Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гает понять не только техническое существо самих винтов, но и некоторые интересные элементы техники других круговых движений, вплоть до рядовых кругов без поворотов.

Как и другие круговые движения, винты делаются на месте, и с переходами. Винты без переходов показаны в парах ДЕ (7 — 16 и 8 — 15). Именно так, «по четвертушкам», эти движения исполняются практически.

Навык винтов без перехода переносится и на проходы винтами (см. пунктиры). Существует хорошо выраженная связь между выбором фазы винта и возможностью удобного смещения по продольной оси коня. Так, при движении винтом из упора продольно (вправо-вперед) наиболее естествен переход на новое место опоры со смещением влево-назад (ДЕ 31). При начале винта из упора сзади поперек (махом влево-назад) технически - наиболее оправданным является смещение влево-вперед (ДЕ 40) и т. д. В практике отклонения от этих технических норм крайне редки, в абсолютном меньшинстве случаев гимнасты пользуются в проходах винтами именно ведущими махами. Интересно и практически важно, что при проходе винтом с поворотом на полные 360° гимнаст должен воспользоваться четырьмя видами ведущих перемахов, сочетающих в себе технические признаки всех видов переходов! Так, при пируэте винтами с проходом из упора сзади поперек на теле (лицом внутрь) гимнаст должен будет последовательно прибегнуть к переходам типа прохода вперед (ДЕ 40), противохода (ДЕ 31), прохода назад (ДЕ 47) и, наконец, собственно перехода (ДЕ 24). Каждый из этих махов, впрочем, дополнительно усложнен из-за поворотов. Таким образом, гимнаст, посягающий на освоение проходов винтами, должен владеть широким спектром технических приемов, связанных почти со всеми структурами! Заметим также, что в середине описанного прохода есть, как правило, «перебивка» из «пустого» маха, выполняемого без поворотов и переходов: оказавшись после второ-

 

го поворота спиной к направлению дальнейшего перехода, гимнаст должен действовать как при проходах назад. Однако в приведенном случае он располагается в этот момент не в упоре, как желательно, а в упоре сзади. Поэтому наиболее простой выход из этого положения — введение промежуточного маха вперед в упор сзади.

Остались непрокомментированными ДЕ 23, 32, 39, 48. Это также винтовые переходы, но не ведущими, а вспомогательными махами. Как уже отмечалось, в практике эти движения малоупотребимы, что объясняется их биомеханическими свойствами. Принципиально возможно, например, смещение винтом вперед-влево из упора поперек в упор сзади продольно (ДЕ 39), но во всех случаях (особенно при подъеме на ручку) эта техника выглядит противоестественной и малоэффективной. Следует, однако, отметить, что в практике технической подготовки гимнаста эти движения должны быть представлены в виде приемлемых тренировочных упражнений. Связанные с этим навыки обогащают технический арсенал гимнаста, позволяют ему более свободно, уверенно работать на опорной руке, помогают в овладении, например, такими движениями, как винты на одной ручке и т. п.

Подводя итоги обсуждения классификации, следует еще раз подчеркнуть, что это классификация ДЕ, а не «готовых упражнений», хотя основные из них естественным образом отразились в таблице. Упомянем здесь шесть пар таких типов движений:

1.  Круги продольно и поперек

2.  Переходы и противоходы

3.  Проходы вперед и назад

4.  Круги прогнувшись и круги углом

5.  Прямые стойкли и обратные стойкли

6.  Винты и обратные винты.

Что касается остальных — практически неограниченных по числу — упражнений на коне, то они являются лишь отражением этих базовых форм движений и в процессе технической подготовки гимнаста должна на них опираться.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ОТТАЛКИВАНИЯ

   
Е. Е. Биндусов, кандидат педагогических наук, МОГИФК, В. П. Орлов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
 

Зрелищность исполнения опорных прыжков и акробатики в вольных упражнениях во многом зависит при прочих равных условиях от взлета. Как известно, эта величина определяется силой и временем взаимодействия гимнаста с опорой. Чем больше импульс силы, возникающий при взаимодействии гимнаста с опорой,

 

тем выше будет прыжок. До сих пор в доступной литературе не встречено данных об эффективности того или иного вида отталкивания. Под термином «вид отталкивания» мы понимаем существующее в настоящее время отталкивание после курбета (в дальнейшем курбетовое) и обычное отталкивание. Вопрос приобре-

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Винт. О. Мостепанова

тает большую актуальность в связи с появлением., опорных прыжков, где наскок на мостик выполняется рондатом.

Современные вольные упражнения гимнаста высокого класса изобилуют акробатическими прыжками, львиная доля которых выполняется после фляка или рондата, т. е. путем курбетового отталкивания. Обычным отталкиванием выполняется только небольшая часть акробатических прыжков, таких, как полет-кувырок, сальто вперед, сальто в сторону и т. д. Причем если эти прыжки выполняются с разбега (обычное отталкивание), то высота прыжка существенно меньше, чем после курбетового отталкивания. Основываясь на этом, можно предположить, что курбетовое отталкивание более эффективно по сравнению с обычным. Простое сравнение говорит вроде бы о правильности этого вывода, но если наше предположение верно, то нужно ответить на три вопроса: за счет чего и всегда ли курбетовое отталкивание эффективнее обычного? Почему только сейчас предпринята попытка сравнить

 

различные виды отталкивания? Насколько перспективен этот путь в поиске оптимальных видов отталкивания? Коль скоро в настоящее время при выполнении опорных прыжков наскок на мостик делают рондатом, то почему нельзя делать наскок переворотом вперед?

Для ответа на первый вопрос были изучены параметры отталкивания ногами при выполнении различных прыжков. Исследования проводились на тензометрической дорожке во ВНИИФКе; участники эксперимента, мастера спорта СССР по спортивной гимнастике в возрасте 17 — 19 лет, выполняли две серии прыжковых упражнений. Первая серия включала в себя прыжки, выполняемые с места: сальто назад и прыжок назад с поворотом на 180° в кувырок, а также прыжки, выполняемые с разбега: полет-кувырок и переворот вперед через коня. Вторая серия состояла из прыжков, выполняемых после курбета: рондат — сальто назад; рондат — полпируэта; рондат на мостик — сальто назад. Оценивался уровень развития скоростно-силовых качеств по стандартному тесту, а именно прыжок вверх после спрыгивания с высоты 51 и 71 см.

Результаты исследования показали, что курбетовое отталкивание отличается от обычного меньшей продолжительностью отталкивания на 25,69 мс, т. е. в 1,3 раза; экономией развиваемых усилий в пике на 190 кг, или в 1,4 раза; большей продолжительностью полета на 33,06 мс, или в 1,05 раза (табл. 1).

Таблица 1

Средние данные при отталкивании разными способами у гимнасток

Способы

Продолжительность (мс)

Величины развивае-
мых усилий (кГ)

Достиже-
ния макс. усилий

оттал-
кивания

полета

Обычный с места

192,0

406,00

418,60

143,00

Курбетовый

38,0

67,666

673,06

435,30

Обычный с разбега

35,2

93,35

640,00

625,95

Превосходство в величине развиваемых усилий и во времени достижения максимальных усилий при обычном отталкивании объясняется, на наш взгляд, тем, что эта более естественная форма отталкивания для человека, и наши испытуемые, имевшие 9 — 11-летний спортивный стаж, использовали упражнения, направленные на отработку курбетового отталкивания лишь в очень небольшом объеме. Как показывают наши исследования, условия отталкивания после рондата схожи с условиями выполнения прыжка вверх после спрыгивания с высоты. В табл. 2

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

представлены параметры отталкивания ногами при выполнении прыжка вверх после спрыгивания с различной высоты.

Таблица 2

Параметры отталкивания при выполнении
прыжка после спрыгивания с заданной высоты
(51 — 71 см)

№ п/п

Время опоры (см)

Время полета

(мс)

Величина усилий (кг)

1

2

3

4

5

6

356 — 302

325 — 328

253 — 224

288 — 370

291 — 360

335 — 358

308—323,6

550 — 549

521 — 540

424 — 472

534 — 464

478 — 491

372 — 528

479,8—507,33

380 — 530

308 — 373

424 — 501

491 — 452

328 — 425

496 — 455

 404,5—456

 

Из таблицы видно, что при большей высоте спрыгивания больше развиваемые гимнасткой усилия для выполнения прыжка вверх. Это явление давно известно и не требует комментариев. Важно другое. Сравнивая результаты отталкивания при выполнении прыжка вверх после рондата и прыжка вверх после спрыгивания с различной высоты у одних и тех же гимнасток, можно подобрать высоту, необходимую для отработки отскока при выполнении курбетового отталкивания, т. е. с аналогичной работой мышц ног. Такая специальная подготовка позволит увеличить импульс силы, развиваемый во время курбетового отталкивания.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно ответить на вопросы, постав-

 

ленные в начале статьи. Курбетовое отталкивание превосходит обычное по продолжительности взаимодействия с опорой и по времени полета после отталкивания (t = 12,3 и 8,8 соответственно, р < 0,001). Очевидно, путем специальной подготовки можно научить гимнастку взаимодействовать с опорой после рондата с большим эффектом, чем при обычном отталкивании. Большая продолжительность отталкивания при обычном наскоке на мостик или акробатическую дорожку объясняется тем, что для успешного выполнения опорного или акробатического прыжка гимнасты, как правило, стараются оттолкнуться «в стопор», т. е. ступни встречают опору перед вертикальной плоскостью, мысленно проведенной через большие пальцы ног. Отрыв от опоры происходит после перехода тела гимнаста через вертикальную плоскость. По нашим данным, это время больше времени отталкивания при курбетовом толчке. Хорошо выполненный рондат — это рондат, после которого гимнастка приходит в положение стойки руки вверх. Другими словами, чем ближе тело к вертикальной плоскости и чем оно прямее, тем качество выполнения рондата выше, а время последующего отталкивания меньше. И, наконец, принимая во внимание тот факт, что «акробатизация» спортивной гимнастики началась всего около тридцати лет назад, легко понять, что никого не интересовал вопрос, какой вид отталкивания эффективнее. Только в настоящее время, когда в погоне за сложностью достигнуты грандиозные успехи и зачастую гимнастки исчерпывают весь объем возможных упражнений на снаряде, существенное значение имеет разработка и нахождение новых, нетрадиционных подходов к выполнению упражнений. Так, например, изучение прыжка вверх после переворота вперед может выявить интересные взаимосвязи и дать пищу для новых размышлений.

 

 

К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ СФП ГИМНАСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

   
В. С. Рубин, А. Б. Плоткин, В. В. Соловьев, Е. А. Плоткин, В. Е. Лищенко, ВНИИФК
 

Рост сложности и трудности комбинаций в современной спортивной гимнастике, определенный риск, связанный с выполнением отдельных элементов и соединений, предъявляют повышенные требования к уровню специальной физической подготовленности гимнастов.

Для повышения эффективности организации и проведения тренировочного процесса гимнастов высокой квалификации был использован принципиально новый подход к систематизации основных средств СФП спортсменов, а именно не по структурной схожести с основными со-

 

ревновательными упражнениями (В. В. Анциперов, Ю. В. Менхин, Л. П. Семенов и др.) и не по направленности их воздействия на организм спортсмена (величине нагрузки и другим внешним признакам). Естественно, что если в основе классификации лежали внешние признаки нагрузки, например структура движения, то и все выводы могли быть получены и делались именно с этих позиций, т. е. определялось количественное распределение объемов нагрузки в тренировочном процессе в циклах различной длительности по структурным группам упражнений

Library   60   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало