Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

И. Т. Терехова, зав. лабораторией физвоспитания НИИ дошкольного возраста, подчеркнула значение координации работы смежных звеньев цепочки ясли — детский сад — школа.

Многие выступающие в прениях говорили о положительном значении введенной в практику облегченной классификационной программы. Это подняло интерес к спортивной гимнастике, сделало ее более доступной и школьникам, и вузовской молодежи, и взрослым (Ю. А. Сабиров, Ю. В. Менхин, С. А. Алекперов, В. Б. Коренберг).

Большое внимание на конференции было уделено женской гимнастике, как доступной форме занятий, учитывающей особенности женского организма, биологическую и социальную роль женщины в обществе (Л. О. Яансон, С. И. Сучков).

«Ритмическая гимнастика» находит все большее число приверженцев, и не только среди женщин. Эта живая, темповая, музыкальная форма проведения занятий комплексами общеразвивающих упражнений была всесторонне обсуждена на конференции в методическом плане (Т. С. Лисицкая, С. В. Крамина, Л. И. Богданова), состоялась демонстрация упражнений с участием нескольких групп

 

из московских вузов (ГЦОЛИФК, МИНХ и ГП, МИФИ).

На конференции в числе других обсуждались вопросы подготовки и переподготовки преподавателей, знающих все виды гимнастики, возможность использования гимнастики в ЖЭКах, парках, зонах отдыха (Е. А. Земсков, Ю. А. Попов), привлечения ветеранов к работе с населением (Б. А. Кузнецов), организации шефской помощи школам (Ж. А. Белокопытова).

Все участники конференции высказали единодушное мнение о необходимости всемерно развивать гимнастику, считая ее одним из самых действенных средств физического образования, воспитания, внедрять различные формы и виды гимнастики в занятия групп здоровья, групп ГТО, групп ОФП, в индивидуальные занятия.

Включать гимнастику в программы различных физкультурно-спортивных праздников, спартакиад, комплексных соревнований. Совершенствовать формы и содержание производственной и бытовой гимнастики. «Гимнастика должна стать необходимостью для каждого советского человека» — таков девиз конференции.

 

 

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ ГИМНАСТИКИ

   
В. И. Макарова, доцент, МОГИФК
 

Развитию массовости физической культуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание партией и правительством. Для работников физической культуры и спорта особое значение имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Вопросы, поставленные в нем, актуальны и по сей день. В постановлении четко разделены задачи олимпийского и массового спорта.

Советская система физического воспитания — детище Великой Октябрьской социалистической революции — стала подлинно государственным, общенародным делом, средством укрепления здоровья всего населения, подготовкой к высокопроизводительному труду и защите Отечества.

Решение задач всестороннего физического развития начиная с раннего детского возраста возможно при условии применения различных средств физической культуры, и среди них гимнастика, располагающая большим выбором избирательно воздействующих на организм человека упражнений, по праву должна

 

занимать одно из ведущих мест. Однако изучение работы на местах, анализ статистических справок, отчетов и других официальных документов свидетельствуют о том, что гимнастику перестали культивировать и исключили из программ комплексных соревнований в школах, ПТУ, средних и высших учебных заведениях, коллективах физической культуры. Так, в школах с 4-го по 10-й класс в год на гимнастику отводится всего 92 часа, в средних учебных заведениях за три года — 22 часа, в ПТУ — 48 часов.

Отмечена тенденция сокращения количества занимающихся гимнастикой в РСФСР, Белоруссии, Литве, на Украине, не совсем благополучно обстоят дела по внедрению гимнастики среди населения в ДСО профсоюзов.

В комплексе ГТО 1972 г. гимнастика представлена в основном силовым нормативом «отжимание и подтягивание». Анализ содержания средств гимнастики в комплексах ГТО 1939, 1940 и 1972 гг. показал, что в довоенные годы основой ГТО были средства гимнастики, которые в комплексе с другими видами позволили улучшить разностороннюю фи-

Library   6   Up


Contents

 

Home
 

зическую, а также морально-волевую подготовку занимающихся. Данные убедительно свидетельствуют, что гимнастическая основа комплекса ГТО тридцатых и сороковых годов послужила развитию подлинно массовой физической культуры среди всего населения, особенно молодежи.

Следует признать, что в течение ряда лет вопросам развития и применения средств массовой гимнастики уделялось недостаточное внимание, так как главная установка была на достижение высшего мастерства. На современном же этапе развития спортивной гимнастики как олимпийского вида она не может быть доступной всем желающим. Поэтому принятое решение выделить в гимнастике «олимпийское направление» — программу категории «А» и массовое — доступную для всех желающих заниматься от «мала до велика» программу категории «Б» является актуальным и своевременным.

Развитие массовой гимнастики связано с пересмотром классификационных программ низших разрядов, коррекцией подготовки физкультурных кадров, рядом организационных и методических вопросов.

Кафедры гимнастики МОГИФКа, ГДОИФКа, Воронежского филиала МОГИФКа подготовили упрощенную программу по гимнастике, которая вышла в свет как дополнение к ЕВСК.

Программа массовых разрядов категории «Б» в настоящее время является основной программой спортивной гимнастики для факультативных занятий в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, она находит применение и в коллективах физической культуры.

Опыт подготовки специалистов по физической культуре и спорту, а также «география» распределения выпускников и нехватка педагогических кадров свидетельствуют о необходимости подготовки преподавателей широкого профиля. В то же время в институтах физической культуры сокращается количество часов на прохождение курса гимнастики, из программ изъяты экзамены и зачеты для студентов общего курса. Гимнастика в учебном вузе перестает быть основополагающей практической дисциплиной в подготовке кадров.

Развитию массовости гимнастики должны способствовать такие средства агитации и пропаганды, как печать, радио, телевидение. Немаловажную роль должен сыграть выпуск массовым тиражом популярной научно-методической литературы: комплексов утренней гимнастики, упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, гантелями, обручами и др.), на снарядах, а также упражнений с использованием предметов бытового назначения (стулья, скамейки, табуреты и пр.).

Анализ документов и контроль на местах

 

показал, что сентябрьское постановление 1981 г. обязало по-новому взглянуть а оценить состояние работы по гимнастике среди населения. На метился определенный сдвиг к увеличению количества занимающихся гимнастикой на производстве и в часы досуга. Организовываются группы «женской гимнастики», «ритмической гимнастики» и так далее. Какое бы название они ни имели, суть одна — люди захотели заниматься гимнастикой, поя-вилась потребность в активных движениях.

Большую популярность приобрела производственная гимнастика, проводимая на различных предприятиях нашей страны. Не менее распространенная форма — группы обшей физической подготовки и группы здоровья. Однако в этих группах занимаются преимущественно лица среднего и старшего возраста, для более молодых занятия должны носить спортивную направленность, иметь определенный стимул: выполнение разрядов, участие в соревнованиях, выявление победителей и др. Появление массовой программы категории «Б» позволило удовлетворить эти потребности. Отрадно отметить, что в школах Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Москвы и Московской области, Ленинграда, Молдавии и других городов и республик нашей страны возобновляется работа по гимнастике в секциях, группах продленного дня. Большую помощь в проведении занятий оказывают студенты. Заслуживает распространения опыт работы кафедры гимнастики ГЦОЛИФКа, студенты которой на общественных началах по договоренности с Первомайским РУНО проводят занятия с детьми, готовят их к участию в праздниках, гимнастических показательных выступлениях, школьных соревнованиях, и проч.

На кафедре гимнастики МОГИФКа создан и действует консультативный пункт по оказанию практической и методической помощи всем желающим. Такая форма работы с населением оправдывает себя, и подобные пункты должны быть созданы во всех физкультурных организациях.

Для большинства кафедр гимнастики стало традиционным участие в праздничных колоннах демонстрантов, показательных выступлениях. Гимнастические праздники молодежи олицетворяют красоту, бодрость и жизнерадостность.

Положительные сдвиги отмечены в работе с населением в Литовской ССР, где разработано Положение о проведении соревнований по массовой гимнастике, проводится большая работа по агитации и пропаганде гимнастики. В работу по массовой гимнастике вовлекаются общественные инструкторы.

Управление гимнастики Спорткомитета г. Москвы совместно с федерацией разработало Положение для проведения открытого первенства города среди всех желающих.

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
 

Примеров внедрения массовой гимнастики все больше и больше. Однако полного признания со стороны руководящих работников спорткомитетов, федераций, Минпроса, Минвуза, Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию, президиума ЦС ДСО «Трудовые резервы», ДСО профсоюзов массовые средства гимнастики еще не получили.

Иногда закрывают отделения гимнастики ДЮСШ, несмотря на то, что мы не обнаружили документов, в которых гимнастика значилась бы как нецелесообразное средство физического воспитания.

В приказе по Комитету по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР от 10 февраля 1983 г. за № 136 «О дополнении в классификационную программу 1981 — 1984 гг. по спортивной гимнастике» в п. 2 сказано: «Комитетам по физической куль-

 

туре и спорту, советам ДСО и ведомственным физкультурным организациям проводить соревнования по массово-доступной спортивной гимнастике категории «Б» и ежегодно к 1 марта представлять отчеты о проведенных соревнованиях». Этот приказ свидетельствует о том, какое большое значение придается делу развития гимнастики, ее внедрению среди населения.

Специалисты по гимнастике не претендуют на гимнастику ради гимнастики. Средства гимнастики должны быть цементирующей основой физического воспитания. Это улучшит систему учебно-спортивной работы, откроет широкие возможности сочетания занятий с любым видом спорта. В этом основная роль развития массовых спортивно-оздоровительных форм гимнастики в комплексе с другими средствами физического воспитания.

 

 

О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ МАССОВОЙ ГИМНАСТИКИ

   
В. М. Смолевский, профессор, ГЦОЛИФК
 

Масштабность задач, поставленных перед физкультурным движением нашей страны на XXVI съезде КПСС и в ряде партийно-правительных документов, связана с возрастанием роли физического воспитания в обществе развитого социализма.

Проблема привлечения широких масс к физической культуре помимо решения организационных мер предполагает обновление теории, содержания и методики упражнений, соответствующих потребностям общества в целом и каждой его социальной группы в отдельности.

Сложность вопросов, коль скоро речь идет о развитии массовых видов гимнастики, заключается в том, что мы, представители гимнастики, традиционно включаем в сферу своих профессиональных интересов проблемы, относящиеся к физическому воспитанию в целом. Не случайно такой широкий «захват» привел к тому, что гимнастикой стали называть различные системы упражнений: «гимнастика йогов», «гимнастика нервов», «гимнастика сосудов», «парадоксальная дыхательная гимнастика», «джаз-гимнастика» и т. п.

С одной стороны, приятно, что слово «гимнастика» в таком почете. Но что же такое гимнастика и за что мы, специалисты гимнастики, в ответе — вопрос не праздный. Если брать под крыло гимнастики всевозможные системы упражнений, это приведет к аморфности и беспредметности нашей дисциплины. Правильным, видимо, будет такой подход.

 

Упражнения становятся гимнастическими, если используются в соответствии с правилами, разработанными многими поколениями специалистов по физическому воспитанию и гимнастике, отраженными в методах строго регламентированного упражнения.

Позволю напомнить признаки данной регламентации:

1. Твердо предписанная программа движений, обеспечивающая избирательно направленное воздействие (заранее обусловленное содержание упражнений, порядок их выполнения и характер движений).

2. Точное дозирование нагрузки по ходу занятий путем подбора упражнений, нормирования числа повторений и интервалов отдыха.

3. Возможность конструирования движений (от элементарных к сложным).

Сопутствующие признаки характеризуют спортивные и эстетические формы гимнастических упражнений, в частности стиль, пластику и т. д.

Метод строго регламентированного упражнения, возникший в основном как «гимнастический метод», ныне широко используется не только в физическом воспитании, но и в спорте, так как позволяет решать и образовательные задачи. Не случайно гимнастику считают азбукой и грамматикой движений. Избирательность воздействия на опорно-двигательный аппарат, неограниченный выбор доступных упражнений с возможностью их усложнения — вот основные предпосылки для обоснования важности использования гимна-

Library   8   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало