Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


К АНАЛИЗУ ДВИГАТЕЛЬНОГО СОСТАВА КРУГОВЫХ МАХОВ НА КОНЕ

   
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК
 

Махи на коне всегда стояли особняком среди гимнастических движений. Свойственный им «ореол» необычности возник не только благодаря своеобразию махов ногами и «славе» коня как самого «коварного» из мужских снарядов. Специфичны физические свойства исполняемых на нем упражнений, во многом неясные вплоть до настоящего времени.

Следствием этого является заметное отставание теории этого вида многоборья от его практики; конь — один из самых «эмпиричных» мужских снарядов. Всевозможные «да» и «нет» всегда проверялись здесь исключительно «у станка», и мало когда исходили из теории. Примечательно, что все достаточно оригинальные упражнения на коне, появившиеся в прежние годы и теперь, целиком обязаны своим происхождением практике, фантазии и труду гимнастов и тренеров.

Одно из слабых мест современной теории махов на коне — классификация движений и описание их двигательного состава. Давно ощущается потребность в достаточно совершенной классификации, которая позволила бы не только систематизировать и тем самым лучше осмыслить все уже найденные в практике движения, но и прогнозировать новые движения, если это возможно. Решение этой задачи позволило бы увереннее планировать техническую подготовку гимнастов на коне, предвосхищая в дальнейшем сюрпризы типа тех, которые на протяжении многих лет преподносил всем Золтан. Мадьяр.

Основной темой настоящей статьи является структурная классификация, позволяющая приблизиться к упорядочению представлений о двигательном составе круговых махов на коне — наиболее важной и обширной части движений на этом снаряде.

Предлагаемая классификация построена в форме матрицы и может быть отнесена к классификациям так называемого естественного типа, выявляя физическую природу круговых движений на коне, а не просто перебирая «готовые» элементы, как это делалось прежде. Последний момент имеет принципиальное значение, и на нем следует остановиться особо.

Традиционно считается, что махи на коне, взятые в их соревновательном значении, представляют собой соединения так называемых «перемахов». Именно перемахи (к смыслу которых нам предстоит еще вернуться) играют, как считается, роль элементарных двигательных единиц, тех «кирпичиков», из которых могут

 

быть построены упражнения, известные нам как круги, переходы, винты и др.

По этой причине, предпринимая попытку классифицировать движения на коне, необходимо прежде всего привести в систему именно двигательные единицы1, являющиеся праэлементами всех прочих упражнений на данном снаряде. Между тем существовавшие до настоящего времени классификации на коне (впрочем, довольно немногочисленные2) всегда были классификациями не двигательных единиц, а их традиционных соединений, уже вошедших в практику в виде некоторых фиксированных форм и в этом виде оцененных по трудности. Такие классификации относятся3 к числу так называемых вспомогательных классификаций и — при любой степени их подробности — не дают ответа на целый ряд существенных вопросов. Главные из них:

—   из каких элементарных единиц состоит то или иное упражнение?

— какие формы возникают при различных сочетаниях двигательных единиц?

—   в каких своих структурных элементах различные упражнения сходны и различны?

—   какие ранее неизвестные движения могут быть образованы на основе уже известных исходных признаков?

Эти и подобные вопросы не могут быть решены, если в классификацию закладываются исходные признаки, не являющиеся в отношении движений структурообразующими. Бесполезно, например, детализировать классификацию путем указания на возможности исполнения одних и тех же движений в различных опорных зонах коня, ибо структура круга остается принципиально неизменной, независимо от того, делает ли его гимнаст на теле или ручках коня.

И напротив, классификация удовлетворит поставленным задачам, если она представит собой систему, включающую в себя и объективно упорядочивающую все основные двигательные единицы махов на коне. Здесь, однако, следует вернуться к понятию «перемах», который — при существующей его трактовке — пре-

 


1 См. в этой связи работы К. IO. Данилова.

2 См. публикации Б. В. Маслова: «Упражнения на коне», М., 1972; «Упражнения на коне» — в учебнике для ИФК .«Спортивная гимнастика». М., 1979; «Упражнения на коне», М., 1980 (из серии «Гимнастическое многоборье).

3 См. многочисленные работы по формальной логике.

Library   51   Up


Contents

 

Home
 

тендует быть отождествленным с двигательной единицей; именно это вызывает затруднения при попытке создания естественной классификации двигательных единиц на коне.

В гимнастической литературе понятие «перемах» издавна связывается с утилитарным представлением о переносе ноги (ног) через снаряд. В этом смысле термин «перемах» употребляется в литературе: «элементарной единицей любого упражнения на коне является однократное перемещение ноги или обеих сомкнутых ног через снаряд, то есть перемах»1. Таким образом, факт проноса ног над снарядом оказывается, согласно приведенному терминологическому определению, критерием двигательной единицы в махах на коне.

Этот подход, оставаясь вполне приемлемым в отношении к «плоским», некруговым махам, оказывается неуниверсальным или неадекватным при попытке анализировать с его помощью двигательный состав круговых махов на коне.

Это объясняется разницей в самой сущности плоских и круговых движений: перемахи в скрещениях и аналогичных движениях действительно связаны с переносом ноги через снаряд и с соответствующим ее движением по вертикали.. Что касается перемахов в кругах, особенно современного типа (когда стопы практически не перемещаются по вертикали), то, в сущности, они стали условностью, ибо для гимнаста, как правило, совершенно безразлично, проходят ли его ноги в данный момент над конем или нет, так как это не связано для него с какими-либо конкретными действиями.

В стремлении уточнить понятие «перемах» применительно к кругам предлагается различать перемахи боком, углом и прогнувшись, в зависимости от того, какой стороной тела гимнаст обращен к снаряду в момент его «преодоления». В сущности, речь здесь идет о том, в каком упоре гимнаст минует коня — упоре боком, сзади или собственно упоре. Такая детализация может быть иногда полезной, например, при разборе записи упражнений, так как помогает сориентироваться относительно коня, но она же вносит лишнюю неясность в представления о двигательном составе круговых движений, ибо приписывает перемахам свойства специфических двигательных единиц, которыми они не обладают.

Рассмотрим некоторые примеры. Так, если взять абсолютно одинаковый во всех случаях круг двумя, то он может быть представлен в описанной терминологии как соединение совершенно разных перемахов. Например, круг продольно с описанной точки зрения есть последовательность двух перемахов боком, а круг поперек — соединение перемаха углом с перемахом прогнувшись. . Таким образом, в силу причуд терминологии в одном и том же по

 


1 Б. В. Маслов. Упражнения на коне, М., 1972, с. 8.

 

структуре и технике упражнении на первый план выдвигаются разные его элементы.

Но к еще большим недоразумениям такая трактовка двигательной единицы приводит при описании более сложных упражнений. Возьмем в тех же терминах структурную раскладку круга с поворотом на 180° («чешского»), согласно которой это три перемаха (поскольку ноги гимнаста трижды проходят над конем)": перемах боком с поворотом плечом назад, перемах прогнувшись с поворотом и перемах боком с переходом1. Однако, зная реальную технику «чешского», можно показать, что входящие в его двигательный состав повороты вовсе не привязаны к моментам прохождения тела гимнаста над конем. Поэтому с равным успехом мы могли бы то же самое движение описать посредством набора трех других перемахов. Например: боком с переходом — прогнувшись с поворотом — боком с переходом. Или: боком с переходом — прогнувшись с поворотом (на другой угол) — боком с поворотом и переходом и т. д. Эти примеры могут быть продолжены, они показывают, что подобный подход не может всерьез использоваться для анализа двигательного состава круговых движений, а перемахи (в их приведенной трактовке) не могут отождествляться с представлением о двигательной единице кругов. Окончательно ясным это становится, если мы представим себе исполнение круговых движений ногами на снаряде типа грибка без ручек или на полу: структура махов остается здесь той же, что на коне, но признаки перемахов полностью «растворяются», поскольку в данном случае нет ни обозначенного «препятствия», через которое должны перемахивать ноги, ни вообще продольной оси снаряда.

Что же в таком случае является подлинной элементарной двигательной единицей на коне, позволяющей анализировать двигательный состав упражнений и получить классификацию естественного типа?

Такая двигательная единица (в дальнейшем — ДЕ) существует и, в сущности, хорошо известна. Это фаза одноопорного (а при перескоках — безопорного) движения, заключенная между двумя последовательно проходимыми двухопорными положениями. Использование данной ДЕ при анализе двигательного состава круговых махов все ставит на свои места. Любой круг с этой точки зрения всегда есть соединение махов вперед и назад, структурный смысл которых инвариантен при работе на любой части коня, на грибке, на полу и т. п. «Чешский», в каком бы варианте он ни выполнялся, есть в этом случае всегда соединение двух махов с последовательными поворотами плечом назад и плечом вперед.

Нетрудно заметить, что в ряде определенных случаев элементы круговых движений с равным


1 Б. В. Маслов. Упражнения на коне, М., 1980, с. 51.

 
 
Library   52   Up


Contents

 

Home
 

правом могут быть квалифицированы и как перемах, и как ДЕ. Это относится к небольшому числу круговых движений, выполняемых без поворотов в положениях продольно, а именно к собственно кругам и к переходам (противоходам). Во всех остальных случаях содержание понятия «перемах» существенным образом отличается от смысла понятия «двигательная единица»1.

Особенно важно подчеркнуть, что эти различия далеко не ограничиваются терминологическими моментами (что, в сущности, не так и важно). Главное в том, что они имеют отношение к трактовке техники движений и обучения. Выше уже было показано, что круговой перемах — терминологическая условность, не связанная (за упоминавшимися исключениями) с реальными действиями гимнаста. Что касается ДЕ, то это во всех случаях физически реальное движение, которое обусловливается конкретными действиями в двухопорном положении и связано с вполне определенным навыком. В самом деле гимнаст, разучивающий «чешский», работает не над тремя мнимыми перемахами, а над двумя определенными фазами действий, одна из которых связана с движением из упора сзади продольно в упор поперек, а другая — с последующим движением вновь в упор сзади продольно. Именно так движение расчленяется и при реальном процессе обучения. Это закономерно, ибо каждая из двух названных ДЕ строится по известному из теории гимнастики принципу, согласно которому каждый самостоятельный двигательный акт включает в себя так называемые подготовительные, основные и завершающие действия (Н. А. Курьеров, Ю. К. Гавердовский, Э. А. Вишневский, А. Ф. Радионенко, Н. Г. Сучилин и др.). Все эти действия (как бы в микромасштабе) присутствуют в ДЕ. Подготовительная фаза предшествует приходу в двухопорное положение; действия в двухопорном положении, как наиболее эффективные, являются основными действиями ДЕ, так как выполняют решающие функции управления я энергообеспечения маха. Наконец, последующая одноопорная фаза занимает в ДЕ место завершающих действий (или действий реализации).

Обратимся теперь к вопросу о классификации круговых махов на коне, пояснив предварительно некоторые исходные посылки. Следует, в частности, хотя бы кратко остановиться на физической сущности кругов2.

Как известно, вполне свободное физическое тело имеет шесть так называемых степеней свободы. В применении к телу гимнаста это означает, что оно может беспрепятственно пе-


1 В дальнейшем перемахи, эквивалентные по смыслу ДЕ, даются без кавычек, «перемахи» в их традиционном смысле — в кавычках.

2 Более подробно вопросы механики круговых махов на коне предполагается затронуть в другой статье, посвященной этой интересной теме.

 

ремещаться в трех взаимно перпендикулярных направлениях (вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо) и вращаться вокруг трех независимых осей 1.

Тело гимнаста, выполняющего круги в одной и той же опорной зоне, практически не перемещается. Установлено, например (В. И. Говердовский), что общий центр масс тела гимнаста (ОЦМ) при кругах остается в пределах эллипсоида с размерами от 50 до 180 мм, т. е., по существу, «стоит на месте». Таким образом, круговое движение есть почти исключительно вращение тела. Анализируя его с этих позиций, можно убедиться, что круги ногами на коне подобны движению так называемого кругового или конического маятника: нижняя и верхняя части тела гимнаста, выполняющего круги, описывают пространственные конусы, смыкающиеся вершинами в точке, соответствующей ОЦМ.

Движение конического маятника — это вращение с двумя степенями свободы тела2, т. е. тело вращается при кругах одновременно вокруг двух осей. Обе оси расположены горизонтально и перпендикулярны по отношению друг к другу. Одна из них связана с колебаниями тела гимнаста в переднезадней плоскости (фронтальная), другая — с колебаниями во фронтальной плоскости (переднезадняя).

Таким образом, в простейших кругах остаются «неиспользованными» четыре степени свободы. Три из них связаны с потенциальной возможностью перемещения тела гимнаста и одна — с возможностью дополнительной формы вращения. Следовательно, стремясь усложнять структуру кругов, мы можем дополнить их движениями, основанными на этих «резервных» степенях свободы. Такие усложнения широко используются в практике. Так, сочетание кругов с переместительным движением фронтального направления дает упражнения типа переходов и противоходов. Смещение кругами поперек в переднезаднем направлении имеет место в соответствующих «проходах». Что касается возможности программного движения тела гимнаста вверх-вниз, то оно также известно, хотя было до последнего времени мало показательным с точки зрения вариативности структуры движений. Таковы круговые движения с подъемом на ручку - и сходом с нее. Лишь теперь начинают входить в практику упражнения, представляющие в этом смысле значительный интерес: мы имеем в виду круги «деласалом», выполняемые в стойку на руках


1 Отсылаем читателя к курсу теоретической механики. Заметим, что наличие трех степенен свободы при вращении не означает вращения вокруг ортогональных осей. Сложное вращение физического тела (к которому принадлежит и движение при кругах) определяется так называемыми углами Эйлера.

2 Закономерности таких движений описаны во многих курсах теоретической механики. См., например: А. А. Яблонский. Курс теоретической механики.. Т. II, М., 1971, с. 413.

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
   

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

Естественная классификация круговых двигательных единиц на коне
Номерами обозначены двигательные единицы.
Залитыми стрелками — возможные (или технически наиболее приемлемые) соединения ДЕ.
Незалитыми стрелками — соединения ДЕ, оригинальные по структуре или трудноисполнимые.
Пунктирными связями показано структурное родство ДЕ, дающее перенос навыка. Четыре части таблицы, выделенные жирной чертой, соответствуют четырем классам круговых движений: без поворотов и переходов, с переходами без поворотов, с поворотами без переходов, с поворотами и переходами


(возможны движения в стойку из нее в упор скрещениями, но рассмотрение таких движений не входит в задачу нашей статьи).

Широко используются в практике и усложнения кругов, возникающие при дополнении движения вращением вокруг третьей оси тела гимнаста. Из приведенного выше описания видно, что таким третьим вращением может быть только еще одно вращение, которое в механике именуется «собственным». Для гимнаста это вращение вокруг продольной оси тела, т. е. так называемый поворот 1.

В классификационной таблице, приведенной на рисунке, учитываются возможные усложнения, получаемые благодаря введению переходов продольно и поперек (движения вверх-вниз ради простоты опущены), а также поворотов. При этом использованы обобщающие термины, обозначающие направления переходов и поворотов. «Прямыми» названы продольные переходы, наиболее известные из практики и наиболее доступные в исполнении (например, из упора сзади левая на теле, права на ручке перемах влево-назад в упор на ручке). «Обратными» именуются переходы типа «противоходов». Направления переходов поперек обозначаются наиболее подходящими здесь терминами «вперед» и «назад».

Как известно, вращение вокруг одной оси может иметь два взаимнопротивоположных направления. В связи с этим повороты разных направлений названы различно; это тем более существенно, что весьма различен и физический смысл этих движений. «Одноименными» названы повороты, физическое направление которых совпадает с направлением кругов. Так, если тело гимнаста при кругах вращается против часовой стрелки (при взгляде сверху), то одноименным будет поворот в том же направлении, т. е. налево. Это направление круга наиболее типично для практики, поэтому наиболее распро-

 


1 В практике и в литературе часто используются представления, согласно которым «поворот» может делаться не только вокруг продольной оси (как в «винтах»), но и вокруг «переднезадней» оси (круги прогнувшись), «вокруг опорной руки» («стойкли») и пр. При этом перепутываются представления о повороте как о локальной компоненте сложного вращения и представления о составном вращении всей системы вокруг мгновенной оси.

 

страненный круг следовало бы (при необходимости) называть именно «кругом налево». Что касается одноименных поворотов, то они наиболее доступны и широко используются. Исследования механики этих движений показывают, что «популярность» одноименных поворотов в кругах связана с конкретными физическими факторами, которые «провоцируют» здесь поворот именно этого направления.

«Разноименными» соответственно называются повороты противоположного кругам направления. Они известны из практики по так называемым винтам.

Перейдем теперь к краткому описанию типов движений, которые позволяют обнаружить и систематизировать предлагаемая классификация. Напомним, что в принципе это классификация ДЕ, которых в предлагаемой матрице насчитывается 48 видов. Эти ДЕ, в свою очередь, дают в определенных сочетаниях как хорошо известные, так и относительно оригинальные движения. Одновременно заметим, что в такой классификации заведомо невозможно отражение движений, специфические признаки которых не заложены в данную таблицу. Так, мы не будем здесь особо упоминать круги с разведением ног, так называемые перескоки, не будем систематизировать однотипные движения, исполняемые в разных опорных зонах коня. При попытке учесть эти особенности круговых движений пришлось бы ввести в классификацию дополнительные признаки, не нарушая се системности. Это сделало бы ее гораздо более громоздкой, многомерной, но, в сущности, мало что прибавило бы к общему результату.

Круги. Простейшие движения этого типа являются двигательной первоосновой всех упражнений, отраженных в таблице, их субстратом. Поддержание кругового движения тела гимнаста — необходимое условие выполнения всех других движений этого рода. В таблице круги показаны двумя парами перемахов, соответствующих кругам продольно (1 — 2) и поперек (9 — 10).

Переходы и противоходы также хорошо известны. Им соответствуют перемахи (ДЕ) 17 — 18 и 25 — 26. Нужно подчеркнуть, что техника этих движений еще недостаточно исследована. Можно, например, показать, что условия равновесия тела, в которых выполняются парные махи, составляющие собственно переходы и противоходы, неодинаковы. Для исполнения наиболее трудных фаз переходов и противоходов (например, с подъемом на ручку) наиболее благоприятными оказываются махи, при которых пояс верхних конечностей гимнаста движется в сторону смещения всей системы. Такие махи мы будем в дальнейшем называть «ведущими». Так, в обычном переходе ведущим является мах назад из упора сзади, в противоходе — мах вперед из упора в упор сзади на ручке (см. на рисунке пунктиры, показывающие структурную общность движений, важную

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

для их освоения). Махи другого вида, также входящие в состав кругов с переходами, дают физически менее благоприятные условия для смещения тела в сторону или вверх-вниз. При их исполнении плечи гимнаста по условиям равновесия наклонены в сторону, противоположную направлению смещения всего тела. Такие движения гораздо реже используются для исполнения наиболее ответственных фаз переходов. В дальнейшем мы будем называть их «вспомогательными».

Проходы вперед и назад (ДЕ 33 — 34 и 41 — 42) делаются, как известно, кругами поперек. Здесь также выделяются ведущие и вспомогательные махи. Для прохода вперед ведущим является мах назад из упора сзади, для прохода назад — мах вперед из упора. Случаи, когда эти «роли» ДЕ меняются в ответственных фазах проходов, крайне редки и по-своему весьма показательны, так как являются как раз тем самым «исключением», которое ярко подтверждает «правило». Так, львовский мастер В. Марцинкив в проходе назад поднимается на ближнюю ручку не махом вперед, а махом назад. При этом он предварительно вплотную сближается с ручкой (ставя кисти у самого ее основания) и тем самым до предела уменьшает необходимое смещение назад во время подъема.. Помогают гимнасту в исполнении такого «аномального» движения и его конституционные (выгодные для коневика) данные — довольно длинные руки.

Шесть упомянутых выше групп движений (круги продольно и поперек, прямые и обратные переходы, проходы вперед и назад) не содержат усложняющих поворотов. С точки зрения «здравого гимнастического смысла», это, очевидно, соответствует традиционным оценкам и не требует доказательств. Однако ради вящей строгости и во избежание казуистических истолкований понятия «поворот» (с которыми автору приходилось сталкиваться) дадим последнему определение, соответствующее принципам, положенным в основу описываемой классификации.

Будем считать, что двигательная единица содержит программный (заранее предусмотренный) поворот, если вертикальная проекция плечевой оси гимнаста на горизонтальную плоскость, связанную со снарядом, однонаправленно меняет свою угловую координату относительно продольной оси коня. Это определение упрощенное, однако оно вполне однозначно выделяет из общей массы движений круги с поворотами, если тело гимнаста не движется в строго горизонтальной плоскости, как это и бывает обычно в практике (горизонтальное вращение тела гимнаста возможно в кругах «деласалом», но, как уже отмечались, эти упражнения мы не рассматриваем).

Рассмотрим включенные в классификацию круговые движения с поворотами, которым соответствуют тридцать шесть ДЕ.

 

Круги прогнувшись хорошо известны. Они включают в себя одноименный поворот и исполняются неизменным движением в упоре, при котором гимнаст благодаря повороту все время обращен грудью к центру опоры. Круг прогнувшись, выполняемый без переходов, дает движение, получившее в обиходе название «вертолета» (ДЕ 3 — 11). При смещении кругом прогнувшись из одной опорной зоны в другую возникают движения с поворотами плечом вперед (ДЕ 27 — 35) и «плечом назад» (ДЕ 19 — 43)1.

Эти принятые в практике термины оправдываются кинематикой движений: при одновременном вращении и перемещении тела скорость его точек оказывается такой, что гимнаст в самом деле движется вокруг опорного, малоподвижного, плеча, тогда как другое, свободное, совершает движение вперед или назад по широкому кругу. Нужно заметить, что в применении к «вертолетам» (как и ко всем кругам с поворотами, но без переходов) понятие поворота плечом вперед или назад лишается смысла, так как в этих движениях амплитуда движения плеч практически одинакова. Так, при «вертолете» налево движение совершается в такой же степени правым плечом вперед, насколько левым плечом назад.

ДЕ, относящиеся к кругам прогнувшись, дают в сочетаниях разные движения этого типа. При этом упражнения, обычно относимые к кругам прогнувшись, часто включают в свой двигательный состав ДЕ из других структур. Например, известный круг прогнувшись с поворотом на 360° в ручках начинается движением типа обратного стойкли (ДЕ 22). Лишь затем следуют ДЕ 35 и 19, действительно относящиеся к движениям прогнувшись, а завершается упражнение вновь «чужеродным» махом, относящимся к движениям типа прямого стойкли (ДЕ 37). Что касается так называемого «чешского», обычно относимого к разряду кругов прогнувшись, то он совершенно не относится к рассматриваемому типу движений и целиком состоит из только что упоминавшихся махов типа прямых и обратных стойкли (см. об этом ниже).

Круги углом — аналоги кругов прогнувшись, от которых отличаются рабочим положением. В данном случае это не упор, а упор сзади, поэтому в процессе поворота гимнаст, выполняющий движение углом, обращается к центру опоры спиной. В силу функциональной асимметрии двигательного аппарата человека работа в таких условиях заметно труднее, и движения типа кругов углом мало практикуются. Впрочем, давно известны несложные суррогатные движения этого рода, когда гимнаст использовал опору о ручку одной рукой и тазом. При современной технике кругов (с широ-


1 В центре таблицы дана вертикальная графа, обозначающая направление движения «плечом» при одноименных поворотах.

 
Library   56   Up


Contents

 

Home
 

кой, свободной работой в упоре сзади) эти движения могут стать более доступными (заметим, в частности, что сохранение высокого упора сзади существенно облегчается при разведении ног, которое — на фоне увлечения «деласалами» — не казалось бы излишним).

В классификации показано шесть ДЕ, соответствующих кругам углом. Две из них (4 — 12) — это движения без переходов, две — с выходами-входами плечом назад (20 — 44) и еще две — аналогичные движения плечом вперед (28 — 36). При попытке связать такие движения по типу кругов прогнувшись наиболее действенными были бы связки последовательных поворотов плечом назад и вперед. Это позволяет гимнасту более активно поддерживать движение в каждой очередной его фазе (см. ДЕ, связанные стрелками).

Прямые стойкли — одна из наиболее доступных форм кругов с поворотами. Она предполагает одноименный поворот с обязательной сменой типа упора (из упора в упор сзади). Чаще всего прямые стойкли выполняются с переходами, в этом случае поворот выглядит как поворот плечом вперед.

Обратные стойкли отличаются от прямых очередностью смены положения.

Как прямые, так и обратные стойкли исполняются с поворотом на 90 и 180°, без переходов (5 — 13, 6 — 14) и с переходами (29 — 37, 22 — 46). Функционально очень удобны и широко используются соединения прямых и обратных стойкли. Наиболее известное соединение этого типа — круг с поворотом на 180°, уже упоминавшийся в статье «чешский». Он состоит из двух ДЕ (22 — 37 или 46 — 29). Удвоенный «чешский», выполняемый на теле, теле и ручке, известен как «шагинян» (см. ДЕ 6 — 13 и 5 — 14). Аналогичные связки часто исполняются теперь и на ручке.

Обратные винты — движения практически неизвестные1, не имеют установившегося названия и требуют особого комментария.

Уже отмечалось, что круговые махи с поворотами — это одновременное соединение кругового вращения с поворотом относительно продольной оси. Естествен вопрос: в какой пропорции круговое движение и поворот сочетаются в разных упражнениях? Этот момент прежде никогда не рассматривался, а между тем он имеет прямое отношение к двигательному составу махов на коне и их технике.

Анализируя с этих позиций круговые движения с поворотами, можно убедиться, что соотношение круг — поворот в разных махах (в том числе в разных ДЕ) различно. Так, все рассмотренные выше движения с поворотами включают в себя ограниченные по углу вращения вокруг продольной оси. В этом можно убе-

 


1 Упоминание о возможности построения такого движения встречается в статье В. Сальникова и Л. Семенова в сб. «Гимнастика». Вып. 2. М., 1980.

 

диться, взяв в качестве критерия отношение угловых величин поворота и дуги кругового движения стоп гимнаста. Например, в прямом стойкли из упора продольно в упор сзади поперек поворот составляет 90°, а пройденная ногами дуга равна 270°. Поворотный коэффициент (ПК) здесь равен 0,3. В прямом стойкли из одного упора продольно (или поперек) в другой ПК равен 0,5. То же относится и к обратным стойкли. Более «насыщены» поворотом круговые движения без смены упора. Там величина поворота всегда равна угловой величине дуги, поэтому ПК в кругах прогнувшись и углом равен 1. Таков же ПК и в винтах, содержащих, однако, разноименный поворот.

Возможны ли движения, в которых ПК был бы больше единицы?

При разборе движений, вошедших в рассматриваемую классификацию, выясняется, что некоторые типы движений, заданные исходными признаками классификационной таблицы, могут быть выполнены только при поворотах, коэффициент которых превышает единицу. Конкретный пример такого движения (ДЕ 45): с кругов в ручках выход плечом вперед на ручку в упор поперек и — с поворотом плечом назад выход в упор сзади на теле и ручке. В конце движения рука, стоящая на ручке, окажется в супинированном хвате, который устраняется следующим махом. Приведенное движение имеет ПК равный 3! Возможны и другие упражнения такого типа, в частности с ПК. равным 2. Большой угол, на который выполняется здесь поворот (как бы с опережающим движением), делает данное движение сходным с винтами. Разница, однако (помимо техники), в направлении поворота, откуда и предлагаемое наименование упражнения.

Обратные винты могут делаться с поворотами как плечом вперед, так и плечом назад. Те и другие могут следовать друг за другом в связках (см. в таблице ДЕ 30 — 45 и 21 — 38, соединенные стрелками).

Насколько реальны обратные винты? С чисто биомеханической точки зрения к их исполнению нет существенных препятствий. Практически от гимнаста требуется безупречное владение кругами (максимальная амплитуда, прямое тело) и хорошо развитая подвижность кистей при глубокой супинации и пронации. Эксперимент показывает, что эти требования вполне посильны для гимнастов с хорошей школой.

Винты уже хорошо известны в практике, хотя и относятся к разряду весьма трудных упражнений на коне. Их определяющая особенность — в усложнении круговых движений разноименными поворотами. Так при кругах влево поворот «по винту» делается направо. В задачу настоящей статьи не входит подробное описание физических особенностей разноименных поворотов, связанных не только с их кинематикой, но и с динамикой. Следует лишь заметить, что анализ этих особенностей помо-

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

гает понять не только техническое существо самих винтов, но и некоторые интересные элементы техники других круговых движений, вплоть до рядовых кругов без поворотов.

Как и другие круговые движения, винты делаются на месте, и с переходами. Винты без переходов показаны в парах ДЕ (7 — 16 и 8 — 15). Именно так, «по четвертушкам», эти движения исполняются практически.

Навык винтов без перехода переносится и на проходы винтами (см. пунктиры). Существует хорошо выраженная связь между выбором фазы винта и возможностью удобного смещения по продольной оси коня. Так, при движении винтом из упора продольно (вправо-вперед) наиболее естествен переход на новое место опоры со смещением влево-назад (ДЕ 31). При начале винта из упора сзади поперек (махом влево-назад) технически - наиболее оправданным является смещение влево-вперед (ДЕ 40) и т. д. В практике отклонения от этих технических норм крайне редки, в абсолютном меньшинстве случаев гимнасты пользуются в проходах винтами именно ведущими махами. Интересно и практически важно, что при проходе винтом с поворотом на полные 360° гимнаст должен воспользоваться четырьмя видами ведущих перемахов, сочетающих в себе технические признаки всех видов переходов! Так, при пируэте винтами с проходом из упора сзади поперек на теле (лицом внутрь) гимнаст должен будет последовательно прибегнуть к переходам типа прохода вперед (ДЕ 40), противохода (ДЕ 31), прохода назад (ДЕ 47) и, наконец, собственно перехода (ДЕ 24). Каждый из этих махов, впрочем, дополнительно усложнен из-за поворотов. Таким образом, гимнаст, посягающий на освоение проходов винтами, должен владеть широким спектром технических приемов, связанных почти со всеми структурами! Заметим также, что в середине описанного прохода есть, как правило, «перебивка» из «пустого» маха, выполняемого без поворотов и переходов: оказавшись после второ-

 

го поворота спиной к направлению дальнейшего перехода, гимнаст должен действовать как при проходах назад. Однако в приведенном случае он располагается в этот момент не в упоре, как желательно, а в упоре сзади. Поэтому наиболее простой выход из этого положения — введение промежуточного маха вперед в упор сзади.

Остались непрокомментированными ДЕ 23, 32, 39, 48. Это также винтовые переходы, но не ведущими, а вспомогательными махами. Как уже отмечалось, в практике эти движения малоупотребимы, что объясняется их биомеханическими свойствами. Принципиально возможно, например, смещение винтом вперед-влево из упора поперек в упор сзади продольно (ДЕ 39), но во всех случаях (особенно при подъеме на ручку) эта техника выглядит противоестественной и малоэффективной. Следует, однако, отметить, что в практике технической подготовки гимнаста эти движения должны быть представлены в виде приемлемых тренировочных упражнений. Связанные с этим навыки обогащают технический арсенал гимнаста, позволяют ему более свободно, уверенно работать на опорной руке, помогают в овладении, например, такими движениями, как винты на одной ручке и т. п.

Подводя итоги обсуждения классификации, следует еще раз подчеркнуть, что это классификация ДЕ, а не «готовых упражнений», хотя основные из них естественным образом отразились в таблице. Упомянем здесь шесть пар таких типов движений:

1.  Круги продольно и поперек

2.  Переходы и противоходы

3.  Проходы вперед и назад

4.  Круги прогнувшись и круги углом

5.  Прямые стойкли и обратные стойкли

6.  Винты и обратные винты.

Что касается остальных — практически неограниченных по числу — упражнений на коне, то они являются лишь отражением этих базовых форм движений и в процессе технической подготовки гимнаста должна на них опираться.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ОТТАЛКИВАНИЯ

   
Е. Е. Биндусов, кандидат педагогических наук, МОГИФК, В. П. Орлов, кандидат педагогических наук, ВНИИФК
 

Зрелищность исполнения опорных прыжков и акробатики в вольных упражнениях во многом зависит при прочих равных условиях от взлета. Как известно, эта величина определяется силой и временем взаимодействия гимнаста с опорой. Чем больше импульс силы, возникающий при взаимодействии гимнаста с опорой,

 

тем выше будет прыжок. До сих пор в доступной литературе не встречено данных об эффективности того или иного вида отталкивания. Под термином «вид отталкивания» мы понимаем существующее в настоящее время отталкивание после курбета (в дальнейшем курбетовое) и обычное отталкивание. Вопрос приобре-

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало