Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК В ФАЗЕ ЛОВЛИ ПРЕДМЕТА

   
Р. Ш. Кокошвили, мастер спорта, аспирантка ГЦОЛИФКа
 

Современная художественная гимнастика — это не только грация, пластика, изящество, но и виртуозное владение предметами, непринужденное жонглирование ими, броски в «поднебесье» и ловля в самых разнообразных положениях и еще много такого, что заставляет не только зрителей, но и искушенных судей затаить дыхание.

Выполнить красиво и технически грамотно элемент, скоординировать свои действия, рассчитать их по времени внутренним «часовым механизмом» — все это важнейшие задачи гимнастики. Но в конечном итоге, в основном все действия направлены к единой цели — удачной ловле предмета.

Ловля предмета предполагает решение ряда специальных двигательных задач, одна из которых — гашение избыточной кинетической энергии, которой предмет обладает к моменту ловли, и трансформация движения предмета в связи с последующими действиями (Ю. К. Гавердовский, Т. С. Лисицкая, 1982).

Правила судейства, а следовательно, и основы техники владения предметами предусматривают плавный, постепенный переход от свободного движения предмета к его движению в руке. Потеря предмета влечет за собой наиболее ощутимые сбавки (до 0,5 балла) и значительно снижает общее впечатление от упражнения.

По данным Ю. К. Гавердовского и Т. С. Лисицкой, выделяют четыре фазы ловли предмета. Первая фаза связана с ориентацией на предмет, т. е. с пространственной .регуляцией системы «гимнастка — предмет». Вторая фаза характеризуется первичным контактом гимнастки с предметом, в течение которого она обычно не может целенаправленно влиять на характер его движения. В третьей фазе устанавливается полный контакт, хотя предмет и продолжает двигаться по заданной траектории. В четвертой фазе траектория движения видоизменяется в соответствии с целями последующих действий, т. е. в значительной мере сохраняя инерционное движение предмета, гимнастка преобразует траекторию его движения, подчиняя ее исполнению последующих элементов.

Существенным для первой фазы ловли предмета является зрительно-двигательная реакция, имеющая характер упреждающих действий гимнастки. Спортсменка зрительно фиксирует предмет и ориентируется на него для последующей ловли. Во второй фазе ведущей

 

становится тактильная и в меньшей степени двигательная реакции. В обоих случаях быстрота ответной реакции является весьма существенной для выполнения последующих действий. Именно на эти два момента в ловле предмета мы бы и хотели обратить основное внимание.

Нередко гимнастку подводит излишняя резкость в момент подготовки к ловле. Встречаясь с «жесткой» рукой, предмет отталкивается и падает. Бывает, что и гимнастка, касаясь предмета, не успевает его «захватить» — опять потеря. Эти два случая наиболее характерны для описываемого двигательного действия. Поэтому стремление разработать методику, позволяющую объективно оценить способности гимнасток в этом отношении, представляется актуальным.

Предметной технической подготовке в художественной гимнастике посвящено весьма незначительное количество работ, причем в основном теоретико-методического характера (Л. П. Орлов, 1964; Д. П. Мавромати, 1972; Г. А. Боброва, 1974; Е. В. Бирюк, 1981, и др.). Случаев же объективной оценки специфических для предметной подготовки способностей с использованием технических средств нами обнаружено не было.

Наиболее простая двигательная реакция, связанная с ловлей или захватом предмета, зрительно контролируется. Поэтому для измерения быстроты реакции при захвате был применен простой и удобный в работе способ измерения (Е. А. Пирогов, Л. Я. Иващенко, С. А. Душанин и др., 1981), который заключался в следующем. «Эстафетным» тестом по скорости сжатия рукой падающего 45-сантиметрового выпрямленного отрезка пластмассового обруча с наклеенной сантиметровой лентой оценивали быстроту реакции. Тест выполнялся в положении стоя поочередно правой и левой руками. Испытуемая поднимает прямую руку вперед с закрепленной ладонью, повернутой внутрь. Экспериментатор устанавливает «линейку» параллельно ладони на расстоянии 1 — 2 см — нулевая отметка находится на уровне нижнего края ладони (рис. 1). После команды «Внимание!» экспериментатор в течение 5 с отпускает «линейку». Гимнастка должна как можно быстрее задержать падение (рис. 2). Измеряется расстояние от нижнего края ладони до нулевой отметки «линейки». Тест повторяется 5 — 7 раз подряд, причем до контрольных попыток предлагается выполнить три

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 1

пробные. Показатели контрольных попыток суммируются и определяется средняя.

Полученные результаты переводятся в секунды (время свободного падения «линейки») по формуле

t =

____

2S

 —— ,

q

где S — экспериментально полученная величина в метрах.

Итак, мы определили время зрительно-двигательной реакции. Но не менее важную роль в ловле предмета играет тактильно-двигательная реакция. Не всегда удается зрительно проконтролировать все перемещение предмета. В таких случаях «вступает в действие» тактильно-двигательная реакция.

Описания методики, позволяющей оценить данную реакцию, обнаружено нами не было. По этой причине был сконструирован прибор, дающий возможность оценить быстроту реакции на тактильное раздражение. Общий вид прибора и положение испытуемой при проведении исследования изображены на рис. 3.

 

Рис. 2

 

В отрезок из пластмассового обруча были вмонтированы два контакта, при соприкосновении с которыми включался и выключался секундомер. Электросекундомер ПВ-53П подключался к блоку питания, в который были вмонтированы обычные батареи 4,5 В и реле времени. При размыкании контактов датчика реле запускало электросекундомер, при замыкании — останавливало. Прибор портативен, удобен в обращении, работает от сети переменного тока.

Измерение быстроты тактильно-двигательной реакции производилось следующим образом. Экспериментатор слегка ударял испытуемую по ладони частью прибора с размыкающим контактом, срабатывало реле блока питания и запускался секундомер. Как только гимнастка сжимала кисть, т. е. захватывала «обруч», срабатывал второй контакт и электросекундомер останавливался. Фиксированное время отражало быстроту захвата. Данный

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
   

показатель позволял сравнивать реактивные способности гимнасток в зависимости от уровня технического мастерства.

Измерения проводились без зрительного контроля, что давало возможность исключить предвосхищающие действия гимнасток навстречу «обручу» и избежать неточности измерения.

Программа исследования предусматривала четыре зоны измерения (в данном случае под зоной понимается положение руки в момент ловли предмета):

1  — рука вперед с «открытой» ладонью (вверх) (рис. 4);

2  — рука вперед с «закрытой» ладонью (вниз) (рис. 5);

3  — рука вверх ладонью вперед;

4  — рука назад ладонью вверх.

Оценивались три контрольные попытки в каждой зоне после одной пробной, без исключения зрительного контроля. Средняя вычислялась обычным способом.

В эксперименте принимали участие гимнастки СДЮШОР «Крылья Советов» в возрасте от 5 до 16 лет.

Результаты проведенных исследований позволили проследить динамику развития реактивных способностей гимнасток в изучаемых упражнениях. На основании полученных данных представилась возможность разделить гимнасток по изучаемым показателям на четы-ре возрастные группы: гимнасток 5 — 6, 7 — 8, 9 — 12 и 13 — 16 лет (см. табл.). Различия между группами статистически достоверны. Такое распределение является следствием естественного развития двигательных функций у дево-

 

Рис. 3

чек в период от 5 до 16 лет и совпадает с сенситивными периодами в функциональном развитии человека (В. С. Фарфель, 1961, Л. Е. Любомирский, 1974, А. А. Гужаловский, 1978, и

 

Рис. 4

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 5

др.), что подтверждается и нашими исследованиями.

Различия между группами прослеживались и по показателям внутригруппового об-

 

следования. Например, при сравнении результатов измерения реактивных способностей гимнасток, показываемых в действиях правой и левой руками, выяснилось, что с первой по третью возрастную группу достоверных различий по измеряемым показателям не наблюдается. Возможно, это связано с симметричным развитием изучаемых способностей у гимнасток от 5 до 9 — 12 лет. На этом основании можно полагать, что в данных возрастных группах гимнастками могут выполняться упражнения как правой, так и левой рукой, без скидки на так называемое латеральное предпочтение.

Иная картина наблюдается в старшей группе. По всем зонам обследования выявлено достоверное преобладание исследуемых функций правой руки над левой. Это явление, по-видимому, отражает суть тренировочного процесса гимнасток-мастеров. Основная нагрузка в работе с предметами (если не считать выполнения обязательных требований к работе обеими руками) выпадает на правую руку. Тем более это касается сложных и трюковых элементов. Видимо, такое преобладание движений правой рукой и снижает время реакции. Здесь необходимо напомнить, что правилами соревнований предусмотрено 50%-ное исполнение двигательных действий одной и другой руками. Но пока этой установке не уделяется должного внимания.

Планируя эксперимент и выбирая зоны исследования, мы исходили из многообразия по-

 

Таблица

Результаты исследования возрастных изменений
сенсомоторной реакции у гимнасток-художниц

(n = 80)

Возрастные группы (лет)

Время тактильно-двигательной реакции

Время зрительно-двигательной реакции

зоны измерения

1

2

3

4

П*

Л**

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

5-6

30,2
±3,4

31,3
±3,0

28,1
±3,3

28,7
±3,1

31,4
± 3,2

32,6
± 2,9

31,5
± 2,9

30,8
± 2,8

29,3
± 2,9

26,8
± 1,9

7-8

25,0
±2,4

25,5 ±2,3

23,8
 ±1,9

23,6
±2,0

25,2
± 2,6

26,5
± 2,1

24,3
± 2,3

23,5
± 2,1

22,4
± 2,3

22,1
± 1,6

9-12

22,8
±2,4

22,3 ±1,4

21,3
± 1,8

20,8
±2,1

21,8
± 0,9

20,7
± 1,8

22,1
± 2,4

21,6
± 2,6

21,5
± 2,1

20,9
± 1,4

13-16

14,0
±2,1

16,2
±2,1

12,3
±2,2

13,5
 ±1,6

14,8
± 2,5

16,6
±2,1

14,3
± 1,2

16,4
±1,1

18,8
±1,1

20,5
± 0,7

* — правая рука;

** — левая рука.

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

зиций при ловле предмета, в частности обруча. Как было сказано выше, было выделено четыре зоны-позиции, различающиеся между собой. Наиболее простые и удобные зоны — 1-я и 3-я и менее удобные — 2-я и 4-я. Проведенные исследования выявили, что результаты, показанные испытуемыми именно в неудобных положениях, не только не уступают удобным, но и, наоборот, достоверно превышают их.

На основании полученных данных было сделано предположение, что повышенная двигательная реакция пронированной руки является, по-видимому, следствием общего увеличения тонуса мышц предплечья и кисти. Это предположение послужило основанием для включения в программу специализированной технической подготовки с обручем, разработанной и апробированной нами методики.

При сравнении полученных данных во 2-й зоне обращает на себя внимание отсутствие достоверных различий между показателями в действиях руками с 1-й по 3-ю группу. Тем не менее в старшей группе эти различия статистически достоверны. Это, вероятно, можно объяснить теми же закономерностями, о которых уже говорилось выше.

Что касается полученных результатов, характеризующих зрительно-двигательную реакцию, которая наиболее существенна при выполнении действий в фазе ловли обруча, то по тесту «падающая линейка» группы также достоверно различаются.

Тестирование начинающих гимнасток (5 —

 

6 лет) показало, что они значительно отличаются от гимнасток последующих возрастных групп. Из 7 контрольных попыток в среднем ими выполняются 3 — 5. Видимо, это объясняется невозможностью достигать в столь юном возрасте достаточно длительного (в данном случае до минуты) сосредоточения внимания на одном предмете.

Эти особенности характерны только для 1-й возрастной группы. Так, уже в последующих возрастных группах исследуемые нами способности по своему уровню развития мало отличались от двигательных реактивных способностей даже мастеров. Хотя результаты, показанные 2-й и 3-й группами, еще недостаточно стабильны, о чем свидетельствуют величины стандартных отклонений. На основании этого вполне можно предположить, что гимнастки уже с 7 — 8 лет способны к выполнению сложнокоординированных движений и им без опасения можно давать больше упражнений, развивающих эти способности. Вводить в программы технической подготовки движения, связанные с ловлей предмета, требующие быстрой реакции на движущийся объект.

Подводя итоги, необходимо отметить, что предложенные методики, проверенные на примере ловли обруча, адекватны действиям и с другими предметами: булавами, скакалкой и лентой. Исключение составляют лишь упражнения с мячом, где ловля выполняется технически иным приемом, а хват как таковой отсутствует.

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


ИТОГИ ГОДА

   
Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наук
 

Художественная гимнастика... Понятен возросший интерес специалистов, журналистов и любителей к этому виду спорта. Художественная гимнастика вступает на новый олимпийский этап своего развития.

Прошедший 1983 г. ознаменован рядом особенностей. Во-первых, возрос уровень конкурентоспособности спортсменок как на международной, так и на всесоюзной арене. Во-вторых, появились новые молодые перспективные гимнастки. В-третьих, улучшились композиции и исполнение групповых упражнений.

Одним из важнейших событий прошлого года явилась VIII летняя Спартакиада народов СССР (финалы по художественной гим-

 

настике проходили в Москве). Соревнования проводились по международным правилам. В спартакиадном турнире принимали участие и зарубежные гимнастки. Одновременно разыгрывалось звание абсолютной чемпионки страны и звание чемпионок в отдельных видах многоборья.

Победительницей чемпионата СССР в командном зачете стала команда РСФСР — 144,9 балла, на втором месте сборная Москвы — 140,6, на третьем — Белорусской ССР — 140,05. В многоборье победу по праву одержала Даля Куткайте, не допустившая ни единого срыва в своей программе. Одновременно с победой в Спартакиаде Куткайте завоевала титул абсолютной чемпионки СССР. Она стала

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало