Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

АКРОБАТИКА


V ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО АКРОБАТИКЕ

   
Б. В. Михеев, кандидат педагогических наук, старший тренер сборной команды СССР, В. Н. Курысь, кандидат педагогических наук, доцент

Лондонский Дворец спорта «Уэмбли» хорошо знаком советским акробатам. Поэтому «акклиматизация» наших спортсменов перед участием в V чемпионате мира прошла довольно успешно и быстро. В столице Великобритании помимо хозяев . чемпионата собрались сборные команды СССР, Болгарии, Китая, Польши, США, ФРГ и Бельгии. Все команды, кроме Бельгии, были представлены полными составами во всех видах спортивной акробатики.

Традиционно первыми вступили в борьбу за награды чемпионата мира прыгуньи на дорожке. Все дни соревнований, как и на предшествующих чемпионатах, прошли под знаком острого соперничества советских и болгарских спортсменов в борьбе за высшие награды. Несмотря на усложненную программу лидера нашей команды Л. Громовой (тренер В. Скакун), в результате чрезвычайно острой борьбы абсолютной чемпионкой мира в акробатических прыжках стала болгарская прыгунья М. Мустафова. Впервые наша команда уступила в этом виде золотую медаль. Учитывая возможные погрешности в судействе, нельзя не сказать об элементарных просчетах Громовой. Речь идет о нечетких приземлениях. Уверенные и четкие завершения упражнений, думается, не оставили бы шансов на успех нашим основным конкуренткам.

Весомым, но, естественно, неполным утешением Л. Громовой явились завоеванные ею две малые золотые награды в отдельных упражнениях.

Явно неудачно выступила в чемпионате Т. Жукова из Магнитогорска (6-е место), не сумевшая обеспечить нашему лидеру надежный тыл в борьбе за абсолютное первенство. Сказался недостаточный опыт международных турниров, проявившийся в неумении быстро приспособиться к новым условиям. К тому же из-за отсутствия жесткой конкуренции в наших женских прыжках ей, вероятно, было психологически трудно выдержать такую борьбу-

Результаты этого вида программы, возросшее мастерство спортсменок Болгарии и Китая заставляют задуматься. Особо следует отметить нестандартный подход китаянок к

 

построению упражнений. Так, например, финальное упражнение юной, но уже известной прыгуньи Цао Зоншин: рондат, твист согнувшись, рондат, фляк, двойное сальто — первое прогнувшись, второе согнувшись; упражнение . Ма Супинг: рондат, фляк, полтора пируэта, в темпе сальто вперед согнувшись, рондат, фляк, фляк, двойное сальто согнувшись.

В целом в женских прыжках на дорожке уровень сложности программ спортсменок из различных стран уравнивается. Почти все участницы чемпионата овладели двойными сальто различных форм, включая комбинированные, с поворотами вокруг продольной оси. В таких условиях особую значимость приобретают уверенное и четкое приземление, умение продемонстрировать хорошую технику прыжка, «преподнести» его судьям и зрителям. Именно эти факторы оказали определенное влияние на распределение мест в абсолютном первенстве и частично в борьбе за награды в отдельных упражнениях.

Исходя из сказанного, первоочередными задачами в женских прыжках являются дальнейшее и существенное увеличение сложности упражнений как за счет освоения сложных прыжков, выполняемых в переход, так и составления усложненных программ; овладение такими престижными прыжками, как двойное сальто прогнувшись с пируэтом и тройное сальто; составление оригинальных, нетипичных соединений и комбинаций; достижение высокого уровня стабильности исполнения и устойчивого приземления; выявление и воспитание достойной смены.

Среди мужчин в прыжках на дорожке бесспорными лидерами были советские прыгуны А. Расолин и И. Брикман. Их выступления отличали высокая сложность упражнений и мастерство исполнения. Упражнения А. Расолина, ставшего во второй раз абсолютным чемпионом мира (тренер В. Скакун), серебряного призера И. Брикмана (тренер В. Беляйков) отличались разнообразием, строгим логическим построением и, что очень важно, разнохарактерностью содержания. Оба спортсмена подготовили новые сложнейшие программы. У Расолина следует отметить комбинации: рондат, три темповых сальто, фляк,

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

тройное сальто в группировке; рондат, фляк, двойное сальто прогнувшись с пируэтом во втором, темповое сальто, фляк, двойное сальто с пируэтом в первом, второе в группировке. И. Брикман великолепно выполнил двойное сальто прогнувшись с пируэтом в каждом и комбинацию: рондат, фляк, двойное сальто прогнувшись, темповое, два фляка, двойное сальто с пируэтом в первом, второе в группировке.

В многоборье уже традиционно третьим был польский прыгун А. Гарстка. Уверенно провел чемпионат С. Элиот (США), хотя, вопреки прогнозам, не слишком увеличил сложность своей программы. В борьбе за малые золотые медали в отдельных упражнениях успех также сопутствовал советским прыгунам. Одну из них выиграл А. Расолин, в другом упражнении чемпионом мира стал И. Брикман. Привлекло внимание специалистов содержание программ китайских прыгунов. При более четком выполнении своих упражнений спортсмены КНР могли бы уже сейчас составить серьезную конкуренцию нашим прыгунам. Так, китайский прыгун Ван Сяоган уверенно выполнил в первой комбинации двойное сальто прогнувшись в переход на темповое и в конце двойное боком; во второй — двойное прогнувшись с пируэтом в каждом сальто; в третьей — двойное сальто с пируэтом в первом, второе боком в рондат и двойное в группировке. Другой китайский спортсмен Чао Чунхуа показал еще более сложную программу, включив в первую комбинацию двойное прогнувшись и двойное: первое прогнувшись, второе в группировке. Затем довольно уверенно выполнил трюк во второй комбинации — двойное сальто с тройным пируэтом в первом, второе в группировке. К этому следует добавить, что на своих национальных чемпионатах китайские прыгуны успешно демонстрировали и тройное сальто в группировке и тройной твист...

Выступление советских прыгунов-мужчин на V чемпионате мира прошло успешно. С целью удержания лидирующих позиций на международной арене советским спортсменам необходимо продолжить овладение прыжками высшей сложности с логичным введением их как в середину, так и в конец комбинаций. Очень важно овладение рекордными прыжками престижного характера: тройным сальто прогнувшись, боком с пируэтом, двойными сальто с четырьмя пируэтами и другие. Внимание тренеров и спортсменов должно быть направлено на создание оригинальных нетипичных соединений и комбинаций, шлифовку соревновательных упражнений до высокого уровня мастерства исполнения.

В соревнованиях среди женских пар советскую сборную представляли известные спортсменки С. Мкртычан и Л. Глазунова

 

(тренер В. Гургенидзе). В отличие от некоторых других видов акробатики, успехи наших женских пар на крупнейших международных турнирах нельзя назвать абсолютными. Неудача на первом чемпионате мира в Москве сменилась триумфальной победой наших спортсменок на втором чемпионате, хорошим выступлением на третьем, серьезной неудачей на последнем Кубке мира. Волнообразность достижений не могла, естественно, устроить специалистов, тренеров. И думается, верные выводы привели к отличным результатам на V чемпионате мира. В основе победы советской пары — высокая сложность индивидуальной работы С. Мкртычан в совокупности с физической и технической подготовкой Л. Глазуновой. Специалисты отметили хорошую хореографическую подготовленность наших чемпионок мира.

Однако то обстоятельство, что С. Мкртычан и Л. Глазунова разделили одну малую золотую медаль с болгарскими спортсменками, лишний раз подтверждает высокое мастерство наших основных конкуренток. Болгарские спортсменки оставили прекрасное впечатление, показав великолепную хореографическую подготовку, высокое индивидуальное мастерство и гармонию.

Не будет преждевременным обратить внимание и на спортсменок КНР, завоевавших в абсолютном первенстве бронзовые медали с отставанием от чемпионок на 0,27 балла. Китаянки в ряде случаев выглядели заметно сильнее в сило-балансовых элементах, вольтижной и индивидуальной составляющих композиций. Любопытно отметить, что китайские спортсменки по сложности и классу исполнения в отмеченных компонентах приближаются к смешанным и даже мужским парам вторых и третьих номеров нашей сборной. В этот раз бронзовых призеров подвел их исполнительский стиль, который в большей мере отражал направление развития упражнений смешанных пар.

Перспектива направления работы в этом виде акробатики видится в достижении гармонии между характером музыкального произведения, хореографической композицией, акробатическими элементами, синхронностью исполнения. Под гармонией, естественно, понимается и исключение пауз и микропауз при переходе от одного элемента к другому. Особенно это пожелание касается взаимных переходов элементов акробатики, хореографии, малой акробатики, танца и тому подобное.

Итоги чемпионата показали, что подготовленность большинства зарубежных женских пар практически сравнялась с мастерством наших спортсменок. Этот факт не может позволить нам почивать на лаврах. В дальнейшей подготовке кандидатов в сборную своеобразным ориентиром может быть направле-

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

ние построения и содержания композиций в трактовке С. Мкртычан и Л. Глазуновой. Этот дуэт отличает целенаправленная, системная (без «натаскивания») подготовка верхней, где важнейшей составляющей является очень высокая общая и специальная физическая подготовка. В целом же слагаемыми успеха наших женских пар, помимо отмеченных выше, будут, как и прежде, высокая сложность, а также исполнительское мастерство спортсменок.

Мужская пара С. Петров и Ю. Тишлер (тренер А. Тишлер), представляя сборную СССР, подтвердила передовые позиции советских акробатов в этом виде акробатики, завоевав золотые медали в абсолютном первенстве и две малые золотые награды в отдельных упражнениях, лишь во втором из них разделив успех со спортсменами Польши.

С. Петров и Ю. Тишлер продемонстрировали ряд оригинальных сложных элементов и соединений. Так, в первое упражнение были включены: толчком стойка на одной руке ноги врозь на прямой руке нижнего; из упора углом на одной руке в прямой руке нижнего стойка силой на одной руке; диомидовский поворот в горизонтальный упор ноги врозь в прямых руках нижнего; стойка силой на одной руке ноги врозь на голове нижнего, стоящего в горизонтальном равновесии ноги врозь.

Удачными находками явились следующие упражнения: сед нижнего с одновременным выполнением верхним на голове нижнего стойки силой во флаг на одной руке и выходом из флага в стойку одновременно со вставанием партнера и соединение рондат, фляк, пируэт в вис в руках нижнего (ноги врозь) и в темпе из виса полтора сальто вперед с последующим переворотом вперед.

Отдавая должное отличной подготовленности и высокому мастерству С. Петрова и Ю. Тишлера, следует сказать, что в первом упражнении преимущество наших спортсменов перед довольно сильной парой из КНР составило лишь 0,13 балла. Во втором упражнении лишь большой предварительный «запас прочности» позволил нашим акробатам разделить успех чемпионов с польскими спортсменами.

Наряду с традиционными соперниками наших мужских пар — акробатами Болгарии и Польши, в последние годы выдвигаются на передовые позиции спортсмены Китая. Это становится ясно даже из поверхностного анализа содержания упражнений этих спортсменов, а именно: «мексиканка» (стойка на руках прогнувшись, ноги горизонтально) на прямых руках нижнего; со стойкой верхнего на одной руке флагом ноги врозь на голове нижнего — поворот нижнего в седе на 360°: стойка флагом на одной ноги врозь на прямой руке нижнего и дожим в стойку, а во второй компози-

 

ции — рондат, фляк, двойной пируэт в вис, в темпе соскок лётом ноги врозь.

Удержание передовых позиций в мужских парах нашими спортсменами будет, видимо, определяться большинством из отмеченных выше для женских пар факторов, как, впрочем, и для всех парно-групповых видов. Необходимо искать и готовить новые сложные, нетипичные элементы. Например, из диомидовского поворота без фиксации стойки вход в «мексиканку» и другие. Именно результаты такого подхода, как показывает опыт, весьма положительно принимаются и зрителями и судьями.

В соревнованиях смешанных пар, как всегда, спор за абсолютное первенство шел между командами СССР и НРБ. Советская пара И. Яренс и В. Письменный (тренер П. Капулер) на равных провели соревнования за медали с дуэтом из Болгарии, поделив с ними первое место.

Некоторая предпочтительность в композиционном построений упражнений, а также лучшая двигательная подготовленность позволили выиграть нашей паре золотые медали и в отдельных упражнениях. Специалисты же единодушно отметили практическое равенство возможностей и нашей и болгарской "пары. Отсутствие заметного преимущества наших спортсменов объясняется прежде всего недостаточной сложностью композиций, и в частности элементов баланса, вольтижа, акробатических прыжков и соскоков. И это у той пары, которая была явно сильнейшей среди немногих претендентов на поездку в Лондон. В сило-балансовых элементах и вольтиже пара Яренс — Письменный уступала болгарской паре. И, думается, «дележ» больших золотых медалей — это предвестник более острой борьбы в этом виде акробатики. А ситуация при отборе кандидатов в сборную команду страны в последние годы отличалась известными сложностями. Следует признать, что сейчас у нас нет явных лидеров, которые бы не только уверенно выигрывали, но и «диктовали моду», определяя направление в развитии вида. В последнее время наши смешанные пары очень похожи по характеру композиций; штампам в сило-балансовых элементах, вольтиже, соскоках; слабой акробатической подготовке. Не отличается утонченностью подбор партнеров как по критериям внешней гармонии, так и по стилю индивидуальных действий. Наши чемпионы мира И. Яренс и В. Письменный закончили свою спортивную карьеру. Тем более обостряется проблема лидеров и резервов сборной. При существующем положении, когда сложность основных элементов композиций наших ведущих смешанных пар осталась на уровне 1979 г., названная проблема чрезвычайно актуальна. Один из путей се решения видится в привлечении к работе новых, твор-

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

чески мыслящих хореографов-постановщиков, с различным подходом к трактовке музыкальных тем средствами акробатики, с обостренным чувством специфики этого вида. Следует сказать, что сегодня мы можем уже наблюдать в этом виде позитивные сдвиги практически во всех компонентах композиций, что вселяет определенные надежды на закрепление успехов, достигнутых на V чемпионате.

Женская тройка нашей сборной была представлена А. Никифоровой, Л. Клюкиной и Г. Замыцковой из Тольятти (тренер В. Гройсман). Стабильность выполнения композиций, хорошая хореографическая подготовка, удачный подбор партнерш, а также удачно сложившиеся для наших девушек соревнования — вот основные слагаемые абсолютного успеха тройки из команды СССР. Все три золотые медали завоевали наши спортсменки.

Несмотря на успешное выступление необходимо уже сейчас обратить самое серьезное внимание на те явные недостатки, которые проявились на чемпионате. Нельзя забывать, что победа нашими девушками завоевана на фоне заметных срывов очень сильных соперниц из Болгарии и Китая. Анализ содержания композиций показал, что по трудности упражнение нашей тройки равно упражнению гимнасток из Болгарии, а у спортсменок Китая значительно выше. Так, к примеру, в первом упражнении тройки из Тольятти работа строилась преимущественно «на первом этаже», без высоких эффектных и сложных пирамид. Была очевидна слабая индивидуальная подготовка верхней в сило-балансовых элементах и в элементах так называемого динамического балансирования. Отсутствовала работа в прямых руках, к примеру с переходом в одну руку, во флажок, в равновесие на локте и др. Следует заметить, что отмеченные недостатки типичны и для других троек сборной. Во втором упражнении сложность была также недостаточна, особенно в индивидуальной работе в сочетании с малой акробатикой, «удельный вес» которой, как известно, в этой композиции довольно высок. И, наконец, в третьей композиции очевидна явная недостаточность одного-двух элементов высшей сложности — так называемых «гвоздей программы», например двойных сальто, сложных прыжков «в четыре», комбинированных элементов из прыжков и вольтижа и других. Справедливости ради надо еще раз подчеркнуть, что победу нашей тройки обеспечила, при прочих факторах, отличная общедвигательная, хореографическая подготовка, что может быть хорошим ориентиром ближайшему резерву сборной.

Явным сигналом к перестройке работы в тройках явились композиции спортсменок из КНР и НРБ. Не будет лишним подчеркнуть, что очень сильной китайской тройке помешала, на взгляд специалистов, их увлеченность

 

национальным музыкальным и двигательным колоритом, не слишком понятным европейскому зрителю. Тем не менее представляет интерес следующее упражнение: полуколонна: стойка силой согнувшись с прямыми руками на прямых руках, переход во флажок «рука в руку», сход на плечи, переход на руки, «мостик», нижняя «отжала», соскок — сальто согнувшись.

Во втором — китаянки показали с четырех двойной пируэт в четыре; с четырех сальто прогнувшись на четыре в темпе соскок двойной пируэт; рондат, полуфляк в кабриоль, подъем в стойку (китайский хват), полтора сальто прогнувшись.

Анализ выступлений нашей тройки позволяет предположить, что показанный уровень сложности композиции может не обеспечить победы на чемпионате мира 1984 г. Думается, путь к высшим достижениям будет лежать через освоение высоких пирамид с современной ультрасложной работой верхней, усиление подготовленности верхней в сило-балансовых элементах. Необходимо введение в программы целых соединений сложнейших взаимопереходных элементов, усложнение индивидуальной работы и ее сочетание с оригинальными элементами малой акробатики. Вероятно, уже сейчас надо думать и действовать, идя по пути разучивания сложнейших соскоков, акробатических прыжков (двойных сальто с пируэтами), сальто различных форм, а также сложных элементов в четыре.

Уверенно выступила на чемпионате мужская четверка из Краснодара в составе В. Куролесова, В. Быстрова, В. Симонова и К. Измайлова (тренер В. На рыков), завоевавшая все три золотые медали. Специалисты отметили некоторое преимущество наших спортсменов почти во всех компонентах композиций.

Одним из приятных моментов соревнований четверок следует отметить демонстрацию творческой активности спортсменов в первом упражнении (пирамиды). Главными соперниками советских акробатов в этом упражнении были акробаты Китая, которые и разделили с нами успех.

Темповая композиция развивается в этом виде акробатики также успешно. Следует подчеркнуть, что по органичному слиянию музыки с движениями упражнение большинства участников чемпионата мира может с полным правом именоваться композицией. Это тем более приятно в связи с имевшими место в прошлые годы явными недочетами в этом направлении.

О судействе. К сожалению, при оценке программ все еще сохраняется ориентир на среднеподготовленных спортсменов. Происходит искусственное уравнивание оценок. Такая картина наблюдалась и в акробатических прыжках на дорожке у женщин, и в женских

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

и мужских парах. Но поскольку в системе судейства явных перемен не предвидится, остается пожелать нашим спортсменам быть «на голову» выше своих конкурентов, выступать с явным преимуществом и в технике, и в сложности упражнений, тогда можно будет рассчитывать на успех.

В целом же сборная команда СССР выступила на V чемпионате мира успешно, сохранив за собой первое место в неофициальном командном зачете. Однако чемпионат подтвердил устойчивую тенденцию роста конкуренции со стороны зарубежных спортсменов.

 

Рис. 1. Двойное сальто с тройным пируэтом в исполнении А. Расолина

 

6 из 19 разыгрываемых комплектов золотых медалей советские спортсмены поделили с акробатами других стран.

Успешное соперничество и успехи советских акробатов будут определяться, как и ранее, дальнейшим курсом усложнения программ с доведением их исполнения до безупречного мастерства.

 
Library   56   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало