет стойку на одной руке на ковре, принимает ор тоградное положение — средний выполняет стойку на одной руке на теменной части головы нижнего, становится ногами на плечи нижнего — второй средний выполняет стойку на одной руке на теменной части головы среднего, становится ногами на плечи среднего — верхний выжимает стойку на одной руке на теменной части головы второго среднего, соединяет ноги, прижимает свободную руку к туловищу. Фиксация равновесного положения
|
|