Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Диляне Георгиевой. До последнего мгновения своего заключительного упражнения с булавами на титул «королевы» мировой художественной гимнастики реально претендовала и 16-летняя школьница из Астрахани Галина Белоглазова. Только незначительная помарка в самом конце композиции помешала ей завоевать чемпионский титул. Белоглазова уступила абсолютной чемпионке мира всего пять сотых балла и удостоена серебряной медали. Такие же награды в многоборье вручены абсолютной чемпионке мира 1981 г. Анелии Раленковой и обладательнице Кубка мира Лилии Игнатовой из Болгарии. Все они набрали одинаковое количество баллов — 39,60.

Галина Белоглазова была также удостоена золотых медалей в композициях с мячом и лентой и серебряной в упражнении с обручем. Не случайно специалисты назвали Галю одним из самых ярких открытий чемпионата.

Несмотря на неудачу во второй день состязаний хорошее впечатление оставила и абсолютная чемпионка Европы наша Даля Куткайте, получившая 2 бронзовые медали за упражнения с обручем и булавами. Таким образом, в преддверии олимпийского дебюта мы имеем уже нескольких гимнасток, заслуживших в последнее время высшее международное признание.

В Страсбурге в число сильнейших вошли помимо упомянутых Дойна Стакулеску из Румынии, Бианка Дитрих из ГДР, Регина Вебер из ФРГ, Марта Бобо из Испании, Либуше

 

Мойжишова и Даниэла Захоровска из Чехословакии.

Первенство в групповом упражнении на этот раз завоевали болгарки. У советских девушек — серебро. Бронзовой медалью впервые отмечено яркое, оригинальное выступление команды КНДР. Это еще одна приятная неожиданность завершившегося чемпионата мира.

В связи с олимпийским признанием интерес к художественной, или, как ее официально именуют в ФИЖ, спортивно-ритмической гимнастике, во всем мире непрерывно растет. Рождаются все новые соревнования. Появились традиционные международные ежегодные турниры в Москве и Токио, значительно увеличилось число участниц на международных турнирах в Гамбурге, Софии, Корбель Ессоне. В те годы, когда нет чемпионата мира, а награды разыгрывают лишь европейцы, решено проводить чемпионат четырех континентов. В декабре 1980 г. он впервые прошел в Рио-де-Жанейро, где встретились гимнастки Бразилии, Аргентины, США, Мексики, Новой Зеландии, Японии и Австралии.

Как видите, последние годы принесли художественной гимнастике поистине всемирное признание. То, о чем мечтали на заре XX столетия, стало реальностью. Новый вид гимнастики сформировался в самостоятельный, эстетически яркий вид спорта, приносящий радость полноценной жизни современной женщине.

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


ДЖАЗ-ГИМНАСТИКА — СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ТАНЦЕВАЛЬНО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

   
А. Рыбицка, А. Качиньски, кафедра гимнастики Вроцлавского института физической культуры (ПНР)
 

Джаз-гимнастика как современное направление в женской гимнастике возникла в западных странах во второй половине нашего столетия. Как форма двигательной активности она выражается в тесном соединении музыки с ритмико-гимнастическими упражнениями. Характер джазовой музыки придает этой форме гимнастики динамичность, пластичную выразительность и экспрессию. Возникновение такой формы связано с реформаторскими стремлениями к модернизации женской гимнастики в духе самой тесной связи движения с музыкой. К этому стремились известные спе-

 

циалисты Э. Ж. Далькроз, Р. Лабан, Р. Бодэ.

Бурный расцвет современных направлений в гимнастике отмечается в 60-х гг. Возникают школы женской гимнастики, появляются новые названия. В ФРГ школу ритмической гимнастики (Phytmische Gymnastik) открывает М. А. Книс. Там же организует школу современной гимнастики (Modern Gymnastik) Э. Клиндт. Создают школы джаз-гимнастики (Jazzgymnastik) M. Бекман в Швеции и Г. Одэ в ФРГ.

Общей чертой этих направлений является спонтанное развитие выразительности движе-

Library   73   Up


Contents

 

Home
 

ний, инспирированное современными музыкальными формами. Эти разнообразные и ничем не стесненные формы телодвижения согласуются с индивидуальной впечатлительностью спортсменок, их музыкальной восприимчивостью и темпераментом. Помимо вышеупомянутых школ платформой обмена взглядов и опытов становились многочисленные курсы и конференции, а также показы на Гимнаст-радах, проводимых Международной федерацией гимнастики.

Начиная с IV Гимнастрады в Вене в 1965 г. команды западных стран демонстрировали ритмическую гимнастику с применением традиционных для художественной гимнастики и оригинальных предметов: барабанчики, палочки, тамбурины, колокольчики и даже кокосовые орехи.

Существенным оказался не применявшийся до этого очень динамичный музыкальный фон, основательно и всецело детерминирующий характер движений. Под этот аккомпанемент каждое движение обогащалось, углублялось, приобретая полноту выразительности и экспрессивность.

Наибольшую популярность приобрела «джазовая гимнастика», представленная школой Моники Бекман из Швеции. Вследствие чего уже на VI Гимнастраде в Западном Берлине (1975) джазовая гимнастика демонстрировалась представителями ряда стран, в том числе командами ФРГ, Бельгии, Дании, Норвегии и Австрии.

Интерес к гимнастике М. Бекман в настоящее время все возрастает. Основательница этого направления разъезжает по многим странам, ведя широкую популяризаторскую деятельность, участвуя в специальных конференциях и курсах. Возникают новые школы и центры, занимающиеся пропагандой этого очень увлекательного, пользующегося все большей популярностью вида женской гимнастики.

Каковы наиболее яркие черты данного вида гимнастики, ее методические особенности?

Характерной особенностью тренировки в «джазовой гимнастике» является выполнение упражнений, всесторонне активизирующих двигательную систему тела с участием возможно большего количества мышечных групп. Движения занимающихся должны быть динамичными и полными экспрессии, вместе с тем широкими и плавными. Характер движений, обусловленный личным восприятием мелодии и ритма, должен быть выразительным и в то же время отличаться легкостью и непринужденностью. Бее это должно гармонично согласовываться с иногда очень трудным музыкальным фоном. Естественно, джаз-гимнастик а в конечном счете ставит перед своими адептами самые высокие требования. Справиться с ними можно только при разнообразной, многосторонней тренировке, с упором на подвижность в суста-

 

вах. Основными в занятиях джаз-гимнастикой являются упражнения на силу и эластичность мышц с большим акцентом на увеличение гибкости и амплитуды движений. Кроме того, в содержании урока должны быть упражнения по ритмике, элементы классического и народного танцев, наконец, элементы художественной гимнастики. Все упражнения должны сопровождаться разнообразным музыкальным аккомпанементом, с возрастающей степенью сложности.

Упражнения разделяются на следующие группы:

—   упражнения для мышц рук и ног;

—   упражнения для туловища и шеи;

—   упражнения на напряжение и расслабление мышц конечностей и туловища;

—   упражнения на общую координацию, объединяющие упражнения для конечностей и туловища.

Упражнения выполняются на месте, в ходьбе, беге, в высоких, полувысоких и низких позициях.

Объем и интенсивность упражнений устанавливаются в зависимости от цели, степени подготовленности группы.

Руководствуясь известными дидактическими принципами, необходимо:

—   обращать внимание на правильность исходных положений и верное выполнение данного движения;

—   обучение движениям начинать с простых упражнений в облегченных исходных позициях;

—   постепенно вводить все более трудные исходные положения и соединять отработанные формы движения, выполняемые вначале только одной частью тела;

—   изменять исходные положения;

—   вводить ритмические разновидности одних и тех же по форме движений (например, быстрые и медленные движения, акцентирующие моменты, прихлопывание в простых и усложненных ритмах);

—   периодически вводить упражнения с предметами и с партнерами;

— выполнять упражнения в обе стороны.

После первого этапа общей и танцевально-гимнастической подготовки упражнения индивидуализируются, вводятся более сложные координационные формы и асимметричные упражнения, автономизирующие действия левой и правой сторон тела.

С самого начала тренировочного цикла во всех упражнениях должен последовательно осуществляться принцип индивидуализации и творческой активности участников занятий. Это будет стимулировать формирование и развитие индивидуального почерка и экспрессии движений, необходимых в дальнейшей импровизации и собственной интерпретации музыкальных тем.

 
Library   74   Up


Contents

 

Home
 

Овладение этим умением отождествляется с формированием чувственной впечатлительности, вкуса и художественной восприимчивости.

Решающим и ведущим фактором, неотрывно связанным с занятиями джаз-гимнастикой, является музыка. Известно, что музыкальный ритм является незаменимым методическим средством и основой развития и формирования ритма движений.

Естественно, уже с первых уроков джаз-гимнастики следует учить пониманию содержания и глубины слушаемой музыки. С самого начала следует применять простые танцевальные ритмы в размере 4/4 с несложной мелодийной линией. Музыка должна быть звучной и мелодичной, эмоционально побуждающей к упражнениям.

Подбор музыки должен зависеть от характера упражнений. Неправильно подобранная музыка снижает точность движений, искажает их смысл.. Освоение отдельных движений и отработку соединений следует начинать в замедленном темпе, с ростом же умений и навыков занимающихся темп следует увеличивать. В работе с более подготовленными группами используется более живая музыка с переменным ритмом. Рекомендуется применение ритма синкопического, способствующего более сложной координации движений и побуждающего автоэкспрессию тренирующихся.

Самым популярным аккомпанементом в «джазовой гимнастике» является инструментальная музыка, обладающая в сравнении с аккомпанементом на фортепьяно гораздо более полным гармоническим звучанием.

Впрочем, и в практике значительно проще пользоваться пластинками и проигрывателем

 

или магнитофоном с лентами, чем обеспечить хорошо настроенный рояль и иметь квалифицированного аккомпаниатора.

Подбор музыки к занятиям не может быть случайным. И здесь должен действовать принцип постепенного увеличения трудности. Вместе с произвольными упражнениями под музыку в занятия постепенно следует вводить предметы, сначала ударные инструменты, сопровождающие ритм (бубны, барабанчики), затем и предметы для манипуляций одной или двумя руками. С их помощью движения обогащаются, а упражнения приобретают эффектность и увлекательность.

Популяризованная Моникой Бекман джаз-гимнастика является превосходной формой занятий для женщин, стремящихся в гимнастических упражнениях и в спортивном танце дать волю своей энергии, найти отдых и радость в художественно-физической активности. М. Бекман подчеркивает значение джаз-гимнастики, ее форм и ритма в подготовке к таким видам спорта, как фигурное катание на коньках, горнолыжный спорт, фигурное плавание, каратэ и даже спортивные игры, фехтование и легкая атлетика. О том, что польза взаимоотношений джазовой гимнастики и других видов спорта может быть свободной, свидетельствует факт вплетения Моникой Бекман в собственные композиции телодвижений и поз, характерных для вышеупомянутых видов спорта.

Несомненно, джаз-гимнастика заслуживает пристального внимания руководителей спорта и социалистических стран, в которых ставятся большие социально-значимые задачи по приобщению широких масс к занятиям физическими упражнениями.

 

 

ОПЫТ КАФЕДРЫ ГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КАРЛОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

   
В. Сватонь, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гимнастики факультета физического воспитания и спорта Карлова университета (ЧССР)
 

В Чехословакии высоко оценивают массовость гимнастической подготовки подрастающего поколения советских людей.

И хотя в нашей стране обстановка в этом смысле несколько иная, все настойчивее проявляются тенденции, возвышающие значение гимнастики и ее славного прошлого. Известно, что спортивная гимнастика, несмотря на неу-

 

дачи последних лет, остается ведущим олимпийским видом в Чехословакии. Однако на практике значение гимнастики часто недооценивается. Причины подобного положения кроются в том, что у нас в первую очередь учитывают интерес детей к спортивным играм. Этому содействует также и односторонность подхода к необходимому развитию сердечно-

Library   75   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало