Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

общей разминки специализированную разминку продолжительностью 15 минут с асимметрично утяжеленным предметом, а затем 2 — 4 раза комбинацию в целом. Утяжеление снималось перед выполнением последней попытки. В подготовительный период данное задание выполнялось на каждом тренировочном занятии, в соревновательный период — 3 раза в неделю.

В начале исследований у гимнасток наблюдается полная дискоординация и растерянность при выполнении упражнения с асимметрично утяжеленным предметом: заметно снижается амплитуда движений, ярко проявляются ошибки в технике владения предметом, которые раньше были почти незаметными, снижается высота полета предмета, возникают значительные ошибки при его приеме, появляются отрицательные эмоции в исполнении.

Объективная оценка движений совпадает с субъективными мнениями гимнасток. Они отмечают, что требуется пристальный контроль за предметом: выпуском, полетом, ловлей и т. д. для своевременного внесения коррекции в свои двигательные действия.

Индивидуально трудные для исполнения элементы гимнастками выполнялись с большим напряжением и с частыми потерями предмета.

Специфические ошибки, характерные для каждого предмета, проявляются наиболее ярко при работе с АУП. Так, при работе с мячом наиболее трудными для исполнения оказались перекаты мяча по спине и груди, а также броски и ловля. Для ряда гимнасток особую сложность представили элементы, связанные с отбивом мяча от пола. В упражнении с обручем слабым местом оказались броски, особенно с вращением по диаметру. Для упражнения с лентой наиболее сложные движения — спира-

 

ли, переводы ленты из круга в спираль и броски. Сложность бросковых движений связана с тем, что даже при работе со стандартным предметом точность бросков, по данным тестирования гимнасток высокого класса, составила для правой руки лишь 28,8%, для левой руки — 26.

Асимметрично утяжеленный предмет перемещается не по предусмотренным траекториям, ведет себя «как сумасшедший».

Как показали исследования, после снятия утяжеления гимнастки значительно улучшили работу с предметом. Они выполняли все движения энергично и более смело, поднялась высота броска, повысилась их точность, уменьшилось искажение плоскости вращения и полета на общем фоне более яркого и выразительного исполнения. В результате стабильность техники в упражнениях с предметами (обручем, лентой, булавами, мячом) увеличилась (по данным стабилографии — в 2 раза, акселерометрии — в три). Это сопровождалось уменьшением в 2 — 3 раза количества потерь предмета в этих видах программы.

Упражнения с АУП следует выполнять во время специальной разминки в форме специального экзерсиса для всей группы или индивидуально, в паузах между подходами, после окончания тренировки в отдельных видах. Б подготовительном периоде упражнения с асимметрично утяжеленным предметом выполняются в каждом тренировочном занятии, в соревновательном — 2 — 3 раза в неделю. Упражнения выполняют сериями по 10 раз (4 — 6 подходов) — в обычных условиях и с закрытыми глазами, в различном темпе, правой и левой рукой, изменяя их целевую направленность.

 

 

АКРОБАТИКА


ОБУЧЕНИЕ ПРИХОДАМ В СТОЙКУ НА РУКАХ НА «РЕШЕТКУ» В ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

 

   


Л. П. Семенов, доцент, мс,
Ю. Ф. Мотренко, мсмк, аспирант, ГЦОЛИФК.
 

В настоящее время заметен значительный прогресс в освоении новых сложных упражнений, который стал возможен благодаря более совершенной методике обучения с применением вспомогательных средств. Однако методической литературы по вопросам обучения приходам в стойку на руках пока явно недостаточно.

В данной статье предлагаются вниманию тренеров и спортсменов ряд технических средств и методических приемов обучения приходам в стойку на руках на «решетку» после

 

вращения вперед. Рекомендуемые приемы и упражнения апробированы и успешно применялись в процессе подготовки спортсменов высокой квалификации.

Тренеры хорошо знают, как сложно сформировать у занимающихся умение правильно приходить в стойку на руках. Важно, на наш взгляд, создать у акробата (верхнего) точное представление о позе, в которую он приходит в конце выполняемого упражнения. Эта точность достигается созданием у спортсмена ясных

Library   57   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 1:
а — прыжки в стойке на руках, опираясь ногами о стенку; б — «надавливание» на ноги партнера, стоящего в стойке на руках; в — прыжки в стойке на руках с кубиков вниз (сбивая один кубик)

 

Рис. 2:
а — прыжки со стойки на гимнастической скамейке; б — схема-чертеж «ручной ходули»; в — с автошины прыжок на горку матов в стойку

 

Рис. 3:
а — подбрасывание партнера, стоящего на «решетке»; б — прыжок с подвесного мостика на «решетку»; a — прыжок с батута на «решетку»

   

Рис. 4:
а — подбрасывание партнера, стоящего в стойке на руках на «решетке»; б — толчком ног выход согнувшись в стойку на руках на «решетке»

Рис. 5. Со стойки на «решетке» (на ногах) прыжок в стойку на руках

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

представлений о положении тела и его отдельных частей в пространстве по отношению к опоре. Для нижних это не только бросок и ловля партнера, но также и умение быстро корректировать ошибки верхнего.

Ниже при водится перечень упражнений, которые способствуют эффективному обучению приходам в стойку на руках на «решетку».

Упражнения для верхнего:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Упражнение выполнять в быстром темпе.

2. Упор стоя лицом к стене на расстоянии 70 — 100 см. Разгибание в лучезапястных суставах до упора кончиками пальцев и возвращение в исходное положение. Руки в локтях не сгибать.

3. Прыжки с хлопками в упоре лежа.

4. Стойка на руках с опорой ногами о стену. Прыжки на руках (рис. 1, а).

5. Стойка на руках с помощью партнера. Последний слегка надавливает (сверху вниз) на ноги спортсмена (рис. 1, б).

6. Прыжки в стойке на руках.

7. Прыжок с кубиков в стоике на руках (многократно) (рис. 1, в).

8. В стойке на руках прыжок с гимнастической скамейки на пол многократно (рис. 2, а).

9. Прыжки в стойке на руках на ходулях (рис. 2, б).

Выше перечислены упражнения, которые необходимо выполнять спортсмену для укрепления кистей рук, а также для совершенствования умения сохранять равновесие в стойке на руках. Параллельно следует обучать верхнего и целевому элементу. В данном случае это прыжок с ног в стойку на руках. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

И. п. — упор присев: а) толчком двумя выход в стойку на руках в группировке; б) толчком двумя выход в стойку на руках углом.

Обучение целевому упражнению начинается с создания пространственных представлений о нем. Это достигается с помощью «проводки» и фиксации отдельных поз. «Проводка» осуществляется с помощью двух партнеров: нижние стоят слева и справа от верхнего, лицом друг к другу. Они берутся одной рукой за пле-

 

чо верхнего, другой — под бедро и осуществляют «проводку» по движению. Упражнения для верхнего:

1. Прыжок с ног в стойку на руках.

2. Прыжок с ног в стойку на руках на батуте.

3. Прыжок с автокамеры в стойку на руках на горку матов (рис. 2, в).

Упражнения для нижних: Хват «решеткой».

1. Балансирование шеста.

2. Броски и ловля набивного мяча.

3. То же, но с футбольным мячом.

4. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего на «решетке» (рис. 3, а).

5. Ловля верхнего, спрыгивающего с площадки, закрепленной на гимнастической стенке (рис. 3, б).

6. Ловля верхнего, выполняющего прыжок с батута (рис. 3, а).

7. Подбрасывание и ловля верхнего, стоящего в стойке на руках (рис. 4, а).

Если перечисленные выше упражнения освоены в полной мере, то можно приступать к освоению целевого элемента. Для этого рекомендуются следующие упражнения:

1. Верхний стоит на полу, руки на «решетке» у нижних. Толчком ног выход в стопку на руках (рис. 4, б).

2. Верхний стоит на автокамере, руки на «решетке» у нижних. Толчком выход в стойку на руках.

3. Верхний стоит на «решетке» (рис. 5, а). Прыжок в стойку на руках на «решетку» (рис. 5, б).

Нижние должны ловить верхнего на максимально возможной высоте, затем, упруго сгибая ноги и опуская «решетку», остановить движение верхнего. При такой ловле можно корректировать позу верхнего. Плавная, мягкая ловля, проходящая более длительное время, позволяет спортсмену оценить свое положение в момент прихода.

При уверенном и стабильном выполнении последнего элемента можно приступать к изучению более сложных упражнений, связанных с вращениями вперед.

 

 

ПОДНИМАЮЩИЙСЯ ВВЕРХ

   
А. Б. Якубчик, аспирант, ГЦОЛИФК
 

Возможность выполнения сложного акробатического прыжка определяется как минимум двумя переменными — скоростью вращения «по сальто» и продолжительностью фазы полета. Увеличение фазы полета, если не учитывать эластические свойства опоры, по-видимому, главным образом зависит от двигательного потенциала спортсмена и умения реализо-

 

вать этот потенциал в основном упражнении. Спортсмен, умеющий выполнять тройное сальто на дорожке, в принципе способен подняться на ту же, а возможно, и большую высоту при выполнении одинарного сальто. Однако эта возможность, как правило, не реализуется. Очевидно, для выполнения каждого конкретного элемента существуют свои оптимальные гра-

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало