Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

кальных произведений или программ (что, к сожалению, характерно для традиционного использования музыки в гимнастике) существенно снижает полезный эффект функционального воздействия музыки на занимающихся: сначала падает интерес к таким произведениям (программам), затем они теряют свое стимулирующее значение, и наконец наступает время, когда та же самая музыка, которая раньше нравилась и давала хороший эффект, начинает раздражать слушателей и затруднять сопутствующую деятельность.

В связи с этим уместно напомнить известную истину, гласящую, что мощным возбудителем эмоций является фактор новизны. Новая музыка возбуждает, включает подсознательные- механизмы переживания. Для достижения высокого функционального эффекта используемые на спортивных занятиях мелодии не должны часто повторяться. Музыкальная среда, окружающая гимнаста на занятиях, должна быть динамической, постоянно меняющейся. Обновление музыкального репертуара желательно проводить таким образом, чтобы применяемые произведения повторялись не чаще чем через 1 — 2 месяца.

Применение вышеизложенной методики использования функциональной музыки на учебно-тренировочных занятиях трех групп гимнасток массовых разрядов Московского авиационного института (50 человек, 17 — 23 лет) в течение одного года позволило установить ее выраженное положительное воздействие на эффективность спортивных занятий путем улучшения условий их проведения.

Так, например, анкетный опрос испытуемых, проведенный в конце наблюдаемого года, показал следующее:

— участникам эксперимента это нововведение нравится и они хотели бы и впредь тренироваться с использованием функциональной музыки (96%);

— тренировка с музыкальным сопровож-

 

дением вызывают больший интерес и их ожидают с большим нетерпением, чем тренировки в обычных условиях (94%);

— применяемая музыка повышала настроение на учебно-тренировочных занятиях (98%);

— занятия с использованием функциональной музыки снижают нервное напряжение (92%);

— музыкальное сопровождение помогает выполнять тренировочные задания тренера с относительно меньшими волевыми усилиями (94%);

— с функциональной музыкой легче выполнять предлагаемые упражнения и возникает желание повторить их, отодвигается наступление усталости (96%);

— музыка повышает качество выполнения упражнений (90%);

— при использовании музыки увеличилось количество подходов в основной части занятия (80%);

— с помощью музыкальной стимуляции быстрее и успешнее осваивается учебная программа (86%);

94% участников эксперимента считают, что функциональная музыка улучшает их общее самочувствие от начала и до конца озвучиваемого учебно-тренировочного занятия, а также на некоторое время после него.

Тренер, работавший с испытуемыми, подтверждая мнения своих подопечных, прибавил, что системное использование функциональной музыки заметно повысило посещаемость занятий, улучшило взаимоотношения и дисциплину в группах, ускорило достижение запланированных спортивных результатов.

Последующее использование данной методики с гимнастками старших разрядов подтвердило полученные результаты. Данные эксперимента свидетельствуют об очевидной пользе применения функциональной музыки в гимнастике.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


О КОМПОЗИЦИИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

   
Т. В. Староверская, мс, ВНИИФК

В последнее время в научно-методической литературе значительное место занимают вопросы определения модельных характеристик предполагаемых победителей ответственных соревнований, позволяющих прогнозировать спортивные достижения.

В художественной гимнастике успех выступления зависит не только от индивидуаль-

 

ного мастерства гимнасток, но и от качества композиции исполняемых упражнений, что особенно заметно при групповом выполнении упражнений, которое оценивается двумя бригадами судей дифференцированно — за исполнительское мастерство и композицию. Проведенный корреляционный анализ оценок за композицию и исполнение групповых упражнений,

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

полученных на чемпионатах страны, Европы и мира, с занятыми на этих же соревнованиях местами подтвердил значимость композиции при подведении итогов.

Таким образом, создание модельных характеристик соревновательной программы по количеству, составу элементов, распределению их в упражнении, количеству построений к т. п. — важный раздел программно-целевого планирования подготовки высококвалифицированных гимнасток.

Методом видеомагнитоскопии были проанализированы композиции групповых упражнений с мячами на чемпионате Европы 1982 г. (11 команд), с обручами и скакалками на чемпионате мира 1983 г. (12 команд) и чемпионате СССР 1983 г. (8 команд).

Регистрировались следующие параметры: элементы I группы трудности, оригинальные элементы и соединения, большие, средние и малые переброски, перекаты, передачи, элементы, выполненные в контакте с партнером, различные перестроения и другие движения. При подсчете количественных величин мы исходили из правил соревнований, согласно которым «степень трудности в групповых уп-

Рис. Эталонная модельная характеристика группового упражнения
а — работа с партнерами; б — индивидуальная работа; в — оригинальные элементы, соединения; построения и перестроения; г — большие переброски (по воздуху); д — большие переброски (катом, отбивом); е — малые переброски; ж — броски-передачи в руки или катом, отбивом; з — каты; и — передачи в руки; к — контактная работа; л — броски с продвижением, поворотом или прыжком (индивидуальная работа); м — работа с двумя предметами; н — количество построений

 

Орбита Венеры Зариповой

ражнениях должна быть одинаковой для всех участниц. При этом две или три гимнастки в определенный момент могут выполнять различные элементы, но эти элементы должны быть одинаковыми по степени трудности»*. Исходя из данного положения, за условную единицу (у. е.) принималось выполнение эле­ мента I группы трудности 6 гимнастками, 0,7 у. е. — выполнение элемента I группы трудности 4 гимнастками, 0,5 у. е. — 3, 0,3 у. е. — 2. Аналогично анализировалось количество и других элементов. Общее количество элементов I группы трудности классифицировалось на элементы, выполняемые при взаимодействии с партнершей и индивидуально.

Оригинальность элементов, соединений, построений и перестроений определялась с помощью метода экспертных оценок с после-

 


* Художественная гимнастика. Правила соревнований. М., ФиС, 1982.

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Анализ композиций групповых упражнений

Соревнования Занятое место Команды Элементы I группы трудности Смена предмета
работа с партне-
рами
индивиду-
альная работа
всего оригиналь-
ные элементы, соединения, построения, перестро-
ения
большие переброски (по воздуху) большие переброски (катом, отбивом) малые переброски бросок-передача или кат или отбив каты передачи в руки контактная работа броски с про-
поворотом или прыжком (индивидуаль-
ная работа)
работа с двумя предметами количество построений
Чемпионат СССР
1983 г.

I

РСФСР-1 5,7 3,5 9,2 4 3,2 3 3 2 0 2,3 4 3,5 1 24

II

Москва 4,8 2,8 7,6 6 2,8 2 2 2 5 1 2 24

III

БССР 3 7 10 2 3 3 1 3 0 0 1 0 28

IV

Литва 4 6 10 4 3 1 1 2 6,3 0 1 22

V

Латвия 3,8 6,7 10,5 1 3,8 0,5 2,4 3 1,5 2 3 1 27

VI

Ленинград 7 4 11 0 7 1 1 1 1,5 2 0,5 1 26

VII

УССР 4 8 12 3 4 4 1 2 2,3 2 1 2 27

VIII

ГССР 8,1 9,3 17,4 1 7,1 2,1 1,3 0,5 1 4 3 1 27
Чемпионат Европы
1982 г.

I

СССР 5 8,5 13,5 4 5 2 1 3 3 2 26

II

НРБ 5 1,8 6,8 6 5 1 5,8 3 0,5 1 3 1,7 1 21

III

ЧССР 5,2 5 10,2 7 5,2 0,5 4 0,3 1 4 2,5 2 18

IV

Испания 6 1 7 2 5 2,5 10,7 5,4 1,5 0,3 3 8 2 25

V

Норвегия 3,5 2 5,5 4 3,5 3 1 5 3,8 3 18

VI

ФРГ 2 1,5 3,5 7 2 3,7 5 0,5 11 1,5 2,5 17

VII

Голландия 0,7 2,5 3,2 0 0,7 1 4 3,2 0,3 1 8 17

VIII

Италия 4 1 5 4 4 1 7 3 1 3 2 17

IX

Австрия 2 1 3 2 2 0,5 8 6 1 2 5,5 2 20

X

Франция 3,5 1 4,5 1 3,5 3 3,5 1 6 2 21

XI

Финляндия 2 3 5 0 2 2,7 2 1 2 8,6 2 19
Чемпионат мира
1983 г.

I

НРБ 5,5 3,2 8,7 8 5,5 3,8 4 2 3 17

II

СССР 8,3 5,1 13,4 5 6,8 1 3 4,5 1 19

III

Корея 6 3 9 8 4,5 1 2 7 2 3 17

VI

ЧССР 4,8 2 6,8 8 3,8 0,5 2 1 4 1 1 19

V

Испания 4 1 5 4 4 1,6 5 2 6,54 3 20

VI

ФРГ 3 0,5 3,5 5 3 1 1 4 1 4 2,5 2 19

VII

Япония 5,3 2,5 7,8 2 5,3 2 1,8 1 1 4 1 22

VIII

Китай 5,3 2 7,3 2 4,3 1 1 2 4 2,2 1 25

IX

Франция 4,5 0,1 4,6 3 4,5 1 1,5 4 0,8 0,1 21

X

Италия 3,6 2,1 4,7 2 3,6 1 1 2 3,3 1,5 3 20

XI

Канада 4,3 3 7,3 2 4,3 2,8 3 4 1,4 0,3 24

XII

Швеция 3 3 1 3 2 1,3 1 1 3,2 23

 

 
Library   Up


Contents

 

Home
 

дующим расчетом согласованности мнения с помощью коэффициента конкордации.

Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1, 2. Из приведенных данных видны значительные отличия по всем изучаемым показателям композиции между командами, занявшими призовые и последующие места. Обращает на себя внимание факт роста трудности программы в период от чемпионата Европы 1982 г. до чемпионата мира 1983 г. по количеству элементов I группы трудности, оригинальных движений (с 5,7 до 7 у. е.), больших перебросок (с 5 до 5,6 у. е.), контактной работы в парах (с 3,3 до 4,7 у. е.), несколько снизилось общее количество построений (с 21,6 до 17,6 у. е.). Следует отметить отставание сильнейших команд чемпионата СССР от сильнейших команд чемпионатов Европы и мира по всем указанным показателям сложности композиции. В то же время количество построений — 25,3 — приводило к «суетности», отсутствию четкой фиксации того или иного геометрического рисунка.

С целью определения модельных характеристик современного группового упражнения проводился корреляционный анализ между параметрами, характеризующими композицию упражнения, и оценками, полученными за композицию и исполнительское мастерство, а также общим занятым местом. Анализ показал, что все большее значение для распределения мест имеет оригинальность упражнения. На чемпионате мира 1983 г. коэффициент корреляции составил 0,90. Успешность выступления на международной арене во многом определяется трудностью элементов и соединений в парной работе, наличием больших перебросок, контактной работы. Несколько иная закономерность имеет место на чемпионате СССР. Наблюдалась отрицательная зависимость между трудностью и занятым местом, что объясняется плохой тренированностью (гимнастки не справлялись с предложенной им программой, выступали нестабильно и допускали большие потери). Следует отметить и несовершенство наших правил соревнований, требования которых не соответствуют международным канонам, не способствуют поощрению сложности и оригинальности. Так, в правилах указывается на необходимость включения 4 больших перебросок на расстоянии не менее 4 м, включая переброски смешанного типа (бросок — кат, бросок — отбив), в то время как сильнейшие команды мира и Европы выполня-

 
 

Таблица 2

 

Состав групповых упражнений
сильнейших команд

 

Основные показатели

Среднее количество элементов у команд, занявших 1 — 3 места

чемпи-
онат СССР 1983 г.

чемпи-
онат Европы 1982 г.

чемпи-
онат мира 1983 г.

Элементы I группы трудности (работа с партнерами)

4,5

5,0

6,6

Элементы I группы трудности (индивидуальная работа)

4,4

5,0

3,7

Оригинальные элементы, соединения, построения, перестроения

4,0

5,7

7,0

Смена предмета: большие переброски (по воздуху)

3,0

5,0

5,6

большие переброски (катом, отбивом)

2,6

1,1

0,3

малые переброски

1,3

4,3

бросок - передача, или кат, или удар

2,3

1,3

2,2

каты

0,3

передачи в руки

1,4

0,6

контактная работа

3,0

3,3

4,7

броски с продвижением, поворотом или прыжком (индивидуальная работа)

1,8

2,4

2,8

работа с двумя предметами

1,0

1,6

2,3

количество построений

25,3

21,6

17,6

 

ют по 6 — 7 перебросок. Правила указывают на наличие не менее 6 рисунков построений, в то время как их уже выполняется около 20. Исследование композиции групповых упражнений позволило не только провести сравнительный анализ, но и разработать эталонные модельные характеристики (см. рисунок), которые учитывают современные требования и тенденцию развития этого вида многоборья.

 
Library   55   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало