|
уменьшения энергетических затрат на выполнение предварительных действий и т. п. Говоря, в частности, об изменении внешних условий, мы имеем в виду приспособления, предназначенные для ограничения отрицательного влияния силы тяжести (применяются в различных видах легкой атлетики, гимнастики, акробатики), сопротивления внешней среды (в плавании, гимнастике), для изменения упругих и инерционных свойств снарядов (практически во всех видах легкой атлетики, в гимнастике, акробатике) и т. д. Подобные технические средства во многих случаях дают хорошие результаты, однако возможность появления и закрепления двигательных ошибок они не исключают, так как поиск правильной, оптимальной техники предоставляют самому спортсмену. Значительно ближе к императивному характеру обучения стоят тренажеры и приспособления, помогающие решать задачи управления процессом становления двигательного навыка путем принудительного воспроизведения осваиваемого упражнения. Поскольку любое, даже самое сложное упражнение состоит из набора элементарных суставных движений, то логично заключить, что приспособления такого назначения должны осуществлять необходимое управление (в частном случае фиксацию позы гимнаста) и тем самым обеспечивать выполнение всего движения с заранее запланированными показателями. В гимнастике технические средства подобного типа были выделены одним из авторов настоящей работы и названы
«тренажерами управления суставными движениями спортсмена» (С. П. Евсеев, 1978). На необходимость разработки подобных тренажеров указывает Н. Г. Сучилин (1980), однако примеров конкретных конструкций не приводит, хотя каждая из них представляет интерес.
Формально ближе всего к устройствам данного типа относятся средства электростимуляционной активации мышц в ходе выполнения упражнения, приспособления для ограничения траекторий отдельных точек, отклонений в положении звеньев (И. П. Ратов, 1976). Однако следует учитывать, что метод электростимуляция, действующий императивно, имеет принципиальное отличие от метода управления изменением суставных движений извне. Средства электростимуляции предназначены для формирования командного импульса к мышцам за счет моделирования эфферентных сигналов. Причем электростимуляционная активация мышц — это направление, требующее серьезных изысканий (определение мышц, которые необходимо стимулировать, выявление времени и способа подачи электрического сиг-нала и т. п.). Кроме того, техническая реализация этого приема обучения в настоящее время слишком дорогостояща, поэтому, если иметь в виду массовое обучение юных спорт-
|
|
сменов, маловероятно, что в ближайшем будущем этот метод найдет широкое применение. В то же время необходимо указать, что приспособления, принудительно задающие или ограничивающие траектории отдельных точек или звеньев тела, давно и с успехом применяются в спортивной гимнастике. В частности, такого рода тренажеры описаны в работах Ф. Трайнера, А. А. Цомая, Ф. П. Мамедова, Б. М. Климовского с соавт., А. Ф. Гринштейна (1969), Н. Г. Сучилина (1974), Н. В. Акуленка, Н. Г. Городецкого и др. С помощью перечисленных тренажеров и приспособлений удается осуществить «ознакомительную проводку», «проводку с постановкой управляющих действий»; «облегченную проводку-помощь», «страховку» (Ю. К. Гавердовский, Ф. П. Мамедов, 1981) и другие методические приемы, существенно повышающие эффективность процесса обучения гимнастическим упражнениям.
Особую ценность представляют тренажеры, с помощью которых удается с большой точностью воспроизводить пространственно-временные характеристики перемещения тех или иных точек тела спортсмена (устройство Ф. П. Мамедова, Н. В. Акуленка, Н. Г. Городецкого). Использование для этих целей электромоторов, гидротормоза и других механизмов и машин позволяет освободить тренера от нетворческой физической работы и поднять эффективность учебного процесса на новый качественный уровень. Отмечая несомненную полезность и необходимость для практики устройств, оказывающих на гимнаста принудительное воздействие, следует указать, что они все-таки не решают окончательно задачи регламентации способа управления движениями, поскольку либо чрезмерно ограничивают активность спортсмена (тренажеры Ф. Трайнера и Б. М. Климовского с соавт.), либо предоставляют ему излишнюю свободу в выборе тех или иных суставных движений (тренажеры остальных авторов), что при неблагоприятных условиях (утомление, недостаточная требовательность тренера и т. п.) может привести к образованию и закреплению двигательных ошибок.
Большим шагом вперед в создании автоматических обучающих систем для овладения двигательными навыками является разработка Э. В. Гостевым и Н. Г. Сучилиным (1981) конструкции частично адаптивной машины, обеспечивающей с помощью электромотора перемещение гимнаста (вернее, его базовой точки) по заданной траектории и позволяющей совершать движения в суставах. При недостаточных или чрезмерных сгибаниях или разгибаниях в суставах (±3°) перемещение обучаемого прекращается и не возобновляется до полного исправления им ошибки. С помощью данного тренажера уже сегодня возможна автоматизация отдельных этапов и операций |
|