|
на, В. Чаславска, К. Янц, О. Корбут. Далее Н. Ким, Е. Давыдова, О. Бичерова и Н. Юрченко.
Однако темпы усложнения программы были более медленными, чем сейчас. К примеру, чемпионы Олимпийских игр 1956 и 1960 гг. в опорном прыжке у мужчин исполняли один и тот же прыжок — переворот вперед. Такие темпы смены программ позволяли спортсменам долгое время удерживаться на высшем уровне, выступать в двух-трех олимпиадах. Ныне иные скорости. В 1976 г. Н. Ким единственная выполняла прыжок «цукахару с пируэтом». А спустя полгода на чемпионате Европы этот прыжок исполнили семь девушек.
Быстрому обновлению программ способствует расширение календаря международных официальных и неофициальных соревнований. Чемпионаты мира стали проводиться раз в два года, появились новые соревнования: чемпионат Европы среди юниоров, кубок Атлантики. Утвердилась сеть крупных традиционных турниров, таких, как Кубок Тюнити в Японии, Кубок США, турнир «Кока-Кола» в Англии, соревнования в Котбусе. (ГДР), соревнования на призы газеты «Московские новости», «Рижский турнир», турнир «Золотые пески» в Болгарии, Мемориал Иоахима Блюме в Испании и др. В ФИЖ рассматриваются предложения об организации официальных соревнований на Кубок Азии и Америки.
Благодаря широкой системе информации происходит выравнивание уровня достижений лидеров, быстро «стареют» новинки, уплотняются ряды мастеров международного класса. В цепи происходящих перемен в гимнастике немалые изменения претерпели и гимнастические снаряды. Улучшение их качества, изменение конструкции расширяют возможности гимнастов в поисках новых технических решений, снижают травматизм. К примеру, опытные образцы настила для вольных упражнений, мостиков, рессорных бревен, коней, изготовленные некоторыми фирмами, позволят выполнять еще более сложные элементы при щадящем режиме взаимодействия спортсмена со снарядом.
Какими же путями идет развитие программы в современной гимнастике? Их несколько. Один из них — это усложнение самих элементов количественным наращиванием сложности. Например, переход от одинарных сальто к двойным, тройным. От одного пируэта к двойному и тройному. Другой путь — путь внедрения в освоенные структуры дополнительных действий. Так, в двойное сальто «внедрился» пируэт и даже двойной в разных вариациях.
Более перспективный, но и трудный путь — конструирование новых элементов. Такие новинки особенно ценятся и поощряются. Вспомним «вертушку Диомидова» и «петлю Корбут» на брусьях, «переплет Ткачева» на перекладине.
В поисках новых возможностей гимнасты
|
|
и тренеры все шире используют пространство над снарядами (переплеты, сальто, подлеты), пространство у снаряда, которое раньше «заполнялось» в основном только соскоками, а теперь используется и для наскоков. Например, в последнее время в связи с разрешением ФИЖ широко будут развиваться прыжки со сложными наскоками на мостик — типа рондата или переворота вперед.
Одновременно с поисками новых элементов идет процесс обновления комбинаций в целом. Пока что это чаще всего проявляется в повышенном насыщении комбинаций элементами высших групп сложности, увеличении самих комбинаций.
Интенсификация комбинаций, конечно, признак современной гимнастики, и спортсмены, превышающие нормы, должны иметь преимущество. С другой стороны, нельзя поощрять неограниченное наращивание сложности комбинаций за счет их увеличения. Напрашивается новый принцип установления норм и подсчета сложности упражнений с оценкой каждого элемента в соответствии с его «технической стоимостью». Скажем, ввести правило оценки не более 10 элементов и не по группам трудности А, В, С, а по их «технической стоимости», выраженной в баллах (например, двойное сальто — 2,5 балла, с пируэтом — 3,2 балла). Тогда по общей сумме баллов за 10 элементов можно определить гимнаста, показавшего наиболее сложную программу. Такой подход исключает возможность перерастания доброго принципа интенсификации в гигантоманию — проявление гиперкомбинаций. Стремясь объективизировать судейство, необходимо продумать различные варианты, которые позволят более точно дифференцировать гимнастов по степени их технической подготовленности.
Вторая сторона развития программы — повышение ее «художественной стоимости». При всей ее значимости в гимнастике она все-таки является производной от «технической». Во-первых, предназначение спорта заключается прежде всего в том, чтобы служить самому спортсмену, а не стороннему наблюдателю И во-вторых, техническая сторона элементов прямым образом определяет «художественный потенциал», а не наоборот.
«Художественность» сама по себе существовать не может, она рассматривается лишь в связи с конкретными элементами. «Художественная стоимость» комбинаций слагается из «художественной ценности» слагаемых ее элементов и соединений.
Элемент должен быть «видимым» обозримым, с «подтекстом». Для повышения «художественной ценности» необходимо предусмотреть небольшие дополнения, повышающие эффективность. В свое время мое исполнение дуги с поворотом кругом на брусьях понравилось зрителям благодаря тому, что во время поворота я разводила руки в стороны и допол- |
|