|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При опросе студентов предполагалось, что все они, хорошо усвоив объяснения на занятиях по гимнастике, прочитав рекомендованную литературу, именно так, как .пишется в комплексе ГТО, и будут отвечать на вопросы преподавателя об утренней гимнастике. Оказалось — нет. Многие просто «забывают» о ней, другие ссылаются на чрезмерную дальность поездки из дома в институт, а значит, и нежелании рано вставать. Большинство студентов начинают утреннюю гимнастику с резких, необоснованно быстрых упражнений типа рывков или быстрых кругов руками и т. д. Лишь представители двух специализаций — лыжного спорта и легкой атлетики правильно, умело и точно составляли комплексы упражнений, регулярно видоизменяя их дозировку, объем и содержание. Правильно соблюдаются этими студентами и гигиенические требования к зарядке, в результате чего среди них меньше заболевших или пропустивших занятия по неуважительной причине. Среди студентов других специализаций тоже встречаются представители, регулярно выполняющие утреннюю гимнастику, но там они являются исключением из правил. Наши наблюдения за представителями специализаций, которые регулярно выполняют комплексы утренней гимнастики, совпадают с описанными в брошюре В. И. Ильинича и М. Я. Виленского: «... наблюдения за группой студентов, регулярно выполнявших зарядку, и за теми, кто не делал ее, показали, что у первых период включения в качественный учебный труд составлял 15 мин, а у вторых — до 45 мин». Профессиональное мастерство преподавателя по физическому воспитанию и тренера по избранному виду спорта закладывается в институте. И где, как не в высшей школе, важно, необходимо приучить студентов серьезно |
относиться к своему собственному здоровью, бережно и рационально планировать свое свободное время, не забывая часть его обязательно уделять укреплению здоровья. Тем более что утренняя зарядка может и должна являться предпосылкой хорошей тренировки и ее составной частью. Очень правильно поступают преподаватели тех специализаций, которые не забывают интересоваться выполнением утренней гимнастики своими воспитанниками, помогают лучше ее планировать, контролируют дозировку отдельных упражнений и всего комплекса. Интересна, хотя и небесспорна, статья доктора медицинских наук, профессора И. П. Брехман «Обязанность быть здоровым» («Наука и жизнь», 1983, № 11, с. 78 — 83). Было бы правильно студентам спортивных вузов прочитать эту статью, обсудить ее в учебных группах и извлечь из нее полезные и необходимые знания для активной пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих их людей. Утренняя гимнастика входит во все ступени комплекса ГТО (от начальной ступени — «К стартам — готов!», введенной постановлением Спорткомитета СССР от 27 июня 1979 г. для детей 7 — 9 лет, до V ступени — «Бодрость и здоровье!» для мужчин 40 — 60 и женщин 36 — 55 лет). Объем комплекса в количеств движений подсчитывался следующим образом. Например: 1 — 2 — левая в сторону на поясок, наклон влево, руки за голову — выдох; 3 — 4 — и. п. (о. с.); 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Перемножив количество повторений на дозировку, узнаем объем данного упражнения. Примерные комплексы, приводимые в приложениях к комплексу ГТО, имеют такие объемы: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитывая, что эти комплексы вряд ли научно обоснованны, мы брали их лишь в качестве ориентировочных: для сравнения с ними выполняемых студентами. Следует отметить, что и в рекомендованных комплексах, и в составленных студентами не указана интенсивность упражнений, отсутствуют указания на промежутки отдыха между упражнениями и др. Ряд авторов (М. Ф. Гриненко, Г. С. Решетников, 1981; Н. М. Амосов, 1981; Э. Г. Булич, 1981; В. И. Ильинич, М. Я. Виленский, 1983, и др.) считают, что утренняя гимнасти- |
ка непродолжительна (15 — 25 мин), незначительна по объему, средняя по интенсивности. Это, видимо, правильно для людей, не занимающихся спортом, не имеющих больших физических нагрузок. Для спортсменов же, по нашему мнению, лучше применять в утренней гимнастике упражнения, придающие ей характер дополнительной тренировки с объемами 600 — 1000 движений для девушек и от 1000 до 2100 движений для юношей. «Движением» здесь называются каждые пружинные изменения положения звеньев тела (наклон, поворот, приседа- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1 Суммарные показатели двигательных объемов упражнений
* За норму объемов движений в упражнениях утренней гимнастики у студентов 2-го общего курса взяты условные показатели подсчета движений, рекомендованных в примерных комплексах ГТО для возраста 16 — 18 лет (т. е. 520 движений). Таблица 2 Суммарные показатели двигательных объемов упражнений в утренней
* За норму объемов движений в упражнениях утренней гимнастики у студенток 2-го общего курса взяты условные показатели подсчета движений, рекомендованных в примерных комплексах ГТО для возраста 16 — 18 лет (т. е. 500 движений). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 |
|
||||
ние, мах ногой, рывок руками и т. п.). Ряд движений, выполняемых подряд, на определенное количество счетов и с определенной дозировкой (количеством повторений) мы называем «упражнением». В рекомендациях комплекса ГТО записано: «Выполнение упражнений утренней гимнастики проводится в форме соревнований. Знания проверяются в беседе». Так принимались упражнения у студентов ИФК. различных специализаций. В практике проведения соревнований по утренней гигиенической гимнастике чаще всего учитывают синхронность и выразительность выполнения упражнений всеми участниками, музыкальное оформление, которое при этом используется, также учитывается на соревнованиях. Нам кажется, что, помимо хорошей осанки, чистоты исполнения и других моментов внешних характеристик движений, следовало бы для определения победителей командного и далее личного первенства учитывать не только внешние характеристики, но и количественную сторону, т. е. содержательную часть комплексов. Особенно важен этот момент при индивидуальной форме зачета для определения лучшего физкультурника, который применяет удобный для себя комплекс упражнений. Способ пересчета упражнений типа бега и ходьбы на месте, прыжков был изложен выше. Для определения абсолютных победителей соревнований по утренней гигиенической гимнастике следует учитывать и количество |
упражнений, и их дозировку (объем), и выполнение без значительных нарушений внешних форм упражнений. Суммарные показатели объема и качества упражнений (в комплексе) могут свидетельствовать о тщательности сги разработки и достаточности нагрузки в нем. Объективными показателями нагрузки служат и показания пульса до и после занятия. На основании бесед со студентами выяснилось, что не все они регулярно и достаточно серьезно относятся к выполнению утренней гимнастики (некоторые просто переписывают упражнения у товарищей), о чем свидетельствуют и малые по объему, явно заниженные двигательные нагрузки (для возраста 17 — 20 лет). Однако студенты специализаций: лыжный спорт, хоккей, волейбол (у юношей) и лыжный спорт, гребной спорт, конькобежный спорт (у девушек) регулярно выполняют утреннюю гимнастику. Во время наблюдений мы обратили внимание на то, что студенты, имеющие хорошие внешние показатели физической подготовленности, чаще манкируют утренней гимнастикой, чем студенты средней подготовленности. С целью популяризации утренней гимнастики среди студентов, поощрения их можно рекомендовать осуществление проверки ее регулярно (как минимум 2 раза в учебном году). Для лучшей подготовки специалистов целесообразно ввести в программу по гимнастике для студентов негимнастических специализаций методическое занятие на тему: «Утренняя гимнастика». |
|||
НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ |
||||
И. М. Борисов, кандидат биологических наук, Латвийский государственный университет им. П. Стучки |
||||
В настоящей статье мы продолжаем разговор о питании гимнастов, начатый в предыдущих номерах сборника. («Гимнастика», 1976, вып. 1; 1978, вып. 2; 1979, вып. 2; 1982, вып. 2; 1983, вып. 1.) На этот раз обсуждению подлежит питьевой режим спортсменов как составной части общей культуры питания. Известно, что без пищи человек может жить неделями, а без воды погибнет через несколько дней. Вода является средой для бесчисленных химических реакций, лежащих в основе жизни. Содержание воды строго регули- |
руется в каждом органе и каждой ткани организма. Так, в головном мозгу человека воды около 80%, в мышцах — 76, в костях — примерно 25, что в среднем по организму составляет 65% влаги. Содержание воды в организме в значительной степени связано с потреблением различных солей, поступающих с пищей. Чем выше их концентрация в крови при интенсивном потоотделении, тем больше чувство жажды, которую возбуждает головной мозг. Вот почему у человека возникает потребность возмес- |
|||
67 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |