|
||||
тивном случае их эффективное применение оказывается не всегда возможным. Завершая обсуждение методов адаптации при обучении гимнастическим упражнениям, необходимо отметить, что всякое разучивание упражнений, предполагающее использование такой методологии, строится по схеме «адаптация — реадаптация» (см. рис. 2). Это означает, что, снижая трудность обучающих упражнений до уровня, обеспечивающего успешное выполнение заданий, необходимо в дальнейшем вновь нарастить ее до уровня, соответствующего трудности целевого упражнения. Таким образом, очевидно, что наряду с методами и приемами адаптивного обучения должен существовать подход, обратный им по смыслу. Он связан с приемами синтеза движения после программной адаптации, с приемами последовательного «вытеснения» помощи и других средств воздействия на гимнаста при использовании непрограммной адаптации. Подробное изложение всех этих вопросов также является одной из задач совершенствования существующей теории обучения движениям. |
Остается заметить в заключение, что в контексте статьи не рассматривался вопрос о собственно целостном методе обучения, под которым следует понимать обучение, полностью «игнорирующее» адаптацию. Вместе с тем важно подчеркнуть, что исполнение целевого упражнения в его «чистом» виде, незатронутом программной адаптацией, может осуществляться с применением разнообразных приемов непрограммной адаптации, о которой говорилось выше. Целостное исполнение самых различных по сложности упражнений может осуществляться на фоне направляющей и облегчающей помощи, с использованием целевых тренажерных устройств и т. д. Как показывают проделанные к настоящему времени исследования (Ю. К. Гавердовский, Ф. П. Мамедов, С. П. Евсеев, Н. Г. Сучилин и др.), такой подход к обучению даже сложных гимнастических упражнений не только возможен, но и в целом ряде случаев весьма перспективен. |
|||
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — В ПРАКТИКУ ПУЛЬСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ГИМНАСТОК 10 — 12 ЛЕТ |
||||
В. С. Чебураев, И. В. Королева |
||||
Единицей тренировочной нагрузки гимнастов принято считать один элемент, т. е. законченное двигательное действие, отнесенное к таблице трудности. Элементы, выполняемые гимнастами в процессе тренировки, различаются по своему воздействию на организм занимающихся. Наиболее существенные различия вносит специфика того или иного вида многоборья, которая определяется конструкцией снаряда и требованиями, предъявляемыми к упражнению. Величину физиологической нагрузки от выполнения элемента можно оценивать, используя в качестве индицирующего фактора частоту сердечных сокращений (ЧСС). Работа, выполненная гимнастками на снарядах, имеет различия в пульсовых характеристиках. В целях оценки относительной нагрузочности гимнастических упражнений пользуются расчетом пульсовой стоимости единицы выполненной работы (Афонин В. Н. 1975). Рр |
где Рэ — пульсовая стоимость одного элемента; Рр — пульсовая сумма работы; А — объем работы, т. е. количество выполненных элементов. В проведенных ранее исследованиях пульсовая стоимость упражнения определялась пульсовой суммой работы (т. е. последовательным суммированием общего числа ударов за каждые 5 с работы с вычетом соответствующих значений ЧСС в покое за это же время). На наш взгляд, пульсовая стоимость упражнения должна рассчитываться с учетом периода восстановления: Рр + Рв где Рэ — пульсовая стоимость одного элемента; Рр — пульсовая сумма работы; Рв — пульсовая сумма восстановления; А — объем выполненной работы (в элементах). ЧСС возрастает на протяжении всего уп- |
|||
34 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |