Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Овладение этим умением отождествляется с формированием чувственной впечатлительности, вкуса и художественной восприимчивости.

Решающим и ведущим фактором, неотрывно связанным с занятиями джаз-гимнастикой, является музыка. Известно, что музыкальный ритм является незаменимым методическим средством и основой развития и формирования ритма движений.

Естественно, уже с первых уроков джаз-гимнастики следует учить пониманию содержания и глубины слушаемой музыки. С самого начала следует применять простые танцевальные ритмы в размере 4/4 с несложной мелодийной линией. Музыка должна быть звучной и мелодичной, эмоционально побуждающей к упражнениям.

Подбор музыки должен зависеть от характера упражнений. Неправильно подобранная музыка снижает точность движений, искажает их смысл.. Освоение отдельных движений и отработку соединений следует начинать в замедленном темпе, с ростом же умений и навыков занимающихся темп следует увеличивать. В работе с более подготовленными группами используется более живая музыка с переменным ритмом. Рекомендуется применение ритма синкопического, способствующего более сложной координации движений и побуждающего автоэкспрессию тренирующихся.

Самым популярным аккомпанементом в «джазовой гимнастике» является инструментальная музыка, обладающая в сравнении с аккомпанементом на фортепьяно гораздо более полным гармоническим звучанием.

Впрочем, и в практике значительно проще пользоваться пластинками и проигрывателем

 

или магнитофоном с лентами, чем обеспечить хорошо настроенный рояль и иметь квалифицированного аккомпаниатора.

Подбор музыки к занятиям не может быть случайным. И здесь должен действовать принцип постепенного увеличения трудности. Вместе с произвольными упражнениями под музыку в занятия постепенно следует вводить предметы, сначала ударные инструменты, сопровождающие ритм (бубны, барабанчики), затем и предметы для манипуляций одной или двумя руками. С их помощью движения обогащаются, а упражнения приобретают эффектность и увлекательность.

Популяризованная Моникой Бекман джаз-гимнастика является превосходной формой занятий для женщин, стремящихся в гимнастических упражнениях и в спортивном танце дать волю своей энергии, найти отдых и радость в художественно-физической активности. М. Бекман подчеркивает значение джаз-гимнастики, ее форм и ритма в подготовке к таким видам спорта, как фигурное катание на коньках, горнолыжный спорт, фигурное плавание, каратэ и даже спортивные игры, фехтование и легкая атлетика. О том, что польза взаимоотношений джазовой гимнастики и других видов спорта может быть свободной, свидетельствует факт вплетения Моникой Бекман в собственные композиции телодвижений и поз, характерных для вышеупомянутых видов спорта.

Несомненно, джаз-гимнастика заслуживает пристального внимания руководителей спорта и социалистических стран, в которых ставятся большие социально-значимые задачи по приобщению широких масс к занятиям физическими упражнениями.

 

 

ОПЫТ КАФЕДРЫ ГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КАРЛОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

   
В. Сватонь, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой гимнастики факультета физического воспитания и спорта Карлова университета (ЧССР)
 

В Чехословакии высоко оценивают массовость гимнастической подготовки подрастающего поколения советских людей.

И хотя в нашей стране обстановка в этом смысле несколько иная, все настойчивее проявляются тенденции, возвышающие значение гимнастики и ее славного прошлого. Известно, что спортивная гимнастика, несмотря на неу-

 

дачи последних лет, остается ведущим олимпийским видом в Чехословакии. Однако на практике значение гимнастики часто недооценивается. Причины подобного положения кроются в том, что у нас в первую очередь учитывают интерес детей к спортивным играм. Этому содействует также и односторонность подхода к необходимому развитию сердечно-

Library   75   Up


Contents

 

Home
   

сосудистой и дыхательной систем развивающегося организма.

Правда, нельзя не отметить, что наша страна, бесспорно, имеет мировой авторитет в организации всенародных физкультурных праздников. Спартакиада Чехословакии — это уникальное зрелище, форма выражения идейных, политических и общественных достижений социалистического общества.

В этой статье мы хотели бы остановиться на следующих проблемах:

—   характеристике развития гимнастики в ЧССР;

—   научно-исследовательской работе преподавателей кафедры гимнастики ФФВС;

—   взаимосвязи научной работы и подготовки студентов к преподавательской, тренерской и методической работе.

Основным направлением работы кафедры гимнастики является педагогическая деятельность. Она составляет 2/33/4 всей нагрузки преподавателей. На кафедре гимнастики работают 15 преподавателей (из них 5 доцентов), 2 аспиранта и 2 научных работника из Научно-исследовательского центра нашего факультета. Кафедра разделена на два отделения: отделение спортивной гимнастики и отделение основ-

 

Сейчас курбет! (Н. Юрченко)

ной и художественной гимнастики. Преподаватели специализируются по следующим дисциплинам:

—   основная гимнастика,

—   гимнастика с музыкальным сопровожу дением,

—   ритмическая гимнастика,

—   спортивная гимнастика,

—   художественная гимнастика,

—  создание музыкально-двигательных композиций.

Научно-исследовательская и творческая работа кафедры гимнастики идет в следующих направлениях.

Дидактика гимнастики в школьной физической культуре:

85% студентов ФФВС готовится к учительской деятельности в школах всех типов. Этот факт обосновывает более тщательную разработку вышеназванной проблемы, под которой понимается не только методический анализ учебного материала и принципы ее освоения, но и комплексный подход к обучению как к взаимодействию деятельности учителя и ученика.

Library   76   Up


Contents

 

Home
 

Этой проблемой занимаются и многие советские педагоги (Юдин, 1978; Блинов, 1976; Скаткин, 1977; Бабанский, 1975, 1980). Нам хорошо известны статьи наших коллег из Советского Союза Верхошанского и Соколовой (1977), Корецкого (1978), Баклановой и Решетень (1977).

С целью изучения взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения мы создали новый метод исследования — метод анализа дидактической интеракции (Добры, Сватонь, 1975).

Эмпирические данные из сферы учебной деятельности учителя в интеракции с учениками регистрируются при помощи беспроволочной передачи импульсов на магнитофонную ленту. Последующая транскрипция при помощи специального кода и категориальной системы позволяет объединить количественный и качественный уровень обучения.

Результаты анализа структуры и динамики деятельности учителя на уроке гимнастики в школах показали, что:

—   во взаимодействии учителя и учеников полностью доминирует односторонняя коммуникация от учителя к ученикам;

—   преподавание характеризуется высокой авторитативностью учителя;

—   ученики очень часто выступают в роли пассивных объектов преподавания.

Л. Добры (1977) разработал у нас теорию дидактических стилей, управляющих взаимодействием учителя и учеников. В настоящее время мы экспериментально проверяем эти разные стили в школах и стремимся создать оптимальную систему дидактической деятельности.

Научно-исследовательская деятельность в области спортивной и художественной гимнастики.

Работа небольшого коллектива направлена на решение проблем развития некоторых физических и двигательных способностей, структурно-технического анализа двигательного содержания, отбора и моделирования тренировочного процесса.

Кадровое и материально-техническое обеспечение нашего рабочего коллектива не отвечает сложности и объему проблем в этой области. Много ценной информации мы получаем из советских специальных сборников, в которых разработаны отдельные дисциплины гимнастического многоборья.

Доцент Й. Либра работает в настоящее время над диссертацией «Теория, система и управление процессом адаптации у гимнастов». Работа является обобщением физиологических, психологических и дидактических знаний и опыта автора, изучающего процессы адаптации в течение многих лет.

Доцент М. Либра занимается теоретико-эмпирическим изучением координации и спо-

 

собности владения телом в безопорнои фазе движения. Автором был проведен целый ряд экспериментов по связи пространственных, временных и силовых параметров движений.

Научно-исследовательская и профессиональная деятельность в массовой физкультуре.

Все большее значение приобретает изучение функции гимнастики в процессе формирования социалистического образа жизни. Одним из главных специалистов в этой области является доцент Б. Кос. Его публикации выходят в ГДР, Японии и в некоторых странах Южной Америки.

Под руководством доктора педагогических наук Я. Мергаутовой старший преподаватель кафедры гимнастики З. Валова провела обширное исследование значения гимнастики с музыкальным сопровождением для женщин.

Эта форма гимнастики является универсальным средством компенсации односторонней физической нагрузки в рабочем процессе, где преобладают рабочие положения сидя или стоя. Результаты анализа анкет 1600 женщин, занимающихся гимнастикой с музыкальным сопровождением, показали, что женщины используют эту форму гимнастики прежде всего для психического расслабления (релаксации) и для укрепления здоровья.

160 000 женщин занимаются этой гимнастикой в обществах Федерации массовой и рекреационной физкультуры.

Исследование связи музыкально-двигательных отношений и создание гимнастических композиций.

Исследование музыкальных способностей нашей молодежи, проведенное кандидатами педагогических наук Б. Косом и Я. Мнгуле, помогло разработать методику развития ритмических способностей, являющихся важным компонентом координационных способностей.

Особое значение имеет создание теории гимнастических музыкальных композиций (К. Аппелт, Я. Мигуле).

Кафедра гимнастики оказывает решающее влияние на создание композиций массовых выступлений на чехословацких спартакиадах. Более половины авторов гимнастических выступлений на Спартакиаде 1980 г. были преподаватели и выпускники ФФВС. Высокие государственные награды за успешные композиции получили преподаватели кафедры гимнастики Д. Счастна, В. Яноушек, К. Аппелт, М. Либра, В. Сватонь.

Таким образом, педагогическая, научно-исследовательская и творческая деятельность преподавателей кафедры гимнастики проявляется в подготовке студентов — будущих преподавателей физкультуры (90% студентов ФФВС), будущих тренеров по спортивной и художественной гимнастике (5 — 10 человек на одном курсе); будущих медико-организационных работников (10% студентов ФФВС); бу-

 
Library   77   Up


Contents

 

Home
 

дущих авторов музыкально-двигательных композиций.

Мы предлагаем организовывать междуна-

 

родные научные конференции студентов не только по теоретическим работам, но и по созданию гимнастических композиций.

 

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРА


СТАРЕЙШИНА ГИМНАСТИЧЕСКОГО ЦЕХА

     

В Тбилиси, да и во всей Грузии, нет, пожалуй, ни одного спортсмена, не знающего заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного учителя и заслуженного деятеля физической культуры и спорта республики Георгия Ношревановича Мерквиладзе.

Начал заниматься гимнастикой Георгий Ношреванович в 1910 г., учась в гимназии. С 1918 г. преподавал гимнастику в одном из реальных училищ Тбилиси. Затем работал во Всевобуче, принимал активное участие в становлении системы физического воспитания, работая председателем Батумского высшего совета физической культуры, членом ВСФК республики, заведующим кафедрой физической культуры Закавказского коммунистического университета, инструктором физподготовки Грузинской дивизии. До середины 20-х гг. был сильнейшим гимнастом Грузии — неоднократным победителем и призером различных соревнований. Тренировался сам и учил гимнастике других. Его воспитанники тех лет братья В. и Б. Дьячковы, А. Игнатьев, Г. Каплатадзе стали в ряды сильнейших спортсменов страны.

С 1935 г. Георгий Ношреванович стал работать инспектором физвоспитания Народного комиссариата просвещения республики. Сейчас является заместителем директора Республиканского учебно-методического центра физического воспитания и спорта Грузинской ССР. Имея медицинское образование, Г. Н. Мерквиладзе с группой энтузиастов начал еще в конце 30-х гг. первые опыты по организации лечебной и производственной гимнастики. С его именем связано становление физкультурного образования в республике, организации Грузинского научно-исследовательского института физической культуры, факультетов физического воспитания при педагогических институтах.

 

В 1934 г. по его инициативе была создана первая в стране детская спортивная школа, ставшая образцом организации внешкольной физкультурной и спортивной работы.

Многочисленные труды Г. Н. Мерквиладзе по вопросам методики обучения и тренировки, организации спортивно-массовой работы в школе оказали огромную помощь учителям физкультуры и методистам в совершенствовании физического воспитания. Он был и остается руководителем многих научных исследований, редактором многочисленных руководств и пособий.

Георгий Ношреванович — добрый, отзывчивый, по-грузински гостеприимный человек. Убежденный в огромном значении дела, которому служит вот уже более 65 лет, он умеет убедить и увлечь соратников и учеников. Авторитет Мерквиладзе огромен. Когда в 1978 г. научная и спортивная общественность отмечала его 80-летие, торжественное собрание вел заместитель министра просвещения республики. З. Ломидзе, а слово о юбиляре произнес член-корреспондент Академии наук Грузии Ш. Шхвацабая.

За заслуги в научной, методической, организаторской и спортивной работе Георгий Ношреванович Мерквиладзе награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и многочисленными медалями. Недавно Георгию Ношревановичу исполнилось 85 лет. Он полон сил и энергии, которые отдает любимому делу. Так пусть будут они неисчерпаемы.

Управление гимнастики Спорткомитета СССР, президиум Всесоюзной федерации гимнастики, редколлегия и читатели сборника сердечно поздравляют юбиляра, желают ему отменного здоровья, долгих лет активного творческого труда на благо любимого вида спорта.

Library   78   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало