Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

Рис. Динамограмма акробатического соединения: рондат, фляк, сальто, выполненного мс К-вой

 

сравнения, тем точнее может быть дана оценка мастерства конкретного гимнаста.

Методы квалиметрии доказывают свою эффективность при количественной оценке качественных показателей.

 

ДИНАМИКА ОПОРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ АКРОБАТИЧЕСКОЙ СВЯЗКИ «РОНДАТ, ФЛЯК, САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ»

   
И. М. Голубева, мс, И. Н. Кранцев, ВНИИФК
 

Для выполнения акробатических соединений в гимнастике характерно постепенное нарастание мощности усилий и максимальное проявление их в заключительном прыжке. Чтобы обеспечить как можно большую мощность заключительного толчкового движения, необходимо эффективно выполнять отталкивания в предшествующих элементах связки.

В литературе отсутствуют данные о динамике взаимодействия гимнастов с опорой при выполнении акробатических соединений. Изучались лишь отдельные элементы связки или ее временные параметры (Вишневский Э. А., 1963; Бураков Б. А., 1975; Дмитриев С. В., Курысь В. Н., 1978, и др.).

По-видимому, это можно объяснить отсутствием специальных аппаратурных комплексов, позволяющих изучать акробатическую связку

 

как единое целое. В то же время отсутствие сведений о динамике опорных взаимодействий в сложных акробатических соединениях не позволяет в полной мере судить о причинах изменения кинематических характеристик в отдельных фазах упражнения. Помимо этого, ограничивается возможность совершенствования их выполнения и объективно обоснованного подбора специальных тренировочных средств.

Изучая динамику взаимодействия гимнастов с опорой при выполнении акробатических соединений, мы провели исследования, в которых участвовали 20 спортсменок I разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта.

Гимнастки выполняли акробатическое соединение «рондат — фляк — сальто назад» в группировке на тензометрированной дорожке, состоящей из 8 платформ ПД-3 производства

Library   42   Up


Contents

 

Home
 

ВИСТИ. Причем им давалась установка: максимально увеличить длительность полетной фазы при выполнении сальто. Фиксировались величины вертикальных и горизонтальных составляющих опорных реакций, а также время опорных и полетных фаз. Диапазон измеряемых усилий на тензоплатформе составляет по вертикальной оси Z от 0 до 10 000 Н, по горизонтальным осям У и X — от 0 до 5000 Н с погрешностью измерения не более 5%. Собственная частота колебаний опорной площадки тензоплатформы — не более 250 Гц. Последовательное электрическое выключение платформ ПД-3 и первичных преобразователей ПП-6 позволяет решать вопрос о независимости результата измерения от точки приложения усилия.

Данная связка рассматривалась нами как базовое акробатическое соединение, на основе которого возможно выполнение элементов прогрессирующей сложности в заключительной полетной фазе. На рисунке представлена динамограмма вертикальной и горизонтальной составляющих, полученная при выполнении этой связки мастером спорта К. Первый импульс по вертикальной и горизонтальной составляющим показывает характер взаимодействия рук с опорой при выполнении рондата, второй — взаимодействие ног с опорой во фляке, третий — взаимодействие рук с опорой при выполнении фляка и четвертый — взаимодействие ног с опорой при выполнении отталкивания на сальто.

Анализ полученных динамограмм показы-

 

вает, что значение усилии взаимодействия с опорой максимально при отталкивании на сальто. Минимальная сила при наибольшей длительности опорной реакции наблюдается при рондате. В последующих элементах длительность опорного взаимодействия уменьшается, достигая минимума при отталкивании на сальто.

Сопоставление экспериментальных данных, в которых достигнута большая продолжительность полетной фазы сальто, с менее удачными попытками показало, что для более удачных попыток характерно последовательное уменьшение длительности опорных фаз в отдельных элементах связки. В некоторых попытках отмечается также уменьшение времени полетных фаз. Можно предположить, что это положительный фактор, так как такой вариант исполнения акробатического соединения позволяет наращивать скорость горизонтального перемещения и использовать ее для эффективного выполнения толчка на сальто. В лучших попытках можно отметить более плавный характер динамограмм и меньшие западения регистрируемых усилий в фазах амортизации. В момент отталкивания на сальто по вертикальной составляющей отмечается более симметричный импульс при минимальной длительности опорной фазы.

В таблице представлены механические параметры, зарегистрированные при выполнении этой связки.

 

Таблица

 

Средние значения механических параметров акробатического соединения — рондат, фляк, сальто

 

Элемент

Отталкивание

Время, с

Максимальное значение силы (H) (вертик. состав.)

Максимальное значение силы (H) (горизонт, состав.)

Опора

Полет

Амортизация

Собственно отталкив.

Амортизация

Собственно отталкив.

Рондат

Руками

0,235

0,170

1000

890

330

300

Фляк

Ногами

0,196

0,121

1870

940

820

140

Руками

0,179

0,133

1720

910

570

260

Сальто

Ногами

0,128

0,617

3160

140

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

При проведении корреляционного анализа вы явлено, что длительность полетной фазы сальто имеет достоверную положительную связь с импульсом силы вертикальной составляющей при отталкивании на сальто (r = 0,87, P < 0,01) и максимальным значением этой силы (r = 0,56, P < 0,01). Достоверная отрицательная связь длительности полетной фазы сальто отмечается с временем выполнения толчка руками и полетной фазы курбета во фляке (r = —0,51, Р < 0,05 и r = —0,52, P < 0,05). Рассматривая взаимосвязь механических параметров отдельных элементов связки, необходимо отметить высокую положительную связь между силой отталкивания руками и ногами последовательно но ходу выполнения соединения. Причем ве-

 

личина коэффициента корреляции уменьшается по мере приближения к концу связки.

Полученные данные указывают на то, что для повышения длительности полетной фазы сальто необходимо, во-первых, развивать у спортсменок способность к проявлению больших усилий в фазе отталкивания при уменьшении длительности опорного взаимодействия и, во-вторых, стремиться к сбалансированному развитию локальных возможностей эффективного отталкивания руками и ногами. Изменение такого баланса приводит к увеличению длительности опорных фаз и нарушению ритма выполнения всего соединения, что отрицательно влияет на успешное выполнение заключительного отталкивания.

 

 

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ПО КИНОГРАММАМ

   
Т. П. Лазаренко, ГЦОЛИФК
 

Биомеханический анализ техники упражнений по кинограммам широко распространен в спортивной гимнастике и акробатике. Делают первые шаги в этом направлении и в художественной гимнастике. Как правило, анализ техники состоит в оценке положения тела в пространстве и взаиморасположения звеньев тела. Положение тела в пространстве описывается координатами о.ц.т., а взаиморасположение звеньев тела — величиной суставных углов. Однако при анализе техники прыжков в художественной гимнастике традиционная методика по ряду причин оказалась неэффективной.

1. Движения и позы в художественной гимнастике чрезвычайно многообразны. Для того чтобы охарактеризовать взаиморасположение звеньев тела путем оценки суставных углов, требуется слишком большое число гониограмм, не позволяющих к тому же однозначно выбрать границы фаз. Затруднен выбор и системы отсчета. В связи с этим пока не удается представить себе весь, ход выполнения упражнения достаточно детально и вместе с тем негромоздко, хотя в художественной гимнастике, где учитываются даже такие «мелочи», как положение кисти или стопы, это особенно важно.

2. Точность определения суставных углов по кинограммам невелика. Ошибка измерений усугубляется тем, что при измерении одного суставного угла используются три точки, при определении которых появляются горизонтальные п вертикальные ошибки. Это приводит к большим колебаниям величины угла при повторных измерениях.

Указанные недостатки значительно сглаживаются, если для анализа техники прыжков

 

в художественной гимнастике строить сводный график изменения высоты определенных точек тела. Когда гимнастка выполняет упражнение, стоя боком к объективу кинокамеры, предельное число точек, для которых целесообразно строить графики, равно 16. Это главным образом проекции поперечных осей различных суставов и некоторые другие точки, а именно: козелок уха (условный ц.т. головы), плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и концы пальцев рук, точка на талии (условная проекция поперечной оси, вокруг которой происходит сгибание и разгибание туловища относительно таза), тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы пег. Число точек может быть уменьшено до 13, если движения рук симметричны и синхронны. Если нет необходимости следить за движениями кистей рук, число точек сокращается до 12. В данном случае график построен для 10 точек, чтобы его легче воспринимали читатели.

На графике (рис. 1) изображен прыжок «шпагат», выполненный толчком двумя вверх после предварительного подскока. По оси X отложены номера кинокадров, по оси Y — высота точек. Отсчет высоты точек проведен с учетом искажений, вносимых разным отстоянием измеряемых точек от объектива кинокамеры. Кадры кинограммы соответствуют, следующим моментам:

(скорость съемки 36 кадров в 1 с)

— кадр 14 — максимальному взлету при подскоке,

— кадр 19 — касанию опоры после подскока,

— кадр 21 — максимальному подседу при отталкивании,

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало