|
ния процесса врабатывания используется музыка, выполняющая функции возбуждения двигательной активности занимающихся. Музыка этого периода должна быть бодрой, жизнерадостной, с четким ритмом. Первостепенное значение здесь придается мажорности тона и живому, пульсирующему ритму. Преимущественные темпы исполнения музыкальных произведений — moderato, allegro, vivo vivace, presto.
Тонизирующая музыка. Применяется на фоне накопления утомления во второй половине основной части занятия (помимо традиционного музыкального сопровождения вольных упражнений).
Во избежание перенасыщения занятий музыкой тонизирующая музыка используется эпизодически, обычно один-два раза в неделю. Исполняется она при совершенствовании выполнения упражнений, не требующих большого сосредоточения внимания. Оптимальная продолжительность музыкального звучания — до 10 минут.
Цель — использование музыки для профилактики нарастающего утомления и повышения эмоционально-поведенческой устойчивости к стрессовым ситуациям напряженных тренировок.
Музыкальный материал подбирается в зависимости от необходимого тренеру темпа работы и ритмического рисунка выполняемых двигательных актов, которые как бы ведутся (лидируются) музыкой незаметно для занимающихся.
Негромкая, ненавязчивая музыка в этом случае создает лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и легкий для восприятия на уровне непроизвольного внимания. Тренирующиеся спортсмены должны слышать ее с удовольствием, но не обращать на нее специального внимания. Идеально, когда спортсмен во время тренировки, сам того не замечая, т. е. подсознательно, начинает про себя воспроизводить в такт музыке мотив или едва слышно напевать его, при этом не только не отвлекаясь от выполняемой работы, а наоборот, усиливая, акцентируя ее с помощью музыки.
Успокаивающая музыка. Состоит из вокально-инструментальных произведений, преимущественно лирического характера. Начинается за о — 7 минут до конца учебно-тренировочного занятия (в его заключительной части) и завершается через несколько минут по окончании занятия.
Цель — снятие или снижение утомления и нервного напряжения.
Эта музыка должна быть спокойной, мелодичной, с мягким музыкальным рисунком. Она должна соответствовать двигательным и дыхательным упражнениям на расслабление, характерным для заключительной части занятия.
|
|
Предпочтительные темпы исполнения успокаивающей музыки — largo, lento, adagio и andante.
Весьма результативными для гармоничного успокоения организма и ускорения протекания восстановительных процессов оказались также магнитозаписи, воспроизводящие звуки природы: шелест листвы, шуршание колосьев, пение птиц, «голоса» ручьев и капелей и т.д.
Провожающая музыка. Транслируется в течение 10 — 15 минут до ухода занимающихся из спортивного зала.
Цель — дальнейшая оптимизация восстановительных процессов, переключение внимания и эмоциональный подъем перед переходом к последующей учебной, производственной или какой-либо другой деятельности.
Радостная, бодрящая музыка, звучащая после тренировки, характеризуется переходом от медленной, успокаивающей музыки к несколько более энергичным, четким и выразительным популярным эстрадным мелодиям в вокально-инструментальном исполнении.
Предпочтительные темпы — andante, moderato.
В конце передачи полезно использовать произведения, написанные в темпе марша.
Большое значение здесь имеют слова песен, подбадривающие, заставляющие встряхнуться, сбросить с себя груз усталости, настроиться на мажорный лад.
Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что при использовании функциональной музыки озвучиваемые спортивные занятия целесообразно чередовать с занятиями, проводимыми в обычных условиях. Это позволяет провести сравнительные наблюдения как тренерам, так и самим занимающимся, предупреждает пресыщение, вносит в учебно-тренировочный процесс разнообразие и дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, решению которых музыка мешает.
Одно из важнейших условий эффективного использования функциональной музыки заключается в том, чтобы применяемые музыкальные произведения, нравились занимающимся. Чем больше они нравятся, тем выше их функциональный эффект. Поэтому организаторы функционального вещания должны отказаться от навязывания своих личных вкусов и систематически изучать музыкальные интересы тех, на кого они собираются воздействовать музыкой.
Систематический текущий учет музыкальных вкусов и интересов занимающихся осуществляется при помощи специальных групповых журналов заявок, отзывов и предложений, бесед, педагогических наблюдений и т. д. Периодический учет проводится 1 — 2 раза в год путем тотального анкетного опроса занимающихся по ряду интересующих вопросов.
Частое повторение одних и тех же музы-
|
|