Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

представлены параметры отталкивания ногами при выполнении прыжка вверх после спрыгивания с различной высоты.

Таблица 2

Параметры отталкивания при выполнении
прыжка после спрыгивания с заданной высоты
(51 — 71 см)

№ п/п

Время опоры (см)

Время полета

(мс)

Величина усилий (кг)

1

2

3

4

5

6

356 — 302

325 — 328

253 — 224

288 — 370

291 — 360

335 — 358

308—323,6

550 — 549

521 — 540

424 — 472

534 — 464

478 — 491

372 — 528

479,8—507,33

380 — 530

308 — 373

424 — 501

491 — 452

328 — 425

496 — 455

 404,5—456

 

Из таблицы видно, что при большей высоте спрыгивания больше развиваемые гимнасткой усилия для выполнения прыжка вверх. Это явление давно известно и не требует комментариев. Важно другое. Сравнивая результаты отталкивания при выполнении прыжка вверх после рондата и прыжка вверх после спрыгивания с различной высоты у одних и тех же гимнасток, можно подобрать высоту, необходимую для отработки отскока при выполнении курбетового отталкивания, т. е. с аналогичной работой мышц ног. Такая специальная подготовка позволит увеличить импульс силы, развиваемый во время курбетового отталкивания.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно ответить на вопросы, постав-

 

ленные в начале статьи. Курбетовое отталкивание превосходит обычное по продолжительности взаимодействия с опорой и по времени полета после отталкивания (t = 12,3 и 8,8 соответственно, р < 0,001). Очевидно, путем специальной подготовки можно научить гимнастку взаимодействовать с опорой после рондата с большим эффектом, чем при обычном отталкивании. Большая продолжительность отталкивания при обычном наскоке на мостик или акробатическую дорожку объясняется тем, что для успешного выполнения опорного или акробатического прыжка гимнасты, как правило, стараются оттолкнуться «в стопор», т. е. ступни встречают опору перед вертикальной плоскостью, мысленно проведенной через большие пальцы ног. Отрыв от опоры происходит после перехода тела гимнаста через вертикальную плоскость. По нашим данным, это время больше времени отталкивания при курбетовом толчке. Хорошо выполненный рондат — это рондат, после которого гимнастка приходит в положение стойки руки вверх. Другими словами, чем ближе тело к вертикальной плоскости и чем оно прямее, тем качество выполнения рондата выше, а время последующего отталкивания меньше. И, наконец, принимая во внимание тот факт, что «акробатизация» спортивной гимнастики началась всего около тридцати лет назад, легко понять, что никого не интересовал вопрос, какой вид отталкивания эффективнее. Только в настоящее время, когда в погоне за сложностью достигнуты грандиозные успехи и зачастую гимнастки исчерпывают весь объем возможных упражнений на снаряде, существенное значение имеет разработка и нахождение новых, нетрадиционных подходов к выполнению упражнений. Так, например, изучение прыжка вверх после переворота вперед может выявить интересные взаимосвязи и дать пищу для новых размышлений.

 

 

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ СФП ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
В. С. Рубин, А. Б. Плоткин, В. В. Соловьев, Е. А. Плоткин, В. Е. Лищенко, ВНИИФК
 

Рост сложности и трудности комбинаций в современной спортивной гимнастике, определенный риск, связанный с выполнением отдельных элементов и соединений, предъявляют повышенные требования к уровню специальной физической подготовленности гимнастов.

Для повышения эффективности организации и проведения тренировочного процесса гимнастов высокой квалификации был использован принципиально новый подход к систематизации основных средств СФП спортсменов, а именно не по структурной схожести с основными со-

 

ревновательными упражнениями (В. В. Анциперов, Ю. В. Менхин, Л. П. Семенов и др.) и не по направленности их воздействия на организм спортсмена (величине нагрузки и другим внешним признакам). Естественно, что если в основе классификации лежали внешние признаки нагрузки, например структура движения, то и все выводы могли быть получены и делались именно с этих позиций, т. е. определялось количественное распределение объемов нагрузки в тренировочном процессе в циклах различной длительности по структурным группам упражнений

Library   60   Up


Contents

 

Home
 

для отдельных видов гимнастического многоборья. При этом, хотим мы того или нет, из поля зрения выпадает такой важный показатель нагрузки, как внутренняя (физиологическая) характеристика. А ведь хорошо известно, что при современном уровне нагрузок в спорте без этого невозможно качественно строить тренировочный процесс.

Следовательно, назрела необходимость в разработке обобщенных классификаций средств подготовки спортсменов, которые базировались бы на единстве как внешних, так и внутренних показателей нагрузки.

Для решения указанной задачи при разработке обобщенной классификации средств СФП гимнастов высших разрядов нами использовался принцип последовательного включения основных ведущих характеристик упражнений, наиболее полно охватывающих как внешние, так и внутренние стороны нагрузки. На 5-м этапе классификации было проанализировано более 200 упражнений, наиболее широко используемых в СФП гимнастов высших разрядов, и разделено на группы по принципу их структурно-функционального сходства. При этом естественно, что упражнения, вошедшие в одну группу, являлись более близкими по характеру двигательных действий, чем упражнения из разных групп. На приведенной ниже схеме каждая структурная группа упражнений названа по основному, ведущему элементу всех упражнений, входящих в эту группу.

На 2-м этапе необходимо было из каждой структурно-функциональной группы выделить упражнения, близкие по их внутренней (физиологической) характеристике. Очевидно, что реакция организма на нагрузку зависит от объема и интенсивности. Последнее заставило проанализировать тренировочный процесс гимнастов высших разрядов с целью выявления и уточнения наиболее распространенных вариантов объема и интенсивности нагрузки по отдельным упражнениям СФП.

Для практической реализации 2-го этапа классификации по внутренним (физиологическим) характеристикам нагрузки был проведен специальный педагогический эксперимент. Спортсмены (мс и кмс) выполняли упражнения, входящие в различные структурные группы, в общепринятом объеме и режиме интенсивности. Фиксировались продолжительность упражнений и частота сердечных сокращений (ЧСС). Это связано с тем, что показатель ЧСС помимо информации о деятельности сердечно-сосудистой системы позволяет косвенно судить и о других физиологических изменениях в организме спортсмена. Известно, что ЧСС во время мышечной работы достаточно точно отражает состояние систем организма, участвующих в процессе энергообмена, связана с уровнем потребления кислорода при работе, величиной кислородного долга, вентиляцией легких, уровнем накопления кислоты в крови, мощ-

 

ностью работы (В. В. Розенблаг, 1961; Н. И. Волков, 1969; В. Л. Карпман, 1974).

В результате анализа экспериментальных данных оказалось целесообразным разделить все изученные средства СФП на 3 зоны с учетом объема и интенсивности нагрузки.

В 1-ю зону — малой интенсивности — вошли упражнения, выполняемые в течение 16 — 30 с при ЧСС до 135 уд/мин.

Во 2-ю зону — средней интенсивности — вошли упражнения, выполняемые в течение 8 — 15 с при ЧСС до 145 уд/мин.

В 3-ю зону — высокой интенсивности — упражнения общей длительностью до 6 — 7 с и ЧСС до 180 уд/мин.

В результате исследования разработана принципиальная схема, представляющая собой три уровня детализации упражнений СФП гимнастов (см. схему).

На первом уровне схемы все упражнения СФП сведены в 3 блока; упражнения для мышц рук туловища, ног.

На втором уровне из каждого блока упражнений были сформированы группы из упражнений близких по структуре двигательных действий.

На третьем уровне схемы осуществлено разделение средств СФП на зоны интенсивности и объема нагрузки.

Отличительной особенностью данного подхода к классификации является то, что на нижнем (3-м) уровне мы получаем группы из упражнений близких по структуре двигательного действия, выполняемые с практически одинаковой интенсивностью при их реализации в требуемом объеме.

Это позволяет значительно повысить объективность анализа тренировочного процесса и совершенствовать его планирование. Появляется возможность комплексной оценки средств подготовки как с позиции внешних показателен нагрузки, так и с учетом физиологической реакции организма на ее воздействие (т. е. внутренней нагрузки).

На уровне современной гимнастики не безразлично, какие именно упражнения используются в тренировочном процессе. Существующая практика анализа тренировочного процесса с учетом объемов нагрузки, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств, без рассмотрения специфических особенностей двигательных действий сегодня нам представляется малоперспективной. Управление тренировочным процессом требует более конкретных и определенных рекомендаций по выбору средств подготовки для совершенствования физических качеств, для чего необходимо иметь характеристику особенностей структуры двигательных действий тех упражнений, которые выбираются для включения в тренировочное занятие.

На схеме показано, какому виду гимнастического многоборья соответствует каждая из вы-

 
Library   61   Up


Contents

 

Home
   

 
   

Схема. Классификация наиболее распространенных средств СФП гимнастов высших разрядов

 

Library   62   Up


Contents

 

Home
   

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
   

Количественное распределение наиболее распространенных упражнений СФП по видам гимнастического многоборья

денных нами групп упражнений СФП с учетом структуры двигательных действий и физиологической реакции организма.

Определенный интерес представляет характер распределения наиболее распространенных упражнений СФП по зонам интенсивности и объемов нагрузки для отдельных видов гимнастического многоборья. С этой целью были проанализированы включенные в схему наиболее распространенные и часто встречающиеся в тренировочном процессе упражнения СФП гимнастов.

Мы определили количество упражнений СФП, направленных на решение задач подготовки в каждом виде многоборья и их распределение (в процентах) по зонам объема и интенсивности нагрузки (см. таблицу).

Таблица

Распределение упражнений СФП

Виды

Зоны

I

II

III

Вольные упражнения

23,3

32,5

44,2

Конь

46,4

42,9

10,7

Кольца

30,2

45,4

24,4

Прыжок

44,7

34,8

20,5

Брусья

41,3

39,7

19,0

Перекладина

48,8

31,7

19,5

 

Как видно, наибольшее количество упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, приходится на вольные упражнения (44,2%). Отметим, что для этого вида гимнастического многоборья используется большое количество разнообразных упражнений СФП (см. рисунок). Согласно последним данным, для успешного выполнения тройного сальто гимнаст должен находиться в безопорном положении 1,27 с (В. Н. Курысь, 1981). При этом в голеностопных суставах спортсмена должны развиваться усилия порядка 700 — 800 кг (В. М. Смолевский, 1981). Повышение интенсивности нагрузки путем увеличения количества упражнений СФП в 3-й зоне будет способствовать совершенствованию уровня СФП гимнастов, что полностью согласуется с требованиями, предъявляемыми данным видом гимнастического многоборья. На это же направлен поиск новых, нетрадиционных средств СФП гимнастов (И. Н. Кравцев, И. М. Голубева, 1981). Одним из наиболее типичных упражнений высокой интенсивности для развития скоростно-силовых качеств в вольных упражнениях и опорных прыжках является серия прыжков через препятствия высотой 60 — 70 см с отягощением на поясе 1 — 2 кг. Количество препятствий 8 — 10. Упражнение выполняется на время.

Выполнение упражнений на коне требует высокого уровня развития специальных физических качеств, а именно выносливости и силы приводящих и отводящих групп мышц рук, предплечья и кисти. Так, например, при выполнении комбинаций на коне гимнаст многократно развивает усилия в лучезапястных суставах до 100 — 150 кг (В. И. Говердовский). В то же время, как следует из таблицы, доля высокоинтенсивных нагрузок (3-я зона) в этом виде многоборья самая низкая, что свидетельствует о необходимости разработки новых средств, способствующих увеличению объема и интенсивности нагрузок, особенно в упражнениях для лучезапястного сустава. Здесь целесообразно использовать упражнения типа отталкиваний. Например: и. п. — упор лежа; одновременными толчками прямыми руками продвижение вперед, не отрывая носки от пола, преодолеть 10 м, 2 — 3 подхода на время.

Определенные требования к гимнасту предъявляет выполнение упражнений на кольцах. Здесь высокий уровень скоростно-силовых качеств, специальной силы и выносливости необходимо проявлять в условиях подвижной опоры. Отсюда возникают повышенные требования к подбору упражнений СФП, по структуре движения и величине усилий в основных фазах движений близких к соревновательному упражнению. Согласно таблице, доля наиболее широко используемых высокоинтенсивных упражнений, входящих в 3-ю зону для этого снаряда, выше, чем на коне с ручками. Однако и здесь еще имеются резервы для повышения интенсивности нагрузки, поскольку, согласно на-

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

шим данным, выполнение наиболее сложных элементов и связок («азаряновское начало») требует показателя силы приводящих групп мышц на уровне 1,4 — 1,7 отн. ед. (А. Б. Плотник, 1965).

Наиболее эффективными высоко интенсивными упражнениями для развития этих групп мышц являются:

1)   и. п. — упор лежа на низких кольцах (кольца опущены до уровня колен). Развести руки в стороны и вернуться в и. п. Упражнение выполняется 5 раз, 2 — 3 подхода на время;

2)   и. п. — упор лежа сзади на кольцах (кольца опущены до уровня колен). Развести руки в стороны и вернуться в и. п. Упражнение выполняется 5 раз, 2 — 3 подхода на время;

3)   и. п. — стоя руки в стороны с отягощением на поясе 2 — 3 кг, удерживать кольца на уровне плеч. 5 наскоков в упор на кольцах, 2 — 3 подхода на время.

Опорный прыжок предъявляет повышенные требования к уровню развития скоростно-силовых качеств мышц рук и ног. Так, если при выполнении прыжка «переворот вперед сальто вперед» продолжительность безопорной фазы составляет 0,9 с, то для двойного сальто (Роче) продолжительность полета должна быть 1,1 — 1,2 с, усилия в лучезапястном суставе в момент отталкивания — 300 — 350 кг, а в голеностопных суставах — 600 — 700 кг (В. М. Смолевский, 1981).

Однако если обратиться к таблице 1, то можно увидеть, что и здесь еще имеются определенные резервы в повышении эффективности тренировочного процесса. Общее количество упражнений, входящих во 2-ю и 3-ю зоны, практически равно 55,3% против 76,7% в вольных упражнениях.

В опорных прыжках также целесообразно использовать высокоинтенсивные средства для развития мышц рук и плечевого пояса. Напри-

 

мер: и. п. — упор лежа, ноги удерживаются партнером под углом 45°; отталкиваясь прямыми руками, подняться на пять ступенек вверх, 2 — 3 подхода на время (высота каждой ступеньки 15 — 20 см).

Полезно увеличение доли высокоинтенсивных упражнений СФП и на брусьях и на перекладине.

Известно, что уровень воздействия упражнений спортивной гимнастики определяется главным образом тремя факторами: психическим, физическим и техническим. В результате комплексного воздействия этих факторов ЧСС во время выполнения соревновательных комбинаций может достичь 180 — 220 уд/мин.

Специальная физическая подготовка создает базу для выполнения технически сложных элементов и соединений, входящих в состав комбинаций, и положительно влияет на психическую устойчивость спортсменов.

На наш взгляд, одно из направлений дальнейшего совершенствования уровня функциональной подготовленности гимнастов высокой квалификации заключается в повышении интенсивности воздействия средств СФП, что будет способствовать качественному выполнению соревновательных комбинаций (в частности, в круговой тренировке).

Подводя итоги, можно заключить, что:

— разработанная классификация средств СФП позволит специалистам и тренерам более направленно осуществлять выбор упражнений для совершенствования основных физических качеств гимнастов и более четко дозировать воздействия нагрузки на организм спортсменов;

— содержательный анализ средств СФП с учетом требований каждого вида гимнастического многоборья поможет выявить существенные резервы совершенствования подготовки гимнастов высших разрядов.

 

 

ОТ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ К ЭЛЕМЕНТАМ ТВОРЧЕСТВА

   
Л. И. Турищева, заслуженный мастер спорта СССР, член Женского технического комитета ФИЖ
 

Подготовка гимнастов высокого класса — Это многолетний процесс. Сегодня он занимает у юношей 10 — 12 лет, у девушек — 6 — 8 лет. Добиться желаемого результата в столь трудоемком и продолжительном процессе можно лишь при совпадении путей развития спортсмена и гимнастики в целом.

Гимнастика наших дней — это бурно развивающаяся спортивная дисциплина. Ниспровержение вчерашних победителей отчаянными смельчаками происходит благодаря тому, что

 

новые чемпионы показывают и новую гимнастику.

Некоторым спортсменам и тренерам трудно угнаться за новаторами, трудно выдерживать такой темп, и они были бы не прочь приостановить колесо развития, тем самым попытаться дотянуться до лидеров. Но весь ход событий в мировой гимнастике подтверждает иное: успехи за теми, кто открывает новые пути, кто доказывает, что гимнастика как вид спорта далеко не исчерпала себя.

Library   65   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало