Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

лять в любых условиях, но не большими количествами жидкости. Дело в том, что потоотделение приводит к уменьшению, количества влаги, окружающей мышечные клетки. Они лишаются возможности нормально функционировать до тех пор, пока потери жидкости не будут компенсированы.

Нередки ошибки в питьевом режиме перед тренировкой и соревнованием. В этих условиях, несмотря на то, что последний прием пищи происходит за 1,5 — 2,5 ч до физической нагрузки, гимнасты пьют кофе (очевидно, для возбуждения), а также молоко, которое, кстати, лучше усваивается организмом в виде кисломолочных продуктов (кефира, простокваши и т. п.).

Конкретные рекомендации по рационализации питьевого режима спортсменов можно представить следующим образом.

1.  Жажда должна быть утолена перед, во время и после тренировочных и соревновательных нагрузок.

2.   Для утоления жажды имеет значение не только абсолютное количество воды, но и ее вкусовые свойства, а также полезность напитка.

3.  Утоление жажды эффективно, если применять минеральную воду типа «Боржоми» и «Нарзан». При этом происходит обогащение тканей организма солями, что помогает им удерживать нужное количество воды.

4.   Наряду с этим правильное обеспечение водного баланса организма во многом зависит от набора продуктов питания и особенно от минеральной их ценности. Это обстоятельство требует самого серьезного внимания к составлению рациона гимнаста.

5.   Регуляция водно-солевого обмена во время физических нагрузок или в перерывах между ними не может обойтись без применения специализированных углеводно-минеральных напитков, среди которых выделяются напитки «Олимпия» и «Виктория». В составы этих напитков входят углеводы различной сте-

 

пени сложности, в том числе и легкоусваиваемые соли калия, натрия, фосфора, кальция, витамин С, фруктовые и ягодные экстракты, ароматические эссенции. Имеются, разумеется, смеси, изготовить которые можно самостоятельно либо заказать в аптеке на основании соответствующих рецептур. Приведем составы некоторых из них.

 

Состав № 1:

Сахар — 50 г; глюкоза — 50 г; фруктовый или ягодный сок — 40 г; аскорбиновая кислота — 0,5 г; однозамещенный фосфорнокислый натрий — 1 г; хлористый натрий — 1 г; охлажденная кипяченая вода — 200 мл.

Состав № 2:

Сахар — 50 г; глюкоза — 25 г; клюквенное варенье — 5 г; аскорбиновая кислота — 0,3 г; лимонная кислота — 0,5 г; однозамещенный фосфорнокислый натрий — 3 г; отвар из 20 г «Геркулеса» на 200 мл воды.

 

Во всех случаях лучше всего применять изотонические и гипотонические углеводно-минеральные напитки, растворы которых имеют концентрацию соответственно от 10 до 6% и ниже. В перерывах между нагрузками рекомендуются в основном изотонические растворы, но обязательно небольшими порциями и не более 100 мл за прием. Если же во время тренировки спортсмен теряет много воды и солей, то сразу после ее завершения необходимо выпить изотонический или гипотонический раствор углеводно-минерального напитка. Пить следует до полного удовлетворения чувства жажды. Это самый простой и физиологически правильный способ. В то же время надо помнить, что выпитая жидкость не может сразу утолить жажду, так как ее всасывание и поступление в кровь и ткани организма начинается примерно через 10 — 15 мин.

Таким образом, соблюдение данного водно-солевого режима является необходимым условием сохранения здоровья и служит важной программой воспитания общей культуры питания человека и спортсмена, надежной гарантией высокой общей работоспособности и спортивных достижений.

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


ПРИЗНАНИЕ

   
В. Д. Найпак, заместитель
председателя Федерации художественной гимнастики СССР
 

Будапешт — Прага — Копенгаген — Варна — Гавана — Роттердам — Мадрид — Базель — Лондон — Мюнхен — Страсбург. Такова география прошедших одиннадцати миро-

 

вых чемпионатов. Сейчас художественной гимнастикой занимаются более чем в сорока странах мира, на всех пяти континентах. А девятнадцать лет назад, 7 декабря 1963 г., на

Library   69   Up


Contents

 

Home
 

помосте будапештского «Спортпаласа» 28 гимнасток из 10 стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Испании, Польши, Румынии, Советского Союза, Финляндии, Чехословакии и Югославии разыграли награды первого в истории этого вида спорта чемпионата мира. Тогда на высшей ступени пьедестала стояла советская гимнастка москвичка Людмила Савинкова — первая абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике. Серебряной награды была удостоена ее землячка Татьяна Кравченко. Бронзовая медаль была вручена Юлии Трашлиевой из Болгарии. Официальное международное признание нового вида спорта — художественной гимнастики — состоялось!

В начале XX столетия в России, прежде всего в городе на Неве, появилось значительное число студий ритмики, пластического и выразительного танца. Среди них в двадцатые годы выделялись коллективы Елены Горловой и Зинаиды Вербовой.

Великая Октябрьская социалистическая революция круто изменила положение женщины в нашей стране. Женщина впервые стала пользоваться равными правами с мужчиной и вышла на социальную авансцену. Миллионы женщин получили доступ к физической культуре. Время настоятельно требовало поиска новых форм физического воспитания женщины, критического переосмысления полученного наследия, творческого подхода к созданию специальной гимнастики для женщин. В 1931 г. при Ленинградском областном совете по физической культуре создается первая секция художественной гимнастики, а спустя три года в Ленинградском институте физической культуры им. Лесгафта открывается Высшая школа художественного движения. В 1936 г. все слушатели Высшей школы были переведены на III курс педагогического факультета института, и спустя два года в Советском Союзе появились первые специалисты по художественной гимнастике с высшим образованием. Любопытно выглядит зачетка студентки тех лет. В ней зафиксированы такие обязательные предметы, как сольфеджио, теория музыки, история музыкальной литературы, постановочная работа, музыкально-выразительные этюды, характерный танец... В зачетках можно найти отметки за сданные зачеты по легкой атлетике, фехтованию, плаванию, спортивным играм, анатомии и физиологии — всему тому, что так необходимо специалисту физической культуры высшей квалификации.

«Упражнения «художниц», на мой взгляд, — это настоящие произведения искусства, и меня, естественно, радуют те из них, в которых наиболее ярко отражена суть музыкального произведения... Главное — чувствовать музыку. Может быть, интуитивно, но чувствовать», — так характеризовал современных мастеров художественной гимнастики извест-

 

ный советский композитор Арам Хачатурян. Наш выдающийся современник видел художественную гимнастику такой, какая она сейчас. Сформировавшаяся в самостоятельный, эстетически яркий вид спорта, отбросившая все лишнее и завоевавшая прочный спортивный авторитет.

А ведь отобрать и систематизировать то лучшее, что стало основой современной художественной гимнастики, было непросто. Немало дискуссий вызывали вопросы направления развития нового вида спорта, его программы. Не удивительно поэтому, что на первом Всесоюзном конкурсе, прошедшем в декабре 1947 г. в столице Эстонии Таллине, вместе с командами гимнасток Москвы, Ленинграда, Грузинской, Латвийской, Литовской, Армянской и Эстонской ССР выступила и группа танцевальной студии им. Айседоры Дункан.

Спустя два года в Киеве состоялся уже чемпионат страны. Победительницами первых чемпионатов СССР неизменно становились представительницы Ленинграда — колыбели советской школы художественной гимнастики А. Башнина, Л. Денисова, В. Сивохина, З. Третьякова, Д. Огородова. С каждым годом все четче вырисовывалась спортивная направленность нового вида спорта, формировалась программа многоборья. Художественная гимнастика настойчиво завоевывала место в спортивной классификации,. В 1950 г. появляется программа для начинающих и гимнасток III — I разрядов. Спустя четыре года утверждается классификационная программа мастеров спорта. Свердловчанка Лилия Назмутдинова на всю жизнь запомнила чемпионат СССР 1954 г. в Ярославле. Ей выпал счастливый жребий стать первым мастером спорта СССР по художественной гимнастике и абсолютной чемпионкой страны.

В программе тех лет присутствовали упражнения с элементами акробатики, прыжки с трамплина через планку, обязательные и произвольные композиции без предмета и с предметами. Кстати, история формирования упражнений с предметами очень своеобразна и интересна. Шарф и мяч пришли к нам из античного искусства; лента появилась на массовых физкультурных выступлениях 40-х гг., ее впервые использовали в балете «Красный мак», потом на эстраде; дебютом для обруча оказалось выступление гимнасток Института физической культуры им. Лесгафта; булавы (вымпела) бытовали еще во времена школы «Сокол» (начало XX века) и, наконец, скакалку принесли в программу художественной гимнастики детские танцевальные коллективы ленинградского Дворца пионеров.

С 1955 г. советские гимнастки начали участвовать в показательных выступлениях за рубежом, выступали в Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии, Болгарии и

 
Library   70   Up


Contents

 

Home
 

других странах, привлекая внимание к художественной гимнастике специалистов по физическому воспитанию женщин. На конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) 1958 г. в Москве делегация Всесоюзной секции художественной гимнастики демонстрирует членам конгресса показательный урок, после чего советские гимнасты выступили с произвольными упражнениями. Показ прошел с большим успехом. Художественной гимнастикой заинтересовалась президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше. Вскоре она присутствовала на чемпионате Советского Союза в Москве, посетила занятия ряда секций. На очередном заседании технического комитета ФИЖ было решено провести демонстрацию художественной гимнастики всем национальным федерациям, приурочив ее к Гимнастраде 1961 г. в Штутгарте. После Гимнастрады техком ФИЖ решает провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике 7 — 8 декабря 1963 г. в Будапеште. Соревнования проходили по принятым техкомом ФИЖ правилам, которые практиковались в Советском Союзе.

К этому времени новый вид спорта уже имел своих поклонниц в ряде европейских государств, и в первую очередь в социалистических странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии. Тренеры и гимнастки этих стран учились у советских мастеров и, как показали последующие чемпионаты мира, оказались способными учениками. Но первые шаги давались с трудом. О том времени ведущий специалист болгарской школы Жульета Шишманова писала: «Трудности заключались прежде всего в неясности нашей позиции. Доминировали советские гимнастки, воспитанные на основе знаменитой школы русского балета, демонстрировали изящество и изысканность движений... Мы же хотели найти свой путь, создать свою, болгарскую школу». Поиски, эксперименты в тот период были характерны для многих национальных федераций. Именно в это время, в 1960 г., состоялась первая международная товарищеская встреча гимнасток трех стран — Болгарии, Чехословакии и Советского Союза — по произвольной программе, в которой команда СССР одержала победу. Ну, а в 1963 г., как и планировалось, в Будапеште прошли первые крупные международные соревнования десяти европейских стран, которые и стали первым официальным чемпионатом мира по художественной гимнастике. В программе состязаний было троеборье: произвольное упражнение без предмета и два — с предметами. Титул первой абсолютной чемпионки мира, как уже говорилось, достался советской гимнастке Людмиле Савинковой.

Второй чемпионат мира (а они стали проводиться раз в два года) состоялся в Праге.

 

Гимнастическую корону неожиданно для всех завоевала девятнадцатилетняя хозяйка помоста Хана Мичехова.

В 1967 г. на третьем чемпионате мира в Копенгагене вновь неожиданность — лавры сильнейшей гимнастки планеты достаются шестнадцатилетней москвичке Елене Карпухиной. Ее восхождение на гимнастический трон было в чем-то схоже со спортивной судьбой Ханы Мичеховой. За два года до начала чемпионата мира Лена была никому не известной перворазрядницей, а в Дании сумела покорить и зрителей, и судей. Датские газеты не случайно назвали тогда Лену «русским чудом с бантиком». Непосредственность, живость и выразительность движений в сочетании со сложностью упражнений и высокой техникой исполнения принесли ей заслуженный успех. В Копенгагене в программу чемпионата мира впервые было включено групповое произвольное упражнение с предметом. И здесь советские гимнастки оказались сильнейшими.

Мария Гигова в болгарской школе художественной гимнастики составляет целую эпоху. В 1969 г. сбылась ее мечта: у себя на родине, в солнечной Варне, Мария была увенчана лаврами абсолютной чемпионки мира. Светлый, лиричный талант гимнастки, мягкая, артистичная манера исполнения, глубокое эмоциональное восприятие музыки и великолепная техника движения принесли ей успех. Болгарские мастера первенствовали и в групповом упражнении.

Спустя два года в Гаване Гигова вновь становится абсолютной чемпионкой мира. Ее подруги по команде праздновали победу в групповом упражнении. Наступил 1973 год. Шестое первенство мира в Роттердаме. Несмотря на возросшую конкуренцию, Мария не складывает оружия и пытается отстоять титул сильнейшей. Это ей удается. Правда, на этот раз Гиговой приходится разделить корону с выдающейся советской гимнасткой Галимой Шугуровой. Ну, а в групповом упражнении золотые медали вновь у советских девушек.

Шло время, и представительство гимнасток, добившихся высшего международного признания, быстро расширялось. Вслед за X. Мичеховой, М. Гиговой в число сильнейших вошли Нешка Робева, Красимира Филипова, Румяна Стефанова (Болгария), Соня Педросо (Куба), Мария Паточка (Венгрия), Цой Сун Дук (КНДР). Блестящая плеяда мастеров была воспитана в Советском Союзе: Татьяна Кравченко, Эльвира Аверкович, Любовь Парадиева, Альфия Назмутдинова. Возросшая конкуренция делала соревнования с каждым годом все более интересными и захватывающими. Изменилась и программа чемпионатов. После первенства мира в Варне женский техком ФИЖ исключил из программы чемпионатов мира упражнение без предмета.

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

Мы остановились на чемпионате мира в Роттердаме, где соревновались гимнастки уже более 20 стран, а Мария Гигова и Галима Шугурова поделили лавры абсолютной чемпионки мира. Галима Шугурова к этому времени уже не была новичком на международной арене. Еще в Варне она отобрала у Гиговой две золотые медали в упражнениях с мячом и скакалкой, а в многоборье стала второй. После Роттердама ушла из большого спорта Гигова. На гимнастическом небосклоне взошла еще одна звезда — Ирина Дерюгина. В 1977 г. в швейцарском городе Базеле вместе с Шугуровой эти две советские спортсменки вели борьбу за золотые медали восьмого чемпионата мира. Абсолютная победительница предыдущего мирового первенства (Мадрид, 1975 г. — социалистические страны в нем не участвовали) Кармен Ришер (ФРГ) составить им конкуренцию не смогла. Дерюгина завоевала тогда первое место, Шугурова была второй. Но в отдельных упражнениях Галима осталась верна себе — три золотые медали вновь оказались у нее. Таким образом, она стала обладательницей самой богатой коллекции высших наград чемпионатов мира.

В 1978 г. Шугурова добивается еще одного успеха — в Мадриде на первом чемпионате Европы она выигрывает титул абсолютной чемпионки и покидает спорт.

Трудно быть «королевой» гимнастики. С каждым новым сезоном спортсменки все новых стран включаются в борьбу за звание сильнейшей. Все больше молодых талантов выносят свое мастерство на суд арбитров. Современные соревнования не просто красивое зрелище, это борьба, в которой надо обладать силой духа, целеустремленностью, хладнокровием. Не случайно известная кубинская гимнастка Кристи Дель Пино как-то сказала: «Художественная гимнастика — это огромный труд, одетый в легкий, веселый костюмчик».

В 1979 г. в Лондоне на стадионе Уэмбли Ирина Дерюгина вновь на высшей ступени пьедестала почета. В упорной борьбе она выигрывает пять сотых балла у новой советской звезды Елены Томас и вторично становится абсолютной чемпионкой мира. Бронза также у советской гимнастки Ирины Габашвили. Золотые награды в групповом упражнении опять же получили представительницы СССР.

Популярность художественной гимнастики стремительно возрастает. Талантливые спортсменки появились в Японии и Италии, Франции и Испании. В соревнованиях стали участвовать гимнастки Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Мексики, Норвегии, Швеции, Соединенных Штатов Америки. Такая популярность, значительный рост исполнительского мастерства помогли художественной гимнастике получить олимпийское признание. Летом 1980 г. сбылась мечта

 

многих поколений «художниц». В Москве на сессии МОК, проходившей накануне Московской олимпиады, художественная гимнастика была включена в программу Олимпийских игр. Олимпийский дебют состоится лишь в 1988 г. Однако уже с 1980 г. все события в мире художественной гимнастики рассматриваются под олимпийским углом зрения. Еще в ходе лондонского первенства мира мы познакомились с рядом новых ярких талантов. В СССР это Е. Томас и И. Габашвили, в Болгарии Илиана Раева, в Чехословакии Даниэла Бошанска. Но начался олимпийский цикл подготовки, и появилась новая волна. В болгарской школе заблистали Анелия Раленкова, Лилия Игнатова, Даниэла Гранчарова, в ГДР появилась перспективная Бианка Дитрих, в Венгрии — Дьерди Ковач, на Кубе — Айда Эрнандес, в Румынии — Дорина Кордош, в Испании — Соня Конде, в Советском Союзе в лидирующую группу вошли Даля Куткайте, Ирина Девина, Венера Зарипова, Галина Белоглазова, Светлана Кудинова.

Абсолютной чемпионкой Европы 1980 г. в Амстердаме стала болгарка Илиана Раева. Спустя год ее соотечественница Анелия Раленкова в Мюнхене была провозглашена абсолютной чемпионкой мира, а И. Раева и Л. Игнатова повторили лондонский успех советских гимнасток, заняв второе и третье места в многоборье. Болгарки победили и в групповом упражнении. Заметим, что на десятом юбилейном чемпионате мира число стран-участниц приблизилось к тридцати. Третий чемпионат Европы в норвежском городе Ставангере принес успех Дале Куткайте (СССР) и Анелии Раленковой (Болгария), поделившим абсолютное первенство. Золотые медали в групповом упражнении вручены нашей «великолепной шестерке» — Е. Букреевой, Т. Воротынцевой, С. Гусевой, С. Кудиновой, Н. Курочкиной и О. Родионовой.

1983 г. подарил мастерам художественной гимнастики еще один дебют. В столице Югославии Белграде они впервые разыграли Кубок мира. В личном первенстве золотой кубок увезла к себе на родину болгарская гимнастка Лилия Игнатова. Наша Д. Куткайте уступила победительнице три десятых балла и получила серебряную награду. А. вот в групповой композиции успех оказался на стороне наших спортсменок.

И, наконец, последние новости. Во французском городе Страсбурге 10 — 13 ноября прошлого года состоялся одиннадцатый чемпионат мира.

В нем участвовали спортсменки 33 стран мира. Прошедшие состязания еще раз подтвердили высокий класс советских и болгарских гимнасток. Большая золотая медаль абсолютной чемпионки мира вручена дебютантке соревнований 18-летней студентке из Софии

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

Диляне Георгиевой. До последнего мгновения своего заключительного упражнения с булавами на титул «королевы» мировой художественной гимнастики реально претендовала и 16-летняя школьница из Астрахани Галина Белоглазова. Только незначительная помарка в самом конце композиции помешала ей завоевать чемпионский титул. Белоглазова уступила абсолютной чемпионке мира всего пять сотых балла и удостоена серебряной медали. Такие же награды в многоборье вручены абсолютной чемпионке мира 1981 г. Анелии Раленковой и обладательнице Кубка мира Лилии Игнатовой из Болгарии. Все они набрали одинаковое количество баллов — 39,60.

Галина Белоглазова была также удостоена золотых медалей в композициях с мячом и лентой и серебряной в упражнении с обручем. Не случайно специалисты назвали Галю одним из самых ярких открытий чемпионата.

Несмотря на неудачу во второй день состязаний хорошее впечатление оставила и абсолютная чемпионка Европы наша Даля Куткайте, получившая 2 бронзовые медали за упражнения с обручем и булавами. Таким образом, в преддверии олимпийского дебюта мы имеем уже нескольких гимнасток, заслуживших в последнее время высшее международное признание.

В Страсбурге в число сильнейших вошли помимо упомянутых Дойна Стакулеску из Румынии, Бианка Дитрих из ГДР, Регина Вебер из ФРГ, Марта Бобо из Испании, Либуше

 

Мойжишова и Даниэла Захоровска из Чехословакии.

Первенство в групповом упражнении на этот раз завоевали болгарки. У советских девушек — серебро. Бронзовой медалью впервые отмечено яркое, оригинальное выступление команды КНДР. Это еще одна приятная неожиданность завершившегося чемпионата мира.

В связи с олимпийским признанием интерес к художественной, или, как ее официально именуют в ФИЖ, спортивно-ритмической гимнастике, во всем мире непрерывно растет. Рождаются все новые соревнования. Появились традиционные международные ежегодные турниры в Москве и Токио, значительно увеличилось число участниц на международных турнирах в Гамбурге, Софии, Корбель Ессоне. В те годы, когда нет чемпионата мира, а награды разыгрывают лишь европейцы, решено проводить чемпионат четырех континентов. В декабре 1980 г. он впервые прошел в Рио-де-Жанейро, где встретились гимнастки Бразилии, Аргентины, США, Мексики, Новой Зеландии, Японии и Австралии.

Как видите, последние годы принесли художественной гимнастике поистине всемирное признание. То, о чем мечтали на заре XX столетия, стало реальностью. Новый вид гимнастики сформировался в самостоятельный, эстетически яркий вид спорта, приносящий радость полноценной жизни современной женщине.

 

 

ЗА РУБЕЖОМ


ДЖАЗ-ГИМНАСТИКА — СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ТАНЦЕВАЛЬНО-ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

   
А. Рыбицка, А. Качиньски, кафедра гимнастики Вроцлавского института физической культуры (ПНР)
 

Джаз-гимнастика как современное направление в женской гимнастике возникла в западных странах во второй половине нашего столетия. Как форма двигательной активности она выражается в тесном соединении музыки с ритмико-гимнастическими упражнениями. Характер джазовой музыки придает этой форме гимнастики динамичность, пластичную выразительность и экспрессию. Возникновение такой формы связано с реформаторскими стремлениями к модернизации женской гимнастики в духе самой тесной связи движения с музыкой. К этому стремились известные спе-

 

циалисты Э. Ж. Далькроз, Р. Лабан, Р. Бодэ.

Бурный расцвет современных направлений в гимнастике отмечается в 60-х гг. Возникают школы женской гимнастики, появляются новые названия. В ФРГ школу ритмической гимнастики (Phytmische Gymnastik) открывает М. А. Книс. Там же организует школу современной гимнастики (Modern Gymnastik) Э. Клиндт. Создают школы джаз-гимнастики (Jazzgymnastik) M. Бекман в Швеции и Г. Одэ в ФРГ.

Общей чертой этих направлений является спонтанное развитие выразительности движе-

Library   73   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало