Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

представлений о положении тела и его отдельных частей в пространстве по отношению к опоре. Для нижних это не только бросок и ловля партнера, но также и умение быстро корректировать ошибки верхнего.

Ниже при водится перечень упражнений, которые способствуют эффективному обучению приходам в стойку на руках на «решетку».

Упражнения для верхнего:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение выполнять в быстром темпе.

2. Упор стоя лицом к стене на расстоянии 70 — 100 см. Разгибание в лучезапястных суставах до упора кончиками пальцев и возвращение в исходное положение. Руки в локтях не сгибать.

3. Прыжки с хлопками в упоре лежа.

4. Стойка на руках с опорой ногами о стену. Прыжки на руках (рис. 1, а).

5. Стойка на руках с помощью партнера. Последний слегка надавливает (сверху вниз) на ноги спортсмена (рис. 1, б).

6. Прыжки в стойке на руках.

7. Прыжок с кубиков в стоике на руках (многократно) (рис. 1, в).

8. В стойке на руках прыжок с гимнастической скамейки на пол многократно (рис. 2, а).

9. Прыжки в стойке на руках на ходулях (рис. 2, б).

Выше перечислены упражнения, которые необходимо выполнять спортсмену для укрепления кистей рук, а также для совершенствования умения сохранять равновесие в стойке на руках. Параллельно следует обучать верхнего и целевому элементу. В данном случае это прыжок с ног в стойку на руках. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

И. п. — упор присев: а) толчком двумя выход в стойку на руках в группировке; б) толчком двумя выход в стойку на руках углом.

Обучение целевому упражнению начинается с создания пространственных представлений о нем. Это достигается с помощью «проводки» и фиксации отдельных поз. «Проводка» осуществляется с помощью двух партнеров: нижние стоят слева и справа от верхнего, лицом друг к другу. Они берутся одной рукой за пле-

 

чо верхнего, другой — под бедро и осуществляют «проводку» по движению. Упражнения для верхнего:

1. Прыжок с ног в стойку на руках.

2. Прыжок с ног в стойку на руках на батуте.

3. Прыжок с автокамеры в стойку на руках на горку матов (рис. 2, в).

Упражнения для нижних: Хват «решеткой».

1. Балансирование шеста.

2. Броски и ловля набивного мяча.

3. То же, но с футбольным мячом.

4. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего на «решетке» (рис. 3, а).

5. Ловля верхнего, спрыгивающего с площадки, закрепленной на гимнастической стенке (рис. 3, б).

6. Ловля верхнего, выполняющего прыжок с батута (рис. 3, а).

7. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего в стойке на руках (рис. 4, а).

Если перечисленные выше упражнения освоены в полной мере, то можно приступать к освоению целевого элемента. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

1. Верхний стоит на полу, руки на «решетке» у нижних. Толчком ног выход в стопку на руках (рис. 4, б).

2. Верхний стоит на автокамере, руки на «решетке» у нижних. Толчком выход в стойку на руках.

3. Верхний стоит на «решетке» (рис. 5, а). Прыжок в стойку на руках на «решетку» (рис. 5, б).

Нижние должны ловить верхнего на максимально возможной высоте, затем, упруго сгибая ноги и опуская «решетку», остановить движение верхнего. При такой ловле можно корректировать позу верхнего. Плавная, мягкая ловля, проходящая более длительное время, позволяет спортсмену оценить свое положение в момент прихода.

При уверенном и стабильном выполнении последнего элемента можно приступать к изучению более сложных упражнений, связанных с вращениями вперед.

 

 

ПОДНИМАЮЩИЙСЯ ВВЕРХ

   
А. Б. Якубчик, аспирант, ГЦОЛИФК
 

Возможность выполнения сложного акробатического прыжка определяется как минимум двумя переменными — скоростью вращения «по сальто» и продолжительностью фазы полета. Увеличение фазы полета, если не учитывать эластические свойства опоры, по-видимому, главным образом зависит от двигательного потенциала спортсмена и умения реализо-

 

вать этот потенциал в основном упражнении. Спортсмен, умеющий выполнять тройное сальто на дорожке, в принципе способен подняться на ту же, а возможно, и большую высоту при выполнении одинарного сальто. Однако эта возможность, как правило, не реализуется. Очевидно, для выполнения каждого конкретного элемента существуют свои оптимальные гра-

Library   59   Up


Contents

 

Home
 

ницы варьирования скорости вращения и времени полета, которые по мерс увеличения сложности элемента должны сужаться.

В ходе нашего исследования мы попытались обозначить временные границы фазы полета, причем особенно важным нам представлялось определение нижней границы, так как именно она разграничивает успешное завершение элемента и неудачу. В педагогическом эксперименте, проходившем в естественных условиях тренировок, приняли участие 4 мастера спорта международного класса и 9 мастеров спорта по спортивной акробатике. С помощью контактных площадок, соединенных с регистрирующим двухканальным цифровым прибором ИПР-01, фиксировались временные параметры полетной фазы различных сальто, о соотношении сложности которых можно судить по коэффициенту трудности (КТ), установленному правилами соревнований. У каждого участника было зафиксировано с точностью 10-3 с от 3 до 9 попыток выполнения каждого освоенного элемента. Затем было определено среднее индивидуальное время, необходимое для качественного выполнения соответствующего прыжка. Сбавка производилась по правилам соревнований и не должна была превышать 0,5 балла. Участникам эксперимента не давалась установка относительно высоты выполняемого сальто. Среднее время выводилось из средних индивидуальных показателей. Максимальное и минимальное выбирались из всех зафиксированных удачных попыток (естественно, можно лишь приближенно говорить о действительных минимальных и максимальных временных границах выполнения данных элементов).

Среднее время полетной фазы соответствующих элементов в условиях соревнований

 

определялось на основании просчета кадров на кинолентах, отснятых В. Крачуновым на финалах Кубков и чемпионатов страны в период 1980 — 1983 гг. Съемка проводилась кинокамерами «Красногорск» и КС-50 с частотой 48 и 32 кадра в секунду. Рассматривались киноматериалы, на которых были запечатлены комбинации в исполнении еще 6 мсмк, не участвующих в эксперименте. В расчет шли элементы, не оканчивающиеся падением в результате недокрута по сальто.

Таким образом, исследованию были подвергнуты временные параметры полетных фаз прыжков в исполнении сильнейших акробатов Советского Союза. Среди них чемпионы и призеры чемпионатов и Кубков мира и Европы: Ю. Зикунов, В. Биндлер, А. Расолин, И. Брикман, А. Марейдо. Данные, полученные в ходе исследования, приведены в таблице.

Рассмотрим верхнюю часть таблицы, в которой отражены данные, полученные в ходе эксперимента. Как видно, в среднем все перечисленные сальто выполняются мсмк на большей высоте, о чем свидетельствуют временные параметры полетных фаз. Средняя продолжительность фазы полета в двойных сальто без винтового вращения уменьшается по мере усложнения элемента и у мсмк и мс. Разница между зафиксированным максимальным и минимальным временем безопорной фазы (размах) также уменьшается.

Продолжительность полетных фаз в сальто с винтовыми вращениями увеличивается, но увеличивается также и размах времени.

И, наконец, среднее время фазы полета в тройном сальто наибольшее среди указанных элементов, а размах времени — наименьший. Казалось бы, что только последние дан-

 

Таблица

Временные параметры полетных фаз сальто различной сложности

Время

Двойное сальто

Тройное
сальто

без винтового вращения

с винтовым вращением

Г*

С

П

360°

720°

3,0**

3,8

5,0

5,0

7,5 — 8,5

Среднее у мсмк

1,081

1,063

1,036

1,095

1,150

1,284

Среднее у мс

1,054

1,048

1,022

1,082

   

Минимальное

0,962

1,025

0,990

1,008

1,052

1,251

Максимальное

1,191

1,136

1,081

1,146

1,212

1,316

Размах

0,228

0,111

0,091

0,138

0,160

0,065

По киноматериалам

0,944

 

1,020

1,086

1,117

1,236

Среднее у мс, мсмк и по киноматериалам

1,026

1,056

1,026

1,088

1,134

1,260

* Г — группировка, С — согнувшись, П — прогнувшись.

** Коэффициент трудности.

Library   60   Up


Contents

 

Home
 

ные подтверждают наше предположение об увеличении продолжительности полетной фазы и уменьшении временного размаха по мере возрастания сложности выполняемого элемента, но это не так.

Продолжительность двойного сальто в группировке несколько большая, чем двойного прогнувшись или согнувшись, но нижняя временная граница у первого все же меньше. Объясняется это тем, что двойное сальто в группировке входит в обязательную программу мс и при его исполнении особенно ценится высота вылета, хотя она и не определяет саму возможность его выполнения. В двойном прогнувшись особенно важна горизонтальная скорость, так как это сальто в настоящее время исполняется акробатами главным образом в различных связках. В результате приходится жертвовать высотой в угоду последующим элементам комбинации.

В двойном сальто с двойным пируэтом размах получился несколько большим, чем в таком же сальто с одним пируэтом. Величина данной разницы в основном зависит от верхней границы подобного сальто. Видимо, это связано с выполнением различных вариантов данного элемента: с двойным пируэтом в первом сальто (КТ-7,5); в каждом сальто (КТ-8,0); с двойным пируэтом во втором сальто (КТ-8,0); причем все эти элементы исполняются не только в остановку, но и в переход. Было бы интересно определить разницу в продолжительности полетной фазы упомя-

 

нутых сальто, но, к сожалению, нам этого сделать не удалось.

Тройное же сальто, очевидно, требует от спортсменов максимального проявления их физических возможностей.

Вероятно, по мере совершенствования сложного элемента временные границы полетной фазы расширяются за счет увеличения времени полета. Нижняя же граница остается своеобразным барьером возможности выполнения данного элемента.

Временные параметры безопорных фаз сальто, зафиксированные в ходе проведения эксперимента и в результате анализа соревновательных киноматериалов, близки между собой. Исключение составляют двойные сальто: в группировке и с двойным пируэтом. Кинопленки констатируют менее продолжительное время фазы полета в этих элементах. Это и не удивительно. Ведь на соревнованиях они выполнялись либо в переход, либо в конце сложнейших связок, а в эксперименте преимущественно после фляка и в остановку.

Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что минимальное время полетной фазы, необходимое для высококачественного выполнения элементов, при прочих равных условиях увеличивается по мере повышения сложности выполняемого элемента, а временной размах уменьшается, главным образом за счет приближения его нижней границы (поднимания) к верхней.

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ


ЕЕ «СЕДЬМОЕ НЕБО»

     

В жизни каждого человека есть свое «седьмое небо».

Если посмотреть со стороны на Ларису Семеновну Латынину, обладательницу всех высших в гимнастике титулов: заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР, абсолютную чемпионку Советского Союза, Европы, мира и олимпийских игр, кавалера ордена Ленина, ордена Дружбы народов, трех орденов «Знак Почета» и к тому же счастливую мать и бабушку, то может показаться, что жизнь ее была сплошным «седьмым небом».

— Да, — говорит Лариса Семеновна, — когда я заканчивала спортивную карьеру и ко мне пришла слава, казалось, что достигла всего, что уже большего сделать не смогу. Однако когда мне пришлось самой руководить подготовкой гимнасток страны и отбирать из них тех, кто способен на высокие результаты, и, наконец, из лучших готовить команду, которая выходит на помост защищать честь

 

страны, я поняла, насколько это ответственно: руководить не собой, а другими, уметь сплотить коллектив единомышленников. Тогда и подумалось: вот где настоящее, подлинное счастье. Гордиться не собой, а этими симпатичными девчонками, воспитанными тобой, коллективом.

Но... но так думалось, пока не пришлось отвечать за организацию соревнований по любому виду спорта в Оргкомитете Олимпиады-80. Встречаться с сотнями, тысячами людей. Работы оказалось, что называется, невпроворот.. Каждую минуту возникали неожиданные, незапланированные вопросы, требующие немедленного решения. А отчитываться-то нужно было уже не за крохотный коллектив-команду, а за страну, за Родину. Хотя организуют игры по олимпийскому статусу только города, оценивается-то престиж всей страны.

Прошли Олимпийские игры в Москве, и я поняла: вот мое подлинное «седьмое небо»!

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало