Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тивном случае их эффективное применение оказывается не всегда возможным.

Завершая обсуждение методов адаптации при обучении гимнастическим упражнениям, необходимо отметить, что всякое разучивание упражнений, предполагающее использование такой методологии, строится по схеме «адаптация — реадаптация» (см. рис. 2). Это означает, что, снижая трудность обучающих упражнений до уровня, обеспечивающего успешное выполнение заданий, необходимо в дальнейшем вновь нарастить ее до уровня, соответствующего трудности целевого упражнения. Таким образом, очевидно, что наряду с методами и приемами адаптивного обучения должен существовать подход, обратный им по смыслу. Он связан с приемами синтеза движения после программной адаптации, с приемами последовательного «вытеснения» помощи и других средств воздействия на гимнаста при использовании непрограммной адаптации. Подробное изложение всех этих вопросов также является одной из задач совершенствования существующей теории обучения движениям.

 

Остается заметить в заключение, что в контексте статьи не рассматривался вопрос о собственно целостном методе обучения, под которым следует понимать обучение, полностью «игнорирующее» адаптацию. Вместе с тем важно подчеркнуть, что исполнение целевого упражнения в его «чистом» виде, незатронутом программной адаптацией, может осуществляться с применением разнообразных приемов непрограммной адаптации, о которой говорилось выше. Целостное исполнение самых различных по сложности упражнений может осуществляться на фоне направляющей и облегчающей помощи, с использованием целевых тренажерных устройств и т. д. Как показывают проделанные к настоящему времени исследования (Ю. К. Гавердовский, Ф. П. Мамедов, С. П. Евсеев, Н. Г. Сучилин и др.), такой подход к обучению даже сложных гимнастических упражнений не только возможен, но и в целом ряде случаев весьма перспективен.

 

 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ


ПУЛЬСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАСТОК 10 — 12 ЛЕТ

   
В. С. Чебураев, И. В. Королева
 

Единицей тренировочной нагрузки гимнастов принято считать один элемент, т. е. законченное двигательное действие, отнесенное к таблице трудности. Элементы, выполняемые гимнастами в процессе тренировки, различаются по своему воздействию на организм занимающихся. Наиболее существенные различия вносит специфика того или иного вида многоборья, которая определяется конструкцией снаряда и требованиями, предъявляемыми к упражнению. Величину физиологической нагрузки от выполнения элемента можно оценивать, используя в качестве индицирующего фактора частоту сердечных сокращений (ЧСС). Работа, выполненная гимнастками на снарядах, имеет различия в пульсовых характеристиках. В целях оценки относительной нагрузочности гимнастических упражнений пользуются расчетом пульсовой стоимости единицы выполненной работы (Афонин В. Н. 1975).

Рр
Рэ = ————,
А

 

где Рэ — пульсовая стоимость одного элемента;

Рр — пульсовая сумма работы;

А — объем работы, т. е. количество выполненных элементов.

В проведенных ранее исследованиях пульсовая стоимость упражнения определялась пульсовой суммой работы (т. е. последовательным суммированием общего числа ударов за каждые 5 с работы с вычетом соответствующих значений ЧСС в покое за это же время). На наш взгляд, пульсовая стоимость упражнения должна рассчитываться с учетом периода восстановления:

Рр + Рв
Рэ = —————,
А

где Рэ — пульсовая стоимость одного элемента;

Рр — пульсовая сумма работы;

Рв — пульсовая сумма восстановления;

А — объем выполненной работы (в элементах).

ЧСС возрастает на протяжении всего уп-

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

ражнения до определенной величины. Но рост ЧСС в период восстановления не прекращается в первые 7 — 10 с после окончания упражнения. Это объясняется тем, что организм гимнастки в период восстановления активно погашает физиологические расходы, произведенные при выполнении упражнения (феномен Лимберга). Этот факт нельзя не учитывать при определении стоимости выполненной работы. Пульсовая стоимость элемента в гимнастике не является постоянной величиной, так как зависит от ряда факторов:

1)   от специфики снаряда,

2)   от возраста и пола гимнаста (гимнастки),

3)   от характера выполненной работы (комбинация или связка элементов).

Общая организация тренировочного процесса позволяет выделить 6 основных видов работы: опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения, разминка, специальная физическая подготовка (СФП). Каждый из перечисленных видов работы имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при характеристике, тренировочной нагрузки гимнасток.

Для определения пульсовой стоимости элемента в тренировке гимнасток 10 — 12 лет (кмс и I разряд) нами были выделены следующие пульсовые характеристики:

1)   среднее значение ЧСС на виде;

2)   максимальное значение ЧСС на виде;

3)   средние показатели ЧСС работы и восстановления на виде;

4)   средние показатели рабочего покоя.

Таблица 1

Пульсовые характеристики основных видов работы (ЧСС в уд/мин)

Вид

Во время работы

Средняя во время работы и восстано-
вления

Рабочего покоя

средняя

мак-
сималь-
ная

Опорный

прыжок

Брусья

Бревно

Вольные упражнения

Разминка

СФП

 

136

146

136

 

154

129

116

 

150

160

150

 

180

140

130

 

135/137

145/148

135/137

 

152/157

127/131

115/117

 

120

125

120

 

125

100

Из табл. 1 видно, что наибольшего значения ЧСС достигает при работе над вольными упражнениями (180 уд/мин). Работа в опорных прыжках и на бревне характеризуется одинаковыми значениями ЧСС. Менее

 

нагрузочная работа в разминке и СФП, здесь ЧСС не превышает 140 уд/мин. В процессе тренировки значения изменяются от 120 до 180 уд/мин. Полученные пульсовые характеристики позволили вычислить значения пульсовой стоимости одного подхода гимнастки на каждом из видов работы (разминка проводилась поточным способом в течение 30 мин).

Пульсовая стоимость одного элемента на брусьях, бревне и в вольных упражнениях вычислялась делением пульсовой стоимости одного подхода на количество элементов, выполненных в нем.

Обработка результатов исследования дала возможность установить, что пульсовая стоимость одного выполненного опорного прыжка приближается к пульсовой стоимости четырех элементов, выполненных на бревне (т. е. условно можно считать, что один прыжок по затраченной энергии равен четырем элементам).

Пульсовые характеристики разминки и СФП свидетельствуют о том, что работа на этих видах протекает в зоне интенсивности ниже средней, равной 2 эл/мин. Подсчет объема работы в этих двух видах нельзя проводить по общепринятой методике, так как во время работы гимнастка выполняет действия, которые нельзя считать за элемент, но они дают значительную физиологическую нагрузку. Зная время работы и ее интенсивность, можно вычислить объем работы в условных элементах, т. е. за 30 минут работы при интенсивности, равной 2 эл/мин, гимнастка выполняет 60 элементов. Таким образом, для удобства подсчета объема работы в разминке и в СФП мы предлагаем условно считать одну минуту работы равной двум элементам.

Расчет средней пульсовой стоимости одного элемента на каждом из 6 видов работы велся по единой схеме, изображенной на рис. 1.

В табл. 2 отражены основные характери-

 

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Пульсовая характеристика работы гимнасток 10 — 12 лет на основных видах

Параметры

Время (мин)

ЧСС (уд/мин)

Пульсовая
стоимость
(ударов)

Коэф-
фици-
ент пуль-
совой сто-
имос-
ти, К

Виды работы

Работы

Восста-
новле-
ния

Сред-
няя на виде

Макси-маль-
ная на виде

Сред-
няя рабо-
чего покоя

Сред-
няя работы

Сред-
няя
восста-новле-
ния

Упра-
жне-
ний

Одного эле-
мента

Разминка

24

6

129

140

127

131

3,8

0,44

Опорный прыжок

0,1

19

136

150

120

135

137

33,8

8,4

0,97

Брусья

0,4

1,3

146,5

160

125

145

148

36,4

7,2

0,83

Бревно

0,6

1,2

136

150

120

135

137

27,5

6,9

0,79

Вольные упражнения

0,5

1,5

154

180

125

152

156

61,0

8,7

1,00

СФП

3

17

116

130

100

115

117

264

6,6

0,75

 

 

стики ЧСС гимнасток 10 — 12 лет в зависимости от вида работы.

1-й вид — разминка. Продолжительность 30 мин. Интенсивность приравнивается к 2 эл/мин. Расчет пульсовых характеристик проводился от уровня средней ЧСС рабочего покоя по показателям ЧСС в тренировке (т. е. от 120 уд/мин).

Наиболее нагрузочный вид работы по показателям ЧСС — вольные упражнения. Стоимость одного элемента — 8,7 уд. Если принять стоимость одного элемента в вольных упражнениях за единицу, то можно рассчитать коэффициент пульсовой стоимости работы на каждом из 6 видов.

Наименьшая стоимость работы — на вспомогательных видах:

разминка — 3,8 уд., коэффициент = 0,44;

СФП — 6,6 уд., коэффициент = 0,75.

Среди основных видов многоборья наименее нагрузочной является работа на бревне. Стоимость одного элемента — 6,9 уд., коэффи-

 

циент = 0,79. Стоимость одного элемента на брусьях — 7,2 уд., коэффициент = 0,82, а в опорных прыжках пульсовая стоимость одного элемента (прыжка) — 8,4 уд., коэффициент = 0,97.

На рис. 2 столбиками изображен объем работы с учетом коэффициента пульсовой стоимости (цифры рядом — истинное количество элементов). Значения объема — средние показатели количества элементов по видам многоборья в микроцикле. По вертикальной оси отложены значения ЧСС и объема работы, по горизонтали — время работы. Кривая линия — динамика ЧСС при олимпийском чередовании видов многоборья.

Подсчет объема работы с поправкой на коэффициент дает возможность учитывать специфику работы на том или ином виде. То есть учитывать не просто элемент (как единицу объема), а конкретный (на брусьях, бревне и т. д.).

Рис. 2

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало