|
||||
работ, носящих методический характер, необходимо признать, что их явно недостает, хотя потенциальный круг авторов мог значительно расшириться, если научно-педагогические силы связали бы свои исследования с актуальной проблематикой массовой гимнастики. Настало время и на уровне возросших знаний в области биологических, медицинских и психолого-педагогических наук переосмыслить наши рекомендации, привести их в соответствие с запросами занимающихся. Это должны быть не универсальные «рецепты» на все случаи жизни, а определенные четкие указания на то, что могут дать занятия тем или иным видом гимнастики по данной методике, какие из данных упражнений наиболее действенны для развития определенного физического качества и смогут заменить другие при дефиците времени для занятий и т. п. Высокий уровень знаний и практических советов уже существует в спорте высших достижений. Относительно хорошо, как представляется, разработана методика лечебной гимнастики, где осуществляется постоянный контроль за функциональным состоянием. Но вот перед практически здоровыми людьми, ждущими наших советов по радио, телевидению, в книгах, в брошюрах, мы явно в долгу. Недостает и таких знаний выпускникам институтов физкультуры, факультетов физвоспитания, не говоря уже об общественных кадрах. Научную работу по обоснованию массовых видов гимнастики необходимо координировать лучше. С этой целью предлагается утвердить наиболее актуальную тематику, определить первоочередность разработки отдельных тем. Очень важно определить также ответственных исполнителей и соисполнителей данных тем. Роль координатора НИР может взять на себя предметная комиссия совета по физкультурному образованию при Спорткомитете СССР. Примерная тематика представлена в конце статьи. Характеризуя тематику НИР в целом, следует прежде всего сказать об идейной направленности научной работы в нашей области знаний. Уместно напомнить, что сами по себе физические упражнения индифферентны. В них не заложены изначально конкретные философские идеи, содержание. Только людьми, сторонниками того или иного мировоззрения, тех или иных политических взглядов, определяются цели и задачи использования упражнений, классовый характер той или иной системы физического воспитания. Примеров тому предостаточно: использование физических упражнений в системе спартанского воспитания, в сокольском движении, немецкий «турнен», в том числе и в гитлеровской Германии, приобщение к индуистской вере в бога через «хатха-йогу»... И в связи с этим |
вспомним легендарный футбольный матч в блокадном Ленинграде! Физкультурно-массовое оздоровительное движение в нашей стране имеет четко определенную идейную направленность. Принцип научности зиждется на материалистической мировоззренческой основе, фундаментом которой является марксистско-ленинская философия. Если говорить о гимнастике, то вес, кто причастен к ее развитию в пашей стране, должны активно связывать свои усилия с четкой идейной и научной позицией, не идти на поводу у стихии и аполитичных течений. Это тем более важно, что немало людей, особенно зрелого и пожилого возраста, тянутся к различного рода кустарным «системам самооздоровленпя», столь же модным, сколь и сомнительным по своему эффекту. «Вакуум», отсутствие серьезной научно-популярной литературы заполняется рукописными поделками, подделками «под йогов», рекомендациями малограмотных специалистов, подчас захваченных идеями, чуждыми нашему физкультурному движению. В связи с этим необходимо умело пропагандировать наиболее подходящие и эффективные средства гимнастики, развенчивать хотя и модные, но не соответствующие духу и направленности советской системы физического воспитания гимнастические «системы». В направлении всестороннего изучения потребностей, желаний, вкусов, предрасположенности различных групп населения к занятиям физическими упражнениями, в том числе и гимнастикой, должны проводиться социологические исследования. Важность подобных исследований неоспорима. Почему стала непопулярной гимнастика в школе, вузе или почему не хотят, заниматься данным видом гимнастики, предпочитая другую ее разновидность, что диктует «моду», где истоки резервов в приобщении людей к гимнастике? На подобные, далеко не праздные, вопросы необходимо дать научно аргументированный ответ. Не заглохнет ли интерес к ныне модной «ритмической гимнастике», как некогда к знаменитому «хула-хупу»? Вопросы не простые. В стремлении найти «народные» и «всенародные» виды гимнастики мы должны руководствоваться ленинским заветом работникам культуры быть «немножко впереди» масс, не идти на понижение запросов, требований, вкусов и видеть целью успехов культуры — развитие человека... Думается, нельзя уповать и на то, что с появлением научных рекомендаций сам собой решится и вопрос о приобщении людей к гимнастике. Дело не только в этом. Проведено огромное число научных исследований, причем на высоком уровне, доказывающих вред алкоголя и курения. Тем не менее борьба с этим социальным злом не затухает и проблема не решена. Вот почему любые науч- |
|||
11 |
|
||||
ные разработки должны связываться с проблемами внедрения, практической реализацией. Вот почему научно-методические разработки должны тесным образом связываться с практикой — с той «почвой», на которой они, образно говоря, и должны дать всходы. В этой связи проблема научного обоснования массовой гимнастики — часть общей проблемы, связанной с созданием моделей физической подготовленности каждого контингента населения, особенно в возрастном аспекте. Уровень физической активности должен проверяться тестовыми нормативами, в разработке которых дальше подтягиваний в висе мы пока что не пошли. Между тем эти исследования могут стать основой для создания программ по физическому воспитанию, в том числе и совершенствованию комплекса ГТО. В стране гармонично сочетаются и взаимно дополняют друг друга государственные и самодеятельные формы организации занятий. Благодаря богатым возможностям гимнастика представлена буквально во всех звеньях: в детском саду, в школе, ПТУ, средних и высших учебных заведениях, в армии, на производстве и т. д. В связи с этим важной научной задачей является выявление и определение преемственности программных и тестовых гимнастических упражнений в государственных программах по физвоспитанию (к примеру, в цепочке детсад — школа — вуз), обоснование наиболее эффективных средств гимнастики, используемых также и в самодеятельных занятиях. Если связать возраст с формами организации занятий по различным программам, то можно выделить «зоны охвата» контингента гимнастикой. С момента попадания ребенка в детский сад (чаще всего в 3 года) до окончания вуза, службы в армии (21 — 22 года) существует хорошая возможность планомерно осуществлять процесс базового физвоспитания. Это наиболее «чувствительный» и ответственный период, в котором и должна осуществляться фундаментальная физическая подготовка. В этих звеньях и работает практически вся масса специалистов с физкультурным образованием. Остальные «зоны охвата» менее благополучны. Но как быть с детьми, не охваченными детскими садами, с работающей молодежью и взрослыми послевузовского возраста, с пенсионерами? Обо всем этом следует подумать. Актуальной научной проблемой является разработка модели специалиста массовой гимнастики и в связи с этим совершенствование программ и методов подготовки данных специалистов. Особенного внимания в этом отношении заслуживает модель учителя физкультуры в школе — специалиста, способного пре- |
подавать гимнастику во всех классах общеобразовательной и профессиональной школы. А это значит знать практически все виды базовой, оздоровительной и прикладной гимнастики, уметь применять эти упражнения с разным контингентом, так динамично меняющимся в диапазоне школьного возраста. А в связи с предстоящей реформой школы это диапазон с 6 до 17 лет. Подводя итоги сказанному, необходимо обратить внимание на важность научно-методического обоснования наиболее эффективных, доступных и эмоциональных разновидностей гимнастики и способов проведения занятий этими видами. Важно всемерно популяризировать формы занятий развивающими и оздоровительными видами гимнастики, нашедшие признание, соответствующие сегодняшнему темпу и ритму жизни, иногда давно известные, но оживленные благодаря применению поточного и группового способа выполнения упражнений. Это и общеразвивающие упражнения в комплексах утренней, производственной и бытовой гимнастики, выполняемые в быстром темпе, без пауз («ритмическая гимнастика»), и одновременное проделывание упражнений на многопролетных конструкциях, и круговой метод с использованием упражнений на снарядах, и гимнастические эстафеты с полосами препятствий. Новые возможности открываются с приданием традиционным ациклическим гимнастическим упражнениям на снарядах циклического характера, что позволяет выполнять их многократно. Заслуживает широкого развития женская гимнастика — одна из разновидностей основной гимнастики, учитывающая особенности женского организма, предрасположенность к пластике движений. Особенного внимания требует разработка синтетических форм, понимая под этим соединение гимнастики с другими видами упражнений. Это насущная и актуальная задача. Именно так строятся занятия в группах ОФП, группах здоровья. Бег, гимнастика, игры должны сочетаться в одном уроке. Именно таким путем можно добиться «всесезонности» занятий гимнастикой в школах и вузах. В этих случаях надо отойти от амбициозной борьбы за «честь мундира», пересмотреть взгляды на «чистую» и «нечистую» гимнастику. Шире и более по-земному взглянуть на «святая святых» — урок гимнастики, на традиционные, но не притягательные упражнения и способы организации и проведения таких уроков. В заключение еще раз подчеркнем, что научно-исследовательская и научно-методическая работа в области массовых видов гимнастики является важным звеном в цепи событий, заканчивающихся внедрением наиболее эффективных гимнастических упражнений в повседневную жизнь советского народа. |
|||
12 |
|
||||
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАТИКА Общие вопросы — идеологические и мировоззренческие вопросы в связи с обоснованием значения массовых видов гимнастики, культивируемых у нас в стране и за рубежом. Критика ненаучных концепций, лежащих в основе некоторых зарубежных систем гимнастики; — обоснование тестов гимнастического характера для определения физической подготовленности различных контингентов населения (в том числе «сквозные» тесты); — определение зависимости и преемственности программных и тестовых гимнастических упражнений в государственных программах по физическому воспитанию; — определение эффективности средств гимнастики, используемых в самодеятельных занятиях; — оценка факторов, влияющих на развитие видов гимнастики (кадры, программы, инвентарь, литература и т. п.); — управление и организация массовой гимнастики в стране с учетом особенностей контингента: социальных, профессиональных, климатических, национально-этнических и т. п.; — определение эффективности упражнений различных видов гимнастики в связи с их влиянием на организм занимающихся; — определение взаимосвязи сложности упражнений и их доступности занимающимся; — обоснование принципов объединения упражнений в комплексы разного целевого назначения; — синтезирование упражнений в новые формы и виды гимнастики (женская, ритмическая, атлетическая и т. п.); — разработка модели специалиста по массовым видам гимнастики (особенно модели «учитель физкультуры в школе»); — социологическая оценка потребностей, желаний, вкусов, предрасположенности различных групп населения к занятиям теми или иными видами гимнастики. Основная гимнастика — обоснование эффективности различных средств основной гимнастики: определение наиболее эффективных упражнений, в том числе циклического, прикладного характера, с использованием гимнастического стандартного и нестандартного оборудования; — интенсивные методы занятий основной гимнастикой в школе, вузе, ПТУ, техникуме, в том числе круговым способом, с применением нестандартного оборудования, устройств, тренажеров, гимнастических городков, полос препятствий и т. п.; — методика занятий гимнастикой с детьми дошкольного возраста; — методика занятий общеразвивающими упражнениями с женщинами (и мужчинами) с преимущественным использованием элементов ритмики, хорео- |
графии, художественной гимнастики или применением элементов акробатики; — методика групповых и индивидуальных занятий разновидностями основной гимнастики (особенно ритмической) в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, самодеятельных группах ОФП, группах ГТО, группах здоровья; — методика занятий гимнастикой в комплексе с другими средствами физического воспитания (оздоровительная ходьба, бег, игры, лыжи, плавание, закаливание и т. п.). Гигиеническая гимнастика — обоснование эффективности упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (УГ); — составление комплексов УГ с учетом особенностей контингента занимающихся, индивидуальных особенностей; — методика индивидуальных и групповых занятий УГ в различных условиях, в том числе с применением домашних гимнастических городков, различных устройств, приспособлений; — методика применения гимнастических упражнений в режиме трудового дня с учетом специфики профессиональной деятельности (выбор средств, чередование упражнений, периодичность применения); — место гимнастики в двигательном режиме трудящихся разных профессий в недельном трудовом цикле. Атлетическая гимнастика — комплексное использование средств основной гимнастики и гиревого спорта в занятиях с различными контингентами в ООШ, ПТУ, техникумах, вузах, в самодеятельных группах по месту работы и проживания. Профессионально-прикладная гимнастика (ППГ) — методика ППГ в ООШ с учетом профориентации учащихся; — методика ППГ в ООШ и ПТУ с использованием стандартного и нестандартного оборудования; — методика ППГ в вузах как часть физподготовки студентов в связи с их профориентацией. Спортивно-прикладная гимнастика — гимнастика как средство СФП в различных видах спорта (для спортсменов, в программах подготовки тренеров). Спортивные виды гимнастики — содержание, методика обучения, методика занятий по облегченной классификационной программе (программа «Б») при подготовке спортсменов массовых разрядов в спортивной, художественной гимнастике, акробатике (обоснование содержания программ, программирование обучения, особенности занятий с различными контингентами), |
|||
13 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |