Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Уровни

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очки

223 и выше

222 — 196

195 — 167

166 — 141

140 и ниже

 

Очковая система позволяет сравнивать различные результаты, показанные в тестах, проследить динамику развития физических качеств,

 

а также дает педагогическую характеристику физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой.

 

«СИММЕТРИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАЗОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ С ПРЕДМЕТАМИ

   
В. Ю. Сосина, мастер спорта СССР, аспирантка ГЦОЛИФКа
 

В художественной гимнастике предпочтения при освоении движений правой или левой рукой или ногой неизбежны. Однако ярко выраженное их одностороннее развитие мешает достижению высоких спортивных результатов. Именно поэтому мы сочли возможным остановиться на некоторых спорных вопросах, касающихся как эффективности различных вариантов обучения, так и переноса двигательных навыков с одной руки на другую.

Прежде всего необходимо выяснить, не будет ли равномерная нагрузка на правую и левую руки отрицательно сказываться на качестве обучения основной (в большинстве случаев правой) руки. Ведь при «симметричном обучении» нагрузка на основную руку уменьшается почти вдвое.

Для этого был проведен эксперимент, в котором две группы испытуемых 9 — 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в течение двух месяцев изучали бросок скакалки правой рукой с продвижением вперед и впрыгиванием в нее после ловли двумя (элемент обязательной программы).

С помощью метода экспертных оценок определялось качество выполнения элемента в баллах по правилам соревнований до и после обучения.

Перед началом эксперимента гимнастки проходили обследование по 10 тестам, представляющим действия бытового характера (например, вдеть нитку в иголку, сцепить пальцы, сложить руки на груди, продеть руку в рукав пальто), которые используются различными авторами для определения доминирующей руки (ДР) и недоминирующей руки (НДР).

Отсутствие достоверных различий в группах по качеству выполнения контрольного упражнения и результатам тестирования позволяет считать их однородными.

 

Первая группа (экспериментальная) после предварительного освоения упражнения ДР подключала к обучению НДР. Вторая группа (контрольная) изучала броски только ДР. Количество попыток у обеих групп было одинаковым.

Способность испытуемых быстро и качественно овладевать новыми двигательными навыками вычислялась по коэффициенту прироста результата (А. В. Менхин, 1970).

Результаты проведенного исследования показывают, что подключение НДР не только способствует более значительному приросту результата, ДР по сравнению с односторонним обучением, но и .приводит к эффекту «симметричного овладения» базовыми навыками с предметами (рис. 1). Различия в группах достоверны (р < 0,01).

Следовательно, если «симметричное обучение» базовым навыкам благоприятно влияет на прирост результата обеих рук, то необходимо выяснить, какой рукой эффективнее начинать освоение элемента (ДР или НДР).

 

Рис. 1. Прирост результата «обучаемой» руки при подключении к «обучению» другой руки и без него

Library   74   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 2. Прирост результата в экспериментальной и контрольной группах при различных вариантах симметричного обучения

Рис. 3. Прирост результата за счет билатерального переноса в экспериментальной и контрольной группах при различных вариантах обучения

Для решения этой задачи также был проведен эксперимент, в котором две группы испытуемых в течение двух месяцев изучали бросок обруча в лицевой плоскости с вращения без схождения с места. Причем экспериментальная группа начинала обучение с ДР, а контрольная — с НДР (I этап). После освоения основных звеньев этого элемента движения начинали осваивать другой рукой.

 

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о преимуществе симметричного при начальном освоении упражнения ДР. Различия в группах достоверны (р < 0,01). Эффективность такого обучения по коэффициенту прироста результата наглядно представлена на рис. 2. Кроме того, преимущество этого метода обучения подтверждается коэффициентом прироста результата за счет билатерального переноса (рис. 3).

Для билатерального переноса имеет значение сторона, с которой происходит перенос двигательных навыков. По результатам эксперимента в обеих группах перенос в направлении с ДР на НДР выражен больше, но величина прироста результата за счет переноса ярче проявляется в экспериментальной группе. Различия в группах достоверны (р < 0,01).

Билатеральный перенос оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения симметричным движениям. Однако с ростом спортивного мастерства его действие теряет эффективность. Причину такого явления исследователи связывают с процессом дифференцирования в коре больших полушарий и с усложнением двигательных действий на этапах высокого спортивного мастерства (В. М. Зациорский, 1961).

В результате проведенных исследований выяснилось, что прирост результата за счет переноса двигательного навыка с одной руки на другую значительней на начальном этапе обучения, что позволяет рекомендовать «симметричное обучение» базовым навыкам с предметами как метод, способствующий повышению технической подготовки гимнасток.

Вместе с тем для обучения технически сложным и рискованным элементам данный метод нельзя считать оптимальным, поскольку в этом случае фактор билатерального переноса становится малозаметен, а обучение таким движениям в обе стороны значительно затягивается.

 
Library   75   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало