Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Рис. 6

Рис. 7

Освоение опорного способа создания вращения вокруг продольной оси тела начинается с выполнения обычного прыжка вверх на полу с последующим добавлением поворотов до 720° (рис. 7).

Затем повороты выполняются после прыжков в глубину с возвышения 40 — 50 см, сначала лицом, а затем спиной вперед (рис. 8, а, б).

Во всех случаях при освоении опорного способа создания вращения вокруг продольной оси тела гимнастам необходимо постоянно напоминать, что поворот нужно начинать после прило-

 

Рис. 8

Рис. 9

жения максимума усилии на отталкивание вверх.

Завершается обучение поворотам в условиях опоры выполнением прыжков вверх с поворотами после курбета из стойки на руках на возвышении (рис. 9).

Смешанный способ выполнения поворотов изучается в процессе исполнения конкретных акробатических прыжков, сначала пируэтов вперед, а затем назад в облегченных условиях.

Как уже отмечалось ранее, в основе обучения пируэтам лежит сальто с прямым положением тела с последующим добавлением поворота (по 180°).

Предлагаемые комплексы упражнений прошли экспериментальную проверку и могут быть рекомендованы в работе с гимнастами различного возраста.

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ

   
Л. И. Богданова, мастер спорта международного класса, преподаватель ГЦОЛИФКа
 

Одним из ключевых вопросов технической подготовки в гимнастике является отбор наиболее эффективных тренировочных упражнений,

 

способных обеспечить гимнасту необходимую базовую подготовку. Этот вопрос касается всех видов многоборья, в том числе и упражнений

Library   10   Up


Contents

 

Home
 

на бревне, где круг элементов весьма разнообразен.

Характеризуя современный состав упражнений на бревне, обычно имеют в виду следующие основные группы движений: передвижения, равновесные положения, кувырки и перекаты, волны, обороты, повороты, полуперевороты и перевороты различного типа, сальтовые элементы, прыжки и подскоки, а также наскоки и соскоки. За исключением последних, все названные типы упражнений являются специфическими по структуре и могут быть с этой точки зрения охарактеризованы. Что касается наскоков и соскоков, то это, как известно, движения, участвующие в формировании комбинации, но могущие иметь различную структуру. В частности, они могут включать в себя двигательные элементы, характерные и для сальтовых упражнений, прыжков, переворотов различного типа, а также равновесных положений и т. д. Приведенный перечень упражнений, представляющий собою, по сути дела, классификацию, вполне удовлетворительную для решения задач тренировочного процесса, судейства и т. д., вместе с тем, отбирая упражнения для технической подготовки гимнасток на бревне, следовало бы более точно знать, каков конкретно двигательный состав данных упражнений. С этой точки зрения необходимо иметь объективный критерий, на основе которого можно было бы оценить дидактическую ценность каждого тренировочного упражнения, включаемого в программу технической подготовки. В качестве такого критерия, вероятно, можно выделить наличие в каждом конкретном соревновательном упражнении «базовых компонентов движения».

Упражнения на бревне состоят из двигательных компонентов, которые могут повторяться в упражнениях различных структурных семейств. Чем чаще один и тот же компонент повторяется в различных по структуре движениях, тем выше его базовое значение для технической подготовки гимнастки в данном виде многоборья.

Какие же двигательные компоненты входят по преимуществу в состав движений, выполняемых на бревне? Насколько эти компоненты важны для технической подготовки гимнасток и насколько они весомы?

При изучении данного вопроса нами был рассмотрен двигательный состав современных упражнений на, бревне, выполняемых гимнастками высокого класса, а также проведен анкета ный опрос группы высококвалифицированных экспертов, состоящей из научных работников, специалистов в области гимнастики, ведущих тренеров СССР. В результате исследования удалось выявить 9 наиболее характерных двигательных компонентов, могущих иметь базовое значение для технической подготовки гимнасток на бревне. Такими компонентами являются:

1)   безопорное вращение тела вокруг фронтальной и продольной осей;

2)   повороты усложняющего типа (встреча-

 

Рис. 1. Базовые двигательные компоненты в упражнениях на бревне

1. Компоненты общего назначения:

1)  безопорное вращение тела вокруг продольной и фронтальной осей;

2)  повороты усложненного типа;

3)  отталкивания ногами;

4)  отталкивания руками.

II. Компоненты специального назначения:

8)  навыки постановки ног на ограниченную опору;

9)   навыки постановки рун на ограниченную опору.

I. Компоненты общеспециального назначения:

5)  устойчивость тела в ортоградном положении;

6)  устойчивость тела в перевернутом положении;

7)  собственно повороты инерционного типа.

ющиеся в акробатических элементах типа «твист», «пируэт» с приземлением на бревно);

3)    отталкивания ногами;

4)    отталкивания руками;

5)   устойчивость тела в ортоградном положении;

6)   устойчивость тела в перевернутом положении (в стойках на руках и т. п.);

7)   собственно повороты инерционного типа;

8)   навыки постановки ног на ограниченную опору;

9)   навыки постановки рук на ограниченную опору.

Перечисленные базовые компоненты и соответствующие им навыки могут быть сгруппированы. На рис. 1 показаны в условной форме 3 такие группы.

Первая группа представлена компонентами общего назначения, двигательные действия которых используются во всех или большинстве видов многоборья. Таковы действие, связанные: с отталкиваниями (ногами или руками); с безопорным вращением тела; с выполнением поворотов усложненного типа.

Основной особенностью базовых компонентов данной группы является то, что при перенесении их на бревно не требуется какой-либо существенной коррекции навыков. В связи с этим возможно существование единых подходов к подготовке гимнасток, а именно специальных разделов общей подготовки: прыжковой, акробатической и др. Можно подчеркнуть, что базовые компоненты общего назначения важны для технической подготовки гимнасток на бревне, но в большинстве случаев вырабаты-

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

ваются средствами вне этого гимнастического снаряда.

Вторая группа представлена базовыми компонентами специального назначения, тесно связанными со спецификой упражнений на бревне, в частности с постановкой опорных звеньев тела (ног и рук) на верхнюю поверхность снаряда. Все эти действия существуют в аналогичных формах и в условиях, отличительных от бревна, но здесь они значительно ограничены условиями опоры. Так, постановка ног или рук в акробатических прыжках, выполняемых на ковре, значительно отличается от тех же прыжков на бревне. При этом часто требуется не только коррекция существующего навыка, но и его полная переделка. Таким образом, двигательные действия, составляющие базовые компоненты данной группы, требуют специальной подготовки лишь при условии выполнения движений на бревне, т. е. в адекватных опорных условиях. Следует отметить, что базовые компоненты данной группы являются актуальными только для одного вида многоборья — упражнений на бревне и наиболее полно отражают его специфику.

Третья группа представляет собой базовые компоненты, имеющие как общее, так и специальное назначение. Составляющие их двигательные действия встречаются и в других видах многоборья, но при перенесении на бревно требуют некоторой коррекции навыков, связанной со спецификой снаряда. Сюда относятся двигательные действия, связанные с поддержанием устойчивого положения тела в перевернутом и ортоградном положении на ногах, а также собственно повороты инерционного типа. Точно так же, как и двигательные действия первой группы, эти базовые компоненты могут вырабатываться посредством специальной подготовки: стоечной, равновесной и т. п., между тем при перенесении на бревно они требуют известной модификации. В частности, здесь особо следует учитывать возможность отрицательного переноса навыка. Так, многие движения в случае прямолинейного переноса могут давать отрицательный эффект. Это, например, касается поворотов на высоких полупальцах, выполняемых на большое число градусов, которые на полу исполняются с большой скоростью, на низких полупальцах, не контролируются в смысле строгого соблюдения плоскости движения и не заканчиваются остановкой в равновесии на высоких полупальцах. При перенесении на бревно эти движения как раз очень ограничиваются этими факторами.

Таким образом, основной особенностью базовых компонентов, составляющих группу общеспециального назначения, следует считать опасность отрицательного переноса навыков, сформированных на других гимнастических снарядах, на бревно.

Подводя итоги анализа трех групп базовых компонентов движения в упражнениях на брев-

   

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
  Рис. 2. Содержание базовых компонентов движений в упражнениях разных структур (навыковый состав упражнений на бревне)
Базовые компоненты движения (к рис. 2, 3, 5):

1  — устойчивость тела в ортоградном положении;

2  — устойчивость тела в перевернутом положении;

3  — навыки постановки рук на опору;

4  — навыки постановки ног на опору;

5  — отталкивания ногами;

6  — отталкивания руками;

7  — собственно повороты инерционного типа; 8 — безопорное вращение тела;

9 — повороты усложняющего типа.


 

не, следует еще раз подчеркнуть, что для полноценной технической подготовки гимнасток одинаково важны все 9 базовых компонентов, однако 5 из 9 можно сформировать только при непосредственном выполнении упражнений на бревне.

Представляет интерес рассмотреть, из каких же именно базовых компонентов и в какой степени представленных состоят общеизвестные группы упражнений на бревне. Нами было проведено исследование, результаты которого представлены на рис. 2. На оси абсцисс рисунка чередуются общеизвестные типы упражнений на бревне. На ординате рисунка собраны признаки, относящиеся к базовым двигательным компонентам упражнения, названные выше. И, наконец, на аппликате рисунка (высота) показан признак, который мы будем называть «базовым весом» двигательного компонента. Эта характеристика была определена в процессе экспертных оценок и отражает мнение экспертов о важности каждого двигательного компонента при его использовании в той или иной структурной группе движений. Можно видеть (см. рис. 2), что общеизвестные разновидности упражнений на бревне «собираются» из различного количества и разных по смыслу «базовых компонентов». При этом степень проявления базовых компонентов весьма различна. Наименьшим количеством базовых компонентов, необходимых для исполнения данного упражнения, характеризуются волны и обороты. В самом деле, эти упражнения на практике не являются сложным и для освоения, так как не содержат в себе значительного числа сложных двигательных действий, а также безопасны, не рискованны в исполнении. Вместе с тем наиболее типичными, специфическими для бревна являются повороты, так как эти движения «собираются» преимущественно из двигательных компонентов, характерных именно для бревна, и, напротив, не содержат компонентов общего назначения. Наконец, максимальным числом базовых компонентов характеризуется группа быстрых переворотов (восемь из девяти), которые в большинстве случаев и имеют высокие «базовые веса». Продолжая анализ данных, представленных на рис. 2, следует отметить, что ни один из базовых компонентов не входит в состав абсолютно всех групп движений, вы-

 

полняемых в упражнениях на бревне, что может указывать на их определенную специфичность. Кроме того, результаты проведенного исследования подтвердили предположение о том, что различные структурные группы движений характеризуются определенным сочетанием базовых компонентов, входящих в их состав и определяющих их техническую структуру.

Таким образом, принятое в практике разделение всего многообразия движений, выполняемых на бревне, на ряд групп на основании их внешнего сходства в большинстве случаев определяется их различиями во внутренней структуре и достаточно обосновано с точки зрения «обеспечения» данных упражнений базовыми компонентами движения. Исключение составили группы полупереворотов и медленных переворотов, которые имеют не только одинаковые сочетания базовых компонентов, входящих в их состав, но и примерно равные показатели их «базовых весов». Наличие тесной взаимосвязи во внешней и внутренней структуре данных групп движений позволяет рассматривать их как единую группы движений — группу медленных переворотов, которая и представлена на рис. 2. Для остальных же групп движений характерна достаточно выраженная разнородность внутренней структуры.

Анализируя «базовый состав» движении разной структуры (содержание базовых компонентов движения в упражнении рис. 2), явно выделяются движения группы быстрых переворотов, которые охватывают подавляющее большинство базовых компонентов. Большое количество базовых компонентов входит также в состав групп медленных переворотов, поворотов и сальтовых элементов. Кроме того, необходимо обратить внимание на наличие некоторой специализаций, свойственной отдельным группам движений. Так, группы волн, передвижений, поворотов выполняются только на самом бревне; кувырки и перекаты, обороты, равновесные положения, прыжки используются и в качестве наскоков (медленные и быстрые перевороты, сальтовые элементы) и выполняются на бревне. Универсальность последних трех групп движений еще раз доказывает их большую базовую ценность, в связи с чем в программах технической подготовки на бревне элементы этих групп движений должны быть достаточно широко представлены в качестве непосредственно тренировочных упражнений.

Из всего сказанного выше ясно, что степень влияния отдельных базовых компонентов движения на общий уровень технической подготовленности гимнасток не может быть одинаковой. Об этом, в частности, говорят суммарные показатели «базовых весов», характерных для отдельных компонентов движения на бревне, приведенные на рис. 3. Видно, например, что повороты инерционного типа (группа 7) вносят весьма незначительный вклад в структуру упражнений на бревне в целом и, напротив,

 
Library   13   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 3. Суммарные показатели «базовых весов», отдельных базовых компонентов движения (по результатам опроса экспертов)

двигательные компоненты, связанные с обеспечением устойчивости тела в ортоградном положении, а также с постановкой ног на специфически узкую опору, занимают важное место. Однако наличие тех или иных двигательных компонентов в структуре разнообразных упражнений на бревне еще не полностью определяет значение данных действий для технической подготовки гимнасток. Важное значение имеет и то, как часто гимнастка обращается к тем или иным видам упражнений, включает их в соревновательные комбинации. На рис. 4 представлены данные исследования, проведенного на

 

Рис. 4. Использование движений разных структур в двигательном составе современных упражнений на бревне
Структурные группы движений:

1  — равновесие положения;

2  — волны;

3 — кувырки и перекаты; 4 — повороты;

5 — медленные перевороты;

6  — обороты;

7 —   быстрые перевороты;

8 —  передвижения;

9 —  прыжки; 10 — сальто.

 

Рис. 5. Результаты расчета «базовых коэффициентов» для отдельных компонентов движений на бревне

материале соревнований 1979 — 1981 гг., которые позволяют ответить на такой вопрос. Видно, например, что движения типа поворотов, специфический двигательный компонент которых, как уже отмечалось выше, довольно редко встречается в структуре других упражнений, вместе с тем очень часто используются в соревновательных программах. Повороты данного типа в сочетании с разного рода передвижениями составляют примерно 47% всех случаев повторений различных движений на соревнованиях.

Таким образом, чтобы окончательно установить весомость тех или иных двигательных компонентов для технической подготовки гимнасток на бревне, следовало бы учитывать по крайней мере два основных фактора, а именно: вклад каждого базового компонента в двигательную структуру наиболее употребимых разновидностей упражнений на бревне и повторяемость этих движений в современных комбинациях, демонстрируемых на соревнованиях. Для оценки упражнений на бревне по этому показателю можно использовать специальный коэффициент, который представляет собою произведение «базового веса» двигательного компонента на показатель «частотности» повторения данного компонента в упражнениях, включаемых в комбинации на бревне. Данные такого рода, рассчитанные на примере соревнований XXI чемпионата мира, представлены на рис. 5, из чего можно заключить, что наиболее важными все-таки являются двигательные компоненты, обеспечивающие устойчивость гимнастки в ортоградном положении, и навыки, связанные с точной постановкой ног на ограниченную опору. Весьма важен также навык выполнения отталкивания ногами на ограниченной опоре.

Таким образом, резюмируя сказанное выше, можно отметить следующее. Чем чаще компо-

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

нент повторяется в различных по структуре движениях, тем выше его базовое значение. Однако с практической точки зрения важность того или иного упражнения определяется не только показателем базовости двигательных компонентов, но и тем, как часто данное упражнение используется в соревновательных комбинациях. Названные здесь характеристики позволят отобрать наиболее важные двигательные навыки, которые составят основу программы специализированной технической подготовки на данном снаряде.

В настоящее время термин «специализированная техническая подготовка» (СТП) трактуется как процесс долгосрочного перспективного обучения, направленного на приобретение и дальнейшее совершенствование базовых двигательных навыков и сопутствующих им качеств, осуществляемый посредством специального учебного материала в каждом виде многоборья (Ю. К. Гавердовский, 1978, 1979). В соответствии с этим и опираясь на изложенные выше посылки нами были разработаны специализированные программы технической подготовки на бревне. С этой целью было выделено 2 типа специализированных программ: специализированные учебные (СУ программы) и специализированные тренировочные (СТ программы). Непосредственное обучение осуществляется посредством работы над материалом СУ программ, общее число которых определяется общим количеством базовых компонентов движения в виде многоборья. Так, в упражнениях на бревне в связи с выделением 9 базовых компонентов возможно наличие 9 СУ программ. Каждая из этих программ ставит перед собою задачу овладения одним базовым компонентом движения и представляет собою комплекс упражнений, направленных на формирование навыков владения базовыми двигательными действиями данного компонента, а также развитие сопутствующих им физических качеств. При этом объем тренировочных упражнений, входящих в состав каждой СУ программы, определяется количеством двигательных действий, входящих в состав базового компонента движения, и степенью их сложности.

В состав программ данного типа могут входить как простые и легкодоступные упражнения, так и довольно сложные, которые могут выполняться непосредственно на бревне или в условиях к нему приближенных (на полу по одной линии, на скамейке) и в условиях малосходных (у станка, на батуте и т. п.). Следует отметить, что в малосходных условиях чаще всего формируются базовые компоненты общего назначения. При этом возможность использования различных опорных условий для формирования одного базового компонента движения обусловлена необходимостью тщательного контроля за становлением каждого базового навыка, представляющего один из кирпичиков фундамента технической подготовки гимнастки.

 

На этапе начальной подготовки СУ программы служат специальным учебным материалом в данном виде многоборья. В это время прежде всего осваиваются наиболее легкие и доступные для гимнасток младших разрядов упражнении. Преимущество СУ программ заключается в возможности регулировать содержание обучения, ориентируясь на степень подготовленности не только отдельных групп гимнасток, но и каждой гимнастки в отдельности. В период начальной подготовки трудность осваиваемых упражнений постепенно, но весьма значительно повышается, а к периоду углубленной специализированной подготовки предметом основной работы становится лишь небольшая часть упражнений, преимущественно особо трудные упражнения каждой из СУ программ.

Следует также отметить, что в состав всех 9 СУ программ входит большое количество упражнений на развитие специальных физических качеств, особенно тех из них, которые тесно связаны с овладением базовыми компонента-ми движения. Вместе с тем особое внимание в программах технической подготовки следует уделять тем упражнениям, которые способствуют развитию необходимых физических качеств и формированию технических навыков. Следует сказать и о том, что в силу недостаточного уровня физической и технической подготовленности начинающих гимнасток СУ программы в большинстве случаев не могут быть использованы в виде законченных учебных комбинаций на бревне. Они представляют собою комплексы упражнений, состоящие из отдельных двигательных заданий, которые могут выполняться в любой части тренировочного занятия.

По нашему мнению, одной из наиболее перспективных форм организации занятий с юными гимнастками является возможность включения ряда упражнений СУ программ в содержание хореографической разминки, выполняемой под руководством тренера или хореографа перед тренировкой, в конце или середине тренировочного занятия, непосредственно на бревне, на полу или ковре, у станка. Проведенные нами эксперименты доказали рациональность использования занятий хореографией, проводимых по специальной методике, как средства формирования большинства базовых двигательных навыков на бревне.

Основной задачей программ второго типа (СТ программ) является уже не столько обучение, сколько совершенствование сформированных ранее навыков и качеств, в связи с чем в учебный процесс программы данного типа включаются значительно позже — на достаточно высоком уровне развития технического мастерства гимнасток (уровень гимнасток высокой спортивной квалификации). СТ программы представляют собою законченные учебные комбинации, которые при этом не сходны с соревновательными упражнениями, так как, во-первых, могут не содержать наскока и соскок

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

во-вторых, содержат серии повторяющихся упражнений и, в-третьих, имеют значительно большую продолжительность по времени, а именно не ограничены временными рамками. На этапе высшего спортивного мастерства программы данного типа могут быть успешно использованы в качестве специализированной разминки на снаряде. Такая разминка выполняется каждой гимнасткой на отдельном бревне, в редких случаях — двумя гимнастками на одном бревне, и преимущественно на высоком, что требует наличия соответствующих условий. Кроме того, основу программ данного типа составляют упражнения, направленные на поддержание достигнутого уровня владения всеми базовыми навыками упражнений на бревне, а также совершенствование. В отличие от учебных программ программы тренировочного типа в основном содержат наиболее сложные упражнения каждой из СУ программ, выполняемые в соединениях и в связи с этим предъявляющие повышенные требования к уровню технической подготовленности гимнасток.

Одной из положительных сторон программ тренировочного типа является также возможность индивидуализации обучения посредством составления различных программ (имея при этом возможность их постоянного обновления). Такие комбинации сближают программы данного типа с соревновательными упражнениями, причем интенсивность построения упражнений и возможность увеличения их по времени дают возможность одновременно совершенствовать и специальную двигательную выносливость.

Основной задачей СТ программ на этапе высшего спортивного мастерства следует считать поддержание спортивной формы, особенно в переходном периоде подготовки, когда гимнастка не выполняет квалификационных упражнений. Кроме того, СТ программы способствуют быстрому восстановлению спортивной формы после длительных перерывов в тренировке, вызванных травмами и другими причинами.

Наличие предлагаемых двух типов программ специализированной технической подготовки на бревне позволяет более конкретно осуществлять планирование многолетней технической подготовки гимнасток на данном снаряде,

 

учитывая сочетание работы по СУ и СТ программам с овладением соревновательными упражнениями. Так, на этапе отбора и начальной подготовки преимущественно должны использоваться только СУ программы. На этапе специализированной подготовки — СУ и СТ программы, на этапе высших достижений — СТ программы плюс отдельные упражнения СУ программы, и на этапе завершения — преимущественно только СТ программы. В этом случае основная работа над материалом специализированных программ будет проводиться на этапах начальной и специализированной подготовки. В это время учебный материал предложенных двух типов программ должен являться основным содержанием тренировочного процесса в упражнениях на бревне. Предполагается, что при рационально организованном тренировочном процессе на этапе углубленной специализированной технической подготовки уровень владения различными базовыми компонентами движения должен выравниваться и тем самым индивидуальные различия в технической подготовке гимнасток на данном виде многоборья должны сглаживаться.

Проведенное исследование уточняет подход к развитию базовых навыков и качеств в гимнастике на примере одного из видов женского многоборья. Проведенный нами педагогический эксперимент достоверно показал рациональность предложенной методики СТП, подтвердив предположение о том, что становление технического мастерства гимнасток на бревне посредством работы над учебным материалом двух типов специализированных программ значительно повышает уровень их двигательных и технических возможностей. Так, гимнастки, тренировавшиеся по предложенной программе в течение года, в более короткий срок сумели овладеть материалом обязательной программы, повысили стабильность выполнения упражнений на бревне в условиях соревнований и их сложность, а также улучшили выразительность исполнения квалификационных упражнений по сравнению с гимнастками, не пользующимися предложенной методикой технической подготовки.

 

 

СОВЕТЫ ТРЕНЕРАМ


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ «МЕДЛЕННОЙ» СИЛЫ

   
Л. П. Семенов, кандидат педагогических наук,
А. Г. Трифонов, аспирант ГЦОЛИФКа,
А. П. Колосов, заслуженный тренер РСФСР
 

Выявление рациональной техники выполнения сложных силовых упражнений и разработка методики обучения им — проблема, актуальность которой не подлежит сомнению.

 

Наиболее удачным видом гимнастического многоборья для разбора силовых упражнений являются кольца. Это связано как с особенностями конструкции снаряда, так и с требования-

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало