|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дующим расчетом согласованности мнения с помощью коэффициента конкордации. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1, 2. Из приведенных данных видны значительные отличия по всем изучаемым показателям композиции между командами, занявшими призовые и последующие места. Обращает на себя внимание факт роста трудности программы в период от чемпионата Европы 1982 г. до чемпионата мира 1983 г. по количеству элементов I группы трудности, оригинальных движений (с 5,7 до 7 у. е.), больших перебросок (с 5 до 5,6 у. е.), контактной работы в парах (с 3,3 до 4,7 у. е.), несколько снизилось общее количество построений (с 21,6 до 17,6 у. е.). Следует отметить отставание сильнейших команд чемпионата СССР от сильнейших команд чемпионатов Европы и мира по всем указанным показателям сложности композиции. В то же время количество построений — 25,3 — приводило к «суетности», отсутствию четкой фиксации того или иного геометрического рисунка. С целью определения модельных характеристик современного группового упражнения проводился корреляционный анализ между параметрами, характеризующими композицию упражнения, и оценками, полученными за композицию и исполнительское мастерство, а также общим занятым местом. Анализ показал, что все большее значение для распределения мест имеет оригинальность упражнения. На чемпионате мира 1983 г. коэффициент корреляции составил 0,90. Успешность выступления на международной арене во многом определяется трудностью элементов и соединений в парной работе, наличием больших перебросок, контактной работы. Несколько иная закономерность имеет место на чемпионате СССР. Наблюдалась отрицательная зависимость между трудностью и занятым местом, что объясняется плохой тренированностью (гимнастки не справлялись с предложенной им программой, выступали нестабильно и допускали большие потери). Следует отметить и несовершенство наших правил соревнований, требования которых не соответствуют международным канонам, не способствуют поощрению сложности и оригинальности. Так, в правилах указывается на необходимость включения 4 больших перебросок на расстоянии не менее 4 м, включая переброски смешанного типа (бросок — кат, бросок — отбив), в то время как сильнейшие команды мира и Европы выполня- |
Таблица 2
Состав групповых упражнений
ют по 6 — 7 перебросок. Правила указывают на наличие не менее 6 рисунков построений, в то время как их уже выполняется около 20. Исследование композиции групповых упражнений позволило не только провести сравнительный анализ, но и разработать эталонные модельные характеристики (см. рисунок), которые учитывают современные требования и тенденцию развития этого вида многоборья. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |