|
||||
рой гимнаст начинает выпрямлять ноги. Завершается безопорное перемещение активной постановкой прямых рук с последующим разгибанием тела во всех суставах и приходом в стойку (кадры 25 — 34). На наш взгляд, на рисунке представлена контурограмма движения с техникой, близкой к рациональной. Однако хотелось бы сделать некоторые уточнения по технике исполнения этого элемента. В первой фазе движения, сгибая ноги, следует слегка прогнуться в тазобедренных суставах. Это дает возможность во второй фазе выполнить более мощный бросок ногами. Кроме того, после броска ногами желательно как можно быстрее разогнуть их. И еще. При выполнении большого оборота необходимо уже в начале движения переместить большие пальцы рук, прижимая их к остальным. Если своевременно не выполнить таких действий, то во второй фазе движения это приведет к остановке рук, тогда как тело будет продолжать движение, а значит, исказится рациональная техника исполнения большого оборота. При проведении педагогических наблюдений было замечено, что гимнасты при обучении оборотовому движению в первой фазе очень рано сгибают ноги и слегка подтягивают их к туловищу из-за боязни удариться |
стопой о пол или основание брусьев. Естественно, что это затрудняет обучение правильной технике большого оборота. Предлагаем гимнастам серию упражнений, которые помогут правильно выучить этот элемент. 1. Размахивание в висе на низкой перекладине с согнутыми назад ногами и хватом всеми пальцами сверху. 2. Из упора на низкой перекладине с поролоновыми матами под ней на расстоянии 1,3 — 1,8 м выполнить отмах в вис и после касания матов носками быстро согнуть ноги назад. Сохраняя позу, качаться до остановки. 3. На низкой перекладине выполнить большой оборот с помощью. 4. То же, что упражнения 1, 2. 5. Большой оборот на концах брусьев. Помогать при этом следует во второй фазе движения одной рукой под шею, другой — под поясницу. При переходе в стойку руки страхующего перемещаются под живот и спину. 6. То же в середине брусьев с помощью и самостоятельно. Вышеперечисленные упражнения помогут гимнастам овладеть большим оборотом на брусьях. |
|||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ В СВЕТЕ ПОНЯТИЯ АДАПТИВНОСТИ |
||||
Ю. К. Гавердовский, Ф. П. Мамедов, кандидаты педагогических наук |
||||
Развитие гимнастики как вида спорта с течением времени обнаруживает все большее число «белых пятен» в современной теории обучения движениям. В частности, по существу отсутствуют обстоятельные теоретические разработки, позволяющие вскрыть дидактический смысл и систематизировать все многообразие методов и приемов обучения движениям. До настоящего времени в специальной литературе используется единственная, притом явно упрощенная классификация методов обучения, признаком которой является способ передачи информации от учителя к ученику (словесные методы, методы наглядной информации, методы упражнения). Но это лишь одна сторона проблемы, связанная с категорией формы. Между тем никогда не предпринималось попыток классифицировать методы обучения на основе признаков, связанных с содержанием учебного материала. Отсутствие необходимого здесь единого подхода к трактовке методов обучения двигательным действиям мешает не |
только лучше понять дидактический смысл и классифицировать уже используемые в практике методы и методические приемы обучения, но и совершенствовать методологию обучения в целом, делать ее более эффективной, более адекватной требованиям развивающегося спорта. Одной из возможностей упорядочить представления о методологии обучения гимнастическим упражнениям является подход, связанный с понятием адаптивного* обучения. Представление об адаптивности процесса обучения в общей педагогике достаточно широко используется в качестве критерия адекватности процедуры обучения возможностям занимающегося. В частности, в теории программированного обучения (см. работы * Как известно, термин «адаптация» принят в биологических науках в качестве характеристики приспособляемости организма к условиям среды. В этом смысле адаптивное обучение предполагает «встречную» адаптацию, то есть приспособление материала к возможностям ученика. |
|||
26 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |