|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В наших исследованиях приняли участие мальчики и девочки 5 — 8 лет ДЮСШ общества «Спартак» на базе кафедры гимнастики МОГИФКа. Стаж занятий спортивной гимнастикой — 5 — 7 месяцев. Умственная работоспособность юных гимнастов изучалась до и |
после учебно-тренировочного занятия продолжительностью 1,5 часа. Занятие игрового типа с основной направленностью на ОФП. Работа на снарядах по времени и интенсивности незначительная. Результаты обследования представлены в табл. 2. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Показатели умственной работоспособности до и после тренировочного занятия у 5 — 8-летних гимнастов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ таблицы выявляет четкую зависимость сдвигов показателей умственной работоспособности юных гимнастов к концу тренировочного занятия от их возраста. Наиболее заметны и отрицательны сдвиги в группе 5 — 6-летних детей (объем работы уменьшается на 30.4%, стандартизированная ошибка увеличилась более чем в 2 раза, а коэффициент продуктивности снизился на 37%). Аналогичные, но менее выраженные сдвиги в группе 7-летних гимнастов (соответственно 14,8, 66, 28%). В группе 8-летних детей характер сдвигов изучаемых показателей иной. Объем работы хотя и уменьшился, но незначительно по сравнению с первой и второй группами, при этом стандартизированная ошибка уменьшилась на 42% (т. е. качество работы улучшилось), коэффициент продуктивности к концу тренировки также улучшился. Это дает основание оценить функциональные сдвиги ЦНС в группах 5 — 6-летних и 7-летних гимнастов как заметное утомление, а в группе 8-летних — как врабатывание. |
Таким образом, практически одна и та же нагрузка в процессе тренировочного занятия оказывает разное воздействие на юных гимнастов с одинаковым спортивным стажем, но отличающихся друг от друга по возрасту. А это имеет важное значение для педагогического контроля в занятиях с детьми. Выявленная возрастная особенность умственной работоспособности детей убедительно представлена в многочисленных медико-биологических и педагогических исследованиях, проведенных на базе дошкольных и школьных учреждений, но не стала еще предметом пристального внимания специалистов и практиков в области детского спорта. На наш взгляд, решение таких вопросов, как начало занятий в том или ином виде спорта, оптимизация учебно-тренировочных нагрузок на этом этапе отбора и начальной подготовки, и многих других возможно только при комплексном подходе в оценке функциональных возможностей детей, в том числе и их умственной работоспособности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |