Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПРИМЕНЕНИЕ АСИММЕТРИЧНО УТЯЖЕЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
Е. В. Бирюк, к.п.н., змс, Л. Г. Власова, мс, КГИФК
 

Закончившийся в Страсбурге XI чемпионат мира (1983 г.) по художественной гимнастике показал, что проблема стабильности и надежности выполнения соревновательных программ остается наиболее важной на современном этапе развития гимнастики. Всего по одной потере предмета было допущено советскими гимнастками на этих соревнованиях, но это сыграло решающую роль в распределении мест. Так, Г. Белоглазова была второй, а Д. Куткайте — пятой.

Поиск путей совершенствования технической подготовленности в упражнениях с предметами в последние годы приобрел особую актуальность. Решением этих вопросов занимались многие специалисты, но до сих пор проблема остается недостаточно изученной. Одним из способов повышения надежности техники было предложение Е. В. Бирюк использовать в учебно-тренировочном процессе спортсменок утяжеленные гимнастические предметы В последующей разработке этой идеи мы решили применять не просто утяжеленный предмет а асимметрично утяжеленный (АУП). Предполагалось, что АУП заставит гимнастку искать способы адаптации к нему посредством произвольного изменения мышечных усилий постоянного и строгого контроля за выпуском предмета, что проявится в умении свободно варьировать высоту полета, ритм и темп движений, их амплитуду. Это позволит повысить уровень технического мастерства в работе с предметом что положительно скажется на стабильности и надежности исполнения тренировочных и соревновательных программ.

Оптимальный вес и место крепления утяжеления для каждого предмета определялись экспериментальным путем. Исследовалось также влияние асимметрично утяжеленных предметов на кинематические и динамические параметры техники движений гимнастки изучалось изменение уровня технической подготовленности гимнасток под воздействием применяемых АУП.

В исследованиях использовались педагогические наблюдения, кинометод, стабилография акселерометрия, метод тестов, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент математическая статистика.

На основании расчетов, учета специфики вида спорта и опытно-экспериментальных вариантов подбора веса утяжелений мы пришли к выводу, что вес утяжеления для обруча, ленты и булав не должен превышать 20%, а для мяча — 15% от стандартного веса предмета Утяжеление крепится для ленты на участке

 

1x4,5 см на расстоянии 20 см от конца ленты; для булав и обруча — на участке длиной 12 см; для мяча — на участке 5x5 см (но могут быть и другие варианты).

В учебно-тренировочных занятиях был проведен педагогический эксперимент на группе из 15 человек, мастерах спорта и кандидатах в мастера спорта, в возрасте 18 — 21 года В течение 4 месяцев гимнастки выполняли после

 

Мой послушный мяч... Татьяна Дручинина

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

общей разминки специализированную разминку продолжительностью 15 минут с асимметрично утяжеленным предметом, а затем 2 — 4 раза комбинацию в целом. Утяжеление снималось перед выполнением последней попытки. В подготовительный период данное задание выполнялось на каждом тренировочном занятии, в соревновательный период — 3 раза в неделю.

В начале исследований у гимнасток наблюдается полная дискоординация и растерянность при выполнении упражнения с асимметрично утяжеленным предметом: заметно снижается амплитуда движений, ярко проявляются ошибки в технике владения предметом, которые раньше были почти незаметными, снижается высота полета предмета, возникают значительные ошибки при его приеме, появляются отрицательные эмоции в исполнении.

Объективная оценка движений совпадает с субъективными мнениями гимнасток. Они отмечают, что требуется пристальный контроль за предметом: выпуском, полетом, ловлей и т. д. для своевременного внесения коррекции в свои двигательные действия.

Индивидуально трудные для исполнения элементы гимнастками выполнялись с большим напряжением и с частыми потерями предмета.

Специфические ошибки, характерные для каждого предмета, проявляются наиболее ярко при работе с АУП. Так, при работе с мячом наиболее трудными для исполнения оказались перекаты мяча по спине и груди, а также броски и ловля. Для ряда гимнасток особую сложность представили элементы, связанные с отбивом мяча от пола. В упражнении с обручем слабым местом оказались броски, особенно с вращением по диаметру. Для упражнения с лентой наиболее сложные движения — спира-

 

ли, переводы ленты из круга в спираль и броски. Сложность бросковых движений связана с тем, что даже при работе со стандартным предметом точность бросков, по данным тестирования гимнасток высокого класса, составила для правой руки лишь 28,8%, для левой руки — 26.

Асимметрично утяжеленный предмет перемещается не по предусмотренным траекториям, ведет себя «как сумасшедший».

Как показали исследования, после снятия утяжеления гимнастки значительно улучшили работу с предметом. Они выполняли все движения энергично и более смело, поднялась высота броска, повысилась их точность, уменьшилось искажение плоскости вращения и полета на общем фоне более яркого и выразительного исполнения. В результате стабильность техники в упражнениях с предметами (обручем, лентой, булавами, мячом) увеличилась (по данным стабилографии — в 2 раза, акселерометрии — в три). Это сопровождалось уменьшением в 2 — 3 раза количества потерь предмета в этих видах программы.

Упражнения с АУП следует выполнять во время специальной разминки в форме специального экзерсиса для всей группы или индивидуально, в паузах между подходами, после окончания тренировки в отдельных видах. Б подготовительном периоде упражнения с асимметрично утяжеленным предметом выполняются в каждом тренировочном занятии, в соревновательном — 2 — 3 раза в неделю. Упражнения выполняют сериями по 10 раз (4 — 6 подходов) — в обычных условиях и с закрытыми глазами, в различном темпе, правой и левой рукой, изменяя их целевую направленность.

 

 

АКРОБАТИКА


ОБУЧЕНИЕ ПРИХОДАМ В СТОИКУ НА РУКАХ НА «РЕШЕТКУ» В ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ

 

   


Л. П. Семенов, доцент, мс,
Ю. Ф. Мотренко, мсмк, аспирант, ГЦОЛИФК.
 

В настоящее время заметен значительный прогресс в освоении новых сложных упражнений, который стал возможен благодаря более совершенной методике обучения с применением вспомогательных средств. Однако методической литературы по вопросам обучения приходам в стойку на руках пока явно недостаточно.

В данной статье предлагаются вниманию тренеров и спортсменов ряд технических средств и методических приемов обучения приходам в стойку на руках на «решетку» после

 

вращения вперед. Рекомендуемые приемы и упражнения апробированы и успешно применялись в процессе подготовки спортсменов высокой квалификации.

Тренеры хорошо знают, как сложно сформировать у занимающихся умение правильно приходить в стойку на руках. Важно, на наш взгляд, создать у акробата (верхнего) точное представление о позе, в которую он приходит в конце выполняемого упражнения. Эта точность достигается созданием у спортсмена ясных

Library   57   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало