Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

шим данным, выполнение наиболее сложных элементов и связок («азаряновское начало») требует показателя силы приводящих групп мышц на уровне 1,4 — 1,7 отн. ед. (А. Б. Плотник, 1965).

Наиболее эффективными высоко интенсивными упражнениями для развития этих групп мышц являются:

1)   и. п. — упор лежа на низких кольцах (кольца опущены до уровня колен). Развести руки в стороны и вернуться в и. п. Упражнение выполняется 5 раз, 2 — 3 подхода на время;

2)   и. п. — упор лежа сзади на кольцах (кольца опущены до уровня колен). Развести руки в стороны и вернуться в и. п. Упражнение выполняется 5 раз, 2 — 3 подхода на время;

3)   и. п. — стоя руки в стороны с отягощением на поясе 2 — 3 кг, удерживать кольца на уровне плеч. 5 наскоков в упор на кольцах, 2 — 3 подхода на время.

Опорный прыжок предъявляет повышенные требования к уровню развития скоростно-силовых качеств мышц рук и ног. Так, если при выполнении прыжка «переворот вперед сальто вперед» продолжительность безопорной фазы составляет 0,9 с, то для двойного сальто (Роче) продолжительность полета должна быть 1,1 — 1,2 с, усилия в лучезапястном суставе в момент отталкивания — 300 — 350 кг, а в голеностопных суставах — 600 — 700 кг (В. М. Смолевский, 1981).

Однако если обратиться к таблице 1, то можно увидеть, что и здесь еще имеются определенные резервы в повышении эффективности тренировочного процесса. Общее количество упражнений, входящих во 2-ю и 3-ю зоны, практически равно 55,3% против 76,7% в вольных упражнениях.

В опорных прыжках также целесообразно использовать высокоинтенсивные средства для развития мышц рук и плечевого пояса. Напри-

 

мер: и. п. — упор лежа, ноги удерживаются партнером под углом 45°; отталкиваясь прямыми руками, подняться на пять ступенек вверх, 2 — 3 подхода на время (высота каждой ступеньки 15 — 20 см).

Полезно увеличение доли высокоинтенсивных упражнений СФП и на брусьях и на перекладине.

Известно, что уровень воздействия упражнений спортивной гимнастики определяется главным образом тремя факторами: психическим, физическим и техническим. В результате комплексного воздействия этих факторов ЧСС во время выполнения соревновательных комбинаций может достичь 180 — 220 уд/мин.

Специальная физическая подготовка создает базу для выполнения технически сложных элементов и соединений, входящих в состав комбинаций, и положительно влияет на психическую устойчивость спортсменов.

На наш взгляд, одно из направлений дальнейшего совершенствования уровня функциональной подготовленности гимнастов высокой квалификации заключается в повышении интенсивности воздействия средств СФП, что будет способствовать качественному выполнению соревновательных комбинаций (в частности, в круговой тренировке).

Подводя итоги, можно заключить, что:

— разработанная классификация средств СФП позволит специалистам и тренерам более направленно осуществлять выбор упражнений для совершенствования основных физических качеств гимнастов и более четко дозировать воздействия нагрузки на организм спортсменов;

— содержательный анализ средств СФП с учетом требований каждого вида гимнастического многоборья поможет выявить существенные резервы совершенствования подготовки гимнастов высших разрядов.

 

 

ОТ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ К ЭЛЕМЕНТАМ ТВОРЧЕСТВА

   
Л. И. Турищева, заслуженный мастер спорта СССР, член Женского технического комитета ФИЖ
 

Подготовка гимнастов высокого класса — Это многолетний процесс. Сегодня он занимает у юношей 10 — 12 лет, у девушек — 6 — 8 лет. Добиться желаемого результата в столь трудоемком и продолжительном процессе можно лишь при совпадении путей развития спортсмена и гимнастики в целом.

Гимнастика наших дней — это бурно развивающаяся спортивная дисциплина. Ниспровержение вчерашних победителей отчаянными смельчаками происходит благодаря тому, что

 

новые чемпионы показывают и новую гимнастику.

Некоторым спортсменам и тренерам трудно угнаться за новаторами, трудно выдерживать такой темп, и они были бы не прочь приостановить колесо развития, тем самым попытаться дотянуться до лидеров. Но весь ход событий в мировой гимнастике подтверждает иное: успехи за теми, кто открывает новые пути, кто доказывает, что гимнастика как вид спорта далеко не исчерпала себя.

Library   65   Up


Contents

 

Home
 

Зрелое мастерство. Габитов

В данной статье хотелось бы остановиться на одном из основных вопросов, определяющих мастерство гимнастов и отражающих понимание существа гимнастики: на внутренней и внешней стороне гимнастических движений, оформленных в виде элементов. Действительно, стержнем гимнастики является элемент. Из элементов составляются серии, соединения, комбинации. Пути развития гимнастики во многом, по сути, связаны с законами развития элементов и комбинаций. Ведь качественный сдвиг возможен только тогда, когда кто-нибудь изобретет и исполнит новый элемент или комбинацию.

Прежде чем разбирать внутреннюю и внешнюю структуру элемента, хотелось бы обратить внимание на различные подходы к оценке мастерства гимнаста и сути его деятельности. Ведь элемент можно рассматривать с позиции исполнителя, как содержание его двигательной деятельности, и тогда на первый план выступают такие понятия, как техническая структура элемента, его трудность — «техническая стоимость». С другой стороны, элемент оценивается внешне, причем не только по критерию трудности («технической стоимости»), но и зрелищности, эстетичности, т. е. «художественной стоимости».

«Техническая стоимость» и «художественная стоимость» являются критериями оценки гимнастических упражнений.

 

Абстрагируясь от исполнителя, мы можем выразить «техническую» и «художественную» стоимость элементов и их сочетаний не только описательно, но и шкалой баллов, принятых ныне действующими правилами. Кстати, на мой взгляд, раздел «технической стоимости» трудности разработан подробней, чем «художественной» (т. е. сегодняшних понятий артистизма, композиции, пластики).

Если элемент, имеющий определенную «техническую» и «художественную» стоимость, демонстрирует та или иная гимнастка, то здесь мы имеем дело с исполнительским мастерством конкретной спортсменки. Точнее, с сочетанием «технического исполнительского мастерства» и «художественного исполнительского мастерства» гимнастки. И в том и в другом случае существует, но и требует дальнейшей разработки, оценочная шкала критериев этого мастерства в баллах.

Вычленение двух сторон в оценке мастерства имеет, на мой взгляд, большое значение и в работе тренера с гимнастами, и в повышении квалификации судей. К примеру, когда ориентируются лишь на внешнюю сторону элемента, возникают претензии на более высокую его оценку, хотя объективно элемент может быть поощрен только по фактору «оригинальность». Напомню один известный случай: на бревне маховое сальто вперед появилось раньше, чем нашумевшее сальто назад в группировке («сальто Корбут»). Первое — на мой взгляд, более сложное для исполнения и точного приземления — приняли спокойно. Второе же вызвало бурные дебаты и даже на некоторое время запреты.

Конечно, опытные тренеры в равной мере уделяют внимание как освоению сложных элементов, накапливая потенциал «технической стоимости» программы, так и элементам с художественной направленностью. Это ярче всего проявляется в подборе элементов, соответствующих манере и стилю создаваемых композиций.

В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть отдельные стороны, характеризующие содержание упражнений и их исполнение, и одновременно наметить некоторые пути дальнейшего развития.

О содержании программы, особенно произвольных упражнений, можно говорить как о потенциальной части, не связанной с непосредственным исполнением. Сюда отнесем наши теоретические и методические познания и представления о технической и художественной сторонах гимнастических упражнений.

Тенденции развития техники связаны с неуклонным возрастанием сложности элементов и комбинаций в целом. Это одна из самых стойких тенденций развития гимнастики.

В подтверждение напомню, что каждый победитель прошлых олимпийских игр и чемпионатов мира всегда отличался самой сложной программой среди участников. Это Л. Латыни-

 
Library   66   Up


Contents

 

Home
 

на, В. Чаславска, К. Янц, О. Корбут. Далее Н. Ким, Е. Давыдова, О. Бичерова и Н. Юрченко.

Однако темпы усложнения программы были более медленными, чем сейчас. К примеру, чемпионы Олимпийских игр 1956 и 1960 гг. в опорном прыжке у мужчин исполняли один и тот же прыжок — переворот вперед. Такие темпы смены программ позволяли спортсменам долгое время удерживаться на высшем уровне, выступать в двух-трех олимпиадах. Ныне иные скорости. В 1976 г. Н. Ким единственная выполняла прыжок «цукахару с пируэтом». А спустя полгода на чемпионате Европы этот прыжок исполнили семь девушек.

Быстрому обновлению программ способствует расширение календаря международных официальных и неофициальных соревнований. Чемпионаты мира стали проводиться раз в два года, появились новые соревнования: чемпионат Европы среди юниоров, кубок Атлантики. Утвердилась сеть крупных традиционных турниров, таких, как Кубок Тюнити в Японии, Кубок США, турнир «Кока-Кола» в Англии, соревнования в Котбусе. (ГДР), соревнования на призы газеты «Московские новости», «Рижский турнир», турнир «Золотые пески» в Болгарии, Мемориал Иоахима Блюме в Испании и др. В ФИЖ рассматриваются предложения об организации официальных соревнований на Кубок Азии и Америки.

Благодаря широкой системе информации происходит выравнивание уровня достижений лидеров, быстро «стареют» новинки, уплотняются ряды мастеров международного класса. В цепи происходящих перемен в гимнастике немалые изменения претерпели и гимнастические снаряды. Улучшение их качества, изменение конструкции расширяют возможности гимнастов в поисках новых технических решений, снижают травматизм. К примеру, опытные образцы настила для вольных упражнений, мостиков, рессорных бревен, коней, изготовленные некоторыми фирмами, позволят выполнять еще более сложные элементы при щадящем режиме взаимодействия спортсмена со снарядом.

Какими же путями идет развитие программы в современной гимнастике? Их несколько. Один из них — это усложнение самих элементов количественным наращиванием сложности. Например, переход от одинарных сальто к двойным, тройным. От одного пируэта к двойному и тройному. Другой путь — путь внедрения в освоенные структуры дополнительных действий. Так, в двойное сальто «внедрился» пируэт и даже двойной в разных вариациях.

Более перспективный, но и трудный путь — конструирование новых элементов. Такие новинки особенно ценятся и поощряются. Вспомним «вертушку Диомидова» и «петлю Корбут» на брусьях, «переплет Ткачева» на перекладине.

В поисках новых возможностей гимнасты

 

и тренеры все шире используют пространство над снарядами (переплеты, сальто, подлеты), пространство у снаряда, которое раньше «заполнялось» в основном только соскоками, а теперь используется и для наскоков. Например, в последнее время в связи с разрешением ФИЖ широко будут развиваться прыжки со сложными наскоками на мостик — типа рондата или переворота вперед.

Одновременно с поисками новых элементов идет процесс обновления комбинаций в целом. Пока что это чаще всего проявляется в повышенном насыщении комбинаций элементами высших групп сложности, увеличении самих комбинаций.

Интенсификация комбинаций, конечно, признак современной гимнастики, и спортсмены, превышающие нормы, должны иметь преимущество. С другой стороны, нельзя поощрять неограниченное наращивание сложности комбинаций за счет их увеличения. Напрашивается новый принцип установления норм и подсчета сложности упражнений с оценкой каждого элемента в соответствии с его «технической стоимостью». Скажем, ввести правило оценки не более 10 элементов и не по группам трудности А, В, С, а по их «технической стоимости», выраженной в баллах (например, двойное сальто — 2,5 балла, с пируэтом — 3,2 балла). Тогда по общей сумме баллов за 10 элементов можно определить гимнаста, показавшего наиболее сложную программу. Такой подход исключает возможность перерастания доброго принципа интенсификации в гигантоманию — проявление гиперкомбинаций. Стремясь объективизировать судейство, необходимо продумать различные варианты, которые позволят более точно дифференцировать гимнастов по степени их технической подготовленности.

Вторая сторона развития программы — повышение ее «художественной стоимости». При всей ее значимости в гимнастике она все-таки является производной от «технической». Во-первых, предназначение спорта заключается прежде всего в том, чтобы служить самому спортсмену, а не стороннему наблюдателю И во-вторых, техническая сторона элементов прямым образом определяет «художественный потенциал», а не наоборот.

«Художественность» сама по себе существовать не может, она рассматривается лишь в связи с конкретными элементами. «Художественная стоимость» комбинаций слагается из «художественной ценности» слагаемых ее элементов и соединений.

Элемент должен быть «видимым» обозримым, с «подтекстом». Для повышения «художественной ценности» необходимо предусмотреть небольшие дополнения, повышающие эффективность. В свое время мое исполнение дуги с поворотом кругом на брусьях понравилось зрителям благодаря тому, что во время поворота я разводила руки в стороны и допол-

 
Library   67   Up


Contents

 

Home
 

нила стандартный вариант фазой полета. Или другой пример: при повороте кругом в стойке на руках можно прижать одну руку к телу и подчеркнуть уверенность и чистоту линий. Так что в этом направлении широкое поле деятельности.

«Художественная ценность» комбинации определяется как единое целое, составными компонентами которого являются: оригинальность, свежесть, образность и сюжетность (особенно в вольных упражнениях и на бревне).

В последнее время широко применяются следующие способы художественного оформления упражнений: использование разноструктурных элементов, выбор контрастных форм (пример: прыжок широким шагом и сразу прыжки в приседе на бревне), включение элементов с эффектом неожиданности (к примеру, из виса лежа на верхней жерди махом назад перескок в стойку на руках на нижней и толчком рук сальто вперед в вис на верхней). К приемам повышения зрелищности можно отнести исключение повторений (например, исключение бытующих в комбинациях на брусьях подъемов разгибом и висов углом). Таких способов и приемов оригинального исполнения много. Задача специалистов — усовершенствовать правила соревнований, чтобы должным образом отмечать и поощрять творческое начало.

Перейдем к трактовке внутренней и внешней сторон гимнастических движений с позиции их непосредственного исполнения.

«Техническое исполнение» (иными словами, реализация «технической стоимости» элементов) определяется как умение гимнастов выполнить элементы программы наиболее близко к расчетным параметрам по форме, амплитуде, направлению, скорости, степени мышечных напряжений. Качество «технического исполнения» оценивается по наличию или отсутствию технических ошибок. Безошибочное исполнение квалифицируется как виртуозное.

Быть виртуозом в современной гимнастике непросто. С усложнением элементов уменьшается диапазон вариативности техники. Если при «сходе» на одинарное сальто можно было позволить себе чуть раньше или позже отпустить руками снаряд, то при двойном, а тем более тройном сальто необходимо выполнить данный сход очень точно. В данном случае действует

 

правило: «чем сложней, тем точней». Рациональность техники связана с другим правилом: «ничего лишнего — столько, сколько надо». Часто приходится видеть, как гимнастка выходит в стойку с таким усилением, что потом еле сдерживает себя в этом положении. И в том и в другом случае она выполняет лишнюю работу.

«Техническое исполнение» тесно переплетается с понятием «художественное исполнение», но тем не менее это разные категории. «Художественное исполнение» вряд ли может быть достигнуто без высокой техничности, а безгрешное «техническое исполнение» может и не быть художественным.

«Художественное исполнение» как составляющая часть мастерства гимнастов позволяет облечь технические умения и навыки в художественную форму и тем самым воздействовать на зрителя, привлекая его к сопереживанию. Для этого спортсмены должны не «выполнять» упражнения, а «выступать», раскрывая образ, сюжет, характер упражнений. Очень важно подчеркнуть, что все эпитеты, которыми характеризуют художественно-артистичное исполнение: «эмоциональность», «грациозность», «элегантность», «пластичность», «хореографичность» и т. д., — имеют материальную основу. Это индивидуальные «добавки» к «сухой» рациональной технике, различные способы ее «оживления». Многое в этом смысле почерпнуто из искусства, прежде всего балетного. Гимнастика может еще и еще заимствовать идеи, образы, знания не только в хореографии, но также в музыкальном, театральном, изобразительном искусстве, трансформировать их в типичные для гимнастики формы. Эта сторона гимнастики, приближающая ее к художественному творчеству, является особенно привлекательной и для тех, кто ею занимается, удовлетворяя свои стремления к духовному совершенствованию, и для любителей нашего вида спорта, что немаловажно в деле его популяризации и пропаганды.

Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что в этих заметках заострено внимание на довольно известных сторонах подготовки гимнастов, но несколько в ином, ракурсе, что, на взгляд автора, может способствовать решению ряда вопросов совершенствования мастерства гимнастов, а также объективизации правил судейства.

 
Library   68   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало