|
||||||||||||||||||||||||||||
Во вторую группу включены тесты, которые оценивались по качеству исполнения, на основе принципов квалиметрии. Были разработаны таблицы с возможными вариантами качества исполнения данных тестов, которые оценивались квалифицированными экспертами по 5-балльной системе. Согласованность мнений экспертов проверялась по коэффициенту конкордации, кото- |
рый в изучаемых тестах составил 0,856 — 0,920. Статистическая достоверность коэффициента конкордации оценивалась при помощи x2-критерия. Математическая обработка полученных данных позволила разработать экспертные оценки качества исполнения тестов. |
|||||||||||||||||||||||||||
Экспертные оценки качества исполнения тестов второй группы Оценка Тесты Наклоном назад захватить руками часть голени или «мост» 5 взяться за голень, ноги прямые, фиксировать 2 — 3 с 4 то же, ноги слегка согнуты 3 расстояние между стопой и кончиками пальцев до 10 см 2 то же до 20 см 1 то же более 20 см Удержание ноги вперед, в сторону (правой и левой), стоя боком
5 стопа на уровне головы с сохранением вертикального положения туловища, без
4 то же с незначительным компенсаторным выведением таза 3 то же, стопа на уровне плеча, без компенсаторного выведения таза 2 то же с компенсаторными движениями 1 то же, стопа на уровне горизонтали, без компенсаторного выведения таза Удержание ноги назад (правой, левой), стоя лицом 5 стопа на уровне головы, фиксируется 5 с 4 » несколько ниже головы 3 » на уровне плеча 2 » на уровне лопаток 1 » на уровне горизонтали Шпагат, правая (левая) стопа на гимнастической скамейке 5 бедро касается пола, фиксируется 5 с 4 то же с небольшим разворотом бедра 3 бедро не полностью касается пола 2 бедро значительно развернуто, расстояние от пола до 10 см 1 то же до 20 см Шпагат прямой, правая (левая) стопа на гимнастической скамейке 5 бедро ноги касается пола 4 то же, с небольшим прогибанием в пояснице 3 расстояние от бедра до пола до 20 см, значительное прогибание в пояснице, наклон 2 расстояние от бедра до пола до 20 см, значительное прогибание в пояснице, наклон
1 расстояние от бедра до пола более 20 см, сильное прогибание, наклон вперед
|
||||||||||||||||||||||||||||
Как показала практика, качество исполнения тестов второй группы целесообразно оценивать с введением промежуточных оценок «+» или «—». |
С целью облегчения статистической обработки результатов измерений оцененные по 5-балльной шкале тесты переводились в значения 12-очковой шкалы (В. Беспалько, 1970). |
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
70 |
|
||||
В третью группу были включены тесты, результаты в которых регистрировались как |
инструментальным методом, так и методом экспериментальных оценок. |
|||
Экспертные оценки качества исполнения тестов 2-й группы Тройной прыжок из стойки ноги вместе Оценка Тесты 5 выполняются прыжки шагом, ноги прямые 4 жесткое приземление, нарушения осанки 3 недостаточное разведение ног, жесткое приземление, значительные нарушения осанки 2 сильно согнуты ноги, приземление на всю стопу 1 искажение движения Заднее равновесие на правой (левой), стоя боком к гимнастической стенке 5 нога в положении, близком к шпагату, рука касается пола и выход в вертикальное
4 то же, стопа на уровне головы с незначительным постепенным снижением высоты
3 то же, стопа в положении на уровне подбородка, постепенное снижение высоты до
2 то же, стопа на уровне горизонтали, незначительные отклонения в осанке, потеря
1 то же, стопа ниже горизонтали, компенсаторные движения, искажающие технику
«Пистолет» на правой (левой) с выпрыгиванием вверх, стоя боком к опоре 5 нога вперед-книзу, прыжок вверх, полностью выпрямить опорную ногу и вернуться
4 то же с небольшими колебаниями ноги 3 недостаточное выпрямление опорной ноги во время выпрыгивания вверх, касания
2 недостаточное выпрямление опорной ноги, опора ногой о пол, нарушения в ритме
1 то же с грубыми нарушениями в ритме выполнения упражнения Серия прыжков (прыжок вверх, ноги вместе — 4 раза, прыжок вверх, согнув ноги — 4 раза, прыжок вверх, ноги врозь — 4 раза) 5 ноги согнуты, бедра подняты до горизонтали, ноги врозь, широко разведены (близко к
4 незначительное снижение качества исполнения в последних сериях, ноги ниже
3 бедро ниже горизонтали на 30°, разведение ног до 120° 2 бедро ниже горизонтали до 45°, разведение ног до 90° 1 бедро ниже горизонтали до 60° Поднимание ног в висе спиной к гимнастической стенке 5 поднимание ног силой (без разгибательных движений), коснуться носками за головой,
4 то же, ноги слегка согнуты (с небольшим разгибательным движением) 3 ноги слегка согнуты, нарушение слитности выполнения упражнения
2 ноги значительно согнуты, компенсаторные движения, облегчающие выполнение 1 ноги сильно согнуты, компенсаторные движения, значительные паузы Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 5 туловище прямое, полное сгибание и разгибание рук, упражнения выполняются без
4 то же, но туловище слегка согнуто |
||||
71 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценки специальной физической
Оценка Тесты 3 туловище слегка согнуто, нарушение слитности выполнения упражнения 2 туловище значительно согнуто, компенсаторные движения, облегчающие выполнение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Профиль специальной физической подготовки гимнастки Г-вой (составленный на основе стандартизированных отклонений оценок в тестах 1, 2, 3-й групп) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 подготовки гимнасток высокой квалификации
1 туловище сильно согнуто, неполное сгибание и разгибание рук, паузы Равновесие на правом (левом) носке, другую назад 5 нога на уровне горизонтали, руки в стороны, равновесие на высоких полупальцах 4 то же, нога чуть ниже горизонтали, незначительно выраженные движения в
3 нога ниже горизонтали до 45°, балансировка руками, колебательные движения в
2 нога ниже горизонтали до 60°, дополнительные движения руками, подскоки (1, 2) 1 нога ниже 60° , низкие полупальцы, подскоки, грубые нарушения в осанке Пространственно-координационный тест (ПКТ) (3 разноименных поворота на 360° из 5 кувырки выполнены в плотной группировке без изменения направления. Прыжки с
4 то же с незначительными ошибками при выполнении кувырков и поворотов 3 значительные ошибки при выполнении кувырков. Нарушения направления в кувырках и
2 грубые ошибки при выполнении кувырков и поворотов, изменения направления 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для разработки критериев оценок результатов в тестах использовалась модификация многомерного шкалирования, позволяющая комплексно (в очках) оценить тесты этой группы по качеству исполнения и по результату. Для перевода в очковую шкалу первичных результатов тестов третьей группы, имеющих количественные и качественные показатели, разработана специальная программа, представленная в табл. 2, где количество очков определяется значением в месте пересечения результата, показанного в тесте, и балла за качество его исполнения. По сумме набранных очков во всех 3 группах тестов определяется степень физической подготовленности гимнасток высокой квалификации. |
Практическое применение шкальных оценок,. приведенных выше 1, 2, 5, дает возможность составить профиль СФП гимнасток (см. рисунок), сравнить с модельными, разработанными в результате исследований гимнасток высокой квалификации, и целенаправленно воздействовать на развитие отстающих физических качеств у спортсменок в многолетнем цикле подготовки. Проведенное исследование позволило установить уровни развития показателей СФП гимнасток на основе использования средних значений и стандартных отклонений. Были рассчитаны граничные значения пяти уровней суммарных показателей двигательной подготовленности гимнасток высокой квалификации, которые представлены ниже. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Очковая система позволяет сравнивать различные результаты, показанные в тестах, проследить динамику развития физических качеств, |
а также дает педагогическую характеристику физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой. |
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
В. Ю. Сосина, мастер спорта СССР, аспирантка ГЦОЛИФКа |
||||||||||||||||
В художественной гимнастике предпочтения при освоении движений правой или левой рукой или ногой неизбежны. Однако ярко выраженное их одностороннее развитие мешает достижению высоких спортивных результатов. Именно поэтому мы сочли возможным остановиться на некоторых спорных вопросах, касающихся как эффективности различных вариантов обучения, так и переноса двигательных навыков с одной руки на другую. Прежде всего необходимо выяснить, не будет ли равномерная нагрузка на правую и левую руки отрицательно сказываться на качестве обучения основной (в большинстве случаев правой) руки. Ведь при «симметричном обучении» нагрузка на основную руку уменьшается почти вдвое. Для этого был проведен эксперимент, в котором две группы испытуемых 9 — 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в течение двух месяцев изучали бросок скакалки правой рукой с продвижением вперед и впрыгиванием в нее после ловли двумя (элемент обязательной программы). С помощью метода экспертных оценок определялось качество выполнения элемента в баллах по правилам соревнований до и после обучения. Перед началом эксперимента гимнастки проходили обследование по 10 тестам, представляющим действия бытового характера (например, вдеть нитку в иголку, сцепить пальцы, сложить руки на груди, продеть руку в рукав пальто), которые используются различными авторами для определения доминирующей руки (ДР) и недоминирующей руки (НДР). Отсутствие достоверных различий в группах по качеству выполнения контрольного упражнения и результатам тестирования позволяет считать их однородными. |
Первая группа (экспериментальная) после предварительного освоения упражнения ДР подключала к обучению НДР. Вторая группа (контрольная) изучала броски только ДР. Количество попыток у обеих групп было одинаковым. Способность испытуемых быстро и качественно овладевать новыми двигательными навыками вычислялась по коэффициенту прироста результата (А. В. Менхин, 1970). Результаты проведенного исследования показывают, что подключение НДР не только способствует более значительному приросту результата, ДР по сравнению с односторонним обучением, но и .приводит к эффекту «симметричного овладения» базовыми навыками с предметами (рис. 1). Различия в группах достоверны (р < 0,01). Следовательно, если «симметричное обучение» базовым навыкам благоприятно влияет на прирост результата обеих рук, то необходимо выяснить, какой рукой эффективнее начинать освоение элемента (ДР или НДР).
Рис. 1. Прирост результата «обучаемой» руки при подключении к «обучению» другой руки и без него |
|||||||||||||||
74 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |