|
Этой проблемой занимаются и многие советские педагоги (Юдин, 1978; Блинов, 1976; Скаткин, 1977; Бабанский, 1975, 1980). Нам хорошо известны статьи наших коллег из Советского Союза Верхошанского и Соколовой (1977), Корецкого (1978), Баклановой и Решетень (1977).
С целью изучения взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения мы создали новый метод исследования — метод анализа дидактической интеракции (Добры, Сватонь, 1975).
Эмпирические данные из сферы учебной деятельности учителя в интеракции с учениками регистрируются при помощи беспроволочной передачи импульсов на магнитофонную ленту. Последующая транскрипция при помощи специального кода и категориальной системы позволяет объединить количественный и качественный уровень обучения.
Результаты анализа структуры и динамики деятельности учителя на уроке гимнастики в школах показали, что:
— во взаимодействии учителя и учеников полностью доминирует односторонняя коммуникация от учителя к ученикам;
— преподавание характеризуется высокой авторитативностью учителя;
— ученики очень часто выступают в роли пассивных объектов преподавания.
Л. Добры (1977) разработал у нас теорию дидактических стилей, управляющих взаимодействием учителя и учеников. В настоящее время мы экспериментально проверяем эти разные стили в школах и стремимся создать оптимальную систему дидактической деятельности.
Научно-исследовательская деятельность в области спортивной и художественной гимнастики.
Работа небольшого коллектива направлена на решение проблем развития некоторых физических и двигательных способностей, структурно-технического анализа двигательного содержания, отбора и моделирования тренировочного процесса.
Кадровое и материально-техническое обеспечение нашего рабочего коллектива не отвечает сложности и объему проблем в этой области. Много ценной информации мы получаем из советских специальных сборников, в которых разработаны отдельные дисциплины гимнастического многоборья.
Доцент Й. Либра работает в настоящее время над диссертацией «Теория, система и управление процессом адаптации у гимнастов». Работа является обобщением физиологических, психологических и дидактических знаний и опыта автора, изучающего процессы адаптации в течение многих лет.
Доцент М. Либра занимается теоретико-эмпирическим изучением координации и спо-
|
|
собности владения телом в безопорнои фазе движения. Автором был проведен целый ряд экспериментов по связи пространственных, временных и силовых параметров движений.
Научно-исследовательская и профессиональная деятельность в массовой физкультуре.
Все большее значение приобретает изучение функции гимнастики в процессе формирования социалистического образа жизни. Одним из главных специалистов в этой области является доцент Б. Кос. Его публикации выходят в ГДР, Японии и в некоторых странах Южной Америки.
Под руководством доктора педагогических наук Я. Мергаутовой старший преподаватель кафедры гимнастики З. Валова провела обширное исследование значения гимнастики с музыкальным сопровождением для женщин.
Эта форма гимнастики является универсальным средством компенсации односторонней физической нагрузки в рабочем процессе, где преобладают рабочие положения сидя или стоя. Результаты анализа анкет 1600 женщин, занимающихся гимнастикой с музыкальным сопровождением, показали, что женщины используют эту форму гимнастики прежде всего для психического расслабления (релаксации) и для укрепления здоровья.
160 000 женщин занимаются этой гимнастикой в обществах Федерации массовой и рекреационной физкультуры.
Исследование связи музыкально-двигательных отношений и создание гимнастических композиций.
Исследование музыкальных способностей нашей молодежи, проведенное кандидатами педагогических наук Б. Косом и Я. Мнгуле, помогло разработать методику развития ритмических способностей, являющихся важным компонентом координационных способностей.
Особое значение имеет создание теории гимнастических музыкальных композиций (К. Аппелт, Я. Мигуле).
Кафедра гимнастики оказывает решающее влияние на создание композиций массовых выступлений на чехословацких спартакиадах. Более половины авторов гимнастических выступлений на Спартакиаде 1980 г. были преподаватели и выпускники ФФВС. Высокие государственные награды за успешные композиции получили преподаватели кафедры гимнастики Д. Счастна, В. Яноушек, К. Аппелт, М. Либра, В. Сватонь.
Таким образом, педагогическая, научно-исследовательская и творческая деятельность преподавателей кафедры гимнастики проявляется в подготовке студентов — будущих преподавателей физкультуры (90% студентов ФФВС), будущих тренеров по спортивной и художественной гимнастике (5 — 10 человек на одном курсе); будущих медико-организационных работников (10% студентов ФФВС); бу- |
|