Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

Рис. 4

Рис. 5

 

Организационно-методические замечания и дозирование упражнения.

Вначале упражнение выполнять с небольшой амплитудой — 3 — 5 подходов по 7 — 15 раз в каждом. Особое внимание обратить на хорошее провисание, активную работу руками и плечевым поясом при энергичном бросковом движении.

Упражнение 3 (рис. 5) выполняется на низкой перекладине высотой 50 — 60 см, батут под углом 30 — 45° к вертикали. Из положения стойки на руках на грифе перекладины спад прямым телом на батут и обратный отход в зону стойки.

Назначение упражнения: освоение техники работы кистями при входе в зону стойки.

Организационно-методические замечания и дозирование упражнения.

На начальном этапе обучения батут целесообразно располагать в 20 — 30° от вертикали.

 

По мере овладения упражнением следует переместить батут в более низкое положение (до 45 — 60° от вертикали).

Выполнять 3 — 4 подхода по 5 — 15 раз в каждом.

При перемещении гимнаста в зону стоики надо сохранять правильную осанку (не откидывать голову назад, не сгибать руки в локтях) и своевременно осуществлять перехват кистями грифа.

После овладения этими упражнениями следует переходить к обучению большому обороту назад на высокой перекладине. Рекомендуем начинать обучение с размахиваний большой амплитуды, а затем переходить к выполнению большого оборота со спада, целостным методом. Как правило, уже на втором-третьем занятии гимнасты могут выполнить полный большой оборот назад. При возникновении ошибок в отдельных деталях большого оборота необходимо опять вернуться к совершенствованию этого навыка с помощью «снарядного батута».

Возможности «снарядного батута» не исчерпываются обучением простым маховым упражнениям на начальном этапе тренировки. Он с успехом может использоваться и в период спортивного совершенствования для отрабатывания навыков различных поворотов, подхватов, перехватов и перелетов, навыков движений в обратном хвате и в висе сзади. С не меньшим успехом его можно применять и для формирования навыков больших оборотов на одной руке, а также для развития специальных двигательных качеств. Его можно использовать при обучении некоторым упражнениям на разновысоких брусьях, используя вместо нижней жерди. Применение «снарядного батута» позволяет сократить период обучения некоторым упражнениям, особенно сложным, на 20 — 25%, а сам тренировочный процесс становится более интересным и эмоциональным.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ГИМНАСТОВ

   
С. С. Коровин, Оренбургский государственный педагогический институт
 

В последнее время все большую популярность в организации учебно-тренировочных занятий юных гимнастов приобретают подвижные игры и игровой метод выполнения упражнений (М. А. Иванов, Л. П. Семенов, 1982; Л. В. Былеева, И. М. Коротков, 1982). Это обусловлено вариативностью основных компонентов подвижных игр (содержания, методики, организации), возможностью применять их в специальной физической и технической подготовке юных гимнастов.

Содержание специализированных подвиж-

 

ных игр, подобранных для включения в учебно-тренировочные занятия с целью специальной физической и технической подготовки, должно отвечать следующим педагогическим требованиям:

— способствовать освоению упражнений классификационной программы для групп предварительной подготовки ДЮСШ;

— соответствовать морфофункциональным и психическим особенностям развития детей 7 — 9 лет, уровню физической и технической подготовленности юных гимнастов;

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Уверенный взлет

— содержать компоненты профилирующих я базовых элементов с учетом принципа перспективного опережения в формировании спортивного мастерства;

— соответствовать характерным для игрового метода особенностям.

Приведем примеры некоторых специализированных игр, способствующих решению конкретных задач специальной физической и технической подготовки юных гимнастов.

Для развития мышц плечевого пояса и спины, укрепления суставно-связочного аппарата кистей.

1. Игроки располагаются в шеренге у края гимнастического ковра на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу все гимнасты принимают положение упора лежа и, не прогибаясь, переставляя руки, передвигаются к заранее обусловленной цели. Выигрывает тот, кто первым преодолел расстояние, не нарушая правил (до финиша сохранять принятое вначале и. п.).

2. Подготовка та же. По сигналу гимнасты выполняют «падение» вперед в положение упора лежа. Подтягивая прямые ноги, они принимают положение упора стоя согнувшись, затем выпрямляются в о. с. (основную стойку). То же выполняют поочередно. Правила определения победителя аналогичны.

 

Для развития мышц туловища и брюшного пресса.

Игроки команд ложатся на спину в линейных колоннах так, чтобы йоги одного находились у головы другого. После этих приготовлений все принимают положение седа. Между ступнями первого номера каждой команды зажат мяч. По сигналу первый игрок с мячом перекатом назад принимает положение лежа согнувшись на спине и перекладывает мяч в ноги следующего, а тот передаст его таким же образом дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним в начало колонны, и игра продолжается до тех пор, пока все играющие не окажутся в начальном положении. При неудаче мяч следует вновь зажать между ступнями и продолжать игру. Выигрывает команда, первой закончившая игровую гонку при соблюдении установленных правил.

Для развития гибкости и координации движений.

Все играющие выстраиваются в одну шеренгу спиной к противоположному краю гимнастического ковра. По команде гимнасты, наклоняясь назад, принимают положение гимнастического моста и начинают в такой позе передвижение. Выигрывает игрок, первым достигший заранее обусловленную цель.

Для совершенствования элементарной техники выполнения упражнений на коне.

Игроки двух команд выстраиваются в колонны лицом к коню с ручками с разных его сторон. По команде первые номера команд, подбегая к коню, принимают положение упора, правая на теле, левая на ручке, и перехватами рук, перемещаясь по периметру тела коня против часовой стрелки, начинают преследовать друг друга. Кому из игроков это удастся сделать первым, тот и победитель. По количеству победителей определяется лучшая команда.

Для совершенствования техники выполнения переворота в упор на низкой перекладине.

Игроки двух команд выстраиваются лицом к низкой перекладине в параллельных колоннах (расстояние между колоннами около 1,0 — 1,5 м) в 5 — 6 м от нее. По сигналу руководителя первые игроки каждой команды устремляются к перекладине и махом одной и толчком другой (можно толчком двух) выполняют подъем переворотом в упор. Соскочив отмахом назад с поворотом кругом, бегом возвращаются в свои команды, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, правильнее и быстрее закончившая задание.

Для совершенствования техники акробатических упражнений.

1. Гимнасты двух команд встают в линейные колонны. Перед ними обозначается «коридор» (мелом, гимнастическими скакалками) шириной 30 — 50 см. По сигналу первые

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

игроки команд выполняют в «коридоре» 2 — 3 переворота боком (колесо), стараясь не наступить на черту, обозначающую «коридор». То же задание выполняют остальные игроки. За ошибки, допущенные при выполнении задания, начисляются штрафные очки. По их минимальному количеству определяется команда-победитель.

 

2. Игра проходит на батуте. Каждый игрок по разыгранной очередности должен выполнить все заявленные до него элементы и добавить свой. Первый участник выполняет в первом круге 1 элемент, второй — 2, третий — 3 и т. д. Игра продолжается до выявления победителя, сумевшего без ошибок выполнить все комбинации.

 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ


К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКТНОГО РАСЧЛЕНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

   
Ю. К. Гавердовский, доцент ГЦОЛИФКа,
Г. К. Уткевич, зав. кафедрой гимнастики
и игр ВГПИ
 

Расчленение всякого достаточно сложного движения, представляющего собой целостную систему действий, нередко сопряжено с риском искажения структурно-технических признаков изучаемого упражнения. В частности, всегда существует соблазн расчленения движений по граничным положениям, лежащим на стыке фаз произвольного (сгибания-разгибания) движения. Однако именно такое расчленение (идущее от общепринятого биомеханического анализа) нередко оказывается совершенно некорректным с точки зрения сохранности заданной структуры изучаемого движения и, как следствие, обучения, так как приводит к разрушению естественных функциональных связей между последовательными частями, подсистемами движения. Поэтому не-

 

Оперативное совещание

 

осмотрительное, биомеханически неточное, а подчас неумеренное разделение движения на части может приносить вред обучению.

Наличие данной проблемы всегда хорошо осознавалось как в теории, так и в практике спорта (В. В. Белинович, Л. П. Матвеев, М. Л. Укран, А. М. Шлемин, Н. А. Курьеров и др.), хотя до настоящего времени практически нет исследований, которые могли бы составить научную почву для обоснования уверенных методических правил корректного расчленения гимнастических движений. В настоящем сообщении излагаются некоторые данные, относящиеся к данной проблеме. В процессе проведенного авторами исследования был выполнен биомеханический анализ одного из типичных, средних по трудности, гимнастических упражнений — подъема дугой в упор на брусьях *. По результатам анализа в движении было выделено 5 контрольных положений (см. рисунок), точность прохождения каждого из которых оценивалась посредством комплекса из 8 характеристик:

1. Угол между прямой рукой и жердью.

2. Плечетуловищный угол.

3. Тазобедренный угол.

4. Угловая скорость рук относительно внешних координат.

5. Угловая скорость туловища.

6. Угловая скорость ног.

7. Время движения от предыдущего до контрольного положения.

8. Сила взаимодействия с опорой.

В дальнейшем полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу, результаты которого приведены на рисунке и комментируются ниже.

В процессе анализа биомеханических ха-

 


* Методика данного исследования описывалась в сб. «Гимнастика», вып. II. М., 1983.

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало