|
||||
ных представлений на основе предварительной записи структуры мышечных напряжений, соответствующей данному двигательному действию. Не вызывает сомнения, что при соответствующей технологии возможно демонстрировать гимнасту основные ощущения, связанные с «пусковой», эфферентной работой мышечного аппарата, а также и с афферентной фазой работы мышц (см. таблицу, пп. 6, 7). Первые опыты этого рода, основанные на использовании эффекта электростимуляции мышц, проводились несколько лет назад во ВНИИФКе Н. Г. Сучилиным. Возможно, наконец, и соединение идей как механического (в «экзоскслетонах»), так и электростимуляционного императивного управления движениями спортсмена. В этом случае управление процессом усвоения двигательного действия могло бы стать абсолютным. Однако до тех пор, пока подобная технология обучения, и в частности формирования ДП, остается гипотетической, остается рассчитывать на традиционные средства и методы работы. В этой связи следует отдельно упомянуть такое средство формирования ДП гимнаста, как моделирование (см. таблицу). Не углубляясь в тему, отметим, что к моделированию относятся весьма разнообразные и весьма эффективные средства и методы формирования ДП. Среди них — практически мало используемый, но богатый возможностями метод звуковой иллюстрации движения (см. выше о действиях под фонограмму). Моделью движения являются также самые различные его изображения, начиная от обычных рисунков и кинограмм и кончая уже упоминавшимися фантомами. Наконец, наиболее действенными моделями разучиваемого движения являются обучающие упражнения, несущие в себе более или менее полную информацию о целевом двигательном действии. В этом смысле все многообразие «подводящих» упражнений может быть представлено в виде нескольких групп заданий, каждая из которых связана по преимуществу с формированием того или иного компонента ДП. Так, зрительно-вестибулярный компонент представлений может быть сформирован посредством подходящих обкруток (см. таблицу, п. 4), ставящих своей целью воспроизведение программы положения тела. Формирование проприоцептивного |
компонента представлений требует применения упражнений, помогающих гимнасту прочувствовать и осознать чисто позный компонент движения. Эта задача может быть решена посредством упражнений, названных в таблице (п. 5) «координирующими проводками». Это в первую очередь пассивные (для гимнаста) упражнения, в которых воспроизводится и уточняется рабочая поза гимнаста в ключевых фазах и моментах движения. В обычных условиях для этого используются разного рода поддержки и проводки, в которых тренер как бы принимает на себя роль «экзоскелетона», упоминавшегося нами выше. Необходимым элементом ДП гимнаста являются также ощущения, связанные с активной мышечной работой. Для выработки и уточнения этих представлений могут (и должны) использоваться упражнения, моделирующие именно мышечную работу гимнаста. Таковы, в частности, «силовые имитации» (см. таблицу, п. 6), представляющие собой упражнения, в которых гимнаст прежде всего концентрирует внимание на характере мышечных напряжений и силовых взаимодействий со снарядом, по возможности исключая при этом другие действия и движения. Наконец, высшей формой моделирования изучаемого упражнения является освоение (опробование) ближайших аналогов данного движения, несущих в себе все его основные структурно-технические признаки (см. таблицу, п. 7). Данные упражнения не только синтезируют в себе средства формирования разнообразных, необходимых в данном случае компонентов ДП, но и (в отличие от обкруток, координирующих проводок, силовых имитаций) дают гимнасту возможность активно действовать, оценивая при этом результат двигательного действия. Завершая данное сообщение, следует отметить, что оно носит постановочный характер и имеет своей целью показать важность и, по существу, недостаточную разработанность проблемы формирования двигательных представлений в гимнастике. Представляется необходимым более тщательное и глубокое изучение методов формирования представлений. Не приходится сомневаться, что результаты такой работы благотворно отразились бы и на практике нашего вида спорта. |
|||
30 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |