Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Кстати говоря, насущная задача совершенствования правил соревнований с целью более объективной оценки выступлений гимнастов во многом связана с поощрением спортсменов, которые выделяются особой виртуозностью и артистичностью. В этом направлении идет работа и в технических комитетах ФИЖ. В статье члена женского техкома ФИЖ Л. Турищевой рассматриваются возможные решения судейства «техничности» и «художественности» исполнения упражнений. Воплощение этих идей в конкретные пункты правил, думается, исключит «уравниловку» в судействе.

Как всегда, в сборнике много места отводится технической и физической подготовке в разных аспектах этих ключевых проблем гимнастики. Это и базовая техническая подготовка гимнасток на бревне (Л. Богданова), и советы по освоению перспективной техники упражнений (Ю. Кузнецов, С. Алекперов и Ф. Аллахвердиев), рекомендации по применению упражнений СФП (Л. Семенов и соавт., В. Рубин с соавт.).

 

Специалистов заинтересует, видимо, классификация упражнений на коне на основе анализа основных круговых движений на этом снаряде, предлагаемая Ю. Гавердовским.

Уделяется внимание и художественной гимнастике (статьи С. Кувшинниковой с соавторством и В. Сосиной).

В предолимпийском году советские гимнасты выступали во многих важных соревнованиях.

Итоги года, где на старте были весенние соревнования на приз газеты «Московские новости» и турнир «Рига-83», мужской и женский чемпионаты Европы, в середине лета выступления на VIII Спартакиаде народов СССР в Москве, а на финише осенний чемпионат мира в Будапеште, еще предстоит осмыслить и оценить. Использовать оставшееся время для целеустремленной подготовки наших сборных команд к очень напряженным и ответственным соревнованиям на ХХШ Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.

 

 

ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОВ
ВЫСОКОГО КЛАССА


КУВЫРОК ИЛИ САЛЬТО!

   
С. А. Алекперов, кандидат педагогических наук, доцент, Ф. Аллахвердиев, аспирант, Ленинград, ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта
 

Кувырок назад в стойку — традиционный элемент соревновательной программы на брусьях. Начиная с 1947 г. он неоднократно включался в обязательные упражнения мастеров спорта. И сейчас многие спортсмены использу. ют его в своих комбинациях.

Первоначально техника исполнения этого элемента представляла собой кувырок назад в стойку на плечах с быстрым отжиманием в стойку на руках, т. е. был типичный «кувырок» в полном соответствии с гимнастической терминологией.

Постепенно техника кувырка видоизменялась в связи с более мощным маховым движением в упоре на руках. Накопленная энергия позволяла вылетать в упор на согнутые руки с темповым выпрямлением их без переката через плечи. Фактически это уже было сальто. Фаза полета у лучших исполнителей достигала 0,25 с. Однако рисунок кувырка в основном сохранялся, и никому на приходило в голову изменить название элемента.

И вот на чемпионате мира 1981 г. несколько гимнастов показали новую трактовку техники этого элемента. Фаза полета у них завершалась постановкой прямых рук на жерди. Наиболее удачное исполнение продемонстриро-

 

 

вал китайский гимнаст Тон Фей. Следует заметить, что возможность исполнения кувырка на прямые руки и пути достижений этой цели были высказаны в специальной литературе еще за 5 лет до этого события*.

Представленный способ терминологически правильно следует назвать как махом вперед из упора на руках сальто назад в стойку, потому что элемент выполняется с рук на руки и между этими двумя опорными частями движения есть фаза полета с вращением через голову. С большой долей достоверности можно предположить, что новый способ исполнения кувырка назад в стойку (пока так будем его называть) быстро войдет в моду и вытеснит старый, традиционный точно так же, как это произошло с переворотом в стойку на кольцах. Примеров подобного рода можно привести немало. В настоящее время задача состоит в том, чтобы советские гимнасты быстрее овладели техникой прогрессивного (сальтового) способа кувырка назад в стойку.

Каково принципиальное отличие нового способа от старого? Рассмотрим это на примере

 


* С. А. Алекперов. Упражнения на брусьях, 1976, с. 53.

Library   4   Up


Contents

 

Home
   

техничного исполнения Тон Фея. На стр. 5 представлена кинограмма, отснятая на чемпионате мира.

Кадр 1 — момент завершения поворота махом вперед и старта на отодвиг.

Забегая несколько вперед, нужно сказать, что для обеспечения сальтового движения в стойку необходимо в момент отрыва от жердей (кадр 15) иметь вертикальную составляющую скорости движения общего центра массы тела (ОЦМ) 3,8 — 4 м/с. При традиционном же ис-

 

Рис. Кинограмма техники кувырка назад в стойку сальтовым движением в исполнении Тон Фея (чемпионат мира 1981 г.)

полнении кувырка скорость не превышает 2,9 — 3,1 м/с.

Тон Фей «падает» на жерди, перемещаясь сначала на прямых руках, и затем слегка сгибает руки для перехода в упор на руках (кадры 1 8). Тело выпрямлено и оттянуто, что

Library   5   Up


Contents

 

Home
 

позволяет эффективно использовать силу тяжести для нарастания скорости ОЦМ. О мощности прилагаемых усилий можно судить по такому факту. Линейная скорость ОЦМ в момент вылета (кадр 15) в два раза выше, чем в момент перехода в упор на руках. Если бы тело перемещалось только под действием силы тяжести, то скорость в момент вылета не могла бы быть выше той, которую ОЦМ имел в момент постановки плеч на жерди (кадр 7). И еще. При движении ОЦМ от вертикали (кадр 11) до фазы полета скорость практически не снизилась, несмотря на отрицательное ускорение силы тяжести. Ясно, что такой противовес (в полном смысле слова) мог быть создан только усилиями мышц плечевого пояса. Кроме разгона тела мышцам плечевого пояса необходимо удерживать его на жердях, противодействуя силам инерции и тяжести, суммарная величина которых в момент пересечения вертикали равна пятикратному весу исполнителя. Именно преодоление такого большого напряжения является основной трудностью техники кувырка с прямыми руками. Здесь уместно напомнить, что тело удерживается в упоре на руках легче, когда руки сильно согнуты (плечи перпендикулярны к жердям). А вот для раз-

 

гона выгоднее держать руки по возможности выпрямленными.

Тон Фей к моменту вылета (кадр 15). развил скорость ОЦМ (вертикальная составляющая) 3,8 м/с, что позволило ему в фазе полета подняться на 0,72 м. Поскольку к моменту вылета ОЦМ находился примерно на 0,25 м выше жердей, Тон Фей завершил кувырок сальтовым движением с прямыми руками (кадр 21) при высоте ОЦМ над жердями 0,97 м.

В статье не ставится задача раскрыть методику обучения — она описана во многих источниках. Главное — должно быть понято и взято на вооружение то, что без уверенного схода и мощного разгона в упоре на руках кувырок на прямые руки сделать невозможно. Этому и нужно учиться.

В заключение еще раз следует остановиться на том, что предлагаемый термин не только определяет название элемента, но и его сущность. Название «сальто» связано с вращением в фазе полета и уже само по себе будет стимулировать максимальную мощность движений в фазах разгона. Собственно кувырок таких усилий не требует. Поэтому рассмотренное упражнение предлагается назвать «сальто назад в стойку из упора на руках».

 

 

СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АКРОБАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ

   


Ю. Л. Кузнецов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, Ленинград
 

В настоящее время, когда уровень развития спортивной гимнастики характеризуется значительным увеличением во всех видах многоборья удельного веса акробатических упражнений, чрезвычайно важное значение приобретает совершенствование акробатической подготовки, обеспечивающей дальнейший рост мастерства гимнастов.

Известно, что средства и методы обучения тесно взаимосвязаны с существующими представлениями о современной технике упражнений. В то же время многие гимнасты, тренеры не успевают перестроиться на новые «рельсы» и продолжают в своей работе руководствоваться традиционными, уже устаревшими понятиями о технике и методике обучения. Например, в начале семидесятых годов считалось, что отталкивание в пируэтах различной сложности необходимо выполнять с прямым положением тела, по возможности сохраняя его в безопорной фазе (В. Н. Курысь, Н. Г. Сучилин, 1972, и др.). Согласуясь с данными положениями, строилась и методика обучения пируэтам, в основе которой лежало освоение сальто назад с прямым телом и с последующим последовательным (по 180°) добавлением вращения вокруг про-

 

дольной оси тела. Эта методика не устарела и в наше время, но механический перенос сальто назад с прямым телом в качестве базового упражнения на двойное сальто, лежащее в основе современной гимнастики, оказался серьезной ошибкой (А. Ф. Радионенко, 1977, В. Е. Заглада, 1979, и др.).

Отталкивание с прямым положением тела биомеханически оправдано только в одинарных сальто с поворотами.                                    *

Наиболее сложные акробатические прыжки, выполняемые гимнастами в вольных упражнениях, условно можно разделить на две отличные друг от друга группы. К первой относятся прыжки с пребладанием вращения вокруг продольной оси, а ко второй — вокруг поперечной оси тела.

Следовательно, базовым элементом для пируэтов является сальто назад с прямым телом, а для двойных сальто — сальто прогнувшись с приземлением на спину на поролоновый куб.

Прежде чем приступать к изучению сложных акробатических упражнений, гимнасты должны в совершенстве овладеть техникой названных прыжков, а также предшествующих им элементов (рондат, переворот назад).

Library   6   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало