|
||||
предопределены предшествующими действиями, включая параметры, относившиеся к предпоследнему, контрольному, положению. Известная коррекция может быть внесена гимнастом л финальную часть подъема за счет изменения позы в безопорном положении (например, увеличение «складки» содействует подъему плеч над опорой, одновременно заставляя и ноги подниматься больше обычного). Но эти возможности гимнаста ограничены. Этим в конечном итоге объясняется высокая связь между двумя последними позами, зафиксированная математикостатистическим анализом биомеханических характеристик. Анализируя описанную картину в целом, можно сделать некоторые выводы относительно возможностей расчленения данного движения. Представляется очевидным, что наиболее безболезненным расчленение движения должно оказаться в тех случаях, когда упражнение «рассекается» по контрольным позам, давшим в нашем примере наименьшие коэффициенты канонической корреляции и детерминации. В подъеме дугой это и первую очередь поза III, соответствующая «водоразделу» движения, переходу от спада к подъему. Изучая отдельно спад и подъем, тренер и гимнаст не рискуют существенно нарушить структуру движения. Поэтому не случайно в практике широко распространен именно такой подход к изучению многих подобных движении. К позам, мало зависящим от предшествующих действий, относится и поза II. Практика также хорошо подтверждает это: часто исполнение спада (без всякого для пего ущерба) начинается именно с позы II (например, после невысокого наскока в упор или прямо из статического вертикального упора на концах жердей). Антитезой упомянутым случаям являются те положения тела гимнаста на снаряде, параметрические показатели которых в значительной степени «наследуются» от предыдущих действий. Так, искусственная остановка тела гимнаста в интервале между положениями II и III, связанными высокими коэффициентами r и D, была бы чревата искажением характеристик движения. Точно так же не имеет смысла прерывать уже заданное движение в финальной части движения (см. позы IV, V и соответствующие им коэффициенты). Впрочем, последний пример требует дополнительного комментария. Известно, что в практике широко используется вид обучающих упражнений, так называемых «темпов», которые представляют собой полную опорную стадию действий в упражнениях, включающих также безопорную часть. Таковы соскоки, перелеты, махи с одновременными перехватами и поворотами, требующими потери контакта с опорой, и т. п. К этой же категории упражнений относится и подъем дугой (по существу — перелет из виса согнувшись в упор). При освоении таких упражнений пра- |
вильное выполнение «темпа» позволяет воспроизвести действия с параметрами, дающими возможность правильно выполнить — при желании — и безопорную часть движения. Таким образом, вычленяя опорную часть движения из целостного упражнения, исполнитель «темпа» не нарушает технических требований и не рискует в обучении. Однако совершенно иначе выглядит расчленение, при котором опорные действия ограничиваются формальным выходом в предполагаемое положение, соответствующее моменту перехода в «полет». Так, если гимнаст, осваивающий подъем дугой, закончит «темп» пассивным подъемом в положение, внешне сходное с показанным на рисунке, по отличающееся от пего активностью движения, то подобное расчленение не даст никакого утешительного результата. Данный пример позволяет подчеркнуть особую важность реального соответствия учебного движения целевому упражнению. В практике тренер и гимнаст часто довольствуются внешним сходством того и другого, и тогда теневые стороны метода расчленения становятся особенно ощутимыми. Комментируя данные, приведенные в сообщении (см. таблицу при рисунке), следует отметить, что они позволяют также проследить связи, существующие не только между смежными, но и между отдаленными контрольными позами. Характерны, например, высокие коэффициенты, связывающие позы II и V. Не рассматривая подобные случаи подробно, отметим лишь, что они могут быть обоснованы биомеханически и подчеркивают важность применения не только локальных упражнений, являющихся выражением метода расчленения, но и связующих элементов, которые дают возможность лучше «заваривать швы», образующиеся при расчленении. Проведенный анализ позволяет с учетом других данных, полученных авторами ранее, сделать ряд выводов по применению расчленения гимнастических движений. 1. В структуре абсолютного большинства гимнастических движений имеют место граничные положения, на рубеже которых функциональные связи между последовательными частями движения оказываются ослабленными. Именно в этих положениях возможно расчленение упражнения в целях обучения. Крайне нежелательно и обычно лишено дидактического смысла расчленение движения по граничным положениям, соединяющим функционально тесно связанные части упражнения. 2. Благоприятные условия для расчленения упражнения возникают в случаях естественного движения тела гимнаста и его звеньев под действием внешних сил или в силу инерционного эффекта. Типичными положениями, ограничивающими программное движение тела гимнаста, являются в этом случае крайние положения спадов и подъемов, а также положения, соот- |
|||
37 |
|
||||
ветствующие моменту полного завершения основных действий на опоре. 3. Беспрепятственным, как правило, оказывается расчленение движения в тех его фазах, где активная мышечная работа либо слабо выражена, либо связана с относительно медленным, безынерционным движением звеньев тела относительно друг друга. Напротив, недопустимо расчленение движения в фазах, требующих значительного и быстрого натяжения и напряжения мышечных групп, ответственных за выполнение активного действия (например, нельзя искусственно отделять активный «замах» от последующего «броска»). 4. Одно из основных правил расчленения — сохранение целостности так называемых основных действий упражнения, то есть управляющих и энергообеспечивающих действий, являющихся основным фактором выполнения |
программного движения. Так, в перелете Ткачева недопустимо заучивание основного разгибания на опоре, предшествующего вылету, в отрыве от предшествующего ему броска из виса. 5. В случае неизбежности расчленения, угрожающего нарушением структуры движения, обучающие упражнения должны строиться с учетом необходимой взаимосвязи в смежных фазах упражнения. Фазам активной работы должны предшествовать хотя бы минимально выраженные вводные действия, подобные соответствующим фазам целевого упражнения, а окончание действия должно отражать эффект выполненной работы (например, упражнение на отталкивание следует завершать по крайней мере проводкой, «иллюстрирующей» полученное вращение). |
|||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МАСТЕРСТВА ГИМНАСТОВ МЕТОДАМИ КВАЛИМЕТРИИ |
||||
Ю. И. Смирнов, доцент, А. И. Хамаладзе, МОГИФК, Тбилисский государственный университет |
||||
Квалиметрией называется научная область, объединяющая в настоящее время количественные методы оценки качественных явлений, используемые для обоснования решении, принимаемых при управлении. В квалиметрии исследуются, с одной стороны, возможности и пути получения числовых результатов комплексной оценки и, с другой стороны, объективное содержание этих результатов. В наше время, когда требование комплексного подхода к определению качества исполнительского мастерства гимнастов * вытекает из острых практических нужд, знание принципов квалиметрии необходимо. Однако по разным причинам они мало известны специалистам гимнастики. Сам аппарат квалиметрии непривычен: аксиоматические положения отпугивают своей сложностью, а недавно появившиеся обзоры не отвечают требованиям педагогики. Цель настоящей статьи — познакомить читателей с квалиметрическим методом комплексной оценки мастерства гимнастов. Методика. Ведущий метод, применяемый при анализе и получении итогового комплексного результата оценки уровня мастерства гимнастов, — экспертный, основанный на учете мнений специалистов-экспертов и представляющий собой определенную последовательность * См. Ю. Е. Титов. Записки президента. М., изд. «Советская Россия», 1983, 175 с. |
операций: определение цели проведения оценки — составление иерархической структуры показателей мастерства — выбор показателей мастерства и методов их определения — опре-
И. Бараксанова. Приятное интервью |
|||
38 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |