|
||||
Рис. 2. Прирост результата в экспериментальной и контрольной группах при различных вариантах симметричного обучения
Рис. 3. Прирост результата за счет билатерального переноса в экспериментальной и контрольной группах при различных вариантах обучения Для решения этой задачи также был проведен эксперимент, в котором две группы испытуемых в течение двух месяцев изучали бросок обруча в лицевой плоскости с вращения без схождения с места. Причем экспериментальная группа начинала обучение с ДР, а контрольная — с НДР (I этап). После освоения основных звеньев этого элемента движения начинали осваивать другой рукой. |
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о преимуществе симметричного при начальном освоении упражнения ДР. Различия в группах достоверны (р < 0,01). Эффективность такого обучения по коэффициенту прироста результата наглядно представлена на рис. 2. Кроме того, преимущество этого метода обучения подтверждается коэффициентом прироста результата за счет билатерального переноса (рис. 3). Для билатерального переноса имеет значение сторона, с которой происходит перенос двигательных навыков. По результатам эксперимента в обеих группах перенос в направлении с ДР на НДР выражен больше, но величина прироста результата за счет переноса ярче проявляется в экспериментальной группе. Различия в группах достоверны (р < 0,01). Билатеральный перенос оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения симметричным движениям. Однако с ростом спортивного мастерства его действие теряет эффективность. Причину такого явления исследователи связывают с процессом дифференцирования в коре больших полушарий и с усложнением двигательных действий на этапах высокого спортивного мастерства (В. М. Зациорский, 1961). В результате проведенных исследований выяснилось, что прирост результата за счет переноса двигательного навыка с одной руки на другую значительней на начальном этапе обучения, что позволяет рекомендовать «симметричное обучение» базовым навыкам с предметами как метод, способствующий повышению технической подготовки гимнасток. Вместе с тем для обучения технически сложным и рискованным элементам данный метод нельзя считать оптимальным, поскольку в этом случае фактор билатерального переноса становится малозаметен, а обучение таким движениям в обе стороны значительно затягивается. |
|||
75 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |