Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Примеров внедрения массовой гимнастики все больше и больше. Однако полного признания со стороны руководящих работников спорткомитетов, федераций, Минпроса, Минвуза, Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, президиума ЦС ДСО «Трудовые резервы», ДСО профсоюзов массовые средства гимнастики еще не получили.

Иногда закрывают отделения гимнастики ДЮСШ, несмотря на то, что мы не обнаружили документов, в которых гимнастика значилась бы как нецелесообразное средство физического воспитания.

В приказе по Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 10 февраля 1983 г. за № 136 «О дополнении в классификационную программу 1981 — 1984 гг. по спортивной гимнастике» в п. 2 сказано: «Комитетам по физической куль-

 

туре и спорту, советам ДСО и ведомственным физкультурным организациям проводить соревнования по массово-доступной спортивной гимнастике категории «Б» и ежегодно к 1 марта представлять отчеты о проведенных соревнованиях». Этот приказ свидетельствует о том, какое большое значение придается делу развития гимнастики, ее внедрению среди населения.

Специалисты по гимнастике не претендуют на гимнастику ради гимнастики. Средства гимнастики должны быть цементирующей основой физического воспитания. Это улучшит систему учебно-спортивной работы, откроет широкие возможности сочетания занятий с любым видом спорта. В этом основная роль развития массовых спортивно-оздоровительных форм гимнастики в комплексе с другими средствами физического воспитания.

 

 

О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ МАССОВОЙ ГИМНАСТИКИ

   
В. М. Смолевский, профессор, ГЦОЛИФК
 

Масштабность задач, поставленных перед физкультурным движением нашей страны на XXVI съезде КПСС и в ряде партийно-правительных документов, связана с возрастанием роли физического воспитания в обществе развитого социализма.

Проблема привлечения широких масс к физической культуре помимо решения организационных мер предполагает обновление теории, содержания и методики упражнений, соответствующих потребностям общества в целом и каждой его социальной группы в отдельности.

Сложность вопросов, коль скоро речь идет о развитии массовых видов гимнастики, заключается в том, что мы, представители гимнастики, традиционно включаем в сферу своих профессиональных интересов проблемы, относящиеся к физическому воспитанию в целом. Не случайно такой широкий «захват» привел к тому, что гимнастикой стали называть различные системы упражнений: «гимнастика йогов», «гимнастика нервов», «гимнастика сосудов», «парадоксальная дыхательная гимнастика», «джаз-гимнастика» и т. п.

С одной стороны, приятно, что слово «гимнастика» в таком почете. Но что же такое гимнастика и за что мы, специалисты гимнастики, в ответе — вопрос не праздный. Если брать под крыло гимнастики всевозможные системы упражнений, это приведет к аморфности и беспредметности нашей дисциплины. Правильным, видимо, будет такой подход.

 

Упражнения становятся гимнастическими, если используются в соответствии с правилами, разработанными многими поколениями специалистов по физическому воспитанию и гимнастике, отраженными в методах строго регламентированного упражнения.

Позволю напомнить признаки данной регламентации:

1. Твердо предписанная программа движений, обеспечивающая избирательно направленное воздействие (заранее обусловленное содержание упражнений, порядок их выполнения и характер движений).

2. Точное дозирование нагрузки по ходу занятий путем подбора упражнений, нормирования числа повторений и интервалов отдыха.

3. Возможность конструирования движений (от элементарных к сложным).

Сопутствующие признаки характеризуют спортивные и эстетические формы гимнастических упражнений, в частности стиль, пластику и т. д.

Метод строго регламентированного упражнения, возникший в основном как «гимнастический метод», ныне широко используется не только в физическом воспитании, но и в спорте, так как позволяет решать и образовательные задачи. Не случайно гимнастику считают азбукой и грамматикой движений. Избирательность воздействия на опорно-двигательный аппарат, неограниченный выбор доступных упражнений с возможностью их усложнения — вот основные предпосылки для обоснования важности использования гимна-

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

стики, особенно в системе дошкольного и школьного воспитания. Вот за такую гимнастику мы в ответе, не говоря о более сложных ее видах, связанных с применением специального оборудования — гимнастических снарядов.

Надо признать, однако, что следование «букве» гимнастического метода, граничащее с догматизмом, принесло и еще может принести урон нашему делу — внедрению гимнастики. Речь идет о шаблонных консервативных формах проведения занятий, где во главу угла ставится пресловутый «гимнастический порядок», с его строго регламентированными подходом и отходом от снаряда, «отдыхом», стойкой «смирно» и «вольно», бесконечным «оттягиванием носков» и «выпрямлением коленей». Такие штампы, к сожалению, преобладают в школьных уроках. В то же время жизнь требует существенного оживления форм организации занятий, методики их проведения.

Классификация видов гимнастики, определенных конференцией 1968 г., полностью себя оправдала, так как позволила дифференцированно разрабатывать теоретические и методические вопросы, специфические для каждого типичного направления: оздоровительного (общеразвивающего), прикладного, спортивного. Эти три направления отражали и отражают целевую направленность всех видов гимнастики и сегодня могут служить ориентиром при разработке и классификации возникающих модификаций отдельных видов гимнастики. В то же время это не исключает необходимости обновления и уточнения понятийного аппарата, обслуживающего массовую гимнастику.

Внедрение новых терминов, тем более претендующих на обобщенное название нового вида гимнастики, дело ответственное и не безобидное. В стремлении завоевать признание, создать рекламу появляются все новые и новые названия: «женская гимнастика», «ритмическая гимнастика», «аэробная гимнастика», «джаз-гимнастика» и т. п. А тем временем отнесение их к той или иной разновидности гимнастики должно основываться на тщательном изучении задач, содержании и методики этих упражнений с научной оценкой новизны и эффективности предлагаемых комплексов. При этом ведущим признаком соотнесения остается соответствие конкретной разновидности гимнастики основным функциям и разделам физической культуры.

Адекватность гимнастики потребностям общества подтверждается существованием следующих направлений:

— образовательно-развивающего,

— оздоровительного,

— спортивного.

На основании этих направлений, определенных еще конференцией 1963 г., можно вы-

 

делить 6 групп видов гимнастики, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей, носящих более узкий целевой характер (см. таблицу). Такая градация помогает более полно учитывать специфику интересов различных контингентов населения.

Успешные выступления советских гимнастов на международной арене (начиная с XV Олимпийских игр в 1952 г.) тесным образом связаны с развитием теоретико-методического обоснования системы подготовки гимнастов высокой квалификации. По числу научных кадров, защищенных диссертаций, публикаций гимнастика представляет собой одну из самых мощных научных дисциплин в сфере физического воспитания и спорта. За этот тридцатилетний период большая часть диссертационных работ была посвящена разработке вопросов, касающихся технически сложных гимнастических видов спорта.

Решение задач по подъему массовости гимнастики также не мыслится без научно обоснованных рекомендаций. Необходимо в ближайшие годы с такой же настойчивостью, как это делалось в спортивном направлении, провести научные исследования в области массовой гимнастики. Это прежде всего относится к работникам сферы физкультурного образования, сотрудникам научно-исследовательских институтов системы Спорткомитета СССР, АПН СССР, Минпроса, Госпрофобразования, Минвуза, .Минздрава.

В известном партийно-правительственном постановлении (сентябрь 1981 г.) дана в целом неудовлетворительная оценка научным исследованиям, особенно по проблемам физкультурно-оздоровительной работы. Надо отнести данную оценку и в наш адрес.

В связи с реализацией выдвинутых в постановлении задач заметно оживилась и активизировалась научно-методическая работа в области массовой гимнастики. Опрос кафедр гимнастики ИФК показал, что планы НИР скорректированы в пользу данного направления. Издательством ФиС планируется выпуск ряда книг по массовой гимнастике. В сборнике «Гимнастика» открыта рубрика «Гимнастику — массам».

Спорткомитетом СССР ГЦОЛИФКу поручено научно-методическое обоснование комплексов утренней и ритмической гимнастики. И все-таки в целом, учитывая масштабность социального заказа, надо признать, что сделано еще очень мало. К сожалению, на сегодняшний день мы еще не имеем четких научно обоснованных рекомендаций по использованию всего богатства упражнений.

Чем привлекают советы йогов? Прежде всего смелостью предложения. Каждому упражнению «пристегнут» адрес: «для контроля за деятельностью сердца, печени, легких» и т. д. При всей сомнительности обоснования такая недвусмысленность всегда привлекает

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Классификация видов гимнастики по направленности

Направленность

Виды

Разновидности

Основные средства, программа

Образовательно-развивающая

Базовые

Основная:

— в дошкольных учреждениях

— в школе

— в средних и высших учебных заведениях

 

Женская:

— в учебных заведениях

— по месту работы и проживания

 

Обще развивающие упражнения (ОРУ)

Упражнения с отягощениями, тренажерами и на снарядах

 

 

Прикладные упражнения

Хореографические и акробатические упражнения

Прикладные

Профессионально-прикладная

Военно-прикладная

Спортивно-прикладная

То же

Оздоровительная

Гигиенические

В режиме дня:

— утренняя зарядка

— производственная

— ритмическая

— атлетическая

— женская

— развлекательная (игровая)

 

Хореографические упражнения ОРУ

Упражнения с отягощениями

Лечебные

Корригирующая

Реабилитационная

Восстановительная

Функциональная

ОРУ

Упражнения с тренажерами и устройствами

Спортивная

Спортивно-массовые

Спортивная

Художественная

Акробатическая

Упражнения в видах многоборья по облегченной классификационной программе (Б) и групповые упражнения

Спортивные

Спортивная

Художественная

Спортивная акробатика

Упражнения в видах многоборья по классификационной программе (А), программе ФИЖ и МФСА

 

людей своей конкретностью. А что подчас предлагаем мы? «Рывочки руками для разогрева...»

Анализ тематики научных работ (в основном диссертаций) позволяет заключить следующее:

— исследовательских работ, завершающихся обоснованными рекомендациями по применению гимнастических упражнений с целью физического развития, оздоровления, воспитания жизненно важных прикладных на-

 

выков, очень мало. Как правило, в них решаются частные задачи по развитию отдельных физических качеств, способностей, обоснованию методики использования некоторых групп упражнений гимнастического или акробатического характера.

На этом фоне положительно выделяется докторская работа профессора А. М. Шлемина, посвященная развитию двигательной функции у детей с применением средств гимнастики. Не умаляя значения большого числа

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

работ, носящих методический характер, необходимо признать, что их явно недостает, хотя потенциальный круг авторов мог значительно расшириться, если научно-педагогические силы связали бы свои исследования с актуальной проблематикой массовой гимнастики.

Настало время и на уровне возросших знаний в области биологических, медицинских и психолого-педагогических наук переосмыслить наши рекомендации, привести их в соответствие с запросами занимающихся. Это должны быть не универсальные «рецепты» на все случаи жизни, а определенные четкие указания на то, что могут дать занятия тем или иным видом гимнастики по данной методике, какие из данных упражнений наиболее действенны для развития определенного физического качества и смогут заменить другие при дефиците времени для занятий и т. п. Высокий уровень знаний и практических советов уже существует в спорте высших достижений. Относительно хорошо, как представляется, разработана методика лечебной гимнастики, где осуществляется постоянный контроль за функциональным состоянием. Но вот перед практически здоровыми людьми, ждущими наших советов по радио, телевидению, в книгах, в брошюрах, мы явно в долгу.

Недостает и таких знаний выпускникам институтов физкультуры, факультетов физвоспитания, не говоря уже об общественных кадрах.

Научную работу по обоснованию массовых видов гимнастики необходимо координировать лучше. С этой целью предлагается утвердить наиболее актуальную тематику, определить первоочередность разработки отдельных тем. Очень важно определить также ответственных исполнителей и соисполнителей данных тем.

Роль координатора НИР может взять на себя предметная комиссия совета по физкультурному образованию при Спорткомитете СССР. Примерная тематика представлена в конце статьи.

Характеризуя тематику НИР в целом, следует прежде всего сказать об идейной направленности научной работы в нашей области знаний. Уместно напомнить, что сами по себе физические упражнения индифферентны. В них не заложены изначально конкретные философские идеи, содержание. Только людьми, сторонниками того или иного мировоззрения, тех или иных политических взглядов, определяются цели и задачи использования упражнений, классовый характер той или иной системы физического воспитания. Примеров тому предостаточно: использование физических упражнений в системе спартанского воспитания, в сокольском движении, немецкий «турнен», в том числе и в гитлеровской Германии, приобщение к индуистской вере в бога через «хатха-йогу»... И в связи с этим

 

вспомним легендарный футбольный матч в блокадном Ленинграде!

Физкультурно-массовое оздоровительное движение в нашей стране имеет четко определенную идейную направленность. Принцип научности зиждется на материалистической мировоззренческой основе, фундаментом которой является марксистско-ленинская философия. Если говорить о гимнастике, то вес, кто причастен к ее развитию в пашей стране, должны активно связывать свои усилия с четкой идейной и научной позицией, не идти на поводу у стихии и аполитичных течений. Это тем более важно, что немало людей, особенно зрелого и пожилого возраста, тянутся к различного рода кустарным «системам самооздоровленпя», столь же модным, сколь и сомнительным по своему эффекту. «Вакуум», отсутствие серьезной научно-популярной литературы заполняется рукописными поделками, подделками «под йогов», рекомендациями малограмотных специалистов, подчас захваченных идеями, чуждыми нашему физкультурному движению. В связи с этим необходимо умело пропагандировать наиболее подходящие и эффективные средства гимнастики, развенчивать хотя и модные, но не соответствующие духу и направленности советской системы физического воспитания гимнастические «системы».

В направлении всестороннего изучения потребностей, желаний, вкусов, предрасположенности различных групп населения к занятиям физическими упражнениями, в том числе и гимнастикой, должны проводиться социологические исследования. Важность подобных исследований неоспорима. Почему стала непопулярной гимнастика в школе, вузе или почему не хотят, заниматься данным видом гимнастики, предпочитая другую ее разновидность, что диктует «моду», где истоки резервов в приобщении людей к гимнастике? На подобные, далеко не праздные, вопросы необходимо дать научно аргументированный ответ.

Не заглохнет ли интерес к ныне модной «ритмической гимнастике», как некогда к знаменитому «хула-хупу»? Вопросы не простые. В стремлении найти «народные» и «всенародные» виды гимнастики мы должны руководствоваться ленинским заветом работникам культуры быть «немножко впереди» масс, не идти на понижение запросов, требований, вкусов и видеть целью успехов культуры — развитие человека...

Думается, нельзя уповать и на то, что с появлением научных рекомендаций сам собой решится и вопрос о приобщении людей к гимнастике. Дело не только в этом. Проведено огромное число научных исследований, причем на высоком уровне, доказывающих вред алкоголя и курения. Тем не менее борьба с этим социальным злом не затухает и проблема не решена. Вот почему любые науч-

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

ные разработки должны связываться с проблемами внедрения, практической реализацией. Вот почему научно-методические разработки должны тесным образом связываться с практикой — с той «почвой», на которой они, образно говоря, и должны дать всходы.

В этой связи проблема научного обоснования массовой гимнастики — часть общей проблемы, связанной с созданием моделей физической подготовленности каждого контингента населения, особенно в возрастном аспекте. Уровень физической активности должен проверяться тестовыми нормативами, в разработке которых дальше подтягиваний в висе мы пока что не пошли. Между тем эти исследования могут стать основой для создания программ по физическому воспитанию, в том числе и совершенствованию комплекса ГТО.

В стране гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга государственные и самодеятельные формы организации занятий. Благодаря богатым возможностям гимнастика представлена буквально во всех звеньях: в детском саду, в школе, ПТУ, средних и высших учебных заведениях, в армии, на производстве и т. д. В связи с этим важной научной задачей является выявление и определение преемственности программных и тестовых гимнастических упражнений в государственных программах по физвоспитанию (к примеру, в цепочке детсад — школа — вуз), обоснование наиболее эффективных средств гимнастики, используемых также и в самодеятельных занятиях.

Если связать возраст с формами организации занятий по различным программам, то можно выделить «зоны охвата» контингента гимнастикой.

С момента попадания ребенка в детский сад (чаще всего в 3 года) до окончания вуза, службы в армии (21 — 22 года) существует хорошая возможность планомерно осуществлять процесс базового физвоспитания. Это наиболее «чувствительный» и ответственный период, в котором и должна осуществляться фундаментальная физическая подготовка. В этих звеньях и работает практически вся масса специалистов с физкультурным образованием. Остальные «зоны охвата» менее благополучны. Но как быть с детьми, не охваченными детскими садами, с работающей молодежью и взрослыми послевузовского возраста, с пенсионерами? Обо всем этом следует подумать.

Актуальной научной проблемой является разработка модели специалиста массовой гимнастики и в связи с этим совершенствование программ и методов подготовки данных специалистов. Особенного внимания в этом отношении заслуживает модель учителя физкультуры в школе — специалиста, способного пре-

 

подавать гимнастику во всех классах общеобразовательной и профессиональной школы. А это значит знать практически все виды базовой, оздоровительной и прикладной гимнастики, уметь применять эти упражнения с разным контингентом, так динамично меняющимся в диапазоне школьного возраста. А в связи с предстоящей реформой школы это диапазон с 6 до 17 лет.

Подводя итоги сказанному, необходимо обратить внимание на важность научно-методического обоснования наиболее эффективных, доступных и эмоциональных разновидностей гимнастики и способов проведения занятий этими видами. Важно всемерно популяризировать формы занятий развивающими и оздоровительными видами гимнастики, нашедшие признание, соответствующие сегодняшнему темпу и ритму жизни, иногда давно известные, но оживленные благодаря применению поточного и группового способа выполнения упражнений. Это и общеразвивающие упражнения в комплексах утренней, производственной и бытовой гимнастики, выполняемые в быстром темпе, без пауз («ритмическая гимнастика»), и одновременное проделывание упражнений на многопролетных конструкциях, и круговой метод с использованием упражнений на снарядах, и гимнастические эстафеты с полосами препятствий. Новые возможности открываются с приданием традиционным ациклическим гимнастическим упражнениям на снарядах циклического характера, что позволяет выполнять их многократно.

Заслуживает широкого развития женская гимнастика — одна из разновидностей основной гимнастики, учитывающая особенности женского организма, предрасположенность к пластике движений. Особенного внимания требует разработка синтетических форм, понимая под этим соединение гимнастики с другими видами упражнений. Это насущная и актуальная задача. Именно так строятся занятия в группах ОФП, группах здоровья. Бег, гимнастика, игры должны сочетаться в одном уроке. Именно таким путем можно добиться «всесезонности» занятий гимнастикой в школах и вузах. В этих случаях надо отойти от амбициозной борьбы за «честь мундира», пересмотреть взгляды на «чистую» и «нечистую» гимнастику. Шире и более по-земному взглянуть на «святая святых» — урок гимнастики, на традиционные, но не притягательные упражнения и способы организации и проведения таких уроков.

В заключение еще раз подчеркнем, что научно-исследовательская и научно-методическая работа в области массовых видов гимнастики является важным звеном в цепи событий, заканчивающихся внедрением наиболее эффективных гимнастических упражнений в повседневную жизнь советского народа.

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО МАССОВЫМ ВИДАМ ГИМНАСТИКИ

Общие вопросы

— идеологические и мировоззренческие вопросы в связи с обоснованием значения массовых видов гимнастики, культивируемых у нас в стране и за рубежом. Критика ненаучных концепций, лежащих в основе некоторых зарубежных систем гимнастики;

— обоснование тестов гимнастического характера для определения физической подготовленности различных контингентов населения (в том числе «сквозные» тесты);

— определение зависимости и преемственности программных и тестовых гимнастических упражнений в государственных программах по физическому воспитанию;

— определение эффективности средств гимнастики, используемых в самодеятельных занятиях;

— оценка факторов, влияющих на развитие видов гимнастики (кадры, программы, инвентарь, литература и т. п.);

— управление и организация массовой гимнастики в стране с учетом особенностей контингента: социальных, профессиональных, климатических, национально-этнических и т. п.;

— определение эффективности упражнений различных видов гимнастики в связи с их влиянием на организм занимающихся;

— определение взаимосвязи сложности упражнений и их доступности занимающимся;

— обоснование принципов объединения упражнений в комплексы разного целевого назначения;

— синтезирование упражнений в новые формы и виды гимнастики (женская, ритмическая, атлетическая и т. п.);

— разработка модели специалиста по массовым видам гимнастики (особенно модели «учитель физкультуры в школе»);

— социологическая оценка потребностей, желаний, вкусов, предрасположенности различных групп населения к занятиям теми или иными видами гимнастики.

Основная гимнастика

— обоснование эффективности различных средств основной гимнастики: определение наиболее эффективных упражнений, в том числе циклического, прикладного характера, с использованием гимнастического стандартного и нестандартного оборудования;

— интенсивные методы занятий основной гимнастикой в школе, вузе, ПТУ, техникуме, в том числе круговым способом, с применением нестандартного оборудования, устройств, тренажеров, гимнастических городков, полос препятствий и т. п.;

— методика занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста;

— методика занятий общеразвивающими упражнениями с женщинами (и мужчинами) с преимущественным использованием элементов ритмики, хорео-

 

графии, художественной гимнастики или применением элементов акробатики;

— методика групповых и индивидуальных занятий разновидностями основной гимнастики (особенно ритмической) в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, самодеятельных группах ОФП, группах ГТО, группах здоровья;

— методика занятий гимнастикой в комплексе с другими средствами физического воспитания (оздоровительная ходьба, бег, игры, лыжи, плавание, закаливание и т. п.).

Гигиеническая гимнастика

— обоснование эффективности упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (УГ);

— составление комплексов УГ с учетом особенностей контингента занимающихся, индивидуальных особенностей;

— методика индивидуальных и групповых занятий УГ в различных условиях, в том числе с применением домашних гимнастических городков, различных устройств, приспособлений;

— методика применения гимнастических упражнений в режиме трудового дня с учетом специфики профессиональной деятельности (выбор средств, чередование упражнений, периодичность применения);

— место гимнастики в двигательном режиме трудящихся разных профессий в недельном трудовом цикле.

Атлетическая гимнастика

— комплексное использование средств основной гимнастики и гиревого спорта в занятиях с различными контингентами в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, в самодеятельных группах по месту работы и проживания.

Профессионально-прикладная гимнастика (ППГ)

— методика ППГ в ООШ с учетом профориентации учащихся;

— методика ППГ в ООШ и ПТУ с использованием стандартного и нестандартного оборудования;

— методика ППГ в вузах как часть физподготовки студентов в связи с их профориентацией.

Спортивно-прикладная гимнастика

— гимнастика как средство СФП в различных видах спорта (для спортсменов, в программах подготовки тренеров).

Спортивные виды гимнастики

— содержание, методика обучения, методика занятий по облегченной классификационной программе (программа «Б») при подготовке спортсменов массовых разрядов в спортивной, художественной гимнастике, акробатике (обоснование содержания программ, программирование обучения, особенности занятий с различными контингентами),

 
Library   13   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало