Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ные подтверждают наше предположение об увеличении продолжительности полетной фазы и уменьшении временного размаха по мере возрастания сложности выполняемого элемента, но это не так.

Продолжительность двойного сальто в группировке несколько большая, чем двойного прогнувшись или согнувшись, но нижняя временная граница у первого все же меньше. Объясняется это тем, что двойное сальто в группировке входит в обязательную программу мс и при его исполнении особенно ценится высота вылета, хотя она и не определяет саму возможность его выполнения. В двойном прогнувшись особенно важна горизонтальная скорость, так как это сальто в настоящее время исполняется акробатами главным образом в различных связках. В результате приходится жертвовать высотой в угоду последующим элементам комбинации.

В двойном сальто с двойным пируэтом размах получился несколько большим, чем в таком же сальто с одним пируэтом. Величина данной разницы в основном зависит от верхней границы подобного сальто. Видимо, это связано с выполнением различных вариантов данного элемента: с двойным пируэтом в первом сальто (КТ-7,5); в каждом сальто (КТ-8,0); с двойным пируэтом во втором сальто (КТ-8,0); причем все эти элементы исполняются не только в остановку, но и в переход. Было бы интересно определить разницу в продолжительности полетной фазы упомя-

 

нутых сальто, но, к сожалению, нам этого сделать не удалось.

Тройное же сальто, очевидно, требует от спортсменов максимального проявления их физических возможностей.

Вероятно, по мере совершенствования сложного элемента временные границы полетной фазы расширяются за счет увеличения времени полета. Нижняя же граница остается своеобразным барьером возможности выполнения данного элемента.

Временные параметры безопорных фаз сальто, зафиксированные в ходе проведения эксперимента и в результате анализа соревновательных киноматериалов, близки между собой. Исключение составляют двойные сальто: в группировке и с двойным пируэтом. Кинопленки констатируют менее продолжительное время фазы полета в этих элементах. Это и не удивительно. Ведь на соревнованиях они выполнялись либо в переход, либо в конце сложнейших связок, а в эксперименте преимущественно после фляка и в остановку.

Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что минимальное время полетной фазы, необходимое для высококачественного выполнения элементов, при прочих равных условиях увеличивается по мере повышения сложности выполняемого элемента, а временной размах уменьшается, главным образом за счет приближения его нижней границы (поднимания) к верхней.

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ


ЕЕ «СЕДЬМОЕ НЕБО»

     

В жизни каждого человека есть свое «седьмое небо».

Если посмотреть со стороны на Ларису Семеновну Латынину, обладательницу всех высших в гимнастике титулов: заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР, абсолютную чемпионку Советского Союза, Европы, мира и олимпийских игр, кавалера ордена Ленина, ордена Дружбы народов, трех орденов «Знак Почета» и к тому же счастливую мать и бабушку, то может показаться, что жизнь ее была сплошным «седьмым небом».

— Да, — говорит Лариса Семеновна, — когда я заканчивала спортивную карьеру и ко мне пришла слава, казалось, что достигла всего, что уже большего сделать не смогу. Однако когда мне пришлось самой руководить подготовкой гимнасток страны и отбирать из них тех, кто способен на высокие результаты, и, наконец, из лучших готовить команду, которая выходит на помост защищать честь

 

страны, я поняла, насколько это ответственно: руководить не собой, а другими, уметь сплотить коллектив единомышленников. Тогда и подумалось: вот где настоящее, подлинное счастье. Гордиться не собой, а этими симпатичными девчонками, воспитанными тобой, коллективом.

Но... но так думалось, пока не пришлось отвечать за организацию соревнований по любому виду спорта в Оргкомитете Олимпиады-80. Встречаться с сотнями, тысячами людей. Работы оказалось, что называется, невпроворот.. Каждую минуту возникали неожиданные, незапланированные вопросы, требующие немедленного решения. А отчитываться-то нужно было уже не за крохотный коллектив-команду, а за страну, за Родину. Хотя организуют игры по олимпийскому статусу только города, оценивается-то престиж всей страны.

Прошли Олимпийские игры в Москве, и я поняла: вот мое подлинное «седьмое небо»!

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

Л. Латынина

...27 декабря 1934 года в семье херсонского бухгалтера Семена Андреевича Дирия родилась дочка Лариса. Девочка росла крепкой, подвижной, любознательной. Рано научилась читать, считать, а потому с нетерпением ждала осени 1941 года, когда пойдет в школу.

Но 1941 год круто повернул жизнь семьи. Отец с первого дня ушел на фронт, а в Херсон вскоре пришли оккупанты. 13 марта 1944 г. Херсон был очищен от немецких захватчиков. Радость освобождения была омрачена известием о гибели отца еще зимой 1942 года под Сталинградом.

В 1946 году при Доме народного творчества открылся балетный кружок, и тоненькая, стройная, любящая танцевать и кружиться по комнате Лариса пошла в «балерины». Однако и двух лет не прошло, как кружок закрылся.

Вот тогда-то и стала Лариса заглядывать в школьный спортзал, где по вечерам работала гимнастическая секция.

1 сентября 1947 года пятиклассница Лора Дирий пришла на первое занятие гимнастов.

— Ну, что умеешь делать? — спросил учитель М. А. Сотниченко. — «Мостик» умеешь?

— Нет.

— «Шпагат» умеешь?

— Нет.

— А что же ты умеешь?

 

— Танец маленьких лебедей!

Начала заниматься Лора в группе, которая уже год тренировалась, а в конце года на соревнованиях третьеразрядниц заняла второе место. Началось не просто движение от разряда к разряду, а буквально — скачки.

В 1951 году, только окончив 8-й класс, Л. Дирий в составе команды Украины поехала во Львов на II Всесоюзные юношеские соревнования. В неполных 17 лет она не только выполнила мастерский норматив (моложе ее тогда вряд ли был мастер спорта), но и заняла первое место с отличным результатом — 113,65 балла.

В 1953 году Лариса Дирий окончила школу с золотой медалью. Успехи в спорте не мешали ей отлично учиться. Связывать судьбу со спортом, конечно, и не думала, а потому II поступила в Киевский политехнический институт. Правда, отправляя любимую ученицу в столицу республики, М. А. Сотниченко снабдил ее рекомендательным письмом к своему другу А. С. Мишакову и посоветовал тренироваться у него, так как был уверен, что такой специалист, как Александр Семенович, может превратить в бриллиант найденный им алмаз.

В 1954 году по окончания 1-го курса Киевского политехнического Л. Дирий вместе со студенткой Ленинградского института точной механики и оптики Т. Маниной была включена в сборную СССР для поездки в Рим на первый для советских спортсменов чемпионат мира. Лариса Дирий тогда довольствовалась золотой медалью за командную победу и серебряной за групповые, вольные упражнения.

После чемпионата в Риме, видя возможности своей ученицы в гимнастике, А. С. Мишаков поставил перед ней вопрос, что называется, ребром: или политехнический и заурядный инженер (в этом Александр Семенович, пожалуй, ошибался, ибо Лора Дирий была не из тех, кто довольствовался бы малым в любой области), или инфизкульт и высокие спортивные достижения. И Лариса Семеновна выбрала второе «или». В 1955 году она — студентка 1-го куpca Киевского ГИФКа, который окончила в 1959 году.

В спорте Лариса Семеновна ничего не делала один раз. Дважды становилась абсолютной чемпионкой олимпийских игр (1956, 1960), дважды — абсолютной чемпионкой мира (1958, 1962), дважды — абсолютной чемпионкой Европы (1957 и 1961, чемпионат 1959 она пропустила в связи с рождением дочери), дважды — абсолютной чемпионкой СССР (1961 и 1962) и дважды завоевывала Кубок СССР по многоборью (1956 и 1961). В ее послужном списке игры трех олимпиад, четырех чемпионатов мира, двух — Европы, 12 — СССР и 8 — Кубков страны. На ее счету 18 (9 + 5 + 4) олимпийских медалей, по 14 (8 + 5 + 1) — чемпионатов мира и Европы

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

(7 + 6 + 1), а также 26 (12 + 5 + 9) — СССР. По числу наград олимпийского достоинства ей нет равных среди олимпийцев — мужчин и женщин — всех времен. Одна и единственная из гимнастов и гимнасток, кому удалось победить на трех Олимпийских играх в одном виде — в вольных упражнениях.

Можно подумать, что победы доставались легко. Нет. Спортивный расцвет Латыниной совпал со временем, когда лидером всесоюзного помоста была Софья Муратова — пятикратная абсолютная чемпионка страны. И когда у Ларисы Семеновны в 1960 году в Риме — у абсолютной чемпионки Европы и мира, во второй раз победившей в многоборье на Олимпийских играх, — спросили на пресс-конференции, о чем она мечтает, ее ответ был лаконичен и парадоксален: «Стать абсолютной чемпионкой Советского Союза». Да, только в 1961 году пришла к ней первая победа на чемпионате страны.

Закончив на чемпионате мира в Дортмунде (1966) спортивную карьеру — завидное долголетие, — Лариса Семеновна сразу была поставлена во главе сборной команды СССР. Новичком в нелегком тренерском деле она не была — после окончания института работала в «Буревестнике», да и к собственным тренировкам всегда относилась вдумчиво и критично. Мишаков заставлял своих именитых воспитанниц разбираться в технике движений, учиться тренерскому мастерству.

Подопечные Ларисы Семеновны побеждали командой на играх трех олимпиад (1968, 1972. 1976) и двух чемпионатов мира (1970, 1974). Она непосредственно причастна к расцвету таланта Людмилы Турищевой.

 

Отличную оценку получило проведение соревнований гимнастов на Играх Олимпиады-80. В подготовке этого сложнейшего мероприятия сказались все лучшие качества Латыниной-организатора.

Замечательная спортсменка, искусный тренер, умелый организатор, Лариса Семеновна обладает еще и талантом литератора. Свою первую книгу «Солнечная молодость» она написала еще будучи спортсменкой. Потом будут: «Равновесие» (изд-во «Молодая гвардия»), «Гимнастика сквозь годы» (изд-во «Советская Россия») и три повести в журнале «Огонек», вышедшие еще и в приложениях к нему: «Начало» — о себе в спорте, «Как зовут эту девочку» — о тренерском дебюте и «Команда» — о своих подопечных из сборной страны.

Однако главный талант Ларисы Семеновны в том, что она интересная, имеющая глубокие познания во многих областях жизни женщина, замечательный собеседник. Очаровывают ее рассказы о московских гимнастках, которыми сегодня руководит: об Оле Бичеровой, об Оле Мостепановой, о Вале Шкоде... А послушали бы вы ее красочные и забавные истории о проделках внука Костика!

Сейчас Лариса Семеновна Латынина вступила в пору своей второй молодости. Пожелаем же ей, чтобы эта пора не кончалась никогда.

Управление гимнастики Спорткомитета СССР, президиум Федерации гимнастики СССР, авторы и читатели сборника сердечно поздравляют юбиляра, желают ей крепчайшего здоровья, плодотворной работы на благо развития и процветания нашего прекрасного вида спорта.

 
Library   63   Up

 

   Prev Назад   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало