|
||||
показатель позволял сравнивать реактивные способности гимнасток в зависимости от уровня технического мастерства. Измерения проводились без зрительного контроля, что давало возможность исключить предвосхищающие действия гимнасток навстречу «обручу» и избежать неточности измерения. Программа исследования предусматривала четыре зоны измерения (в данном случае под зоной понимается положение руки в момент ловли предмета): 1 — рука вперед с «открытой» ладонью (вверх) (рис. 4); 2 — рука вперед с «закрытой» ладонью (вниз) (рис. 5); 3 — рука вверх ладонью вперед; 4 — рука назад ладонью вверх. Оценивались три контрольные попытки в каждой зоне после одной пробной, без исключения зрительного контроля. Средняя вычислялась обычным способом. В эксперименте принимали участие гимнастки СДЮШОР «Крылья Советов» в возрасте от 5 до 16 лет. Результаты проведенных исследований позволили проследить динамику развития реактивных способностей гимнасток в изучаемых упражнениях. На основании полученных данных представилась возможность разделить гимнасток по изучаемым показателям на четы-ре возрастные группы: гимнасток 5 — 6, 7 — 8, 9 — 12 и 13 — 16 лет (см. табл.). Различия между группами статистически достоверны. Такое распределение является следствием естественного развития двигательных функций у дево- |
Рис. 3 чек в период от 5 до 16 лет и совпадает с сенситивными периодами в функциональном развитии человека (В. С. Фарфель, 1961, Л. Е. Любомирский, 1974, А. А. Гужаловский, 1978, и
Рис. 4 |
|||
39 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 5 др.), что подтверждается и нашими исследованиями. Различия между группами прослеживались и по показателям внутригруппового об- |
следования. Например, при сравнении результатов измерения реактивных способностей гимнасток, показываемых в действиях правой и левой руками, выяснилось, что с первой по третью возрастную группу достоверных различий по измеряемым показателям не наблюдается. Возможно, это связано с симметричным развитием изучаемых способностей у гимнасток от 5 до 9 — 12 лет. На этом основании можно полагать, что в данных возрастных группах гимнастками могут выполняться упражнения как правой, так и левой рукой, без скидки на так называемое латеральное предпочтение. Иная картина наблюдается в старшей группе. По всем зонам обследования выявлено достоверное преобладание исследуемых функций правой руки над левой. Это явление, по-видимому, отражает суть тренировочного процесса гимнасток-мастеров. Основная нагрузка в работе с предметами (если не считать выполнения обязательных требований к работе обеими руками) выпадает на правую руку. Тем более это касается сложных и трюковых элементов. Видимо, такое преобладание движений правой рукой и снижает время реакции. Здесь необходимо напомнить, что правилами соревнований предусмотрено 50%-ное исполнение двигательных действий одной и другой руками. Но пока этой установке не уделяется должного внимания. Планируя эксперимент и выбирая зоны исследования, мы исходили из многообразия по- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты исследования возрастных изменений
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
|
||||
зиций при ловле предмета, в частности обруча. Как было сказано выше, было выделено четыре зоны-позиции, различающиеся между собой. Наиболее простые и удобные зоны — 1-я и 3-я и менее удобные — 2-я и 4-я. Проведенные исследования выявили, что результаты, показанные испытуемыми именно в неудобных положениях, не только не уступают удобным, но и, наоборот, достоверно превышают их. На основании полученных данных было сделано предположение, что повышенная двигательная реакция пронированной руки является, по-видимому, следствием общего увеличения тонуса мышц предплечья и кисти. Это предположение послужило основанием для включения в программу специализированной технической подготовки с обручем, разработанной и апробированной нами методики. При сравнении полученных данных во 2-й зоне обращает на себя внимание отсутствие достоверных различий между показателями в действиях руками с 1-й по 3-ю группу. Тем не менее в старшей группе эти различия статистически достоверны. Это, вероятно, можно объяснить теми же закономерностями, о которых уже говорилось выше. Что касается полученных результатов, характеризующих зрительно-двигательную реакцию, которая наиболее существенна при выполнении действий в фазе ловли обруча, то по тесту «падающая линейка» группы также достоверно различаются. Тестирование начинающих гимнасток (5 — |
6 лет) показало, что они значительно отличаются от гимнасток последующих возрастных групп. Из 7 контрольных попыток в среднем ими выполняются 3 — 5. Видимо, это объясняется невозможностью достигать в столь юном возрасте достаточно длительного (в данном случае до минуты) сосредоточения внимания на одном предмете. Эти особенности характерны только для 1-й возрастной группы. Так, уже в последующих возрастных группах исследуемые нами способности по своему уровню развития мало отличались от двигательных реактивных способностей даже мастеров. Хотя результаты, показанные 2-й и 3-й группами, еще недостаточно стабильны, о чем свидетельствуют величины стандартных отклонений. На основании этого вполне можно предположить, что гимнастки уже с 7 — 8 лет способны к выполнению сложнокоординированных движений и им без опасения можно давать больше упражнений, развивающих эти способности. Вводить в программы технической подготовки движения, связанные с ловлей предмета, требующие быстрой реакции на движущийся объект. Подводя итоги, необходимо отметить, что предложенные методики, проверенные на примере ловли обруча, адекватны действиям и с другими предметами: булавами, скакалкой и лентой. Исключение составляют лишь упражнения с мячом, где ловля выполняется технически иным приемом, а хват как таковой отсутствует. |
|||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА |
||||
Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наук |
||||
Художественная гимнастика... Понятен возросший интерес специалистов, журналистов и любителей к этому виду спорта. Художественная гимнастика вступает на новый олимпийский этап своего развития. Прошедший 1983 г. ознаменован рядом особенностей. Во-первых, возрос уровень конкурентоспособности спортсменок как на международной, так и на всесоюзной арене. Во-вторых, появились новые молодые перспективные гимнастки. В-третьих, улучшились композиции и исполнение групповых упражнений. Одним из важнейших событий прошлого года явилась VIII летняя Спартакиада народов СССР (финалы по художественной гим- |
настике проходили в Москве). Соревнования проводились по международным правилам. В спартакиадном турнире принимали участие и зарубежные гимнастки. Одновременно разыгрывалось звание абсолютной чемпионки страны и звание чемпионок в отдельных видах многоборья. Победительницей чемпионата СССР в командном зачете стала команда РСФСР — 144,9 балла, на втором месте сборная Москвы — 140,6, на третьем — Белорусской ССР — 140,05. В многоборье победу по праву одержала Даля Куткайте, не допустившая ни единого срыва в своей программе. Одновременно с победой в Спартакиаде Куткайте завоевала титул абсолютной чемпионки СССР. Она стала |
|||
41 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |