Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

и мужских парах. Но поскольку в системе судейства явных перемен не предвидится, остается пожелать нашим спортсменам быть «на голову» выше своих конкурентов, выступать с явным преимуществом и в технике, и в сложности упражнений, тогда можно будет рассчитывать на успех.

В целом же сборная команда СССР выступила на V чемпионате мира успешно, сохранив за собой первое место в неофициальном командном зачете. Однако чемпионат подтвердил устойчивую тенденцию роста конкуренции со стороны зарубежных спортсменов.

 

Рис. 1. Двойное сальто с тройным пируэтом в исполнении А. Расолина

 

6 из 19 разыгрываемых комплектов золотых медалей советские спортсмены поделили с акробатами других стран.

Успешное соперничество и успехи советских акробатов будут определяться, как и ранее, дальнейшим курсом усложнения программ с доведением их исполнения до безупречного мастерства.

 
Library   56   Up


Contents   Home
         

 

ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД С ТРОЙНЫМ ПИРУЭТОМ

   
В. Н. Курысь, кандидат
педагогических наук, доцент,
В. И. Биндлер, заслуженный мастер
спорта
 

Соревнования на Кубок СССР 1976 г. в Томске запомнились первым в истории спорта выполнением двойного сальто с поворотом на 1080°. Автором рекордного прыжка стал москвич Сергей Шаповалов, выполнивший тройной пируэт в двойном сальто в полугруппировке.

 

Пал своеобразный рекорд Василия Скакуна, установленный им в 1973 г. на чемпионате ДСО профсоюзов, где известный прыгун показал двойное сальто в полугруппировке с поворотом на 900°, открывшее новую веху в развитии этой сложнейшей группы. Сначала

Library   57   Up


Contents

 

Home
   

С. Шаповалов усложнил прыжок Скакуна, а затем, в 1977 г. на тбилисском чемпионате страны, В. Биндлер выполнил двойное сальто прямым телом с тройным пируэтом.

В настоящее время в практике акробатических прыжков имеется четыре варианта исполнения двойного сальто с тройным пируэтом:

1)   с двойным пируэтом в первом и пируэтом во втором;

2)   с пируэтом в первом и двойным пируэтом во втором;

3)   с поворотом в каждом сальто на 540°;

4)   с тройным пируэтом в первом сальто, второе в группировке.

Появление в практике спорта разновидно-

 

Рис. 2. Двойное сальто с тройным пируэтом в исполнении М. Ремесницкого

стей двойного сальто с тройным пируэтом явилось результатом индивидуальных особенностей технического мастерства наших ведущих прыгунов. Так, В. Биндлер впервые выполнил этот прыжок в первом варианте; двойное сальто прогнувшись с тройным пируэтом в исполнении А. Расолина (рис. 1) соответствует второму варианту; ближе к третьему варианту — способ выполнения этого прыжка М. Ремесницким (рис. 2). И наконец, единственным пока исполнителем четвертого варианта двойного сальто с тройным пируэтом в пер-

Library   58   Up


Contents

 

Home
   

вом сальто является Н. Павлюченков, впервые исполнивший этот уникальный прыжок в 1979 г. на чемпионате страны в Кишиневе.

Первые три варианта двойного сальто объединяет профилирующее двойное сальто прогнувшись, на которое наращиваются повороты вокруг продольной оси. Несколько отлично по форме двойное сальто с тройным пируэтом Н. Павлюченкова (рис. 3).

О технике. Общим условием выполнения двойных сальто прогнувшись с тройным пируэтом является быстрое вращение по сальто с удержанием тела в активном упруго-жестком состоянии. По мере увеличения количества поворотов в двойном сальто к спортсмену предъявляются повышенные требования в свя-

 

зи с задачей накопления в предварительных действиях необходимой энергии и рациональное ее распределение на все компоненты этого элемента.

Характерная черта отталкивания на двойное сальто, как это видно из кинограмм, проявляется в умеренном и жестко управляемом прогибании тела. В исполнении А. Расолина прогибание тела выполняет стартовую функцию для активных действий на поворот вокруг продольной оси. В другом случае, когда спортсмен начинает поворот уже в полете (М. Ремесницкий — III вариант), прогибание тела в начале полета более кратковременно, хотя также является стартовой позой для поворота. Следует отметить, что величина про-

Library   59   Up


Contents

 

Home
   

гиба индивидуальна и зависит от степени освоения спортсменом пируэтных вращений. И в первом и во втором случаях исполнители, начиная поворот, очень быстро выпрямляются с одновременным боковым сгибанием в сторону поворота. В этот момент, как говорят прыгуны, важно не потерять ноги, то есть, чтобы тело вошло во вращение по сальто монолитным, упруго-жестким. Во втором и третьем вариантах прыжка четко просматриваются разнонаправленные движения руками в начале поворота. При этом рукой, одноименной повороту, спортсмены выполняют движения вниз, а другой — вверх и в сторону поворота, с по-

 

Рис. 3. Двойное сальто с тройным пируэтом в исполнении Н. Павлюченкова

следующим быстрым приведением обеих рук к груди. Таким образом, техника начала пируэтных действий в двойных сальто прогнувшись с тремя пируэтами такая же, как и при исполнении пируэтов в одинарных сальто. По нашему мнению, три цикла очень коротких по размаху конусообразных («хула-хупных») движений приводят к повороту в двойном сальто прогнувшись на 1080°. Быстрому повороту способствует удержание тела в полете в уп-

 

Library   60   Up


Contents

 

Home
   

равляемом упруго-жестком состоянии с ограничением подвижности рук.

Кстати, о конусообразных движениях. Несмотря на достаточную изученность этого вопроса, еще нередко можно слышать, что такие движения в полете вредны. Мы считаем, что конусообразные движения туловища и ног относительно друг друга лежат в основе механизма поворота вокруг продольной оси. И даже если некоторые тренеры не обучали своих подопечных таким движениям, они сформировались стихийно. Причем, как уже не раз отмечалось, чем выше мастерство прыгуна, тем короче по размаху конусообразные движения, тем больше иллюзия отсутствия таких движе-

 

ний, так как по визуальным восприятиям тело при повороте абсолютно прямое. Спортсмены не ощущают, да и не могут четко ощущать конусообразные движения в поясничном отделе. Однако, если у прыгуна «разладилась» техника или он недостаточно подготовлен к пируэтным вращениям, эти движения, как правило, не только ощутимы, но и заметны. Небезынтересны комментарии к технике данных прыжков самих спортсменов и тренеров.

А. Расолин, заслуженный мастер спорта: «При выполнении двойного сальто с тройным пируэтом я не чувствовал в полете строгого разграничения пируэтов по первому и второму сальто, пока не чувствовал. Мне казалось,

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

что я выполняю в каждом сальто по полтора пируэта. Оказывается, это не так. Видимо, такой вариант исполнения стал мне близок из-за хорошей подготовки в пируэтных вращениях. Ведь раннее начало поворота, еще на опоре, влечет за собой срыв толчка.

Главной задачей при выполнении этого прыжка для меня сейчас является исполнение тройного пируэта. Пока бывает, что и не успеваю докрутить и все в результате срыва толчка. Отсюда нехватка высоты и вращения по сальто. Приходится «спасаться» сгибанием тела и ног, увеличивая, таким образом, скорость вращения. Хотелось бы видеть прыгуна, умеющего выполнять этот прыжок в трех, а может быть, и в четырех вариантах. Но пока это лишь пожелание, а потому трудно выработать единую точку зрения на наиболее рациональную технику прыжка».

М. Ремесницкий, мастер спорта СССР международного класса: «Согласен с мнением ряда спортсменов и тренеров, что исполнение двойного с тремя пируэтами мне удается во многом благодаря «длинному» фляку перед прыжком. Тем не менее бывают разные по качеству отталкивания на это сложное сальто. При удачной попытке у меня, как правило, получается в каждом сальто поворот на 540°. При «срыве» толчка на первое сальто приходится 360° поворота, а на второе — 720°.

Одна из главных задач при исполнении этого прыжка заключается в создании мощного целенаправленного маха рук и быстрого разгибания туловища при отталкивании. При этом надо стараться удерживать таз впереди, полагая, что это способствует убыстрению «сальтовой» крутки. Поворот следует уже после отталкивания. На протяжении всего двойного удерживаю тело в прямом положении.

Перед тем как начать освоение этого прыжка, следует овладеть двойным сальто в полугруппировке с поворотом, на 1080°».

В. Крашенинников, почетный мастер спорта: «Думаю, что толчок на двойное сальто с тройным пируэтом должен быть даже более стопорящим, чем на тройное сальто. Что касается непосредственного исполнения, то очень многое из требований к выполнению двойного сальто в полугруппировке с тройным пируэтом подходит и к двойному прогнувшись с поворотом на 1080°. В этом я убедился при подготовке этого прыжка с Шаповаловым. При отталкивании необходимо удерживать прямую спину и не расслаблять ее. Сергей Шаповалов научился выполнять двойной пируэт в первом сальто и пируэт во втором. В ходе разучивания этого прыжка мы заметили, что в первом сальто руки не полностью прижаты к туловищу и только при выполнении третьего пируэта смыкаются с телом, увеличивая тем самым скорость поворота. Во время всего исполнения необходимо удерживать тело в жестком сос-

 

тоянии. Повороты осуществляются за счет так называемых «хула-хупных» движений.

Тем, кто хочет освоить этот прыжок, надо быть прекрасно физически подготовленным прежде всего по скоростно-силовым характеристикам. Ибо исполнение этого элемента значительно облегчается, если имеется запас высоты и скорости вращения».

Г. Трусов, заслуженный тренер СССР: «Мне как тренеру повезло на исполнителей этого сложнейшего прыжка. Разделяю мнение моих воспитанников Биндлера, Павлюченкова, Ремесницкого в том, что двойное сальто с тройным пируэтом выполнять труднее, чем тройное сальто в группировке. При этом я, помимо прочих факторов, основываюсь на общем количестве вращательных движений водном и другом прыжке. В тройном сальто вращение составляет 1080°, в двойном с тройным пируэтом — 1800°. Разница в объеме вращения существенно влияет на трудность упражнения, если учесть при этом сложность вращения одновременно вокруг двух осей. Двойное сальто с тройным пируэтом отличается повышенной сложностью технического плана, в то время как тройное сальто во многом представляет психологическую трудность. Поэтому понятно, что для прыгунов высокого класса технические трудности техники являются определяющими при оценке сложности элемента. К изложенным выше сведениям о технике двойного сальто прогнувшись стройным пируэтом добавлю, что существенным фактором является оптимальное сочетание движений рук сначала на сальто, затем на продольный поворот. Этот прыжок может покориться лишь спортсменам, обладающим высоким уровнем пируэтной подготовки, умеющим создавать мощное (с избытком) вращение по сальто. При выполнении двойного сальто с тройным пируэтом следует избегать начала поворота тела на опоре (во время толчка), а также смещения стоп при постановке ног в курбете в сторону поворота. В процессе отталкивания ногами важно удерживать таз от движения назад и при этом быстро разгибать тело. Перечисленные двигательные акценты стали объектами нашего пристального внимания в процессе овладения различными вариантами этого прыжка».

Анализ техники двойного сальто с тройным пируэтом в первом показывает, что спортсмен создает поворот вокруг продольной оси комбинированным способом. Это значит, что при отталкивании еще в опорном положении прыгун совершает активные действия для принятия стартового положения входа в поворот вокруг продольной оси. Спортсмен несколько прогибается и незначительно (на 45°) поворачивает туловище, создавая такими действиями начальный импульс продольного поворота.

Высокой активности выполнения тройного пируэта способствует очень короткий мах ру-

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

ками при отталкивании и быстрое их прижимание к туловищу в начале полета. Первый пируэт прыгун завершает в середине второй четверти первого сальто, второй пируэт в конце третьей четверти первого сальто. Полный поворот на 1080° соответствует началу второго сальто, вслед за чем спортсмен быстро группируется, захватывая руками бедра снизу. Несколько раннее и активное группирова-

 

ние позволяет прыгуну увеличить скорость вращения «по сальто» и завершить прыжок приземлением на ноги. Кстати, Н. Павлюченков отмечает, что успешное выполнение двойного сальто с тройным пируэтом в первом он связывает с очень быстрым разбегом и энергичным курбетом фляка перед сальто. Это позволяет быстрее выпрямляться при отталкивании.

 

 

ГИМНАСТИКУ — МАССАМ


УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ИФК — ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

   
В. Кудлин, МОГИФК
 

В последние годы и особенно в связи с выходом постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1981 г.) «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» заметно активизировалась спортивно-оздоровительная работа. Это заставляет обратить особое внимание на совершенствование соответствующей подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Разделы массовой гимнастики, и в частности утренней гимнастики, входят во все ступени нормативных требований Всесоюзного комплекса ГТО. Поэтому нужно добиваться грамотного составления и точной терминологической записи комплексов, применения в них доступных средств гимнастики (можно и самодельных предметов), а также постепенно увеличивающейся дозировки упражнений каждым студентом уже в процессе их обучения в институте.

С целью проверки качества выполнения домашних упражнений студентами ИФК, умения их самостоятельно записывать и подбирать определенную нагрузку в комплексах (с последующим анализом ее), обеспечивать самоконтроль по пульсу, а также умений студентов применять знания, получаемые на занятиях по специализации, было проведено небольшое исследование.

В течение I полугодия велись наблюдения за студентами, которые регулярно выполняли утреннюю зарядку. Во II полугодии путем проверки всех студентов осуществлялся контроль умений и навыков выполнения утренней гимнастики. Проверка проводилась индивидуально по принципу внутригруппового соревнования. Учитывалось количество движений и качество их выполнения (точность, законченность, выразительность): за то и другое ста-

 

вилась оценка в баллах. Студент (по вызову) проделывал комплекс в удобном для него ритме и темпе с указанной в записи комплекса дозировкой.

 

Четкие линии Оли Мостепановой

Library   63   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало