При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ |
||||
Ю. К. Гавердовский, ГЦОЛИФК |
||||
Махи на коне всегда стояли особняком среди гимнастических движений. Свойственный им «ореол» необычности возник не только благодаря своеобразию махов ногами и «славе» коня как самого «коварного» из мужских снарядов. Специфичны физические свойства исполняемых на нем упражнений, во многом неясные вплоть до настоящего времени. Следствием этого является заметное отставание теории этого вида многоборья от его практики; конь — один из самых «эмпиричных» мужских снарядов. Всевозможные «да» и «нет» всегда проверялись здесь исключительно «у станка», и мало когда исходили из теории. Примечательно, что все достаточно оригинальные упражнения на коне, появившиеся в прежние годы и теперь, целиком обязаны своим происхождением практике, фантазии и труду гимнастов и тренеров. Одно из слабых мест современной теории махов на коне — классификация движений и описание их двигательного состава. Давно ощущается потребность в достаточно совершенной классификации, которая позволила бы не только систематизировать и тем самым лучше осмыслить все уже найденные в практике движения, но и прогнозировать новые движения, если это возможно. Решение этой задачи позволило бы увереннее планировать техническую подготовку гимнастов на коне, предвосхищая в дальнейшем сюрпризы типа тех, которые на протяжении многих лет преподносил всем Золтан. Мадьяр. Основной темой настоящей статьи является структурная классификация, позволяющая приблизиться к упорядочению представлений о двигательном составе круговых махов на коне — наиболее важной и обширной части движений на этом снаряде. Предлагаемая классификация построена в форме матрицы и может быть отнесена к классификациям так называемого естественного типа, выявляя физическую природу круговых движений на коне, а не просто перебирая «готовые» элементы, как это делалось прежде. Последний момент имеет принципиальное значение, и на нем следует остановиться особо. Традиционно считается, что махи на коне, взятые в их соревновательном значении, представляют собой соединения так называемых «перемахов». Именно перемахи (к смыслу которых нам предстоит еще вернуться) играют, как считается, роль элементарных двигательных единиц, тех «кирпичиков», из которых могут |
быть построены упражнения, известные нам как круги, переходы, винты и др. По этой причине, предпринимая попытку классифицировать движения на коне, необходимо прежде всего привести в систему именно двигательные единицы1, являющиеся праэлементами всех прочих упражнений на данном снаряде. Между тем существовавшие до настоящего времени классификации на коне (впрочем, довольно немногочисленные2) всегда были классификациями не двигательных единиц, а их традиционных соединений, уже вошедших в практику в виде некоторых фиксированных форм и в этом виде оцененных по трудности. Такие классификации относятся3 к числу так называемых вспомогательных классификаций и — при любой степени их подробности — не дают ответа на целый ряд существенных вопросов. Главные из них: — из каких элементарных единиц состоит то или иное упражнение? — какие формы возникают при различных сочетаниях двигательных единиц? — в каких своих структурных элементах различные упражнения сходны и различны? — какие ранее неизвестные движения могут быть образованы на основе уже известных исходных признаков? Эти и подобные вопросы не могут быть решены, если в классификацию закладываются исходные признаки, не являющиеся в отношении движений структурообразующими. Бесполезно, например, детализировать классификацию путем указания на возможности исполнения одних и тех же движений в различных опорных зонах коня, ибо структура круга остается принципиально неизменной, независимо от того, делает ли его гимнаст на теле или ручках коня. И напротив, классификация удовлетворит поставленным задачам, если она представит собой систему, включающую в себя и объективно упорядочивающую все основные двигательные единицы махов на коне. Здесь, однако, следует вернуться к понятию «перемах», который — при существующей его трактовке — пре-
1 См. в этой связи работы К. IO. Данилова. 2 См. публикации Б. В. Маслова: «Упражнения на коне», М., 1972; «Упражнения на коне» — в учебнике для ИФК .«Спортивная гимнастика». М., 1979; «Упражнения на коне», М., 1980 (из серии «Гимнастическое многоборье). 3 См. многочисленные работы по формальной логике. |
|||
51 |
|
||||
тендует быть отождествленным с двигательной единицей; именно это вызывает затруднения при попытке создания естественной классификации двигательных единиц на коне. В гимнастической литературе понятие «перемах» издавна связывается с утилитарным представлением о переносе ноги (ног) через снаряд. В этом смысле термин «перемах» употребляется в литературе: «элементарной единицей любого упражнения на коне является однократное перемещение ноги или обеих сомкнутых ног через снаряд, то есть перемах»1. Таким образом, факт проноса ног над снарядом оказывается, согласно приведенному терминологическому определению, критерием двигательной единицы в махах на коне. Этот подход, оставаясь вполне приемлемым в отношении к «плоским», некруговым махам, оказывается неуниверсальным или неадекватным при попытке анализировать с его помощью двигательный состав круговых махов на коне. Это объясняется разницей в самой сущности плоских и круговых движений: перемахи в скрещениях и аналогичных движениях действительно связаны с переносом ноги через снаряд и с соответствующим ее движением по вертикали.. Что касается перемахов в кругах, особенно современного типа (когда стопы практически не перемещаются по вертикали), то, в сущности, они стали условностью, ибо для гимнаста, как правило, совершенно безразлично, проходят ли его ноги в данный момент над конем или нет, так как это не связано для него с какими-либо конкретными действиями. В стремлении уточнить понятие «перемах» применительно к кругам предлагается различать перемахи боком, углом и прогнувшись, в зависимости от того, какой стороной тела гимнаст обращен к снаряду в момент его «преодоления». В сущности, речь здесь идет о том, в каком упоре гимнаст минует коня — упоре боком, сзади или собственно упоре. Такая детализация может быть иногда полезной, например, при разборе записи упражнений, так как помогает сориентироваться относительно коня, но она же вносит лишнюю неясность в представления о двигательном составе круговых движений, ибо приписывает перемахам свойства специфических двигательных единиц, которыми они не обладают. Рассмотрим некоторые примеры. Так, если взять абсолютно одинаковый во всех случаях круг двумя, то он может быть представлен в описанной терминологии как соединение совершенно разных перемахов. Например, круг продольно с описанной точки зрения есть последовательность двух перемахов боком, а круг поперек — соединение перемаха углом с перемахом прогнувшись. . Таким образом, в силу причуд терминологии в одном и том же по
1 Б. В. Маслов. Упражнения на коне, М., 1972, с. 8. |
структуре и технике упражнении на первый план выдвигаются разные его элементы. Но к еще большим недоразумениям такая трактовка двигательной единицы приводит при описании более сложных упражнений. Возьмем в тех же терминах структурную раскладку круга с поворотом на 180° («чешского»), согласно которой это три перемаха (поскольку ноги гимнаста трижды проходят над конем)": перемах боком с поворотом плечом назад, перемах прогнувшись с поворотом и перемах боком с переходом1. Однако, зная реальную технику «чешского», можно показать, что входящие в его двигательный состав повороты вовсе не привязаны к моментам прохождения тела гимнаста над конем. Поэтому с равным успехом мы могли бы то же самое движение описать посредством набора трех других перемахов. Например: боком с переходом — прогнувшись с поворотом — боком с переходом. Или: боком с переходом — прогнувшись с поворотом (на другой угол) — боком с поворотом и переходом и т. д. Эти примеры могут быть продолжены, они показывают, что подобный подход не может всерьез использоваться для анализа двигательного состава круговых движений, а перемахи (в их приведенной трактовке) не могут отождествляться с представлением о двигательной единице кругов. Окончательно ясным это становится, если мы представим себе исполнение круговых движений ногами на снаряде типа грибка без ручек или на полу: структура махов остается здесь той же, что на коне, но признаки перемахов полностью «растворяются», поскольку в данном случае нет ни обозначенного «препятствия», через которое должны перемахивать ноги, ни вообще продольной оси снаряда. Что же в таком случае является подлинной элементарной двигательной единицей на коне, позволяющей анализировать двигательный состав упражнений и получить классификацию естественного типа? Такая двигательная единица (в дальнейшем — ДЕ) существует и, в сущности, хорошо известна. Это фаза одноопорного (а при перескоках — безопорного) движения, заключенная между двумя последовательно проходимыми двухопорными положениями. Использование данной ДЕ при анализе двигательного состава круговых махов все ставит на свои места. Любой круг с этой точки зрения всегда есть соединение махов вперед и назад, структурный смысл которых инвариантен при работе на любой части коня, на грибке, на полу и т. п. «Чешский», в каком бы варианте он ни выполнялся, есть в этом случае всегда соединение двух махов с последовательными поворотами плечом назад и плечом вперед. Нетрудно заметить, что в ряде определенных случаев элементы круговых движений с равным 1 Б. В. Маслов. Упражнения на коне, М., 1980, с. 51. |
|||
52 |
|
||||
правом могут быть квалифицированы и как перемах, и как ДЕ. Это относится к небольшому числу круговых движений, выполняемых без поворотов в положениях продольно, а именно к собственно кругам и к переходам (противоходам). Во всех остальных случаях содержание понятия «перемах» существенным образом отличается от смысла понятия «двигательная единица»1. Особенно важно подчеркнуть, что эти различия далеко не ограничиваются терминологическими моментами (что, в сущности, не так и важно). Главное в том, что они имеют отношение к трактовке техники движений и обучения. Выше уже было показано, что круговой перемах — терминологическая условность, не связанная (за упоминавшимися исключениями) с реальными действиями гимнаста. Что касается ДЕ, то это во всех случаях физически реальное движение, которое обусловливается конкретными действиями в двухопорном положении и связано с вполне определенным навыком. В самом деле гимнаст, разучивающий «чешский», работает не над тремя мнимыми перемахами, а над двумя определенными фазами действий, одна из которых связана с движением из упора сзади продольно в упор поперек, а другая — с последующим движением вновь в упор сзади продольно. Именно так движение расчленяется и при реальном процессе обучения. Это закономерно, ибо каждая из двух названных ДЕ строится по известному из теории гимнастики принципу, согласно которому каждый самостоятельный двигательный акт включает в себя так называемые подготовительные, основные и завершающие действия (Н. А. Курьеров, Ю. К. Гавердовский, Э. А. Вишневский, А. Ф. Радионенко, Н. Г. Сучилин и др.). Все эти действия (как бы в микромасштабе) присутствуют в ДЕ. Подготовительная фаза предшествует приходу в двухопорное положение; действия в двухопорном положении, как наиболее эффективные, являются основными действиями ДЕ, так как выполняют решающие функции управления я энергообеспечения маха. Наконец, последующая одноопорная фаза занимает в ДЕ место завершающих действий (или действий реализации). Обратимся теперь к вопросу о классификации круговых махов на коне, пояснив предварительно некоторые исходные посылки. Следует, в частности, хотя бы кратко остановиться на физической сущности кругов2. Как известно, вполне свободное физическое тело имеет шесть так называемых степеней свободы. В применении к телу гимнаста это означает, что оно может беспрепятственно пе- 1 В дальнейшем перемахи, эквивалентные по смыслу ДЕ, даются без кавычек, «перемахи» в их традиционном смысле — в кавычках. 2 Более подробно вопросы механики круговых махов на коне предполагается затронуть в другой статье, посвященной этой интересной теме. |
ремещаться в трех взаимно перпендикулярных направлениях (вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо) и вращаться вокруг трех независимых осей 1. Тело гимнаста, выполняющего круги в одной и той же опорной зоне, практически не перемещается. Установлено, например (В. И. Говердовский), что общий центр масс тела гимнаста (ОЦМ) при кругах остается в пределах эллипсоида с размерами от 50 до 180 мм, т. е., по существу, «стоит на месте». Таким образом, круговое движение есть почти исключительно вращение тела. Анализируя его с этих позиций, можно убедиться, что круги ногами на коне подобны движению так называемого кругового или конического маятника: нижняя и верхняя части тела гимнаста, выполняющего круги, описывают пространственные конусы, смыкающиеся вершинами в точке, соответствующей ОЦМ. Движение конического маятника — это вращение с двумя степенями свободы тела2, т. е. тело вращается при кругах одновременно вокруг двух осей. Обе оси расположены горизонтально и перпендикулярны по отношению друг к другу. Одна из них связана с колебаниями тела гимнаста в переднезадней плоскости (фронтальная), другая — с колебаниями во фронтальной плоскости (переднезадняя). Таким образом, в простейших кругах остаются «неиспользованными» четыре степени свободы. Три из них связаны с потенциальной возможностью перемещения тела гимнаста и одна — с возможностью дополнительной формы вращения. Следовательно, стремясь усложнять структуру кругов, мы можем дополнить их движениями, основанными на этих «резервных» степенях свободы. Такие усложнения широко используются в практике. Так, сочетание кругов с переместительным движением фронтального направления дает упражнения типа переходов и противоходов. Смещение кругами поперек в переднезаднем направлении имеет место в соответствующих «проходах». Что касается возможности программного движения тела гимнаста вверх-вниз, то оно также известно, хотя было до последнего времени мало показательным с точки зрения вариативности структуры движений. Таковы круговые движения с подъемом на ручку - и сходом с нее. Лишь теперь начинают входить в практику упражнения, представляющие в этом смысле значительный интерес: мы имеем в виду круги «деласалом», выполняемые в стойку на руках 1 Отсылаем читателя к курсу теоретической механики. Заметим, что наличие трех степенен свободы при вращении не означает вращения вокруг ортогональных осей. Сложное вращение физического тела (к которому принадлежит и движение при кругах) определяется так называемыми углами Эйлера. 2 Закономерности таких движений описаны во многих курсах теоретической механики. См., например: А. А. Яблонский. Курс теоретической механики.. Т. II, М., 1971, с. 413. |
|||
53 |
|
||||
|
||||
54 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |