Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

позволяет эффективно использовать силу тяжести для нарастания скорости ОЦМ. О мощности прилагаемых усилий можно судить по такому факту. Линейная скорость ОЦМ в момент вылета (кадр 15) в два раза выше, чем в момент перехода в упор на руках. Если бы тело перемещалось только под действием силы тяжести, то скорость в момент вылета не могла бы быть выше той, которую ОЦМ имел в момент постановки плеч на жерди (кадр 7). И еще. При движении ОЦМ от вертикали (кадр 11) до фазы полета скорость практически не снизилась, несмотря на отрицательное ускорение силы тяжести. Ясно, что такой противовес (в полном смысле слова) мог быть создан только усилиями мышц плечевого пояса. Кроме разгона тела мышцам плечевого пояса необходимо удерживать его на жердях, противодействуя силам инерции и тяжести, суммарная величина которых в момент пересечения вертикали равна пятикратному весу исполнителя. Именно преодоление такого большого напряжения является основной трудностью техники кувырка с прямыми руками. Здесь уместно напомнить, что тело удерживается в упоре на руках легче, когда руки сильно согнуты (плечи перпендикулярны к жердям). А вот для раз-

 

гона выгоднее держать руки по возможности выпрямленными.

Тон Фей к моменту вылета (кадр 15). развил скорость ОЦМ (вертикальная составляющая) 3,8 м/с, что позволило ему в фазе полета подняться на 0,72 м. Поскольку к моменту вылета ОЦМ находился примерно на 0,25 м выше жердей, Тон Фей завершил кувырок сальтовым движением с прямыми руками (кадр 21) при высоте ОЦМ над жердями 0,97 м.

В статье не ставится задача раскрыть методику обучения — она описана во многих источниках. Главное — должно быть понято и взято на вооружение то, что без уверенного схода и мощного разгона в упоре на руках кувырок на прямые руки сделать невозможно. Этому и нужно учиться.

В заключение еще раз следует остановиться на том, что предлагаемый термин не только определяет название элемента, но и его сущность. Название «сальто» связано с вращением в фазе полета и уже само по себе будет стимулировать максимальную мощность движений в фазах разгона. Собственно кувырок таких усилий не требует. Поэтому рассмотренное упражнение предлагается назвать «сальто назад в стойку из упора на руках».

 

 

СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ

   


Ю. Л. Кузнецов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, Ленинград
 

В настоящее время, когда уровень развития спортивной гимнастики характеризуется значительным увеличением во всех видах многоборья удельного веса акробатических упражнений, чрезвычайно важное значение приобретает совершенствование акробатической подготовки, обеспечивающей дальнейший рост мастерства гимнастов.

Известно, что средства и методы обучения тесно взаимосвязаны с существующими представлениями о современной технике упражнений. В то же время многие гимнасты, тренеры не успевают перестроиться на новые «рельсы» и продолжают в своей работе руководствоваться традиционными, уже устаревшими понятиями о технике и методике обучения. Например, в начале семидесятых годов считалось, что отталкивание в пируэтах различной сложности необходимо выполнять с прямым положением тела, по возможности сохраняя его в безопорной фазе (В. Н. Курысь, Н. Г. Сучилин, 1972, и др.). Согласуясь с данными положениями, строилась и методика обучения пируэтам, в основе которой лежало освоение сальто назад с прямым телом и с последующим последовательным (по 180°) добавлением вращения вокруг про-

 

дольной оси тела. Эта методика не устарела и в наше время, но механический перенос сальто назад с прямым телом в качестве базового упражнения на двойное сальто, лежащее в основе современной гимнастики, оказался серьезной ошибкой (А. Ф. Радионенко, 1977, В. Е. Заглада, 1979, и др.).

Отталкивание с прямым положением тела биомеханически оправдано только в одинарных сальто с поворотами.                                    *

Наиболее сложные акробатические прыжки, выполняемые гимнастами в вольных упражнениях, условно можно разделить на две отличные друг от друга группы. К первой относятся прыжки с пребладанием вращения вокруг продольной оси, а ко второй — вокруг поперечной оси тела.

Следовательно, базовым элементом для пируэтов является сальто назад с прямым телом, а для двойных сальто — сальто прогнувшись с приземлением на спину на поролоновый куб.

Прежде чем приступать к изучению сложных акробатических упражнений, гимнасты должны в совершенстве овладеть техникой названных прыжков, а также предшествующих им элементов (рондат, переворот назад).

Library   6   Up


Contents

 

Home
   

Анализируя современные тенденции в развитии средств и методов обучения в видах многоборья, следует прежде всего отметить унификацию содержания учебно-тренировочного процесса. При таком решении вопроса гимнасты сначала изучают двигательные действия, лежащие в основе целого ряда элементов и соединений из одной структурной группы, и лишь затем приступают к освоению конкретных упражнений.

К сожалению, подобный подход не нашел должного распространения при обучении гимнастов акробатическим прыжкам.

В данной работе мы предлагаем комплексы упражнений акробатической подготовки гимнастов с учетом особенностей их исполнения.

Учитывая, что все современные акробатические прыжки представляют собой совокупность

 

Рис. 1. Комплекс упражнений для освоения общих основ выполнения поворотов в акробатических прыжках

сложных вращении, предлагаемые упражнения формируют основы техники вращения вокруг поперечной и продольной осей тела.

Исходя из принципа постепенности в обучении, упражнения первого комплекса целесообразно выполнять в последовательности, показанной на рис. 1.

Первые два упражнения наиболее просты и носят имитационный характер:

а) стоя спиной у стены, быстро прогнуться в тазобедренных суставах, одновременно поднимаясь на носки и выполняя мах руками вверх;

Library   7   Up


Contents

 

Home
   

б)   то же, лежа на спине на полу.

Такое изменение условий выполнения одинакового по формуле упражнения позволяет увеличить нагрузку на мышцы спины и задней поверхности бедер, осуществляющих данное движение.

Оба задания необходимо выполнять очень быстро, потому что скорость прогибания тела в тазобедренных суставах играет значительную роль в механизме опорного способа создания вращения вокруг поперечной оси тела;

в)   из стойки на краю батута 1/4 сальто назад прогнувшись с приземлением на поролоновый куб в стойку на лопатках, руки вверху.

В процессе отталкивания гимнаст должен быстро прогнуться, выводя таз вперед-вверх с одновременным махом рук вверх-назад, что позволяет создать вращение вокруг поперечной оси до потери контакта с сеткой. В безопорном положении прогибание тела в тазобедренных суставах переходит в подхлестывающий мах ногами в направлении вращения;

г)  с подскоков 1/4 сальто назад прогнувшись на спину на батуте.

Данные упражнения направлены на формирование у гимнастов умения создавать вращение вокруг поперечной оси тела в процессе взаимодействия с опорой.

Задания д) и е) помогают гимнастам освоить действия, необходимые для увеличения скорости вращения тела вокруг поперечной оси в безопорной фазе акробатических прыжков:

д)  с живота 1/2 сальто назад прогнувшись на спину на батуте;

е)   с живота сальто назад прогнувшись на батуте:

 

Рис. 2. Комплекс упражнений для освоения общих основ выполнения поворотов в акробатических прыжках

ж) с подскоков 1, 1/4 сальто назад прогнувшись на спину на батуте.

Последнее упражнение является не только учебным, но и тестовым, так как качество его исполнения позволяет определить степень готовности гимнастов к выполнению двойных сальто.

При выполнении всех упражнений на батуте отталкиваться и приземляться нужно точно в центре батута.

Те из прыжковых упражнений, которые можно выполнять на более жесткой опоре, рекомендуется освоить на акробатической дорожке с приземлением на поролоновый куб (рис. 2, а, б).

Предлагаемый комплекс заданий предназначен для работы с юными гимнастами в качестве одного из компонентов начальной «обкрутки», но может использоваться и опытными спортсменами, приступающими к изучению двойного сальто прогнувшись.

Во второй комплекс включены упражнения для овладения поворотами различными способами: безопорным, опорным и смешанным (рис. 2).

В основе подводящих упражнений для изучения безопорного способа поворота лежат действия, представляющие собой сгибательно-разгибательные движения небольшой амплитуды в поясничном отделе позвоночника в перед незаднебоковом направлении, выполняемые в

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 3

различных по трудности условиях (рис. 3, а, б, в):

а)   из положения стоя руки вверх выполнение круговых, незначительных по амплитуде движений тазом вокруг условной оси, соединяющей центры масс туловища и ног;

б)   то же в висе на одном гимнастическом кольце.

Эти два задания являются вводными в процессе обучения поворотам, так как нагрузка на мышцы гимнаста, удерживающие тело в относительно прямом положении, в данном случае очень незначительна, что не способствует формированию динамической осанки, имеющей большое значение при исполнении сложных упражнений с поворотами (В. Т. Назаров, 1973, 1975). На практике навыки динамической осанки формируются с помощью выполнения перекатов со спины на грудь лежа на полу (рис. 3, в). Но это упражнение в очень незначительной степени моделирует условия выполнения поворотов в акробатических прыжках.

Более эффективным средством для обучения безопорному способу поворота является устройство, специально сконструированное нами с этой целью (рис. 4).

Тренажер легко собирается из существующего гимнастического оборудования. К вертикальным стойкам перекладины с помощью струбцин и резиновых амортизаторов крепится универсальный вращающийся пояс.

Надев универсальный пояс, спортсмен, держась за руки преподавателя, принимает исходное положение — лежа горизонтально, лицом вверх. Обучение управляющим движениям начинается с уточнения поз, принимаемых гимнастом после выполнения поворота на каждые 90°. Затем повороты выполняются слитно, с помощью тренера, который, если нужно, останавливает вращение и вносит коррективы в действие спортсмена («проводка по движению»).

Упражнения на тренажере исполняются в условиях «отрицательного» действия силы тя-

 

Рис. 4

жести, что вынуждает гимнаста прилагать значительные усилия с целью сохранения взаимного расположения звеньев тела в условиях переменного силового поля.

В случае необходимости для увеличения нагрузки на мышцы, осуществляющие сохранение динамической осанки, преподаватель сообщает системе «спортсмен-лонжа» вертикальные колебания.

Следующим этапом в обучении является выполнение вертикальных и горизонтальных прыжков на батуте с последующим добавлением поворотов (по 180°) (рис. 5, а, б). И в том и в другом случае исходное положение перед началом поворота различно: слегка согнувшись или прогнувшись в тазобедренных суставах.

Горизонтальные прыжки с поворотами (рис. 5, а) выполняются из положений лежа на спине, лежа на животе и лежа на боку.

Упражнение на рис. 6 также выполняется на батуте, но оно более специфично и применяется для обучения повороту «от разгибания», как в сальто вперед с поворотом.

 

Рис. 5

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 6

Рис. 7

Освоение опорного способа создания вращения вокруг продольной оси тела начинается с выполнения обычного прыжка вверх на полу с последующим добавлением поворотов до 720° (рис. 7).

Затем повороты выполняются после прыжков в глубину с возвышения 40 — 50 см, сначала лицом, а затем спиной вперед (рис. 8, а, б).

Во всех случаях при освоении опорного способа создания вращения вокруг продольной оси тела гимнастам необходимо постоянно напоминать, что поворот нужно начинать после прило-

 

Рис. 8

Рис. 9

жения максимума усилии на отталкивание вверх.

Завершается обучение поворотам в условиях опоры выполнением прыжков вверх с поворотами после курбета из стойки на руках на возвышении (рис. 9).

Смешанный способ выполнения поворотов изучается в процессе исполнения конкретных акробатических прыжков, сначала пируэтов вперед, а затем назад в облегченных условиях.

Как уже отмечалось ранее, в основе обучения пируэтам лежит сальто с прямым положением тела с последующим добавлением поворота (по 180°).

Предлагаемые комплексы упражнений прошли экспериментальную проверку и могут быть рекомендованы в работе с гимнастами различного возраста.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ

   
Л. И. Богданова, мастер спорта международного класса, преподаватель ГЦОЛИФКа
 

Одним из ключевых вопросов технической подготовки в гимнастике является отбор наиболее эффективных тренировочных упражнений,

 

способных обеспечить гимнасту необходимую базовую подготовку. Этот вопрос касается всех видов многоборья, в том числе и упражнений

Library   10   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало