|
||||
При проведении корреляционного анализа вы явлено, что длительность полетной фазы сальто имеет достоверную положительную связь с импульсом силы вертикальной составляющей при отталкивании на сальто (r = 0,87, P < 0,01) и максимальным значением этой силы (r = 0,56, P < 0,01). Достоверная отрицательная связь длительности полетной фазы сальто отмечается с временем выполнения толчка руками и полетной фазы курбета во фляке (r = —0,51, Р < 0,05 и r = —0,52, P < 0,05). Рассматривая взаимосвязь механических параметров отдельных элементов связки, необходимо отметить высокую положительную связь между силой отталкивания руками и ногами последовательно но ходу выполнения соединения. Причем ве- |
личина коэффициента корреляции уменьшается по мере приближения к концу связки. Полученные данные указывают на то, что для повышения длительности полетной фазы сальто необходимо, во-первых, развивать у спортсменок способность к проявлению больших усилий в фазе отталкивания при уменьшении длительности опорного взаимодействия и, во-вторых, стремиться к сбалансированному развитию локальных возможностей эффективного отталкивания руками и ногами. Изменение такого баланса приводит к увеличению длительности опорных фаз и нарушению ритма выполнения всего соединения, что отрицательно влияет на успешное выполнение заключительного отталкивания. |
|||
АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ПО КИНОГРАММАМ |
||||
Т. П. Лазаренко, ГЦОЛИФК |
||||
Биомеханический анализ техники упражнений по кинограммам широко распространен в спортивной гимнастике и акробатике. Делают первые шаги в этом направлении и в художественной гимнастике. Как правило, анализ техники состоит в оценке положения тела в пространстве и взаиморасположения звеньев тела. Положение тела в пространстве описывается координатами о.ц.т., а взаиморасположение звеньев тела — величиной суставных углов. Однако при анализе техники прыжков в художественной гимнастике традиционная методика по ряду причин оказалась неэффективной. 1. Движения и позы в художественной гимнастике чрезвычайно многообразны. Для того чтобы охарактеризовать взаиморасположение звеньев тела путем оценки суставных углов, требуется слишком большое число гониограмм, не позволяющих к тому же однозначно выбрать границы фаз. Затруднен выбор и системы отсчета. В связи с этим пока не удается представить себе весь, ход выполнения упражнения достаточно детально и вместе с тем негромоздко, хотя в художественной гимнастике, где учитываются даже такие «мелочи», как положение кисти или стопы, это особенно важно. 2. Точность определения суставных углов по кинограммам невелика. Ошибка измерений усугубляется тем, что при измерении одного суставного угла используются три точки, при определении которых появляются горизонтальные п вертикальные ошибки. Это приводит к большим колебаниям величины угла при повторных измерениях. Указанные недостатки значительно сглаживаются, если для анализа техники прыжков |
в художественной гимнастике строить сводный график изменения высоты определенных точек тела. Когда гимнастка выполняет упражнение, стоя боком к объективу кинокамеры, предельное число точек, для которых целесообразно строить графики, равно 16. Это главным образом проекции поперечных осей различных суставов и некоторые другие точки, а именно: козелок уха (условный ц.т. головы), плечевой, локтевой, лучезапястный суставы и концы пальцев рук, точка на талии (условная проекция поперечной оси, вокруг которой происходит сгибание и разгибание туловища относительно таза), тазобедренный, коленный, голеностопный суставы и пальцы пег. Число точек может быть уменьшено до 13, если движения рук симметричны и синхронны. Если нет необходимости следить за движениями кистей рук, число точек сокращается до 12. В данном случае график построен для 10 точек, чтобы его легче воспринимали читатели. На графике (рис. 1) изображен прыжок «шпагат», выполненный толчком двумя вверх после предварительного подскока. По оси X отложены номера кинокадров, по оси Y — высота точек. Отсчет высоты точек проведен с учетом искажений, вносимых разным отстоянием измеряемых точек от объектива кинокамеры. Кадры кинограммы соответствуют, следующим моментам: (скорость съемки 36 кадров в 1 с) — кадр 14 — максимальному взлету при подскоке, — кадр 19 — касанию опоры после подскока, — кадр 21 — максимальному подседу при отталкивании, |
|||
44 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |