|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
высокую оценку могут получить не только призеры крупных международных соревнований, но и не участвующие в данных соревнованиях гимнасты. К недостаткам полученных шкал таблицы можно отнести то, что не всегда в первенствах различных ведомств, ЦС ДСО соревнуются участники, равные по силе. Однако можно предположить, что чемпионы первенства ЦС ДСО, в котором участвовали слабые спортсмены, на последующих соревнованиях выступят хуже чемпионов первенства ЦС ДСО с более сильным составом участников. Это учитывается в представленных шкалах. |
Для проверки объективности предлагаемых коэффициентов классности гимнастов был проведен повторный опрос экспертов. Тренерам-экспертам было предложено дать оценку мастерства известных гимнастов но шкале из 10 баллов. Проведенный корреляционный анализ позволил удостовериться в отсутствии достоверных различий между предлагаемыми шкалами и данными экспертов (r = 0,862). Предлагаемая таблица изменения коэффициентов уровня мастерства в зависимости от участия в соревнованиях различной категории и оценки специалистов-экспертов могут дополнять друг друга. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Структура показателей спортивно-технического мастерства гимнастов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Значимость показателей по результатам опроса экспертов
|
Пример 2. Комплексная оценка спортивно-технического мастерства гимнастов. Данная методика позволяет оценивать спортивно-техническое мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию. Основу методики комплексной оценки составляет совокупность дифференциальных показателей мастерства гимнастов, формируемых на базе единичных показателей (табл. 2). Для определения значимости отдельных единичных и дифференциальных показателей использовался метод выборочного анкетного опроса: эксперты (20 человек) оценивали значимость каждого дифференциального и единичного показателя в десятых и сотых долях балла, учитывая, что общая сумма не должна превышать 1 (табл. 3). Приведенные в табл. 3 данные опроса экспертов могут быть использованы для решения многих научно-практических задач. На основе значимости этих данных можно разрабатывать обоснованный план технической подготовки и контролировать его содержание, сравнивать техническое мастерство гимнастов, более обоснованно проводить отбор гимнастов в различные сборные команды и т. д. Для определения соответствия числовых характеристик, дифференциальных и единич- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4
Шкала желательности
ных показателей уровню спортивно-технического мастерства гимнастов по видам много- |
борья использовался метод функции желательности (табл. 4). Рассчитаем комплексную оценку спортивно-технического мастерства гимнастов — участников финальных соревнований в вольных упражнениях на XXI чемпионате мира (23 — 29 ноября 1981 г.) в Москве. Экспертам — специалистам по спортивной гимнастике (тренерам, научным работникам, преподавателям — всего 10 человек) необходимо было оценить из 10 баллов 9 единичных показателей, характеризующих спортивно-техническое мастерство 4 гимнастов: Ю. Королева — 1-е место, К. Гусикена — 3-е место, М. Николаи — 6-е место и А. Бронст — 8-е место. Значение комплексной оценки технического мастерства рассчитывалось с учетом весомости единичных и дифференциальных показателей (табл. 5). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 Комплексная оценка спортивно-технического мастерства некоторых гимнастов — участников соревнований в вольных упражнениях на XXI чемпионате мира в Москве
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты расчета показывают, что спортивно-техническое мастерство оцениваемых гимнастов (с учетом шкалы желательности) (см. табл. 4) в целом находятся на очень высоком уровне. Ю. Королев выиграл почти по всем единичным и дифференциальным показателям, исключая показатели трудности элементов и соединений композиции. Приведенный пример показывает, что комплексная оценка технического мастерства спортсменов достаточно объективна и ее можно применять для контроля и планирования тренировочной работы в процессе подготовки гимнастов к соревнованиям. |
Подводя итоги, остановимся на нескольких исходных методических предпосылках комплексной оценки мастерства гимнастов. 1. Мастерство гимнаста — понятие не застывшее, а непрерывно меняющееся. 2. Прежде чем дать комплексную оценку мастерства гимнаста, необходимо оцепить его уровень дифференцированно: по отдельным группам, характеристикам, показателям. Чем глубже дифференциация, тем точнее результат комплексной оценки. При этом сравниваться могут только однопорядковые показатели, но имеющие различия. 3. Чем больше «модельных» аналогов для |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
|
||||
|
||||
Рис. Динамограмма акробатического соединения: рондат, фляк, сальто, выполненного мс К-вой |
сравнения, тем точнее может быть дана оценка мастерства конкретного гимнаста. Методы квалиметрии доказывают свою эффективность при количественной оценке качественных показателей. |
|||
|
||||
И. М. Голубева, мс, И. Н. Кранцев, ВНИИФК |
||||
Для выполнения акробатических соединений в гимнастике характерно постепенное нарастание мощности усилий и максимальное проявление их в заключительном прыжке. Чтобы обеспечить как можно большую мощность заключительного толчкового движения, необходимо эффективно выполнять отталкивания в предшествующих элементах связки. В литературе отсутствуют данные о динамике взаимодействия гимнастов с опорой при выполнении акробатических соединений. Изучались лишь отдельные элементы связки или ее временные параметры (Вишневский Э. А., 1963; Бураков Б. А., 1975; Дмитриев С. В., Курысь В. Н., 1978, и др.). По-видимому, это можно объяснить отсутствием специальных аппаратурных комплексов, позволяющих изучать акробатическую связку |
как единое целое. В то же время отсутствие сведений о динамике опорных взаимодействий в сложных акробатических соединениях не позволяет в полной мере судить о причинах изменения кинематических характеристик в отдельных фазах упражнения. Помимо этого, ограничивается возможность совершенствования их выполнения и объективно обоснованного подбора специальных тренировочных средств. Изучая динамику взаимодействия гимнастов с опорой при выполнении акробатических соединений, мы провели исследования, в которых участвовали 20 спортсменок I разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта. Гимнастки выполняли акробатическое соединение «рондат — фляк — сальто назад» в группировке на тензометрированной дорожке, состоящей из 8 платформ ПД-3 производства |
|||
42 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |