Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тупление по полному многоборью, го выступать на трех видах по желанию можно только в личном зачете.

Новая классификационная программа открывает широкие возможности для активиза-

 

ции работы по спортивной гимнастике в стране. От организованности и инициативности федераций гимнастики на местах зависит дальнейший качественный подъем массовости нашего любимого вида спорта.

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗАХ

 

   
Макарова В. И., Казачян И. Ю., к. п. н.
 

В системе физического воспитания студентов постоянно продолжается поиск наиболее рациональных форм, методов и средств проведения занятий как основной формы учебного процесса, обеспечивающей освоение программы по физическому воспитанию и способствующей улучшению уровня физической подготовленности и улучшению состояния здоровья будущих молодых специалистов.

Несмотря на то что изучению вопросов физического развития и физической подготовленности студентов посвящено большое количество работ, актуальность данной проблемы не снята и на сегодня. Многие авторы отмечают низкий уровень физической подготовленности студентов, особенно женщин, отмечая при этом увеличение росто-весовых показателей.

Проведенные анкетирование и самооценка 968 студентов I — IV курсов ряда вузов Москвы позволили выявить следующую картину. Студентки младших курсов отмечают недостаточность в развитии выносливости, быстроты, силы, а старших курсов — в развитии координации, силы, гибкости, выносливости. Отношение студентов к изучаемым спортивным дисциплинам отражено в табл. 1.

Ответы студентов показали, что они отдают предпочтение гимнастике, затем легкой атлетике, спортивным играм, плаванию и лыжам.

 

Изучение учебного процесса по физическому воспитанию показало, что освоение разделов программы в основном проводится по принципу сезонного обучения. В целях обеспечения наибольшей эффективности занятий необходим поиск новых средств и методов физического воспитания студентов. Качество учебных занятий по физическому воспитанию можно совершенствовать, применяя систему комплексных занятий с использованием средств и методов гимнастики, независимо от сезонности многих видов упражнений, включенных в учебную программу. Необходимо в каждое занятие включать упражнения общеразвивающего характера, в основном направленные на развитие жизненно необходимых физических качеств и на формирование двигательных способностей.

Для повышения моторной плотности занятий нами была составлена комплексная программа, основное назначение которой заключалось в подборе и разработке средств и методов, повышающих уровень физической подготовленности студенток. Комплексная программа включала в себя серии обще развивающих упражнений, выполняемых ритмично, непрерывно в течение 30 или 45 мин с использованием музыкального сопровождения. Это упражнения общефизической подготовки и серии прикладных упражнений, выполняемые методом

Таблица 1

Ранжирование учебных дисциплин по физическому воспитанию студентами
по степени значимости

Спортивные дисциплины

Курс

Гимнас-
тика

Легкая атле-
тика

Пла-
вание

Спортив-
ные игры

Футбол, хоккей

Лыжи

Борь-
ба

Про-
чие виды

I

II

III

IV

52,5

53,2

44,5

72,0

28,5

23,2

23,1

8,2

7,5

8,6

9,9

2,6

9,0

12,1

13,1

7,0

1,5

1,5

4,0

2,0

1,0

1,4

3,4

7,2

1,0

1,0

1,0

X

55,55

20,75

7,15

10,3

2,25

3,25

0,25

0,5

 

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

 

Отношение студентов к дополнительным занятиям по физической культуре и спорту

 

Курс

Имеют спортив-
ный
разряд

Занима-
ются в секциях

Выполнение утренней гимнастики

регуляр-
но

не выпол-
няют

иногда выпол-
няют

I

II

III

IV

0,8

2,4

0,6

0,8

15,2

18,5

18,9

15,1

52,1

42,9

46,5

50,8

35,7

43,6

48,7

48,9

12,2

13,5

4,8

0,3

1,15

16,93

48,08

44,23

7,7

 

круговой тренировки. Комплексная программа включала большое число упражнений, направленных на развитие физических качеств, особенно на развитие выносливости, подвижности в суставах и силы. Такая система занятий послужила связующим звеном при переходе от освоения учебного материала по легкой атлетике к плаванию и спортивным играм.

Экспериментальное обоснование эффективности применения комплексной программы проводилось на базе Московского института электронной техники. В программу включались упражнения, специально направленные на формирование правильной осанки и развитие физических качеств, с учетом прохождения учебного материала по физическому воспитанию, предусмотренного программой на данный период обучения.

В сочетании с другими традиционными средствами использовались общеразвивающие упражнения танцевального характера, в различном ритме и темпе, под музыкальное сопровождение. Это способствовало воспитанию гармоничности и пластичности движений.

Занятия по предложенной программе проводились в подготовительной части урока в течение 30 или 45 мин, в зависимости от задач урока. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений с повышенной интенсив-

 

ностью, в различном ритме и темпе, с использованием музыкального сопровождения способствовало адаптации занимающихся к предложенной нагрузке и благоприятному воздействию на организм и самочувствие студенток. Постепенное увеличение физической нагрузки достигалось путем изменения продолжительности занятий и числа повторений, изменением, ритма и темпа выполнения каждого упражнения. Внедрение нетрадиционного метода проведения общеразвивающих упражнений дало увеличение моторной плотности занятий до 88,8 — 92,4%.

Критериями интенсивности нагрузки служили показатели частоты пульса в процессе занятий и после выполнения упражнений в период восстановления, а также педагогические наблюдения за вегетативными проявлениями.

При выполнении упражнений умеренной интенсивности средняя частота пульса была в пределах 108 — 116 уд/мин. При повышенной интенсивности нагрузки она достигала 142 — 148 уд/мин. Максимальная нагрузка создавалась на 10 — 15-й мин 30-минутного и на 20 — 25-й мин 45-минутного занятия. В период исследования было определено, что при 30-минут-ной работе максимальное повышение пульса у занимающихся целесообразно один раз. В период восстановления (3 — 5 мин) частота пульса в группе снижается до 82 — 87 уд/мин. В период проведения исследований студентки экспериментальной группы успешно адаптировались к предложенным нагрузкам, повысили свою работоспособность, у них улучшилось самочувствие, о чем свидетельствуют медицинское обследование и успешная сдача контрольных и зачетных нормативов.

Исследование показало, что, включая в занятия музыкальное сопровождение,-средства и методы гимнастики, можно значительно повысить интерес к занятиям по физическому воспитанию, улучшить дисциплину и посещаемость занятий. Так, например, посещение занятий в экспериментальных группах было в среднем 93%, а в контрольных группах — 74%. Кроме того, участники эксперимента стали самостоятельно заниматься во внеурочное время, и утренняя гимнастика для большинства стала обычным и необходимым занятием (табл. 2).

Повторное тестирование в конце первого этапа исследования показало, что двигательные возможности у студенток экспериментальной группы значительно улучшились.

 
Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало