Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

   
Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наукг Б. А. Суслаков, кандидат технических наук, С. А. Кувшинникова, мастер спорта
 

На современном этапе развития художественной гимнастики особо важное значение приобретает педагогический контроль за различными компонентами подготовки, в частности специальной физической. Педагогический контроль обеспечивает целенаправленное развитие физических качеств с учетом индивидуальных особенностей гимнасток.

Применяемые до настоящего времени тесты по оценке физической подготовленности в художественной гимнастике (З. Г. Тучкина, 1970; Е. В. Соловьева, 1975; Ж. Е. Фирилева, 1981) принципиально не отличались от тестирования в

Олимпийский почерк. Д. Куткайте

 

других видах спорта. Однако основным содержанием художественной гимнастики является искусство выразительного движения.

В связи с этим мы считаем, что тестирование физической подготовленности «художниц» должно проводиться с учетом качества исполнения контрольных упражнений.

В 1981 — 1982 гг., работая, со сборной Москвы и молодежной сборной СССР по художественной гимнастике, мы провели проверку информативности, надежности и эквивалентности тестов, используемых для оценки двигательной подготовленности гимнасток. Одновременно скорректировали процедуру тестирования.

В результате был разработан комплекс, состоящий из 25 тестов, позволяющий оценить уровень развития скоростно-силовых качеств-(прыгучести, силы, скоростно-силовой выносливости, гибкости, ловкости), а также функцию равновесия.

Все подобранные тесты были разделены на-3 группы в зависимости от способа их оценки.

В первую группу вошли традиционные тесты, результаты в которых фиксировались измерительным методом. Показатели данных тестов были рассчитаны с учетом средних значений и стандартных отклонений, каждому из которых соответствует количество набранных очков (табл. 1).

Таблица 1

Шкала тестов первой группы

Прыжок вверх, руки на поясе

(см)

Прыжок вверх

со взмахом рук (см)

Наклон вперед (см)

Очки

29,2 — 31,5

28,7 — 31,6

0,5 — 3,7

1

31,6 — 33,7

31,7 — 34,5

3,8 — 6,9

2

33,8 — 35,9

34,6 — 37,4

7,0 — 10,1

3

36,0 — 38,2

37,5 — 40,3

10,2 — 13,3

4

38,3 — 40,5

40,4 — 43,2

13,4 — 16,5

5

40,6 — 42,7

43,3 — 46,1

16,6 — 19,7

6

42,8 — 44,9

46,2 — 49,0

19,8 — 22,9

7

45,0 — 47,2

49,1 — 51,9

23,0 — 26,1

8

47,3 — 49,5

52,0 — 54,8

26,2 — 29,3

9

49,6 — 51,7

54,9 — 57,7

29,4 — 32,5

10

51,8 — 53,9

57,8 — 60,6

32,6 — 35,7

11

54,0 — 56,2

60,7 — 63,5

35,8 — 38,9

12

Library   69   Up


Contents

 

Home
 

Во вторую группу включены тесты, которые оценивались по качеству исполнения, на основе принципов квалиметрии. Были разработаны таблицы с возможными вариантами качества исполнения данных тестов, которые оценивались квалифицированными экспертами по 5-балльной системе. Согласованность мнений экспертов проверялась по коэффициенту конкордации, кото-

 

рый в изучаемых тестах составил 0,856 — 0,920. Статистическая достоверность коэффициента конкордации оценивалась при помощи x2-критерия.

Математическая обработка полученных данных позволила разработать экспертные оценки качества исполнения тестов.

 

Экспертные оценки качества исполнения тестов второй группы

Оценка                                                             Тесты

Наклоном назад захватить руками часть голени или «мост»

5        взяться за голень, ноги прямые, фиксировать 2 — 3 с

4        то же, ноги слегка согнуты

3        расстояние между стопой и кончиками пальцев              до 10 см

2                               то                        же                                        до 20 см

1                               то                        же                                   более 20 см

Удержание ноги вперед, в сторону (правой и левой), стоя боком
к гимнастической стенке

5        стопа на уровне головы с сохранением вертикального положения туловища, без
          компенсаторного выведения таза

4        то же с незначительным компенсаторным выведением таза

3        то же, стопа на уровне плеча, без компенсаторного выведения таза

2        то же с компенсаторными движениями

1        то же, стопа на уровне горизонтали, без компенсаторного выведения таза

Удержание ноги назад (правой, левой), стоя лицом
к гимнастической стенке

5        стопа на уровне головы, фиксируется 5 с

4            »    несколько ниже головы

3            »    на уровне плеча

2            »    на уровне лопаток

1            »    на уровне горизонтали

Шпагат, правая (левая) стопа на гимнастической скамейке

5        бедро касается пола, фиксируется 5 с 4 то же с небольшим разворотом бедра

3        бедро не полностью касается пола

2        бедро значительно развернуто, расстояние от пола до 10 см

1                        то                 же                                              до 20 см

Шпагат прямой, правая (левая) стопа на гимнастической скамейке

5        бедро ноги касается пола

4        то же, с небольшим прогибанием в пояснице

3        расстояние от бедра до пола до 20 см, значительное прогибание в пояснице, наклон
          вперед

2        расстояние от бедра до пола до 20 см, значительное прогибание в пояснице, наклон
          вперед

1        расстояние от бедра до пола более 20 см, сильное прогибание, наклон вперед

 

Как показала практика, качество исполнения тестов второй группы целесообразно оценивать с введением промежуточных оценок «+» или «—».

 

С целью облегчения статистической обработки результатов измерений оцененные по 5-балльной шкале тесты переводились в значения 12-очковой шкалы (В. Беспалько, 1970).

 

Оценка

5

5

4+

4

4

3+

3

3

2+

2

2

1

Очки

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

В третью группу были включены тесты, результаты в которых регистрировались как

 

инструментальным методом, так и методом экспериментальных оценок.

 

 

Экспертные оценки качества исполнения тестов 2-й группы

Тройной прыжок из стойки ноги вместе

Оценка                                                           Тесты

5        выполняются прыжки шагом, ноги прямые

4        жесткое приземление, нарушения осанки

3        недостаточное разведение ног, жесткое приземление, значительные нарушения осанки

2        сильно согнуты ноги, приземление на всю стопу

1        искажение движения

Заднее равновесие на правой (левой), стоя боком к гимнастической стенке

5        нога в положении, близком к шпагату, рука касается пола и выход в вертикальное
                 равновесие с хорошей осанкой

4        то же, стопа на уровне головы с незначительным постепенным снижением высоты
                 удержания ноги к концу выполнения упражнения

3        то же, стопа в положении на уровне подбородка, постепенное снижение высоты до
                 уровня горизонтали и выход в и. п.

2        то же, стопа на уровне горизонтали, незначительные отклонения в осанке, потеря
                  равновесия и постепенное снижение высоты удержания ноги ниже горизонтали

1        то же, стопа ниже горизонтали, компенсаторные движения, искажающие технику
                  упражнения, значительные потери равновесия с опорой на руку

«Пистолет» на правой (левой) с выпрыгиванием вверх, стоя боком к опоре

5        нога вперед-книзу, прыжок вверх, полностью выпрямить опорную ногу и вернуться
                 в и. п.

4        то же с небольшими колебаниями ноги

3        недостаточное выпрямление опорной ноги во время выпрыгивания вверх, касания
                 ногой пола

2        недостаточное выпрямление опорной ноги, опора ногой о пол, нарушения в ритме
                 выполнения упражнения

1        то же с грубыми нарушениями в ритме выполнения упражнения

Серия прыжков (прыжок вверх, ноги вместе 4 раза, прыжок вверх, согнув ноги 4 раза, прыжок вверх, ноги врозь4 раза)

5        ноги согнуты, бедра подняты до горизонтали, ноги врозь, широко разведены (близко к
                 прямому шпагату); сохранять форму движения на протяжении всего выполнения

4        незначительное снижение качества исполнения в последних сериях, ноги ниже
                 горизонтали, недостаточно разведены

3        бедро ниже горизонтали на 30°, разведение ног до 120°

2        бедро ниже горизонтали до 45°, разведение ног до 90°

1        бедро ниже горизонтали до 60°

Поднимание ног в висе спиной к гимнастической стенке

5        поднимание ног силой (без разгибательных движений), коснуться носками за головой,
                  ноги прямые, носки оттянуты. Упражнение выполнять без остановок

4        то же, ноги слегка согнуты (с небольшим разгибательным движением)

3        ноги слегка согнуты, нарушение слитности выполнения упражнения

2        ноги значительно согнуты, компенсаторные движения, облегчающие выполнение
                  упражнения, замедление темпа, паузы отдыха

1        ноги сильно согнуты, компенсаторные движения, значительные паузы

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5        туловище прямое, полное сгибание и разгибание рук, упражнения выполняются без
                  остановок

4        то же, но туловище слегка согнуто

Library   71   Up


Contents

 

Home
 

 

Оценки специальной физической

Тройной прыжок

Заднее равновесие

«Пистолет»

Серия прыж-
ков

Подни-
мание ног в висе

Отжи-
мание в упоре лежа

Равновесие на носке

на правой

на левой

на правой

на левой

правой

левой

см

с

кол-во

с

440—463

18,4—17,7

17,7—17,1

7—8

8—9

1

5

1—4

0,1—4,6

0,1—3,75

464—480

17,6—17,0

17,0—16,5

9

10

2—3

6

5—6

4,7—9,5

3,76—8,9

481—493

16,9—16,3

16,4—15,9

10

11

4—5

7

7—8

9,6-—14,5

9,0—14,0

494—510

16,2—15,6

15,8—15,3

11

12

6—7

8

9—11

14,6—19,4

14,1—19,2

511—528

15,5—14,9

15,2—14,7

12

13

8—9

9

12—13

19,5—24,3

19,3—24,4

529—546

14,8—14,2

14,6—14,1

13

14

10—11

100

14—15

24,5—29,3

24,5—29,5

547—562

14,1—13,5

14,0—13,5

14

15

12—13

11

16—17

29,4—34,3

29,6—34,7

563—580

13,4—12,8

13,4—12,9

15

16

14—15

12

18—19

34,4—39,2

34,8—39,8

581—597

12,7—12,1

12,8—12,3

16

17

16—17

13

20—22

39,3—44,2

39,9—44,8

598—620

12,0—11,4

12,2—11,7

17

18

18—19

14

23—24

44,3—49,1

44,9—50,1

621—637

11,3—10,7

11, 6—11,1

18

19

20—21

15

25—26

49,2—54,0

50,2—55,3

638—650

10,6—10,0

11,0—10,5

19

20

22—23

16

27—29

54,1—59,0

55,4—60,4

Оценка                                                          Тесты

3        туловище слегка согнуто, нарушение слитности выполнения упражнения

2        туловище значительно согнуто, компенсаторные движения, облегчающие выполнение
                 упражнения, паузы

 
    Профиль специальной физической подготовки гимнастки Г-вой (составленный на основе стандартизированных отклонений оценок в тестах 1, 2, 3-й групп)
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

подготовки гимнасток высокой квалификации

ПКТ

Качество исполнения (балл)

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

22,8—21,6

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4 5

5

5,5

6

6,5

21,5—20,4

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

20,3—19,1

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

19,0—17,9

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

17,8—16,7

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

16,6—15,5

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

15,4—14,3

4

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

14,2—12,9

4,5

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

10

12,8—11,1

5

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

10

10,5

11,0—10,4

5,5

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

10

10,5

11

10,3—9,2

6

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

10

10,5

11

11,5

9,1—7,9

6,5

7

7,5

8

8,5

9

9,5

10

10,5

11

11,5

12

 

1        туловище сильно согнуто, неполное сгибание и разгибание рук, паузы

Равновесие на правом (левом) носке, другую назад

5        нога на уровне горизонтали, руки в стороны, равновесие на высоких полупальцах

4        то же, нога чуть ниже горизонтали, незначительно выраженные движения в
                 голеностопном суставе, нарушение осанки (поднятые плечи и т. д.)

3        нога ниже горизонтали до 45°, балансировка руками, колебательные движения в
                 голеностопе, значительные нарушения в осанке

2        нога ниже горизонтали до 60°, дополнительные движения руками, подскоки (1, 2)

1        нога ниже 60° , низкие полупальцы, подскоки, грубые нарушения в осанке

Пространственно-координационный тест (ПКТ) (3 разноименных поворота на 360° из
выпада, 3 кувырка вперед, 3 поворота на 180°
прыжком ноги вместе, 3 кувырка
вперед, 3 поворота на 360°
прыжком ноги вместе)

5        кувырки выполнены в плотной группировке без изменения направления. Прыжки с
                 поворотом на 180 и 360° выполняются с прямым положением тела

4       то же с незначительными ошибками при выполнении кувырков и поворотов

3       значительные ошибки при выполнении кувырков. Нарушения направления в кувырках и
                 поворотах

2        грубые ошибки при выполнении кувырков и поворотов, изменения направления 1
                 искажение выполнения кувырков и поворотов с потерей направления

 

 

Для разработки критериев оценок результатов в тестах использовалась модификация многомерного шкалирования, позволяющая комплексно (в очках) оценить тесты этой группы по качеству исполнения и по результату. Для перевода в очковую шкалу первичных результатов тестов третьей группы, имеющих количественные и качественные показатели, разработана специальная программа, представленная в табл. 2, где количество очков определяется значением в месте пересечения результата, показанного в тесте, и балла за качество его исполнения.

По сумме набранных очков во всех 3 группах тестов определяется степень физической подготовленности гимнасток высокой квалификации.

 

Практическое применение шкальных оценок,. приведенных выше 1, 2, 5, дает возможность составить профиль СФП гимнасток (см. рисунок), сравнить с модельными, разработанными в результате исследований гимнасток высокой квалификации, и целенаправленно воздействовать на развитие отстающих физических качеств у спортсменок в многолетнем цикле подготовки.

Проведенное исследование позволило установить уровни развития показателей СФП гимнасток на основе использования средних значений и стандартных отклонений. Были рассчитаны граничные значения пяти уровней суммарных показателей двигательной подготовленности гимнасток высокой квалификации, которые представлены ниже.

Library   73   Up


Contents

 

Home
 

Уровни

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очки

223 и выше

222 — 196

195 — 167

166 — 141

140 и ниже

 

Очковая система позволяет сравнивать различные результаты, показанные в тестах, проследить динамику развития физических качеств,

 

а также дает педагогическую характеристику физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой.

 

«СИММЕТРИЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАЗОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ С ПРЕДМЕТАМИ

   
В. Ю. Сосина, мастер спорта СССР, аспирантка ГЦОЛИФКа
 

В художественной гимнастике предпочтения при освоении движений правой или левой рукой или ногой неизбежны. Однако ярко выраженное их одностороннее развитие мешает достижению высоких спортивных результатов. Именно поэтому мы сочли возможным остановиться на некоторых спорных вопросах, касающихся как эффективности различных вариантов обучения, так и переноса двигательных навыков с одной руки на другую.

Прежде всего необходимо выяснить, не будет ли равномерная нагрузка на правую и левую руки отрицательно сказываться на качестве обучения основной (в большинстве случаев правой) руки. Ведь при «симметричном обучении» нагрузка на основную руку уменьшается почти вдвое.

Для этого был проведен эксперимент, в котором две группы испытуемых 9 — 10 лет, занимающихся художественной гимнастикой, в течение двух месяцев изучали бросок скакалки правой рукой с продвижением вперед и впрыгиванием в нее после ловли двумя (элемент обязательной программы).

С помощью метода экспертных оценок определялось качество выполнения элемента в баллах по правилам соревнований до и после обучения.

Перед началом эксперимента гимнастки проходили обследование по 10 тестам, представляющим действия бытового характера (например, вдеть нитку в иголку, сцепить пальцы, сложить руки на груди, продеть руку в рукав пальто), которые используются различными авторами для определения доминирующей руки (ДР) и недоминирующей руки (НДР).

Отсутствие достоверных различий в группах по качеству выполнения контрольного упражнения и результатам тестирования позволяет считать их однородными.

 

Первая группа (экспериментальная) после предварительного освоения упражнения ДР подключала к обучению НДР. Вторая группа (контрольная) изучала броски только ДР. Количество попыток у обеих групп было одинаковым.

Способность испытуемых быстро и качественно овладевать новыми двигательными навыками вычислялась по коэффициенту прироста результата (А. В. Менхин, 1970).

Результаты проведенного исследования показывают, что подключение НДР не только способствует более значительному приросту результата, ДР по сравнению с односторонним обучением, но и .приводит к эффекту «симметричного овладения» базовыми навыками с предметами (рис. 1). Различия в группах достоверны (р < 0,01).

Следовательно, если «симметричное обучение» базовым навыкам благоприятно влияет на прирост результата обеих рук, то необходимо выяснить, какой рукой эффективнее начинать освоение элемента (ДР или НДР).

 

Рис. 1. Прирост результата «обучаемой» руки при подключении к «обучению» другой руки и без него

Library   74   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало